Сатирическая поэма А. Твардовского «Василий Теркин на том свете».



Поэма «Тёркин на том свете» создавалась Твардовским в 50-х годах XX века( готова была к публикации в «Новом мире» в 1954 но запрещена цензурой), в тот же период, что и книга «За далью – даль». Идея продолжения «Василия Теркина» буквально висела в воздухе начиная с момента публикации её первых глав. Неужели Твардовский решился спустя столько лет вернуться к теме, сделавшей его невероятно известным? Вот что пишет он сам в своей Автобиографии: «Она (поэма «Тёркин на том свете»), конечно, не является «продолжением «Василия Тёркина» в смысле многочисленных читательских предложений на этот счет, по поводу которых я давал объяснения в «Ответе читателям», хотя и связана с «Книгой про бойца» непосредственно взятым из неё образом героя. Она возникла из иного, главным образом сатирического задания и обращена к некоторым сторонам послевоенной действительности в том духе, как их оценивали ХХ и ХХII съезды нашей партии.»

Считается, что Твардовский начал работать над «Теркиным на том свете ещё в 1944 году – как над последней главой поэмы, а позже, когда сформировалась концепция новой поэмы, включил в неё исключенные цензурой фрагменты «Василия Тёркина».

Еще в «Василии Теркине» упоминалась легенда о гибели героя, который успел пошутить:

Жаль, — сказал, — что до обеда

Я убитый, натощак.

Неизвестно, мол, ребята,

Отправляясь на тот свет,

Как там, что: без аттестата

Признают нас или нет?

Как в воду глядел! В новой поэме с него спрашивают уже не только продовольственный аттестат: как сквозь строй, должен он пройти Учетный стол, Стол проверки, Стол мед-санобработки, и всюду требуют то анкетное «авто-био», то «фотокарточки... в должных экземплярах», то даже сведения «относительно мочи и солдатской крови» («Ну как будто на курорт мне нужна путевка!» —дивится Теркин).

В поэме «с доброй выдумкою рядом правда в целости жива» — правда о зловещей бюрократической машине, существующей в действительности и стремящейся каменной стеной отгородиться от жизни, людей, их нужд. В сказке, как не раз именует автор свою поэму, реальные явления доведены до гротеска.

Так что же происходит с Тёркиным в мире ином? Оказавшись в чистом, похожем на метро месте, Теркин сталкивается с бюрократизмом местных обитателей: требуют аттестат, фотокарточку, справку от врача, жалоб не принимают, а редактор «Гробгазеты» не хочет даже слушать Теркина. Теркин встречает фронтового товарища, который объясняет: иных миров два — наш и буржуазный. Конечно же наш тот свет — «лучший и передовой». Товарищ показывает Теркину отделы: Военный, Гражданский, Особый. В Особом отделе – погибшие в Магадане, Воркуте, на Колыме, а управляет этим отделом сам кремлевский вождь. Он еще жив, но в то же время «с ними и с нами», потому что «при жизни сам себе памятники ставит». Товарищ обещает показать Теркину Стереотрубу, хотя это только «для загробактива», в которую виден соседний, буржуазный тот свет. А Теркин вспоминает о земле… Вдруг слышится звук сирены, что означает: ЧП, на тот свет просочился живой, которого нужно поместить в «зал ожидания», чтобы он стал «полноценным мертвяком». Это, конечно, Теркин, онхочет вернуться в мир живых. Товарищ объясняет: поезда везут людей только туда, но не обратно, Теркин догадывается, что обратно идут порожняки. Он прыгает на подножку порожняка не замеченным… Но в какой-то момент исчезают и подножка, и состав. Во тьме Теркин пробирается на ощупь, перед ним – все ужасы войны. … И он слышит : «Редкий случай в медицине». Тёркин в госпитале, рядом доктор, за стенами война… Наука дивится Теркину и заключает: «Жить ему еще сто лет!»

Сам поэт характеризовал свою поэму как «суд народа над бюрократией и аппаратчиной». При первой попытке напечатать ее она была расценена партийным руководством как «пасквиль на советскую действительность», а Твардовский — уволен с поста главного редактора журнала. В доработанном виде «Теркин на том свете» был опубликован только в 1963 г., но с концом «оттепели» уже почти не переиздавался и не упоминался в печати.

14. Проблематика и основные образы в поэме А. Твардовского «Дом у дороги». Символика в поэме.Дом у дороги» - это лирическая повесть-хроника, в которой, по словам самого Твардовского, отражена «тема не только самой войны, сколько «дома», покинутого хозяином, ушедшим на фронт, пережившего войну, докатившуюся до него; «дома», в своём людском составе заброшенного из родных мест в далёкую Германию, к берегам чужого дома, «дома», обретшего в нашей победе освобождение из плена и возрождение к жизни.В центре внимания автора находится уже не армия, а мирное население и главным образом – дом, Мать и жена, являющиеся источниками добра и счастья, символами самого лучшего для русского человека и составляющие основы человеческого бытия. Эти образы-символы, - традиционные для русского фольклора. Таким образом, исходным материалом для поэмы Твардовского явилось народно-поэтическое сознание, постижение духа народа и его мира созерцания.

Андрей и Анна – это образы, раскрывающие типичные черты русского национального характера. Не случайно почти до середины поэмы герои даже не названы по имени. Так, изображая картину последнего мирного дня крестьянина Андрея Сивцова, поэт использует местоимение «Ты», подчёркивая тем самым, что здесь пока нет конкретного героя, - это мирная жизнь каждой крестьянской семьи, «маленькой, скромной, неприметной частицы народа». Образ Анны Сивцовой отразил лучшие черты русской женщины, изображённые ещё в классической литературе: красоту, душевную чистоту, несгибаемую силу, выносливость, преданность и верность своему мужу, любовь к детям.В качестве орудия труда поступает в поэме именно коса, а не сельскохозяйственная машина, за что поэта упрекали критики, сетуя на то, что он тем самым уходит от правды изображения советской действительности. Но Твардовский, как истинно народный поэт и мастер слова, делает это сознательно и совершенно, на наш взгляд, оправдано. Он стремится тем самым сохранить и продолжить народные традиции, отобразить черты жизни своего народа, его дух. Он-то и не сломал, не согнул ни Андрея Сивцова, ни его жену Анну, испытавших немало страданий в эти страшные годы войны. И это можно сказать о целом народе. Поэтому главные герои поэмы «Дом у дороги» изображены в большей степени не как индивидуальные характеры, а как образы широкого обобщения. Образ Дороги, символизирует жизненный путь и судьбу человека, покидающего свой дом. Образ Дома - это образ родины, занимающий центральное место во всех поэмах поэта, вырисовывается многогранно, принимая разнообразные формы: берёзки, поля, реченьки, земли-кормилицы, матушки-России, являясь выражением самых глубоких, самых сокровенных дум, чаяний и надежд русского человека.

15. Поэма А. Твардовского «За далью – даль» как лирическая эпопея. Проблематика поэмы А. Твардовского«По праву памяти».Новый этап в развитии страны и литературы - 50-е-60-е годы - ознаменовался в поэмном творчестве Твардовского дальнейшим продвижением в сфере лирического эпоса - созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи "За далью - даль", сатирической поэмы-сказки "Теркин на том свете" и лирико-трагедийной поэмы-цикла "По праву памяти".

Поэма "За далью - даль" (1950-1960) - масштабная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это - развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа.

Поэма складывалась долго и публиковалась по мере написания очередных глав. В процессе формирования художественного целого некоторые главы менялись местами Подзаголовок поэмы "За далью - даль" - "Из путевого дневника", но это еще мало что говорит о ее жанровом своеобразии. Картины и образы, возникающие по мере развертывания содержания поэмы, носят одновременно конкретный и обобщенный характер. Автор подчеркивает емкость избранного "сюжета-путешествия", эпический и философско-исторический масштаб, казалось бы, незамысловатого рассказа о поездке на Дальний Восток.

. Этот герой глубоко индивидуален, неотделим от автора. Ему доступна вся гамма живых человеческих чувств, присущих личности самого поэта: доброта и суровость, нежность, ирония и горечь.. . И в то же время он несет в себе обобщение, вбирает черты многих. Так в поэме складывается представление о внутренне цельном, сложном и многообразном духовном мире современника.

Вместе с тем поэма отнюдь не свободна от утопической веры в преобразовательские успехи социализма (особенно показательна глава о перекрытии Ангары при строительстве плотины, несущая в себе отзвук эйфории грандиозных послевоенных планов - "великих строек коммунизма"). Читателей же, безусловно, особенно привлекала тема "культа личности". Но Твардовский, разрабатывая ее, оставался в пределах вполне советского, во многом ограниченного сознания. Показателен разговор о "За далью - даль" А. А. Ахматовой и Л. К. Чуковской, состоявшийся в начале мая 1960 г.

«По праву памяти».Он поднимает проблему человечности и роли личности в истории в качестве сопутствующих. Основные мотивы этого произведения. Главным мотивом является память и забвение. Автор призывает помнить и чтить прошлое. Вторым мотивом являются раскаяние и вина. Твардовский говорит о том что, очень важно вовремя признать свою ошибку. Третий мотив - это мотив личной ответственности. В поэме поднимается тема о том, что сын не должен отвечать за отца. Я не должен нести ответственность человек, который его совершил, а не его потомки. Следующий мотивом является неизбежность наказания за любое действие. Если сейчас вам кажется, что жизнь поступает Несправедливо, нельзя думать, что сойдет с рук. На каждого человека найдется наказание соответствующие его преступления. Последняя глава поэмы развивает идеи исторической памяти. Эта тема очень важно особенно в современном мире. Твардовский не может согласиться с тем, что люди стали забывать свое прошлое и живут только настоящим. Историческая память это часть народа. Итак, каждый должен стремиться сохранить и передать историческую память, потому что только это соединяет нас с прошлым. Каждый день в скорее становится прошлым и это нельзя забывать. Время и память - взаимообусловленные элементы, которые очень важны. Цените время.

Вопрос 16. Лирика А. Твардовского. А. Твардовский – редактор журнала «Новый мир». В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 году отстранён от руководства в связи с острейшими для тех лет публикациями Ф. Абрамова, М. Лифшица, В. Померанцева и М. Щеглова.

Снова возглавив «Новый мир» в 1958 году, он сделал этот журнал центром, вокруг которого группировались литературные силы, стремившиеся к честному, а потому нелицеприятному для властей изображению советской действительности. Он привлекал на страницы журнала таких мастеров русского слова, как В.П. Астафьев,

В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.М. Шукшин, Ю.В. Бондарев; способствовал появлению в печати произведений М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, М.И. Цветаевой, А.И. Солженицына и других писателей.

Под руководством Твардовского журнал своими публикациями последовательно, насколько это было возможно, противостоял официозной лжи и выражал умонастроения демократически настроенных современников. Защищая журнал от нападок властей и консервативно настроенных собратьев по перу, Твардовскому приходилось, говоря его словами, «есть мыло» во время вызовов «на ковёр» во властные инстанции. В 1969 году поэма «По праву памяти» была опубликована на страницах западной прессы. В предисловии говорилось о том, что поэма «подпольно ходит в России уже несколько месяцев. Её написал Александр Трифонович Твардовский, редактор “Нового мира”, журнала, который сейчас находится в центре острой полемики. <...> Её история достаточно любопытна. Летом она должна была выйти в “Новом мире”, но к моменту опубликования была запрещена цензурой. Опубликованная, как говорят в России, в “самиздате”, то есть перепечатанная на машинке, она появилась на Западе, также в Западной Германии, где вышла в журнале “Посев”, в издательстве того же названия».

Как поэма попала на Запад, остаётся загадкой, но от партийного руководства последовало указание под любым предлогом отстранить Твардовского от руководства «Новым миром». В тридцатом номере журнала «Огонёк» за 1969 год было опубликовано письмо одиннадцати писателей, которые требовали отставки Твардовского. Власти же со своей стороны в очередной раз изменили состав редколлегии «Нового мира», и 9 февраля 1970 года Твардовский вновь был вынужден сложить с себя обязанности руководителя журнала.

При этом произведения Твардовского продолжали публиковать, к 60-летию поэт был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Через год Государственной премией СССР был отмечен сборник «Из лирики этих лет». После отставки с поста главного редактора здоровье Александра Трифоновича было подорвано ещё и тем, что многие его соратники не оказали должной поддержки поэту в этой ситуации. Умер А.Т. Твардовский 18 декабря 1971 года. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

17. Общая характеристика литературы первого послевоенного десятилетия. Противоречия… Партийные постановления… Теория бесконфликтности. Поиски выхода… «Районные будни» Овечкина.

Сразу же после мая 1945 года была очень сильна инерция, заданная литературой военного времени. Книги. Оказавшие наиболее значительное влияние на художественное сознание: «Звезда» (1946) Эммануила Казакевич, «В окопах Сталинграда» (1946) Виктора Некрасова.Первая тенденция продолжает героико-романтическую линию, которая расцвела в годы войны. Казакевич в «Звезде» обогатил ее философским пафосом, осветил коллизии войны светом Вечности. Постижение войны возвышалось до апокалиптических высот, а жизнь солдата представляла в чуждом соцреализму мистическом ореоле. Романтическая тенденция обладает склонностью к идеализации, и такой крен был немедленно узаконен в послевоенном соцреализме.Повести Некрасова « В окопах Сталинграда» принадлежит роль программного произведения психологического натурализма – течения, зародившегося в годы войны в лирике поэтов фронтового поколения. Психологический натурализм полемически отталкивается от возвышенно условной романтической поэтики и от парадного изображения войны. В обстоятельствах войны выветриваются идеологические стереотипы ( политическая зрелость, вера в товарища Сталина), которыми принято было определять достоинство человека. Конфликт приобрел нравственных характер и сместился внутрь советского общества. Произведения: «Спутники» и «Кружилиха» В. Пановой, поэма Твардовского «Дом у дороги». Тенденциям не дали развернуться из-за невиданного идеологического надзоре над искусством, который был установлен сразу после войны.

Партийные постановления:ЦК ВКП(б) принимает одно за другим постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драматических театров, об опере «Великая дружба», о кинофильме «Большая жизнь», клеймит формализм в музыке. Так началось то, что Глеб Струве назвал «эрой ждановизма» (по фамилии главного партийного идеолога той поры). Оскорбительное шельмование Ахматовой и Зощенко, в лице которых властям виделась старая русская культура. Навешивание идеологических ярлыков на всякое произведение, которое выламывалось из колеи соцреализма: например, повесть Эм. Казакевича «Двое в степи» была указана в числе «идейно-порочных и неполноценных в художественном отношении произведений», а статья о платоновском шедевре «Возвращение» называлась «Клеветнический рассказ А. Платонова». В этой атмосфере всячески поощрялась тенденция помпезного романтизма, ложной эпичности и псевдомасштабности. Вновь набирает силу производственный роман, в котором канонизируются характернейшие черты жанра: человек рассматривается прежде всего в свете его рабочих функций, эпосно-монументальный или идиллически-сказочный пафос становится эстетическим камуфляжем, посредством которого украшается послевоенная реальность (достаточно назвать романы 1940-х годов о колхозной деревне — «Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского, «Жатва» Г.Николаевой, «Марья» Г.Медынского). Рождается панорамный роман — жанр, где человек тонет в калейдоскопе политических событий. Даже такой демократический жанр, как массовая песня, в эти годы явственно тяготеет к литургической торжественности. 

Теория бесконфликтности. Вновь возобладала инерция соцреализма. Новых книг появлялось немало, но их художественный уровень был крайне низок. Литературу превращают в иллюстрацию к идеологическим догмам, когда получает официальное распространение теория бесконфликтности (основанная на идеологеме о том, что в обществе, победоносно идущем по пути строительства коммунизма, нет почвы для антагонизмов), когда брошен лозунг: «Нам нужна праздничная литература!». В высшей степени характерным явлением времени стала «шпионская эпопея» Н.Шпанова «Поджигатели» (1949) и «Заговорщики» (1952), представляющая собой крайнюю форму тотальной заданности — сюжета, характеров, эстетических оценок. Она заместила собою ту монументальную эпопею, которую ожидали после Отечественной войны.

Выход. Конец 1940-х—начало 1950-х годов — это самое позорное время в истории советской литературы, никогда она еще так низко не опускалась. Это почувствовали даже власть предержащие. И попытались как-то взбодрить литературную жизнь. В апреле 1952 года в газете «Правда»> партийном официозе, была опубликована статья «Преодолеть отставание драматургии», где была подвергнута критике теория бесконфликтности. Но критиковать предлагалось в пределах дозволенного, не посягая на «основы», и двигаться в руслё заданных доктрин (не отступать от принципов социалистического реализма, создавать образ положительного героя — строителя коммунизма, бороться с буржуазной идеологией и т.д., и т.п.). Поэтому все эти партийные призывы никоим образом не могли освежить литературную атмосферу, они превратились в расхожие лозунги и дали пищу для целой серии анекдотов.

Валентин Овечкин( 1904- 1968). «Феномен Овечкина» - это очень показательно явление в истории советской литературы. «Районные будни» (1953) представляют собой цикл из трех очерков о жизни современной деревни. Пишет о буднях. Тревоге, сплошные вопросу. Хозяйственные и организационные. ( Почему колхозник не чувствует себя хозяином на своей земле? Почему трактористу невыгодно выращивать высокие урожаи?). Становилось ясно, что дело не в мелочах, а в тотальном неблагополучии, поразившем советскую деревню. Овечкин назвал вещи своими именами: то, что происходит в деревне, вступает в явное противоречие с самой идеей социализма – идеей заинтересованного труда равноправных хозяев земли. Созданный образ секретаря райокома Борзова стал нарицательным. (всевластие партийных бонз, озабоченных прежде всего тем, чтобы не испортить сводку о чем угодно) Указал на норму на прямые духовные последствия, к которым приводит существование в обстоятельствах тоталитарного диктата партии. Рецепт спасения: учить кадры. Современный, демократичный Мартынов, посаженный в кресло Борзова – вот главная панацея от всех зол. Во-первых, с «Районных будней» началось восстановление в правах так называемого проблемного очерка, одной из наиболее острых, боевых разновидностей жанра. Так образовалась «овечкинская школа» в публицистике. Во-вторых, значение «Районных будней» не ограничено областью публицистики. Книжка Овечкина стала своеобразным «перекидным мостиком между публицистикой и беллетристикой. «Районные будни» не документальны, они представляют собой беллетризованные проблемные очерки — здесь есть и выстроенные сюжетные линии, и система вымышленных персонажей. Беллетризация у Овечкина подчинена одной задаче — придать наглядность публицистической мысли, однако воздействие наглядности оказывалось шире — возникал некий образ действительности, в нем таился не только идеологический, а также и эстетический смысл. Но, с другой стороны, эстетический смысл возникал не благодаря беллетризации, а скорее вопреки ей — на основе того, что можно назвать «эффектом безусловности». Даже сухой, бедный, газетный язык, которым написаны «Районные будни» и который никогда не красит беллетристику, в данном случае обретал особую эстетическую ценность — он вызывал впечатление живого репортажа с места событий, тут не до красоты слога, тут дело говорится! И очевидный схематизм в изображении людей (это не характеры, а скорее социальные типажи), в дидактически спрямленном построении сюжетов оборачивался выпуклостью наиболее показательного, концентрацией на самом существенном. Так вызревал определенный художественный стиль — якобы документальный, а на самом деле тоже основанный на вымысле, но вымысле, который вызывает впечатление подлинности, нелитературности. Однако, переход от документализма к натуралистическому стилю совершили уже те, кто пошел дальше Овечкина. Эстетический эффект публицистических книг, подобных «Районным будням», бывает не очень долог. Когда проблемы, поднятые в них, перестают быть сенсационными, приглушается и эмоциональный накал, который вызывал читательский катарсис. И тогда интерес смещается к характерам и ситуациям. Эта тенденция стала набирать силу в самом начале «оттепели» и оказала большое влияние на литературный процесс. Уже один из самых первых шагов в этом направлении стал литературным событием.

18. Общая характеристика литературы шестидесятых годов как периода «оттепели». Новые тенденции в литературе и искусстве («Жестокость» П. Нилина, «Судьба человека» М. Шолохова, «Батальоны просят огня» Ю. Бондарев и др.)

И. Эренбург опубликовал в 1954 году одноименную повесть, - название оттепели. Знак начала – секретный доклад Хрущева на 20 съезде Коммунистической партии СС (февраль 1956), знак конца – подавление пражской весны советскими танками (август 1968). ^дег ^ приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с фильмами итальянского неореализма, прочитать произведения Хемингуэя, Фолкнера, Камю, Сартра, Беккета, Ионеско, Бёлля... После почти трех десятилетий полного запрета стал пробиваться к зрителям и читателям художественный авангард, у него появились последователи. Сам дух времени был «оттепельным». Вспоминает Олег Ефремов: ^ вошел в искусство вместе с поколением, которое свое слово сказало. вами: я не один!»Такая атмосфера благоприятствовала рождению значительны произведений буквально во всех видах искусства: в кино — «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А.Тарковского, «Летят журавли» М.Калатозова, «Баллада о солдате» Г.Чухрая, «Гамлет» Г.Козинцева, фильмы.И.Таланкина и Г.Данелия, Я.Сегеля, Л.Кулиджанова, Э. Рязанова; в театре — явления ефремовского «Современника» и любимовской «Таганки», спектакли А.Эфроса по пьесам В. Розова в театре имени Ленинского комсомола, режиссура Г.Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре, в изобразительном искусстве — скульптуры Э. Неизвестного, «суровый реализм» П.Осовского и В.Никонова, «лианозовская» школа во главе с О. Рабином, авангардное искусство М. Шемякина, А.Зверева, О.Целкова; в музыке — поздние симфонии Д.Д.Шостаковича, музыка А.Шнитке, Э.Денисова, С.Губайдуллиной.Государство не хотело утрачивать контроль над художественным творчеством, но не могло не считаться с объективными тенденциями времени, да и видимость демократизации Заигрывания партии с творческой интеллигенцией, некоторые цензурные послабления чередовались с «накачками» на знаменитых встречах руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства и «завинчиванием гаек». Дозволялось, хоть и с огромными препонами, существование журнала «Новый мир» с той критической ориентацией, которую ему придал А.Твардовский, но в противовес поддерживался журнал «Октябрь» во главе с откровенным сталинистом В. Кочетовым. Открывались областные книжные издательства, учреждались новые литературные журналы в столицах и в провинции и запрещался альманах «Литературная Москва», подвергался жестокому разносу литературно-художественный сборник «Тарусские страницы» (1961), выпущенный в Калуге. Затевался«шабаш» по поводу присуждения Нобелевской премии Пастернаку за роман «Доктор Живаго» и дозволялась публикация «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына.В сущности, Эренбург, Померанцев и Берггольц оспаривали то представление о художнике как пропагандисте и агитаторе, которое насаждалось эстетикой соцреализма, они призывали к восстановлению принятого в классическом реализме статуса художника как самостоятельного и независимого исследователя действительности.Противоречивый характер духовной атмосферы в годы «оттепели» преломился и в характере художественного сознания.Тенденции : просветительский пафос, выдвинулись задачи ликвидации безграмотности — социальной, идеологической,эстетической, морально-психологической, даже бытовой.Эзопов язык, предназначенный как то маскировать обличительную нацеленность мысли. поначалу ни о какой радикальной смене официальной художественной парадигмы речи не было, за ее пределы реформаторская мысль не выходила. И теоретические расхождения касались лишь внутренних возможностей, ресурсов метода социалистического реализма. И собственно художественные поиски велись в рамках норм житейского правдоподобия, принятых в соцреалистической эстетике.

П. Нилин «Жестокость» (1956) Повесть психологическая и философская. Маскировка под наивность и безэмоциональность (Бабель, Тихий Дон, Белая Гвардия). Сложность определения авторской позиции, объективность повествования. Конфликт Венька-Узелков: что такое человек? Узелков — сатирический персонаж. Философский пласт — Лазарь — воскрешение, Венька — спаситель (Иешуа). Вера в то, что человек может измениться. Говорит правду и пробуждает хорошее. Плюс название. Чувство ответственности, личная вина. Нравственная трагедия (Гамлет). Трагический конфликт — неразрешимость, максимализм героя, ряд обстоятельств. Человек не может быть ответственным за все. Отсюда бессилие. Быт, сквозь который просвечивают нравственно-этические идеалы. -Венька Малышев «заражён так называемой христианской моралью», как выражается Узелков. На рассуждения Узелкова и начальника милиции Венька Малышев смотрит не с точки зрения государственных интересов, а с точки зрения общечеловеческой морали, поэтому все их резоны представляются ему просто ложью и подлостью. И убивает его то, что он, помимо своей воли, оказывается замешанным в подобной подлости -Повествование о судьбе Веньки Малышева вырастает в рассказ о человеческой трагедии самого серьёзного масштаба. И эта трагедия основана на причинах не только этического характера, но и социально-философского, так как здесь дело не только в личной непорядочности начальника милиции. Сложившаяся ситуация имеет непосредственное отношение к проблеме личности и государства, личности и революции. Революция и «новый мир» как мир справедливости и добра стали для Веньки Малышева частью его жизненного идеала, которому он служил всеми силами. И субъективно он чувствует себя представителем именно революционных сил, советского государства. Но в реальности оказалось, что для интересов революции, для интересов государства его позиция как раз неприемлема и даже враждебна. -«идейность Веньки погубила его, так жить дальше — значит смириться, а смириться — значит проиграть». -В «Жестокости» мы снова сталкиваемся с жертвенным типом личности. Главный герой берет на себя ответственность за грехи других людей. Отсюда и глубокий духовный кризис, переживаемый им, из которого лишь два выхода: перелом в человеке или полное угасание личности. Венька встал перед выбором: смириться с клеймом «обманщик» или смыть его собственной кровью. Самоубийство закрепляет выход? «…Доказать всем, что твои убеждения сильнее… смерти. Переступить через естественное чувство самосохранения, естественную жажду выжить, уцелеть — с этого начинается героизм отдельного человека, столь необходимый для нравственной энергии всего общества, хотя он и представляется „верхом безрассудства“ людям рассудительным… Для человека противоестественно по доброй воле расставаться с жизнью, но если он готов отдать ее — значит, сильны идеалы, ведущие его» — считает А. Бочаров. -Узелков — это личность очень значительная: это один из социально-психологических типов, порождённых «новым миром». какого нового человека породила революция. в двух типических, знаковых образах: Морозки у А. Фадеева и Шарикова у М. Булгакова. В повести П. Нилина «Жестокость» можно увидеть своеобразные художественные вариации этих типов в образах Веньки Малышева и Якова Узелкова. и. С точки зрения Веньки Малышева, революция делается для личности, поэтому необходимо не только контролировать, но и защищать человека. С точки зрения Узелкова, личность служит «материалом» для революции, поэтому можно пожертвовать человеком «в политических интересах», «чтобы на этом примере научить тысячи». Неожиданный конец. Герой поступил так, как не должен был поступать. Можно сопоставить с произведениями Распутина и Абрамова (традиция покаяния, добровольного мученичества). Один из главных персонажей — журналист. Образ типичного журналиста, самовлюбленного невежды, который сеет зло. Это человек, который выступает против правды. Слово «правда» в произведении — одно из главных (истина, историческая правда очень важны в то время). Формально это социально-бытовая, психологическая повесть. Повесть построена как воспоминания очевидца. Очевидец знает меньше, чем автор, и понимает меньше, чем читатель. В оценке журналиста Узелкова автор, рассказчик и читатель совпадают. Узелков искажает истину. Трагический аспект. Один из героев — человек по имени Лазарь (воскрешение духовное, и воскреситель — идеальный герой, комсомолец Вениамин Малышев). Простодушный рассказчик придает особый смысл повести. Почему рассказ начинается с описания журналиста? Наивное повествование, психологические подробности. Внезапный переход к трагической, неожиданной ситуации. Постижение болезненных противоречий развития страны: читатели того времени увидели источник будущих трагических противоречий, репрессий, несправедливости. -идея гуманизма (время — 1922−23 гг, период становления новой власти и жесткого сопротивления ей; и профессия героев — представителей новой власти).

М. Шолохов «Судьба человека»

Структура «Судьбы человека» восходит к «русскому изводу жанра новеллы». Форма «рассказа в рассказе» не нова для самого Шолохова, он обращался к ней в «Науке ненависти» (1942). Субъектная организация «рассказа в рассказе», как известно, представляет собой сочетание двух пространственно-временных и эмоционально-оценочных «точек зрения». Спектр вероятных сочетаний «точек зрения» здесь очень многообразен. Основной массив текста «Судьбы человека» занимает исповедь Андрея Соколова.Художественное пространство в исповеди Андрея Соколова максимально сгущено. В его рассказе обнаруживается десять своеобразных микроновелл, которые условно можно назвать так: 1 — Довоенная жизнь; 2 — Прощание с семьей; 3 — Пленение; 4 — В церкви;5 — Неудачный побег; 6 — Поединок с Мюллером; 7 — Освобождение; 8 — Гибель семьи; 9 — Смерть сына; 10 — Встреча с Ванюшкой. Это именно микроновеллы, потому что каждая из них внутренне едина и завершена.Микроновеллы, составляющие исповедь Андрея Соколова, убеждают в том, что смысл истории, ее движущий мотор составляют борьба составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души, тратой своего сердца противостоять кошмар расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования. Вот истины, которые «повторением» ситуаций утверждает Михаил Шолохов. Вот тот закон жизни, который автор выявил логикой сюжетного движения. Простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой убеждающий в их животворности. Тот тип жанрового единства, который разработал Шолохов в «Судьбе человека», назвали «монументальным рассказом». Эта жанровая разновидность стала во второй половине 1950-х годов «формой времени» — ее черты узнаются и в «Матренином дворе» А. Солженицына, и в «Матери человеческой» В.Закруткина, Казакевич «При свете дня». После рассказа словосочетание простой советский человек приобрело статус теоретической формулы, знака какой-то новой ступени в развитии советской литературы.

Повесть «Батальоны просят огня» опубликована в 1957 году. Эта книга, как и последующие, словно бы логически продолжающие «Батальоны…», – «Последние залпы», «Тишина» и «Двое» – принесла автору их Юрию Бондареву широкую известность и признание читателей. Каждое из этих произведений становилось событием в литературной жизни, каждое вызывало оживленную дискуссию. Книги эти переведены на многие языки мира, выдержали более шестидесяти изданий.

Военная литература у нас довольно обширна, дань военной тематике отдали многие выдающиеся писатели. Однако Юрию Бондареву уже в «Батальонах…» удалось нащупать и развить свою собственную линию, свое течение в широком литературном потоке. Не стремясь к созданию всеобъемлющей картины войны, автор кладет в основу произведения конкретный боевой эпизод, один из многих на бесчисленных полях сражений, и населяет свою повесть совершенно конкретными людьми – простыми солдатами и офицерами – рядовыми великой армии. Писатель углубленно изучает психологию советского человека, нередко в трагических обстоятельствах, и раскрывает его подлинный героизм. Действительно, образ войны у Юрия Бондарева грозный и жестокий. И события, описанные в повести «Батальоны просят огня», глубоко трагичны. Но теперь, с дистанции времени, мы по-новому судим и гордимся сильной душой советского солдата, сознательно идущего на гибель во имя своего народа, во имя грядущей победы. Высоким гуманизмом, любовью и доверием к человеку полны страницы повести.

 

19. Лирика 60-х годов. Место поэзии в обществе. Б. Окуджава, А. Вознесенский, В. Высоцкий.

Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. Поэзия 60-х решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия. Известные поэты 20-30гг давно уже либо замолчали, либо забытые вновь обрели голос. Но первенство - за молодыми поэтами. Современники выделяют в поэзии 60-х две ветви: продолжатели традиций Маяковского нашли себя в так называемой громкой поэзии - Рождественский, Ахмадулина, Евтушенко, Вознесенский и др.. Наследуя русскую философию в пейзажной лирике, их оппоненты проповедуют «тихую» поэзию - Рубцов, Соколов, Смеляков и др. В 60-е г. возрастает и авангардистская поэзия в стихотворениях Бродского, Вознесенского и др. Ведущие жанры лирики 60-х: гражданская, философская, любовная, пейзажная. Отличительные черты поэзии 60-х актуальное содержание, многообразие творческой индивидуальности, высокий уровень стихотворений, мастерство.

Андрей Андреевич Вознесенский (1933) - шестидесятник. Поэтический сборник - «Парабола», «Мозаика», «Треугольная груша», «Антимиры». «Ахиллесово сердце» и др. Первые произведения В. - светлое и радостное восприятие жизни, энергией молодости. Воспевается творческое начало в человеке, радость работы, оптимизм человека-творца. Историческая поэма «Мастера» - одно из самых емких по содержанию и художественному совершенствованию ранних произведений Вознесенского. В ней и других произведениях образ творца, художника вырастает в символ высокой человечности: «Плач по двум нерожденным поэтам». Тема взаимоотношений человека и природы - важнейшая в русской в русской литературе 19-20в. занимает у В. большое место, она раскрывается в трагедийно-экспрессивном ключе: «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», «Риза». Природа - живое существо, нуждающееся в защите человека.

Песни Окуджавы ознаменовали собой целую эпоху, но даже сегодня они не потеряли ни своей остроты, ни своей актуальности. Причина проста Окуджава был главным сентименталистом (что неоднократно повторял поэт Давид Самойлов) бардовской среды. Мало чьи песни могут соперничать с его по проникновенности, лиричности, и особенной интимности. Особенность восприятия творчества Окуджавы в том, что каждый человек чувствует его своей «личной собственностью», каждый уверен, что Окуджава поет для него и о нем. Исполнение лирических стихотворений Окуджавы под гитару - это даже не песня, а скорее уютный рассказ собеседнику о чем-то очень важном. Как поэт Окуджава сложился только к 1956 году (собственно, с этого года многие исследователи отсчитывают классический период его творческой деятельности). Тогда вышел первый его сборник "Лирика", большое влияние на который оказали испытания, пройденные Окуджавой на войне. После этого были его поиски творческого индивидуального самовыражения, проявивишиеся во второй книге «Острова» (1959 год), а затем и сборники «Великий барабанщик» и «По дороге к Тинатин» (1964 года).

Темы поэзии Окуджавы .Огромное место в лирике Окуджавы занимает Москва, особенно Арбат, где он вырос. Сочетание во многих его стихах (позднее ставших песнями) арбатской и военной темы породило именно то, что принято называть городским бардовским романсом. Окуджава вспоминает друзей своего детства, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной, вспоминает собственные ранние мысли («Ах, детские сны мои, какая ошибка!..»). Он признает, что во многом именно Арбат сформировал его мировоззрение. Однако творческий мир Окуджавы не ограничивается рамками Арбата, как не ограничивается и рамками реальности: в его лирике встречаются и сказочные мотивы. В некоторых песнях главными героями оказываются даже насекомые ("...и муравей создал себе богиню...", "...ну чем тебе потрафить, мой кузнечик?"), которых он наделяет человеческими чертами.

Не забывает он и об известных литературных героях или знаменитых людях ("Моцарт на старенькой скрипке играет...", "...зато Офелия всех нас помянет"), которые кажутся читателю простыми и близкими. Окуджаве действительно удается найти ключ к каждому своему слушателю и читателю. Именно этим можно объяснить тот факт, что песни Окуджавы стали неотъемлемым украшением многих известных советских фильмов.

Высоцкий Владимир Семенович родился в Москве в 1938 году, 25 января. Умер он здесь же 25 июля 1980 года. Этот талантливый человек является выдающимся поэтом СССР, а также актером и певцом, автором нескольких произведений в прозе, заслуженным артистом РСФСР (посмертно, с 1986 года). Получил он также Государственную премию СССР (также посмертно, в 1987-м). Творчество Высоцкого, его биография будут представлены в этой статье.

В качестве актера он участвовал в 30 фильмах, включая "Маленькие трагедии, "Место встречи изменить нельзя", "Вертикаль", "Хозяин тайги", "Короткие встречи". Владимир Семенович являлся участником труппы, постоянно выступая в Московском театре драмы и комедии, находящемся на Таганке.Судьба поэтического наследия В. Высоцкого складывалась очень непросто. Несмотря на поистине всенародную известность и широчайшую популярность его песенного творчества в нашей стране и за ее пределами, на миллионные «тиражи» записей его песен в «магнитиздате», переполненные залы на его концертах, — при жизни поэта в Союзе было издано одно — единственное стихотворение «Из дорожного дневника» в сборнике «День поэзии 1975» и всего несколько песен появилось на мини — дисках в грамзаписи.Уже после смерти поэта одна за другой стали появляться публикации его произведений в периодике, а затем и отдельные книги: «Нерв» (два издания: 1981 и 1982), «Кони привередливые» (1987), «Избранное» (1988), «Четыре четверти пути» (1988), «Поэзия и проза» (1989), «Сочинения: В 2–х т.» (с 1990 по 1995 выдержало семь изданий) и ряд других. В 1993 г. начало выходить Собрание сочинений в 5–ти томах.В середине и второй половине 60–х годов заметно расширяется тематика и разнообразятся жанры стихов — песен Высоцкого. Вслед за песнями военного цикла, куда вошли еще «Песня о госпитале», «Все ушли на фронт», появляются «спортивные» («Песня о сентиментальном боксере». «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную»), «космические» («В далеком созвездии Тау Кита»), «альпинистские» («Песня о друге», «Здесь вам не равнина», «Прощание с горами»), «сказочные» («Про дикого вепря», «Песня — сказка о нечисти»), «морские» («Корабли постоят — и ложатся на курс…», «Парус. Песня беспокойства»), пародийно — сатирические («Песня о вещем Олеге», «Лукоморья больше нет. Антисказка»), лирические («Дом хрустальный…») и многие, многие другие.

Особенно плодотворным оказался для Высоцкого конец 60–х годов. Именно тогда он пишет великолепные, созданные на пределе эмоции и выразительности песни «Спасите наши души», «Моя цыганская» («В сон мне — желтые огни…»), «Банька по — белому», «Охота на волков», «Песня о Земле», «Сыновья уходят в бой», «Человек за бортом». Относительно «Баньки…» и «Охоты на волков», в которых, говоря словами Л. Абрамовой, чувствуются «выходы за пределы» .


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1807; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!