Своеобразие жанра романа Л. Леонова «Русский лес». Роль образов-символов.



В течение 1950-1953 годов Леонов создает свой шестой роман «Русский лес». Роман считается образцом социалистического реализма.

В основе романа лежит изображение событий 1941-1945годов, военного быта Москвы, военных действий на подступах к столице, борьбы советских людей в тылу врага. Содержание романа выходит за рамки Отечественной войны. Леонов раскрывает тему борьбы за лес как тему борьбы за жизнь, за завтрашний день человечества.

Композиционно выделяется несколько пластов. 1-й пласт - это сюжет философского спора и Леонов сам определял, что это роман-спор. Идейное и ключевое место занимает спор на протяжении всего романа между профессорамиВихровым и Грацианским о судьбе русского леса и этот спор перерастает в дискуссию о назидательных способностях человека и его месте в природе, а также об отношении людей к историческому опыту, о смысле цивилизации. На этот пласт накладывается другой, совершенно противоположный, фольклорный пласт или сказочный.

Условным моментом философского спора является диалогическое сцепление двух лекций. Лекциям Грацианского принадлежит роль завязки в сюжете философского спора. Грацианский развивает идеи: 1) неизбежность войн в советскую эпоху, 2) Поступательное обострение классовой борьбы. Разворачивая 1-й тезис, Грацианский доказывает: раз войны неизбежны, то промежутки между ними будут короче, а разрушительная сила, благодаря техническому прогрессу, будет сильнее. 2-й тезис - обострение классовой борьбы Грацианский называет невинным заблуждением. Но по логике выходит: чем выше в своем развитии общество, тем строже должна быть узда на самостоятельность. Таким образом, Грацианский как бы доводит до тупика доктрины тоталитарного режима, убедительно доказав, реализация этих планов привести к катастрофе. Лекция Вихрова полемически направлена против концепций Грацианского. Вихров лекцию в аудитории (Краткий очерк о роли дерева в русской жизни) превращает в эпическое сказание об истории Руси, начиная с жизни славян. Лес - это жизнь, «легкие земли». Лесу принадлежит роль главного образа, воплощение вечного закона природы и носителя нравственных сил, которые вытекают из законов сохранения этого чуда. Еще один глубинный спор - спор о судьбе всей стрелы.

Оригинальная композиция романа. Главы о настоящем чередуются с главами о прошлом, и эти отступления от хронологии помогают писателю многогранно развивать ведущие сюжетные линии и темы. Прочерчены такие разные жизненные судьбы Вихрова, Крайнова, Грацианского и Чередилова, вместе окончивших лесной институт; прослежено назревание острых противоречий и столкновений между Вихровым и Грацианским, обрисовано формирование характера Поли Вихровой. Рассказ о нескольких людях превращает повествование о целой исторической эпохе. Язык рассказа отличается необычайным богатством, красочен, образен, живо передает авторскую мысль, его интонацию, юмор, лиризм. Реалистическая символика - одно из излюбленных художественных средств Леонова - достигает в «Русском лесе» особенной выразительности.

Основные мотивы и художественное своеобразие лирики Б. Пастернака.

Судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого писателя обвиняли в формализме и отсталости мировоззрения. Его отказывались печатать.

В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды.

Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой. В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» - написал поэт в одноименном стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Также природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас.

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души.

Одной из главных особенностей лирики Бориса Пастернака можно назвать его отношение к природе. Он всегда был тонким ценителем ее вечной красоты, и это не могло не отразиться на его творчестве. Жизнь и природа – вещи неотделимые в поэзии Пастернака.

Важно отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие его вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. И ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств, а путем сопоставления его с природой с помощью метафор. Возможно, так поэт хотел бы показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимосвязь.

Важно заметить, что поэт уделяет большое внимание звуковому рисунку своего стиха. Содержание стихотворения должно сопровождаться дополняющим смысл звучанием. Например, в стихотворении «Никого не будет в доме…» повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим, как падают большие хлопья снега и видим его девственную белизну…

Бориса Пастернака можно назвать Поэтом с большой буквы. В его стихах удивительно тонко прочувствована и выражена вечная красота природы и ее связь с душой человека

Год написания – 1945-1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

23. Историко-философская концепция романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Проблематика романа. Особенности жанра.Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В романе «Доктор Живаго» собственно социальная история предстаёт как ипостась бытия, а конкретные исторические события ( революция 1905 и 1917годов, Первая и Вторая мировые войны) воспринимаются как стихийные, глобальные или даже космические по своим масштабам и последствиям бедствия вроде землетрясений или пандемий повальных болезней, которые достаются на долю человека в любую эпоху, когда бы он ни родился. Весь вопрос в том, как человеку выстоять в столкновении с хаосом и смутой бытия, как сберечь душу среди катастрофы, как победить смерть – вот тот круг проблем, которые, по Пастернаку составляют суть собственно истории и исторической деятельности человека.

Центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

В романе "Доктор Живаго" Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе "Доктор Живаго" Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи. В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, -- это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары -- это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру. Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, -- это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: "Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза". Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между "за" и "против". Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения. Судьба доктора Живаго и его близких -- это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище "на земле". Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла "под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера". Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но "Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья..." Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается... Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: "...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого". Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 930; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!