ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 10 страница



Затем подлежат объяснению те выражения псалма 52, которых нет в псалме 13. Это слова 6-го стиха: яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. В русской Псалтири по переводу с еврейского этот стих передается так но Бог разсыплет кости ополчающихся против тебя под именем человекоугодников или противников Богу некоторые из древних церковных толковников (блж. Феодорит [6, с. 248]) разумеют ассириан, коих кости Бог рассыпал, избив их чрез ангела, в числе 185 тысяч воинов, и в частности - военачальника их Рабсака, который произносил хульные слова на Бога и Творца всяческих, думая тем угодить безбожным ассирианам (во времена блж. Иеронима Стридонского Рабсака считали отступником из евреев). Ассирийский царь Сеннахирим и главный военачальник ассирийских войск Рабсак, подступив к Иерусалиму, с гордостью требовали себе покорности от иессеев и царя их Езекии, произнося в то же время хулы на Бога иудеев и говоря, что Бог не спасет их от мощной силы ассириян. Но вскоре им пришлось устыдиться и устрашиться, когда они увидели свое уничижение - быстрое поражение своего войска от руки ангела: тогда они постыдешася, яко Бог уничижи их.

Итак, оба рассмотренные нами псалма - 13 и 52, сходные один с другим и по содержанию, и по буквальному изложению, достаточно выясняют ту мысль, что "лукавый мир, уклонившись от Бога, пременил "истину Божию во лжу" (Рим. 1.25), хитрый отец лжи посеял между человеками все виды суеверия и заблуждения. И нет такой лжи и нелепости, которой не верили бы человеки. Взгляните на мир языческий: не совершенное ли это царство глубочайшей тьмы и неведения? Не полное ли торжество отца лжи и заблуждения? Чему не поклонялся бедный язычник, кроме истинного Бога? Поклонялся и солнцу и луне, боготворил животных и растения, служил праздным мечтам своего нечистого воображения, говорил древу и камени: ты мой бог, боготворил даже собственные свои страсти и пороки. Блуждал, как бессловесные, без веры и Закона Божия; жил, как бессловесные, водясь одними чувствами и побуждениями плотскими; умирал, как бессловесные, без надежды и упования другой, лучшей и совершеннейшей жизни. Как ни притворяется иногда мир добрым и любящим правду: но нетрудно видеть при свете Слова Божия, что он весь во зле лежит. Нет беззакония, в которое не впал бы падший человек; нет преступления, которым не пятналось бы человечество; нет вида нечистоты и скверны, которым не осквернилась бы земля наша; нет вида злобы и лукавства, от которых не страдал бы род человеческий. Хотя темное сознание правды и добродетели не умирало совершенно в человечестве; но и это сознание служило только к обличению, а не к исправлению, томило душу и сердце, а не утешало и не ободряло. Чего не предпринимала мудрость человеческая, чтобы остановить поток зла? Изобретались правила и нравоучения, писались законы и постановления, употреблялись жестокости и казни во имя правды и добра: но эти слабые преграды падали одна за другой, а зло росло и ширилось. Приниче Господь с высоты Своея видети, аще есть разумеваяй или взыскали Бога - и что же увидело чистое око Божие? Всиуклонишася, омерзишася в начинаниих вкупе непотребны быша, несть творяй благое, несть до единаго. И до того огрубело падшее человечество в беззакониях, что, когда Сама Правда Божия явилась миру в лице Иисуса Христа - Праведника, Она была не узнана и отвергнута, презрена и уничижена. Гонимая и преследуемая злобою, Она не имеет, где главу подклонити, и обретает убежище на позорном месте казни; Она поругана и осмеяна, увенчана тернием и пригвождена ко кресту. Не полное ли, по-видимому, торжество нечестия и злобы? Сам диавол не мог пожелать большего торжества себе, как сделать из ученика - предателя, из первосвященников и вождей народа Божия - злодеев и христоубийц, из народа, возлюбленного Богом, - народ богоненавистный и отверженный. Но надолго ли это мнимое торжество? Думала ли сама злоба, что, предавая на смерть неповинного, она предаст собственное счастье - временное и вечное, и покупает себе вечное мучение геенны? Губя Иисуса, губит в Нем все свое блаженство и остается с одною адскою мукой?.. Предвидел ли сам диавол, что воздвигнутый по наущению его крест поразит его самого во главу, что пригвожденный ко кресту Иисус ныне же разрушит его царство, ниспровергнет его державу? Что осужденный на распятие Сын Человеческий Сам явится некогда Судиею всего мира и низвергнет его во огнь вечный, на мучение нескончаемое? Надеялись ли бедные рыбаки Галилейские, что преданный на крест Учитель их сядет на престоле славы Своея, что и они сами сядут с Ним на двунадесяти престолах, судяще обеманадесяте коленома израилевама? Но воскресе Христос, - и все нечаемое совершилось, ненадеемое исполнилось, неожиданное явилось во свете. Распятый Иисус сидит на престоле славы, одесную Бога Отца; призванные Им рыбари прославлены во Царствии Божием; злоба и нечестие поруганы, ад и диавол ниспровергнуты, правда и святыня превознесены и прославлены" (Димитрий, архиеп. Херсонский. Слова, беседы и речи). Вот когда возвратил Господь пленение людей Своих, вот когда настали радость для Иакова и веселие для Израиля!

ПСАЛОМ 14

 

Надписание сего псалма то же, что и псалма тринадцатого: В конец, псалом Давиду (объяснение см. в Пс. 4 и 6).

Ст. 1. Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? Обитать значит "жить"; отсюда слово "обитель". Жилищем Божиим называется здесь, как и в других псалмах (83:5), скиния Божия при Давиде, а после него храм Иерусалимский, построенный Соломоном; святою горою пророк называет гору Мориа, или Сион, на которой построен был город Иерусалим. Таково общепринятое значение слов сего стиха. Но, конечно, не в таком значении нужно понимать здесь эти слова. Пророк Давид, как это показывает содержание всего псалма, начертывает в нем путь благочестивой жизни, которым можно достигнуть Царствия Небесного и удостоиться вечного сожительства в нем с Самим Богом. Как другие пророки проповедовали о Царствии Небесном вообще через видимые, вещественные прообразы, так и Давид, под именем святой горы, изображает здесь "небесный", горний "Иерусалим" (Евр. 12:22), а под именем жилища или дома Божия - "скинию нерукотворенную, вечную, обители" небесные (Деян. 7:47-49, Апок. 21:2-3; Ин. 14:2). Взирая на свой город Иерусалим и на устроенную в нем новую скинию, Давид как бы так рассуждает: вот, Господи, многие из иудеев собираются в скинию Твою святую, построенную на сей горе Сионской, и здесь совершают установленный Тобою чин внешнего богослужения, принося Тебе тучные жертвы, состоящие во всесожжении тельцов, овнов, волов и проч.; но все ли они, все ли эти чтители скинии земной, вступающие на Сион, святую гору Твою, удостоятся обитать в той скинии небесной, которая предназначена для вечного обитания Твоего с избранными Тобою? Все следующие стихи псалма составляют ответ на этот вопрос, предложенный в первом стихе. Ответ этот пророк получает от Святого Духа и говорит:

Ст. 2. Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своей. То есть тот будет обитать в жилище или в дому Божием и унаследует небесное блаженство, кто проводит жизнь беспорочную, кто идет по святому пути добродетели и делает правду, и у кого истина не на языке только, но и в сердце, - кто действительно любит истину. Достоподражаемым примером такой жизни по закону Ветхого Завета могут служить праведные родители Иоанна Предтечи Захария и Елизавета, о которых Святое Евангелие повествует: "Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна" (Лк. 1:6).

Ст. 3. Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя. Сначала пророк вообще сказал о пути непорочной и праведной жизни, который один только приводит в обители Отца Небесного, а далее - показывает частные, что именно тот удостоится жить в дому Божием или наследовать Царствие Небесное, кто не делает никакого зла, ни сердцем, ни языком, ни делом. "Соблюдая строгую последовательность, - говорит блж. Феодорит, - пророк сперва упомянул о сердце, потом о языке, а затем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль" [6, с. 61]. Глаголяй истину в сердце своем - это говорит о сердце, т.е. о том, кто имеет мысли и чувства чистые и говорит одну только правду, не боясь ненависти злобных людей и не стараясь угодить сильным и властным. И всякий, кто поступает вопреки сему, уже не имеет, не глаголет истины в сердце своем. Таковы все те, кто преследует свои честолюбивые, корыстолюбивые и вообще низкие цели и выгоды, забывая о чести и пользе ближнего. Они не глаголют истины в сердце своем, но ложь; потому что предпочитают бесполезное полезнейшему, свою личную пользу и выгоду пользам и интересам общественным. Иже не ульсти языком своим - эти слова пророк относит к языку, т.е. кто не льстит, говорит он, не клевещет, не злословит и не поносит ближнего языком, тот может несомненно надеяться на вселение в горнем Иерусалиме, или, что то же, в Царствии Небесном. А в следующих за тем словах пророк говорит о самых делах, за которые можно удостоиться блаженной жизни в обителях небесных и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближний своя.

Ст. 4. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся. То есть обитать в жилище Бога Небесного и вселиться во святую гору Его может только тот, кто не только не делает зла ближнему своему, но и не допускает, насколько то возможно, чтобы другие озлобляли его. И потому не принимает поношения, ругательства или укоризны на ближних своих, не попускает, чтобы кто в присутствии его оскорбил ближнего не только делом, но даже и словом: он отворачивается, затыкает уши от всякого поносного слова, лжи и клеветы, сплетаемых людьми злоязычными и праздными, которые ничем другим не занимаются, как только переговорами и пересудами ближних своих. Таковые злонамеренные и лукавые люди ничтожны и мерзки в глазах его; он удаляется от них. И напротив того, он почитает и прославляет людей добрых, честных и богобоязненных. Вместе с этим, что скажет или обещает ближнему, то он свято и нерушимо исполняет, тем более никогда он не изменяет своей клятве, никогда не нарушает клятвенного обещания: кленыйся искреннему своему и не отметался.

Ст. 5. Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век. Сребра не даде в лихву - значит: денег не давал в рост, под проценты. По закону (Втор. 23:19.20), евреям дозволено было брать проценты, но только с иноплеменников, а не со своих евреев; впоследствии же времени отдача денег в рост распространилась и между евреями и потому была осуждаема пророками (Иез. 18:8). И мзды на неповинных не прият, т.е. не берет взятки или подарки, для того чтобы осудить или притеснить невинного. Сказав вообще о праведной и добродетельной жизни, чрез которую можно достигнуть Царствия Небесного, пророк в частности упоминает о трех пороках, которыми в особенности нарушается святая и благочестивая жизнь и которых особенно должен удаляться человек, желающий наследовать блаженство будущей жизни. Это - 1) клятвопреступление, о котором сказано в словах предыдущего стиха: кленыйся искреннему своему и не отметаяся; 2)лихоимство, о котором говорит, сребра своего не даде в лихву и 3) мздоимство - и мзды на неповинных не прият. Пророк упоминает об этих трех пороках в особенности, или потому, что "сребролюбие есть корень всех зол", как говорит апостол (1 Тим. 6:10): от него - и клятвопреступление, и ложь, и обман, и лихоимство, и мздоимство; или потому, что пороки эти всегда были свойственны иудеям, как свойственны они и потомкам их, нынешним евреям. Таким образом, в псалме 14 в кратких словах изложены почти все главные обязанности нравственного ветхозаветного закона и указан путь к достижению Царствия Божия. Творяй сия, т.е. исполняющий эти обязанности, не подвижится во век, будет иметь твердую и непоколебимую надежду наследовать вечноблаженную жизнь на небесах, твердо пойдет по пути добродетели - таковому уготован вечный покой 1 на святой горе Божией.

ПСАЛОМ 15

 

Надписание сего псалма состоит из двух слов: Столпописание, Давиду. В русской Псалтири просто - песнь Давида. Слово столпописание различно объясняется у священных толкователей псалмов. Так как в псалме 15 заключается пророчество о воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа, и он потому принадлежит к числу пророчественных, или мессианских, псалмов, то святые отцы и считают его как бы памятником после победы Спасителя над смертью и думают, что он потому и назван столпописанием, что Давид выставил его как бы написанным на столпе, для своих потомков. В еврейской же Библии это надписание читается: "миктам", что по-русски значит "золотая", или драгоценная, песнь.

Ст. 1. Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Вдохновенную песнь свою пророк начинает с того, что просит Господа Бога хранить его во всю жизнь, причем вполне препоручает себя водительству Божию, говоря, что он всегда уповал и будет впредь уповать на одного Бога.

Ст. 2. Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши. Благими, или "благами", называет пророк вообще все то, что люди имеют или получают от Бога из вещественного мира для удовлетворения своих вещественных нужд, как-то: пищи, одежды, жилища и проч., и в частности те жертвы, которые установлены были для приношения Богу по закону. Выражая полнейшую преданность свою Господу Богу и всегдашнее упование на Него, пророк говорит: храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу: Ты Господь мой: я сознаю свою всецелую зависимость от Тебя, потому что Ты нисколько не нуждаешься в тех благах, которыми я пользуюсь по Твоей же благости: благих моих не требуеши.

Ст. 3. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. То есть Господь удивительно поступает со святыми, живущими на земли Его, дивно проявляя в них и чрез них Свою волю, или Свое промышление. Удивляясь этому промышлению Божию о святых и желая выразить свое благоугождение Богу, Давид как бы переносит свое благожелание от Бога ко святым Его, в которых Он почивает и чрез которых дивно проявляется Его Божественная слава в мире. Святае угодники Божий благодатию Святого Духа восстановляют и сохраняют в себе образ Божий; примером своей святой жизни привлекают и других подражать их святости. А потому и называются святыми и дивными, потому что Господь удивил в них хотения Свои, т.е. открыл им волю Свою, которую они как сами исполняли, так и нам сообщали. Таковы были пророки, апостолы, мученики, исповедники, пастыри, учители и др.

Ст. 4. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. По русскому переводу этот и предыдущий 3.й стих читаются так: "К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое. Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чуждему, я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими". Под святыми, живущими на земле Божией, и дивными Божиими разумеются, без сомнения, патриархи народа израильского - Авраам, Исаак, Иаков и их потомки - евреи, для которых Господь сотворил многочисленные чудеса в Египте, в пустыне Аравийской и в земле обетованной. Но они, эти жестоковыйные иудеи, оказывались весьма часто неблагодарными и недостойными милостей Божиих, не только роптали на Бога, но и забывали Его, предаваясь идолопоклонству и языческим мерзостям; эти слабости, эти немощи их с течением времени умножались и к концу ветхозаветной Церкви усилились, так что Давид, переносясь пророческим духом в будущее, заявляет всенародно об этих немощах, среди которых, вместо святых и избранных Божиих, он вдохновенным чувством и взором созерцает служителей чуждых богов, совершающих в честь своих скверных идолов кровавые жертвоприношения. Вместе с тем, пророк как бы спешит выразить полнейшее отвращение свое от языческого бесовского служения и совершенное пренебрежение к нему, а потому и говорит: как прославляет Бог святых угодников Своих так да накажет Он скорбями и болезнями служителей кумиров и ложных богов; что же до меня, то я не буду участвовать в тех жертвоприношениях (не соберу соборы их от кровей), которые были в употреблении у идолопоклонников, каковых по временам было немало и между израильским народом, - и затем присовокупляет: ни помяну же имен их устнама моима, т.е. я чувствую такое омерзение к идолам и к самым кровавым их жертвам, что не могу даже помянуть или произнести их имена устами моими.

Ст. 5. Господь часть достояния моего и чаши моея: Ты еси устрояяй достояние мое мне. Достояние значит "состояние, имение", также - "наследство, драгоценность, сокровище"; часть чаши - то же, что "доля, участок, неотъемлемая принадлежность" (см. Пс. 10:6). Выразив глубокое свое отвращение и презрение к идолам и к скверным их жертвоприношениям, пророк с тем большей ревностью снова обращается к Господу. Настолько омерзительно для меня, как бы так говорит он, языческое идолослужение, что я не только не принимаю в нем никакого участия, но даже и языком своим не могу говорить о нем. А потому тем приятнее и вожделеннее для меня всегда исповедовать, что един Господь есть мое наследие и моя доля: все мое богатство, вся моя собственность и все мое наслаждение состоит в Боге. И затем, обращаясь непосредственно к Самому Господу, говорит: Ты ecu устрояяй достояние мое мне, т.е. Ты един, Господи, устрояешь, или восстановляешь, мое царское наследие, престол, власть, отнятые у меня врагами.

Ст. 6. Ужянападоша ми в державных моих: ибо достояние мое державно есть мне. Ужя во множественном числе от уже (в единственном) значит "веревка, канат", также - "часть, доля, удел", в настоящем месте ужя означает "межевую веревку, или цепь, которою вымеряется участок земли". Выражение: ужя нападоша ми в державных моих - по другому переводу читается так: "ужя падоша ми по местом красным" , и тогда оно становится более понятным. Слово державный значит еще "места приятные". Таким образом, истинный смысл сего стиха может быть выражен так: межевая цепь моя прошла по лучшим местам, т.е. участок мой, доля моя есть самая лучшая, превосходнейшая. Так как Давид выше сказал (ст. 5), что един Господь есть доля его, то и здесь то же разумеет - ибо достояние мое державно есть мне, т.е. что самая лучшая доля его есть Сам Господь Бог, выше и лучше Которого нет ничего ни на земле, ни на небе. Можно думать, что Давид имеет здесь в виду и свое царское достоинство; потому что быть царем израильского народа и через то быть прообразом Царя Христа - это действительно есть величайшее и прекраснейшее наследие.

Ст. 7. Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Благословлю - значит то же, что - восхвалю, прославлю или возблагодарю. Утробами пророк нередко называет внутренние, сокровенные помыслы, чувства, также - совесть. Давид имел обыкновение ночью вставать на молитву и, в тиши уединения, размышлять о судьбах Божиих, заповедях и оправданиях Его (Пс. 118:55,62; 62:7). Таким образом, в сем стихе пророк выражает благодарное чувство к Богу за то, что Господь сохранил его на пути истины, что вдохнул ему мысль и желание избрать столь драгоценное достояние. Восхвалю, говорит, Господа, вразумившего меня, т.е. давшего мне разум для познания истинной веры, так что даже во время ночи я мог размышлять о моем лучшем достоянии, о моем Господе, и самыми сокровенными, внутренними помыслами, самыми чистыми внушениями совести, происходящими по вдохновению от Святого Духа, я поучался и возвышался в духовном просвещении: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!