Игрушка как средство психического развития ребёнка.
Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный[1,c.332]и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.
На протяжении всего дошкольного возраста у детей преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействовать с другими представителями социума, совершенствуется как личность.
«Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает действия ребенка осознаными.»[2,c.18]
Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи: Коссаковская Е.А., Менджерицкая Д.В., Урунтаева Г.А., Ушинский К.Д.
|
|
С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.
Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету, форме, звучанию.
К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.
|
|
С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.
В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша.
|
|
Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами.
Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. По мнению Г.А. Урунтаевой : «Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества.»[3,c.58]
|
|
Образные игрушки способствуют формированию полоролевого поведения, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.
Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.
Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности.
Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.( Играя с пожарной машиной, ребенок получает первоначальные представления об профессии пожарника, складывает свое мнение об этой профессии).
Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.
Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.
Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам.
Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.
Г.А. Урунтаева подчеркивает, «что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.»[3,c.61]
Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.
Список литературы:
1.Возрастные периоды особой чувствительности к определенного рода влияниям окружающей действительности. -Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
2.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.\\ Под редакцией Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982.–128 с.
3.Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 386 с.
7. Игры на плоскостное моделирование. Особенности организации и проведения с дошкольниками
Методика обучения играми на плоскостное моделирование. |
Методика обучения играми на плоскостное моделирование. Проследим методику обучения детей на примере игры «Танграм». Ее называют еще «геометрический конструктор», создана китайским ученым Та-нг, жившим несколько тысяч лет назад, и названа его именем. Из определенного набора геометрических фигур составляются силуэты. Геометрические фигуры являются составными частями одинаково окрашенного с двух сторон квадрата из картона, пластика или фанеры, разрезанного согласно определенным правилам на 7 геометрических фигур. Для изготовления игры удобно использовать квадрат размером 10х10 см. Квадрат разрезается так, чтобы получилось 5 прямоугольных треугольников разных размеров: 2 больших, 1 средний, 2 маленьких; 1 квадрат, равный по размеру 2 маленьким треугольникам; четырехугольник, по площади равный квадрату. Из 7 частей квадрата можно составить различные как геометрические (квадрат, прямоугольник, трапецию, треугольник и др.), так и образные плоские фигуры (из двух наборов можно составить сюжет). Создавая фигуры, надо учитывать следующие правила: в состав каждого силуэта должны входить все части игры, соединять их можно только по сторонам, не допуская наложения одной части на другую. Набор игры позволяет самостоятельно придумывать и составлять фигуры-силуэты. Эта игра вызывает у детей интерес к конечному результату (составить силуэт зайчика, гуся, домика и т. д.). Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Как показывает опыт работы дошкольных учреждений, игра «Танграм» может быть использована в работе с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Отдельные упражнения по составлению фигур включаются в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений, Игра широко используется для организации работы с детьми вне занятий, в качестве дидактической. Вначале детей знакомят с игрой «Танграм»: указывают количество частей, рассматривают объединение их по форме, дают характеристику размеров (средний треугольник, маленькие треугольники); части игры обследуют зрительно и осязательно-двигательным путем, уточняют свойства фигур. Под руководством воспитателя дети устанавливают возможные варианты составления из имеющихся фигур новых, отмечают название вновь получаемой фигуры и ее структуру. Например, из среднего по размеру треугольника и четырехугольника составляют новый четырехугольник, называют эту фигуру, обследуют и говорят, как ее получили. После предварительных упражнений следует обучать детей составлению фигур-силуэтов из частей по расчлененному образцу. Образец для первых упражнений должен быть изготовлен из частей игры того же размера, что имеется у детей. Это облегчает пространственный анализ, сохраняет пропорциональные соотношения при самостоятельном составлении. Упражнения по составлению фигур-силуэтов начинаются с рассматривания образца. Воспитатель помогает детям рассмотреть образец, чтобы правильно расположить части в самостоятельно составляемом силуэте. Анализ расположения их начинается с основной части (стены домика, туловище человека), после этого отмечается строение остальных. За анализом следует составление фигуры детьми и проверка выполнения-сравнение с образцом. Составление силуэтов по расчлененному образцу не вызывает у детей активной умственной деятельности, а сводится в основном к копированию. Но этот этап работы с детьми необходим для упражнений в способах соединения частей, выработки умения представлять пространственные изменения, осознанно и внимательно подходить к выполнению подобных заданий. Долго задерживаться на этом этапе работы не следует, достаточно составить 2—3 силуэта по образцам данного вида. Следующим этапом работы, основным, является обучение детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера –нерасчлененным. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть образец и представить, как он составлен (по расположению частей), организует детей на предположительный анализ образца. За зрительным и мыслительным анализом следует составление, расположение частей, что и является проверкой предположения. В случае неправильных пробных действий следует вновь вернуться к анализу образца. После того как изображение будет составлено, нужно еще раз обратиться к образцу, проверить правильность составления, сверяя его непосредственно с образцом и ориентируясь на образ. Если ребенок затрудняется сделать правильный выбор, воспитатель проводит совместный анализ, подтверждает правильное составление. Ребенок включается в активный поиск, как умственный, так и практический: пробует, думает, исправляет ошибки. Для развития мыслительной деятельности детям предлагают планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать. В дальнейшем они составляют изображения по собственному замыслу: «Я буду составлять ракету». Задумав составить определенный силуэт, ребенок мысленно осуществляет пространственный анализ его и затем раскладывает фигуры на плоскости. Дошкольники придумывают и составляют интересные фигуры-силуэты, которые могут служить образцами в игре. Создание силуэта на основе воображения представляет проблемную задачу для решающего. При этом требуется отыскать путь решения задачи, отбросив ложные подходы, не ведущие к решению. Такому поиску предшествует возникновение предположения, идеи, плана. В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи. Овладение детьми способами соединения элементов игры, составлением фигур-силуэтов по образцам способствует развитию у них пространственного представления (умение вызвать в памяти образы ранее воспринимаемых предметов), пространственного воображения (способность создания нового образа), пространственного мышления (умение мысленно оперировать имеющимися образами). Эти компоненты умственной деятельности необходимы для овладения черчением в период школьного обучения. Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление. В формировании математических представлений дошкольников занимательный математический материал выступает в роли одного из дидактических средств. Он активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствует развитию заинтересованности математикой. Заключение. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата). Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Используемая литература 1. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/Сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с. 2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с. 3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с. 4. Подъяков Н.Н. «Новый подход к развитию творчества у дошкольников» // Вопросы психологии 1990 г. № 1 с. 16-20. Калашникова Татьяна Николаевна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детского сада «Алёнушка»С.Бетьки Тукаевского района, Республики Татарстан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Плоскостное моделирование – одно из средств развития творческого мышления старших дошкольников.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания? Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
Доказательством того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психологического развития. Главное здесь - последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей и индивидуальных способностей детей. Важно активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом; увлекая и развлекая детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребёнка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Занимательные математические игры воспитатель может использовать на занятиях и для организации самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения таких задач надо преобразовать одни фигуры в другие. Для этого необходимо иметь наборы обычных счётных палочек. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразований. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. Для того чтобы решать эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Задачи на смекалку вводятся в определенной последовательности, начиная с более простых, которые подготавливают к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приёмов, способов, образцов. Например: составьте домик из 6 палочек, затем приложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат - составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».
Использование геометрических форм — это конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.
|
Из геометрических форм легко получить плоскостные конструкторы, которые открывают перед детьми дополнительные изобразительные и конструкторские возможности.
Основные геометрические фигуры симметричны. Сложим, например, квадрат пополам и от линии сгиба вырежем внутреннюю часть. Получим квадрат меньшего размера, при этом предыдущая форма будет выглядеть в виде рамочки. Вырезания можно продолжить. Таким образом, получится набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки.
Таких наборов можно сделать несколько и составлять из них различные изображения. Возможен вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник. Тогда работа по составлению изображения упрощается.
Очень интересным в данной технике будет являться выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже.
Возможен вариант вырезания из одной геометрической фигуры другой. Например: из квадратной формы вырежем круг, а из полученного круга — треугольник.
Как видите, возможности для совершенствования безграничны. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.
Игры из серии "Мировые головоломки" имеют тысячелетнюю историю. Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать ее вновь оказалось как можно труднее, задача сложная и увлекательная. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные находки. И сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур.
Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Существуют также монгольская, вьетнамская головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс. Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца.
Но данные задания не ограничивают ребенка в свободе творчества. В процессе выполнения заданий приходит желание придумать собственные схемы. Помимо прочего в такой игре он учится соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязи между ними (например, ромб можно составить из двух треугольников, а большой треугольник из двух маленьких).
Чем из большего количества частей состоит фигура, тем сложнее получаются схемы для сборки. Наш опыт показывает, что у взрослых складывание такой головоломки внутрь ее формы вызывает самые серьезные затруднения. Дети, не скованные консерватизмом мышления взрослого человека, значительно легче справляются с этим заданием.
Эти головоломки долгие годы использовались еще в советские времена как дидактический материал для подготовки к школе. Наиболее популярными были Танграм, головоломка Пифагора, Колумбово яйцо, Листик. Большая часть серьезных работ по преддошкольной подготовке по математике содержат всё те же головоломки. Т.о. можно сказать, что занятия с мировыми головоломками полезно ребенку, они стимулируют и проявляют его математические и творческие способности. Если в 6 лет ребенок не может сложить фигуры по схеме из самой простой Пифагоровой головоломки, это, скорей всего, говорит о его не готовности к школе.
У родителей часто возникает вопрос: а будет ли интересно ребенку? Не будет ли он просто раскидывать повсюду мелкие детали игрушки?
Психологи отвечают: интерес ребенка зависит от того, насколько заинтересованно родитель вовлекает его в игру, насколько сформирована у ребенка мотивация учиться, познавать новое. Кроме того, чтобы не раскидывались детали, не стоит хранить игры-пособия вместе с другими игрушками, где они становятся привычными и мало интересными. Пусть головоломка достается изредка, например, раз в неделю, тогда игра с ней будет желанной. Не стоит перегружать ребенка, занятие не должно быть слишком длинным, а задание - слишком сложным.
Очень сложная, не по возрасту предложенная головоломка способна отбить интерес у самого заинтересованного ребенка. Ситуация интеллектуального неуспеха для ребенка травмирующая. Пусть лучше легкое задание ничего не даст для развития его математических представлений, зато самостоятельное решение повысит его самооценку, ребенок будет потом предлагать всем гостям и даже взрослым посостязаться с ним.
Есть тенденция, что родители сразу покупают самую сложную головоломку своему ребенку (сразу 3-ий уровень). Они считают, что раз он играет в компьютерные игры, то он достаточно сообразительный для таких игрушек. Но ребенок, легко справляющийся даже с аналогичными заданиями на компьютере, не всегда сможет сделать то же самое руками. Здесь задействована еще и другая область психики - кинестетика, умение мыслить руками. Поэтому, если вашему малышу не 15 лет, лучше начать с простых головоломок и собрать последовательно все предлагаемые схемы. Теперь самое время разобраться, что сложнее, что легче и для какого возраста подходит.
Начинать стоит не раньше 4 лет (для малышей лучше подходят игры-собиралки, например, "Сложи квадрат" Б.Никитина, "Радужное лукошко" Л.Даниловой) с самой простой головоломки Пифагора и собирать все задания по мере возрастания сложности. Затем - Танграм. На 6-7 лет - Листик, Волшебный квадрат, Колумбово яйцо, Сфинкс. Чуть более сложными являются Вьетнамская игра и Волшебный круг. Стоит последовательно проделать все предлагаемые задания, от простых до самых сложных, и кроме того совместно попытаться придумать собственные.
С 10-12 хороши самые сложные Архимедова , Гексамино, Пентамино.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.
2. Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.
3. Не допускать наложения одной части на другую.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРАМ
Обучение детей играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» должно проводиться последовательно, с учетом индивидуальных способностей ребенка.
1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.
Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.
Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу.
2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета.
Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.
Такой способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2—3 силуэта и переходить к следующему этапу.
3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению.
Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной—двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.
Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.
4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу.
На этом этапе ребенок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения.
В некоторых программах используется уникальный по своим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша. Их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш. Блоки являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики, причём на протяжении всего дошкольного детства, начиная с яслей. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает. Основная цель логических блоков - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выделять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по одному, двум, трём свойствам. Так, дети младшего и среднего возраста выстраивают длинные цепочки от произвольно выбранной фигуры, «нанизывают» бусы на нитку, украшают ёлочку бусами, кормят печеньем медвежат. Дети старшего возраста отправляются в путешествия, ищут спрятанные клады, помогают фигурам выбраться из леса и сами учатся составлять условия к логическим задачам.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
В настоящее время в практике дошкольных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.
Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций: все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см; палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»; каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая - 2, голубая - 3 и т.д. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения [3].
Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с к течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Эффективность использования наглядных моделей в качествесредств обучения дошкольника основана на их соответствиискладывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.
Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
-позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
-улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
-повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.
Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимые резулапро
Плоскостное моделирование – одно из средств развития творческого мышления старших дошкольников. К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни. Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания? Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил. Доказательством того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал. Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психологического развития. Главное здесь - последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей и индивидуальных способностей детей. Важно активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом; увлекая и развлекая детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребёнка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. Занимательные математические игры воспитатель может использовать на занятиях и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения таких задач надо преобразовать одни фигуры в другие. Для этого необходимо иметь наборы обычных счётных палочек. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразований. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. Для того чтобы решать эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Задачи на смекалку вводятся в определенной последовательности, начиная с более простых, которые подготавливают к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приёмов, способов, образцов. Например: составьте домик из 6 палочек, затем приложите 2 палочки так, чтобы получился флажок. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат - составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра». Использование геометрических форм — это конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.
Из геометрических форм легко получить плоскостные конструкторы, которые открывают перед детьми дополнительные изобразительные и конструкторские возможности. Основные геометрические фигуры симметричны. Сложим, например, квадрат пополам и от линии сгиба вырежем внутреннюю часть. Получим квадрат меньшего размера, при этом предыдущая форма будет выглядеть в виде рамочки. Вырезания можно продолжить. Таким образом, получится набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки. Таких наборов можно сделать несколько и составлять из них различные изображения. Возможен вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник. Тогда работа по составлению изображения упрощается. Очень интересным в данной технике будет являться выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже. Возможен вариант вырезания из одной геометрической фигуры другой. Например: из квадратной формы вырежем круг, а из полученного круга — треугольник. Как видите, возможности для совершенствования безграничны. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы. Игры из серии "Мировые головоломки" имеют тысячелетнюю историю. Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать ее вновь оказалось как можно труднее, задача сложная и увлекательная. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные находки. И сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур. Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Существуют также монгольская, вьетнамская головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс. Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Но данные задания не ограничивают ребенка в свободе творчества. В процессе выполнения заданий приходит желание придумать собственные схемы. Помимо прочего в такой игре он учится соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязи между ними (например, ромб можно составить из двух треугольников, а большой треугольник из двух маленьких). Чем из большего количества частей состоит фигура, тем сложнее получаются схемы для сборки. Наш опыт показывает, что у взрослых складывание такой головоломки внутрь ее формы вызывает самые серьезные затруднения. Дети, не скованные консерватизмом мышления взрослого человека, значительно легче справляются с этим заданием. Эти головоломки долгие годы использовались еще в советские времена как дидактический материал для подготовки к школе. Наиболее популярными были Танграм, головоломка Пифагора, Колумбово яйцо, Листик. Большая часть серьезных работ по преддошкольной подготовке по математике содержат всё те же головоломки. Т.о. можно сказать, что занятия с мировыми головоломками полезно ребенку, они стимулируют и проявляют его математические и творческие способности. Если в 6 лет ребенок не может сложить фигуры по схеме из самой простой Пифагоровой головоломки, это, скорей всего, говорит о его не готовности к школе. У родителей часто возникает вопрос: а будет ли интересно ребенку? Не будет ли он просто раскидывать повсюду мелкие детали игрушки? Психологи отвечают: интерес ребенка зависит от того, насколько заинтересованно родитель вовлекает его в игру, насколько сформирована у ребенка мотивация учиться, познавать новое. Кроме того, чтобы не раскидывались детали, не стоит хранить игры-пособия вместе с другими игрушками, где они становятся привычными и мало интересными. Пусть головоломка достается изредка, например, раз в неделю, тогда игра с ней будет желанной. Не стоит перегружать ребенка, занятие не должно быть слишком длинным, а задание - слишком сложным. Очень сложная, не по возрасту предложенная головоломка способна отбить интерес у самого заинтересованного ребенка. Ситуация интеллектуального неуспеха для ребенка травмирующая. Пусть лучше легкое задание ничего не даст для развития его математических представлений, зато самостоятельное решение повысит его самооценку, ребенок будет потом предлагать всем гостям и даже взрослым посостязаться с ним. Есть тенденция, что родители сразу покупают самую сложную головоломку своему ребенку (сразу 3-ий уровень). Они считают, что раз он играет в компьютерные игры, то он достаточно сообразительный для таких игрушек. Но ребенок, легко справляющийся даже с аналогичными заданиями на компьютере, не всегда сможет сделать то же самое руками. Здесь задействована еще и другая область психики - кинестетика, умение мыслить руками. Поэтому, если вашему малышу не 15 лет, лучше начать с простых головоломок и собрать последовательно все предлагаемые схемы. Теперь самое время разобраться, что сложнее, что легче и для какого возраста подходит. Начинать стоит не раньше 4 лет (для малышей лучше подходят игры-собиралки, например, "Сложи квадрат" Б.Никитина, "Радужное лукошко" Л.Даниловой) с самой простой головоломки Пифагора и собирать все задания по мере возрастания сложности. Затем - Танграм. На 6-7 лет - Листик, Волшебный квадрат, Колумбово яйцо, Сфинкс. Чуть более сложными являются Вьетнамская игра и Волшебный круг. Стоит последовательно проделать все предлагаемые задания, от простых до самых сложных, и кроме того совместно попытаться придумать собственные. С 10-12 хороши самые сложные Архимедова , Гексамино, Пентамино.
ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала. 2. Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой. 3. Не допускать наложения одной части на другую. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРАМ Обучение детей играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» должно проводиться последовательно, с учетом индивидуальных способностей ребенка. 1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой. Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора. Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу. 2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета. Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение. Такой способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2—3 силуэта и переходить к следующему этапу. 3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной—двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно. Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата. 4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу. На этом этапе ребенок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения.
В некоторых программах используется уникальный по своим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша. Их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш. Блоки являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики, причём на протяжении всего дошкольного детства, начиная с яслей. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает. Основная цель логических блоков - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выделять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по одному, двум, трём свойствам. Так, дети младшего и среднего возраста выстраивают длинные цепочки от произвольно выбранной фигуры, «нанизывают» бусы на нитку, украшают ёлочку бусами, кормят печеньем медвежат. Дети старшего возраста отправляются в путешествия, ищут спрятанные клады, помогают фигурам выбраться из леса и сами учатся составлять условия к логическим задачам. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. В настоящее время в практике дошкольных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики. Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций: все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см; палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»; каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая - 2, голубая - 3 и т.д. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения [3]. Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с к течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Эффективность использования наглядных моделей в качествесредств обучения дошкольника основана на их соответствиискладывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками. Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно: -позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; -улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; -повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников. Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимые результаты. |
|
|
8. Игры с правилами. Дидактическая игра, ее педагогическая ценность. Классификация дидактических игр. Структура дидактической игры
"Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада".
1. Основные функции дидактической игры.
2. Виды дидактических игр.
3. Структура дидактической игры.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!