ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 2 страница



9. О писателях псалмов.

В начале псалмов, в особо издаваемой славянской Псалтири, так называемой "Учебной Псалтири", как бы общее надписание для всех псалмов, помещаются слова: "Давида пророка и царя песнь". Может быть, на основании этой надписи, составителем всей Псалтири многие из людей неученых считают Давида. Но такое мнение не справедливо. Как из различных частных надписей, имеющихся почти на всех псалмах, в начале их, так и из самого содержания их видно, что писатели псалмов были различны. По указанию надписаний в еврейской Библии, Давиду приписываются 73 псалма. Кроме того, в греческой Библии и славянской ему же приписываются те псалмы, которые не имеют надписания в еврейской Библии, каковых пятнадцать. Некоторые из этих псалмов относят к Давиду и священные писатели Нового Завета, например 2-й псалом - св. писатель Деяний апостольских (4:25); псалмы 31 и 94 - св. ап. Павел (Рим. 4.6-8; Евр. 4..7). По самому содержанию псалмов видно, что некоторые из них написаны до Давида, другие - во времена Давида, а иные относятся к плену вавилонскому, который был спустя 400 с лишком лет по смерти Давида, и даже к последующим за ним временам. Из числа всех 150 псалмов 12 Асафовых, 12 сынов Кореовых, 1 Еманов, 1 Соломонов, 2 пророков Аггея и Захарии, 1 Моисеев и прочих псалмопевцев. Причиной того, что и в древности многими все псалмы приписывались Давиду, св. Афанасий считает самого Давида. Он сам избирал певцов, сам назначал, на каком музыкальном орудии разучать им пение того или другого псалма, а потому как учредитель хорового и музыкального пения он удостоился той чести, что не только им составленные псалмы, но и все, изреченное другими певцами, приписано Давиду.

10. О подписаниях в начале псалмов.

Что касается различных частных надписаний, предшествующих псалмам и состоящих большею частию из одного или двух слов, например, в конец, в песнех, о точилех, и проч., то должно признаться, что объяснение этих надписаний представляет гораздо более трудностей, чем самые трудные места псаломских изречений. По мнению преосвящ. Палладия, надписания же сделаны были в разные времена и разными лицами, потому что некоторые из них находятся только в еврейской Библии, другие - в одной греческой или только в славянской, что само собою указывает на разных лиц, сделавших надписания в разные времена. И не подлежит сомнению, что большая часть из сих надписаний весьма древние, потому что встречаются в самых древних изданиях еврейской и греческой Библии. Во всяком случае, чтобы не оставлять усердного и благоговейного читателя Псалтири в недоумении относительно различных непонятных надписаний над псалмами, мы должны представить на каждое из них хоть краткое объяснение, заимствуя его у тех же св. отцов и учителей Церкви. Но мы будем делать это в своем месте, при объяснении того или иного псалма.

11. Порядок объяснения псалмов и разделение их по содержанию.

Самое объяснение псалмов предполагается вести в виде бесед и в том порядке, в каком они следуют один за другим в Псалтири. Отступление от этого порядка можно допустить только в тех случаях, когда один псалом имеет большое сходство с другим и по содержанию, и по буквальному выражению мыслей и чувств, как, например, псалом 69 с 39-м (в ст. 14-18).

В числе всех 150 псалмов, по содержанию их, есть - 1) псалмы молитвенные, или просительные: а) о прощении грехов, каковы: 6, 24, 37, 50, 129 (эти псалмы называются покаянными), б) на тот случай, когда идем в храм Божий: это 41, 42, 62 и 83, в) когда находимся в скорби и несчастии - псалмы 3, 12, 21, 68, 76, 87 и 142; 2) есть псалмы благодарственные: а) за милости Божии к каждому человеку и б) за милости ко всей Церкви, как, например, 45, 47, 64, 65, 80 и др.; 3) есть псалмы исторические и есть 4) псалмы пророчественные, относящиеся в особенности к Иисусу Христу, каковы: 2, 8, 15, 21, 44, 67 и др. Последние псалмы называются также мессианскими, потому что содержат в себе пророчества о грядущем Мессии, т.е. о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе.

12. О расположении псалмов в самой Псалтири.

В порядке псалмов, как видно из предыдущего, нет той систематической последовательности, какая должна быть и бывает в сочинениях научных или в сборниках исторических, т.е. нет того расположения, чтобы сначала, например, следовали по содержанию псалмы молитвенные, или просительные, далее - исторические или благодарственные, потом пророческие и проч. Такого распорядка в расположении псалмов нет, а расположены они, как думают святые толкователи псалмов (св. Афанасий Александрийский [1, с 37], блж. Феодорит [5, с. 8] и др.), по времени собрания их, так как они собраны были в разное время, по частям, - и в начале книги помещены те, которые найдены прежде других.

 

Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. - 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

 


Кафизма I.

ПСАЛОМ 1.

 

Первым словам псалма сего предшествует надпись: Псалом Давиду. Эта надпись означает, что составление сего первого псалма приписывалось Давиду, царю еврейскому и пророку Божию. К этой надписи в "Учебной Псалтири" сделано прибавление: не надписан у еврей. Эти последние слова означают, что в еврейской Библии псалом этот не имеет надписания. В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, - в этом и заключается, по мнению св. отцов, причина того, что этот псалом помещен первым, как бы во главе всех прочих псалмов, потому что блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень.

Ст. 1. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Составитель псалма, говоря о блаженстве мужа, как бы забывает или умалчивает о жене или женщине. Но это выражение псалмопевца не нужно понимать так, что в нем говорится только об одной половине человеческого рода, о мужской; а нужно слово "муж" принимать за слово "человек", потому что блаженство праведных, равно как и погибель нечестивых, в Слове Божием одинаково усвояется и той и другой половине человеческого рода. И Господь наш Иисус Христос, преподавая Свое Божественное учение о блаженствах, не относил его к одной половине человечества, а усвоял его всем вообще, говоря, блажени нищий духом, блажени плачущии, блажени кроткие и проч. И псалмопевцы в других псалмах подобным же образом выражают свои мысли и чувства, когда говорят: "Блажени непорочнии в пути, ходящий в законе Господни" (Пс. 118:1 и др.). Советом нечестивых, по учению св. Афанасия, "можно назвать собрание, или сходбище, людей лукавых" [3, с. 40]; а по словам св. Василия Великого, совет нечестивых - нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело [4, с. 13.14]. Не иде, не ста, не ceдe, - эти слова выражают одинаково и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закосневает; блажен - кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

Ст. 2. Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь. По смерти Моисея, "раба Господня", пророка и вождя евреев, Господь явился Иисусу Навину, "служителю Моисея", и изрек ему Свою волю в таких выражениях: "Будь тверд и мужайся, и да не отступит книга закона Божия от уст твоих, и да поучаешися в ней день и ночь, тогда будешь благоуспешен во всех путях и делах твоих" (см. Нав. 1:7-8). В неуклонном исполнении сей воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним блаженство. Таким образом, и псалмопевец во 2-м стихе первого псалма выражает блаженство благочестивых изречениями Самого Господа Бога.

Ст. 3. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: "Благословен человек, иже (который) надеется на Господа... и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода" (ст. 7-8). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида. Здесь замечательно то, как священные писатели хорошо знали Слово Божие, изреченное чрез пророков, несмотря на то, что в их время не было печатных книг Слова Божия, и рукописные свитки его были большой редкостью. Почему же ныне не видно между людьми такого знания Слова Божия, при всем том, что достигнуть этого знания в нынешиее время гораздо легче и удобнее? Не потому ли, что ныне люди предпочитают ходить на совет нечестивых и пребывать на путях грешников? И не служит ли это явным признаком того, что нынешиие люди, хвалящиеся даже званием истинных христиан, благочестие и блаженство поставляют не в знании Слова Божия и не в изучении закона Господня ежедневном, а в чем-то другом?!

Ст. 4. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Да, нечестивые не так, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается блага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают: кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? "Я не знаю Господа" (Исх. 5:2). Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Бог: "Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?" (21:14-15). Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям (Рим. 1:24-32). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих (Ин. 16:23).

Ст. 5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя: "Иже не имет веры, осужден будет" (Мк. 16:16). А потому в словах псалма: Не воскреснут нечестивии на суд - нет противоречия со словами Св. Евангелия: "вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда" (Ин. 5:28-29). Итак, все воскреснут только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными (Мф. 25:32), а вместе с грешниками будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или - что то же - в жизнь вечную, как говорит и Сам Спаситель: "Аминь, аминь глаголю вам, яко слушали словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот" (Ин. 5:24).

Ст. 6. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.

Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим (Пс. 118:2; 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем "день и ночь" (Пс. 11:1; 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак. 1:22-25; Лк. 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира" (Мф. 25:34). Но "какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!" (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

ПСАЛОМ 2

 

В начале второго псалма, так же, как и первого, имеется надписание: Псалом Давиду, т.е. вдохновенный Давиду. Это означает, что псалом сей написан Давидом, что подтверждает и св. апостол Петр в речи своей, приведенной в книге Деяний апостольских (4:25). Псалом 2, начинающийся словами: Вскую шаташася языцы, - принадлежит к числу пророческих псалмов и содержит в себе ясное пророчество о царстве Мессии Иисуса Христа. В форме разговора псалмопевец изображает здесь врагов Христа, Его Божественное достоинство, звание Его и призвание подчиненных Ему народов. В псалме сем, как видно из книги Деяний апостольских (4:25), говорится о восстании нечестивых иудеев и язычников на Спасителя мира Иисуса Христа. Давид пророческим духом предвидит это восстание и в удивлении вопрошает: какая причина такого восстания?

Ст. 1. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. По переводу с еврейского читаем: "Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?" Слово шаташася (с греческого - возгордились) выражает гордость, крамолу и мятеж со стороны восставших против Христа врагов Его. Под словом языцы в Псалтири, как и вообще в Священном Писании, разумеются различные народы, не знающие истинного Бога и поклоняющиеся идолам и вообще вымышленным божествам; а в этом месте пророчески предусматриваются жившие в иудейской земле, во дни пришествия Христова, римляне и представители римской власти, которые принимали участие в том, чтобы погубить Господа Иисуса. Под словом людие пророк разумеет здесь врагов Христа из иудеев, каковыми были: фарисеи, первосвященники и книжники иудейские, которые различными способами ухищрялись искусить и погубить Христа; но напрасны, тщетны были все ухищрения их, - они поучишася тщетным.

Ст. 2. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. По переводу с еврейского сей стих читаем: "Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его". В этом стихе еще яснее, чем в первом, выражено, кто именно, какие крамольники и мятежники и против кого именно возмутились и восстали. Возмущение или восстание произошло и началось не от простого народа, но от верховной власти, со стороны царей и князей. Так и случилось. Первый возмутившийся против Христа, при самом рождении Его, был царь Ирод; ему последовали затем в этом возмущении князья и другие знатные люди, как читаем в Евангелии: "Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним" (Мф. 2:3). Затем, во время страданий Господа Иисуса Христа, опять с новой силой восстали против Него другой Ирод и игемон Пилат Понтийский с князьями и прочими знаменитыми людьми иудейской земли. Наконец, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, открылись гонения на веру и Церковь Христову, и опять же эти гонения и возмущения против христианской Церкви начинались по приказу и распоряжению таких же правителей иудейских и потом императоров римских. И хотя эти восстания и гонения предпринимались, по-видимому, против Христа-человека, а не Бога, как говорили неверующие в Него, и под предлогом защиты славы Божией; но тем не менее гоним был Христос Господь, Сын Божий. А так как "Сын во Отце и Отец в Сыне" (Ин. 14:10-11), и "Отец и Сын едино суть"; то и восстание врагов Христовых было не на кого другого, как "на Господа и на Христа" Его. Потому что "кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его" (Ин. 5:23).

Ст. 3. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. По переводу с еврейского стих сей читается так: "Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их". Эти слова псалмопевец пророк влагает в уста врагов Христовых и тем как бы от лица их самих объясняет причину, почему цари и князи с народами и людьми восстали против Христа. Возвещенный Господом Иисусом новозаветный нравственный закон Его - закон "духовной жизни" (Рим. 7:14; Мф. 5:21-22) - противен греховной природе человека, погрязшего в чувственных страстях, и идет совершенно в разрезе с мудрованиями плоти, и таким характером своим этот новый закон духовный, "не тяжкий" (1 Ин. 5: 3) для праведных и благочестивых, а напротив, освобождающий их от рабства греху и дьяволу (Рим. 8:2), является тяжким для нечестивых царей, князей и народов, является для них таким законом, который как бы возлагал на них узы и тяжелые оковы. И вот, начиная восстание против Господа Бога и Христа Его, эти цари и князи собираются как бы на общее совещание и во всеуслышание объявляют: Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Но зачем забывают нечестивые, как они, при всем их могуществе, бессильны и ничтожны пред величием и всемогуществом Творца мира и Судии всех Бога?!
Ст.4 и 5. Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я. Этими словами пророк выясняет, что цари, князи и народы тщетно, напрасно домогаются противодействовать закону Христову, потому что закон этот от Бога, а Богу кто может противиться? Живущий на небесах, Всевышний Бог, над всеми людьми верховный Правитель, Царь царствующих все видит и все знает, а потому легко разрушит и рассеет все советы и все козни врагов Своих и отвергнет их (Мф. 10:33; 2 Тим. 2:12) от лица Своего, посмеется и поругается им. Господь возглаголал потом гневом Своим (не словами возглаголал, а тяжкими казнями) сначала на иудеев, враждовавших против Христа и Его небесного учения и воздвигших гонение на учеников Его, св. апостолов, а потом и на язычников римлян, почти целых три столетия воздвигавших гонения на веру Христову и ее последователей. Гнев Божий, разразившийся на иудеев и славный город их - Иерусалим, вскоре (спустя 34 года) по вознесении Господа на небо, предсказан был Самим Иисусом Христом, когда Он незадолго до Своей крестной смерти, приближаясь по пути к Иерусалиму, заплакал о нем и сказал: "Приидут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лк. 19:41, 43, 44). Эти слова Иисуса Христа точно и буквально сбылись над преступным народом иудейским. Римское войско, по мановению Господа, напав на иудейскую землю, опустошило город Иерусалим, сожгло храм его, большую часть жителей предало смерти, а тех, которые избежали смертного поражения, захватило в плен и обратило в рабство. Такое поражение евреев привело всех в смятение. А впоследствии времени и сами язычники римляне, за гонение святой веры Христовой, были наказаны гневом Господним, допустившим нападение на них гуннов, потом вандалов и других полудиких народов, которые приходили с Востока, подражали и истребляли римлян, как прежде того они сами - евреев. Таким образом исполнилось пророческое слово псалмопевца о посмеянии и поругании Господа над нечестивыми царями и народами и о жестоком наказании их гневом Господним.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!