Вопрос. Л.Леонов «нашествие». Система героев, психологизм.



Сложность исходной драматической ситуации в «Нашествии», кроме общей военной беды, заключается в том, что в тот день, когда город оставляют советские войска, в дом врача Таланова возвращаются сразу два человека: бывший, то есть еще дореволюционный, домовладелец этого уже давнего обиталища семьи старого доктора и его сын, недавно выпущенный из тюрьмы. Как это часто бывает в жизни, как это бывало во время войны, общее громадное горе (ужас фашистского нашествия, позор отступления, крушение всех привычных устоев и норм жизни) удваивается своими собственными особенными горестями и трудностями. Как должны Талановы отнестись к двум внезапным пришельцам? Какова будет их роль в грядущих трагических событиях? Какова должна быть степень доверия к собственному сыну, вероятно затаившему мстительное чувство к власти, его покаравшей? Какова мера его вины перед родным домом и мера собственной ответственности за его отверженность? На пороге, нет, уже в самом доме чужие солдаты, они убивают, жгут, оскверняют и грабят, а Талановым надо не только терпеть, сопротивляться, бороться, им надо еще решать и свои внутренние семейные вопросы, которые вдруг приобрели силу общенародных. Война не позволяет их больше откладывать. А платить за любое их решение теперь приходится кровью и жизнью — своей или своих близких. В этом и заключалась «простота» военной эпохи. Так ведь просто: согласен ты заплатить жизнью за право защищать свой дом, за чистоту своей совести?

Федор Таланов был согласен на эту цену. И доказал свое добровольное согласие смертью на фашистской виселице. Бессчетно число подвигов, совершенных советскими людьми во время Великой Отечественной войны, поэтому она так и названа народом. Но тот подвиг, который изобразил Леонов в судьбе Федора Таланова, — особый, двойной подвиг. Прежде чем его совершить, человек должен был много думать, он должен был окончательно понять, что его собственные беда и обида, какими бы они ни были, померкли перед неисчислимостью общенародных бедствий, он должен был окончательно решить, что, чтобы ни случилось в прошлом и будущем, его судьба неотделима от судьбы его дома. «Блудный сын», которого родная мать готова была принять за врага, отец оттолкнул как отщепенца, сестра не удостоила доверием принять в партизаны, — он муками пыток и смертью на виселице доказал, что перед общей бедой родной земли можно и должно забыть собственные обиды, а мученическая смерть и беззаветная жертва снимает с человека вину, даже если она была. Таков общий урок судьбы дома Талановых, таков общий итог пьесы Леонова «Нашествие».

Сложности проблем этой пьесы соответствует и сложность ее построения. Появление в доме Талановых одновременно с сыном другого пришельца — Фаюнина — углубляет конфликт пьесы.

Леонов всем своим предшествующим писательским опытом был подготовлен к мастерскому созданию живописной фигуры «бывшего человека», зловещего призрака прошлого, вынесенного на поверхность истории волной фашистского нашествия, мертвеца, предъявляющего просроченный счет живым. Леонов ведь хорошо знал таких, как его Фаюнин, видел и слышал их сам, еще в детстве, живя у деда в московском торговом Зарядье, наблюдал их последующие метаморфозы и превратности их судеб. И не в первый раз писал подобные образы, эту живописную, старинного народного образца речь, наполненную ядом сарказма. Писатель легко представил, как именно могут они вести себя там, за линией фронта, прислуживая оккупантам в надежде вернуть утраченные привилегии. Обратите внимание, как сладострастно осматривает этот зловещий коршун свое креслице с заветной отметиной — старую рухлядь, служащую для него реликвией прошлого и залогом надежд на никогда не сбывшееся будущее. Ни у кого из обитателей дома Талановых нет ничего двойственного ни в отношении к самому Фаюнину, ни в отношении к мелкому предателю Кокорышкину, прихлопнутому той самой мышеловкой, которую он расставлял другим. Но пребывание двух этих «бывших русских» в, доме и на сцене должно помочь читателю и зрителю понять, почему так настороженно приняли Талановы сына. А вдруг он стал таким же, как Фаюнин, а вдруг он может поступить как Кокорышкин? Атмосфера, в которой живут Талановы, научила их недоверию, от которого их во многом излечит война.

Пока же Федору Таланову приходится не просто мстить немцам, как делают друзья его сестры — партизаны, но принести себя в жертву за другого, чтобы еще или даже прежде всего реабилитировать себя как человека в глазах матери, отца, сестры, старой няньки. И не парадоксально ли, что пьеса о гибели сына кончается облегченными словами матери: «Он вернулся, он мой, он с нами»?

В творчестве Леонова Федор Таланов — фигура значительная. Она как узловое звено в цепи размышлений писателя, скрепляющее его довоенное творчество с послевоенным

БИЛЕТ 8. Л. Леонов «Нашествие». Образ Фёдора Таланова.

В раскрытии главной идеи пьесы огромная роль принадлежит образу Федора Таланова, внутреннему конфликту в его душе. Федор появляется на пороге отцовского дома после трехлетнего заключения, фактически одновременно с вхождением в город немцев. "Настороженная дерзость" в глазах, ерничество, озлобленность, резкое отторжение сочувственных слов – все выдает накопившуюся в душе боль и обиду, а у окружающих вызывает недоверие. И отец, и сестра, и Колесников, и старая нянька видят в нем лишь эгоиста, который "в сердце свое черствое глядит", сам повинен в своих несчастьях, и потому они холодны в отношении к его "душевным переливам". Колесников отказывает ему в просьбе "взять к себе в отряд одного такого... исправившегося человечка". Федор избирает путь одинокого мстителя. В сцене допроса фашистами в присутствии родителей он разрушает барьер недоверия к нему со стороны близких, выдав себя за Колесникова, отведя опасность от командира партизанского отряда и в то же время обрекая себя на гибель. Он нашел свой путь в единении с борющимся народом и с полным правом говорит о себе: "Я русский. Защищаю родину".

В тексте пьесы 1942 г. Федор совершает свой подвиг, преодолевая эгоцентризм, обиду на всех и вся. Он появляется в пьесе как отсидевший три года за уголовное преступление. Однако первым, кто усомнился в характере психологического конфликта в душе героя, был Михаил Астангов, исполнитель роли Федора в театре им. Моссовета.

Μ. Ф. Астангов вспоминал, как на одной из репетиций сцены Федора с отцом, когда Таланов предписывает сыну рецепт от его болезни: "справедливость к людям", – он неосознанно для себя самого "закричал голосом, полным отчаяния: “А-а-а-а! Справедливость? А к тебе, к тебе самому справедливы они?..” и сразу почувствовал, что здесь причина его столкновения с людьми, с отцом. Справедливость – вот чего не видит Федор в окружающей его жизни...В глубине души своей он человек чистый, добрый, благородный, но эта потребность добра и справедливости вступала в противоречие с фактами, весьма неудачно качественно и количественно скопившимися на его жизненном пути"[2].

Сам Леонов впоследствии подтвердил, что по первоначальному замыслу Федор Таланов был "человек 1937 года". И если в тексте военных лет это "прочитывалось" между строк, то в более поздних публикациях (например, в сборнике пьес 1964 г., вышедшем в издательстве "Советский писатель") об этом говорилось более открыто, в частности в догадках Демидьевны о том, за что взяли Федора и "в самые болота рассибирские загнали":

"Подрался сгоряча, девчонку обидел по пьяному угару, ай чужое что без спросу взял?.. А то, бывает, словцо неосторожное при плохом товарище произнес? Разомкни уста-то, Феденька!"

При таком подтексте по-новому прочитываются многие реплики героя: "...продрог я от жизни моей"; "Только верь мне: народу моему я не вор", "...не беглый, не трусь, не подведу"; "Прости, все клокочет там... и горит, горит". В пьесе "Нашествие" образ Федора Таланова вырастает до уровня героя высокой трагедии.

БИЛЕТ 9

Л. Леонов. «Нашествие». Образы врагов и художественные средства их характеристики.

Описание врагов в «Нашествии»:

Фаюнин Николай Сергеевич, из мертвецов.

Кокорышкин Семен Ильич, восходящая звезда.

Мосальский, бывший русский.

Шпурре, дракон из гестапо.

Достаточно подробно изображен в пьесе лагерь врагов: это не только немцы, но и Фаюнин, спешащий представить свои права на дореволюционную собственность (дом, где живет семья Талановых), и прислуживающий ему ничтожество - Кокорышкин, и Мосальский - "из эмигрантского поколенья". Писатель, сочувственно относившийся к белой эмиграции (образы Евгении Ивановны, Федора Сыроварова), непримирим к тем, кто сотрудничал с немцами в жажде реванша (также относилась к ним и большая часть русской эмиграции).

Чтобы показать образы врагов автор используеткарикатуры и гротеск. Этими резкими средствами, этими красками без оттенков написаны те, кто для писателя и его героев - не люди: оккупанты и предатели. Страшными и смешными призраками выступают на сцене "гости" Фаюнина в третьем действии пьесы, уродливыми карикатурами выглядят в ней гитлеровские оккупанты. Подобные приемы символической драмы знакомы были Леонову и раньше. Но в "Нашествии" была найдена наиболее точная мера реалистического психологизма и обобщающей символики, органично объединивших правду чувств отдельных людей с правдой громадных масс воюющего народа, с правдой истории.

БИЛЕТ 10

Творческая история поэмы Твардовского «Василий Тёркин».

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией1. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы "Страна Муравия") – крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин", а "Василий Теркин". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно – задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения3. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

Особенности композиции и жанра.

Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "Книга про бойца". Подзаголовок "поэма" фигурировал только в первых публикациях отдельных глав в газете "Красноармейская правда". Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Однако сам поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал: "Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела". Жанровое определение "книга" сложнее, шире, универсальнее, чем традиционное определение "поэма". Твардовский стремился уйти от литературной жанровой традиции – быть ближе к жизни, а не к литературе, другими словами, усилить эффект подлинности литературного вымысла.

Именно такая жанровая форма – "Книга про бойца" – давала творческую свободу поэту, частично как бы снимала оттенок литературной условности в произведении внешне безыскусном ("легком"), увеличивала степень доверия читателя к произведению, с одной стороны, литературному с его условной действительностью, а с другой стороны, безусловно жизненному, достоверному, в которой условная действительность и реальность настолько соединились и казались естественными, что эта художественная условность не замечалась, о ней читателю не думалось.

Сюжет и композиция. "Василий Теркин" состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. То есть жесткая сюжетная заданность отсутствует, и это дает автору возможность сказать об очень многом, о том, что непосредственно не имеет отношения к развитию сюжета, но способствует созданию полноты картины, полноты народной жизни на войне. Сюжета в произведении действительно нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а между главами – только некоторые сюжетные связи. Однако событийное, сюжетное в этом произведении не так важно: "Книга про бойца" ценна другим. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину.

Необычность сюжета (по сути, его отсутствие) и композиции книги, начатой "с середины" и оборванной без развязки, заставили автора ввести в текст шутливые оговорки (в главе "От автора"):

           ...книга про бойца.

           Без начала, без конца,

           Без особого сюжета,

           Впрочем, правде не во вред.

           На войне сюжета нету.

           – Как так нету?

           – Так вот, нет.

           Есть закон – служить до срока,

           Служба – труд, солдат – не гость.

           Есть отбой – уснул глубоко,

           Есть подъем – вскочил, как гвоздь.

Глава называется "От автора" и задает вопросы читателю, доверительный разговор с читателем ведет в ней автор (впрочем, авторский голос порой трудно отделить от голоса героя, настолько они близки). Показателен в этом фрагменте диалог о сюжете: кто он – гипотетический собеседник автора, уверенный, что без сюжета произведения просто не может быть? Вероятнее всего, это критик-догматик, прочно усвоивший литературные каноны и термины, обычно изъясняющийся правильным литературным языком, но здесь настолько опешивший от еретического утверждения об отсутствии сюжета, что в растерянности повторяет вслед за автором просторечно-ироническое "нету": "Как так нету?"1

В этом утверждении автора – и пренебрежение к литературным догмам, и объяснение еще одной причины отсутствия сюжета: книга создавалась на войне, а на войне "угадать вперед нельзя" ("От автора"). Всякая схема, заданность, вызванная выстроенностью сюжета, грозила бы утратой доверия к естественности повествования.

Создавая окончательный вариант книги, Твардовский оставил за ее пределами многие опубликованные во время войны фрагменты и повороты сюжета. В авторских планах предусматривались сюжетные отвлечения, которые не осуществились. "Я увидел, – писал Твардовский в статье “Как был написан "Василий Теркин"”, – что это сводит книгу к какой-то частной истории, мельчит ее, лишает ее той фронтовой "всеобщности", которая уже наметилась и уже делала имя Теркина нарицательным в отношении бойцов такого типа. Я решительно повернул с этой тропы, выбросил то, что относилось к вражескому тылу, переработал главу "Генерал" и опять стал строить судьбу героя в сложившемся ранее плане".

Необычна и композиция. Автор в поэме определил свой композиционный принцип:

           Словом, книгу с середины

           И начнем. А там пойдет.

Книга построена так, что каждая глава ее может быть прочитана как самостоятельное произведение. Поэт учитывал, что законченность отдельных глав, внешне сюжетно не связанных друг с другом, необходима для того, чтобы их могли читать и те, кто не знал предшествующих глав. Однако это не значит, что сама книга не является чем-то целым. Композиционное единство книге придают образ главного героя, который находится всегда в центре всех событий и к которому тянутся нити людских судеб; автор-повествователь с его лирическими отступлениями от автора, который подчас ведет прямой диалог со своим героем и с читателем, рассказывает о себе и т.д.; стиль – почерпнутая у народа и возвращенная народу живая "русская речь, великое русское слово".

Теркин – рядовой труженик войны, его фронтовой мир – это конкретный мир, видимый глазом, непосредственно воспринимаемый чувствами, мир частностей, негромких событий, и этим определяется композиция, отбор эпизодов для раскрытия образа героя. Отсюда – узкий охват событий, быстрая смена кадров, безвестные или малозначительные для хода войны деревушки, населенные пункты...

Все это периферия войны и в то же время ее подлинный центр тяжести.

 

11. Характеристика Василия Тёркина . Особенности типизации.

Поэма А. Т. Твардовского имела огромное значение для советского народа, воюющего за существование своей Родины. Характеристика Василия Теркина соединила в себе самые лучшие качества русского народа: мужество, силу духа и бесстрашие.

Внутренние качестваХарактер Василия Теркина в поэме Твардовского является олицетворением всего самого лучшего, что принадлежало русскому народу. Писатель подчеркивает близость с народом тем, что Теркин – «обыкновенный» парень, то есть ничем не отличающийся от других.

Герой поэмы наделен «щедрым сердцем», он всегда готов поделиться с другими хорошим настроением и способностью никогда не унывать, даже в самых трудных ситуациях. Теркин, несмотря на «муку и печаль», которую он видел, всегда призывал солдат справляться с трудностями: «Перетерпим. Перетрем…».

Теркин умел вести разговоры с другими солдатами, для них он становится заводилой. Слух о главном герое прошел по всей армии, его знали повсюду, он был «любимцем взводным».

Но несмотря на это, Теркин не является человеком гордым. Ему не важны ни ордена, ни слава, потому что главное для героя – Родина, которую он старается всеми силами защитить. Не зря в повествовании рефреном звучит фраза: «Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле».

Все черты характера Теркина связаны с его честью. Он готов бороться за свою Родину лишь честным путем. Герой поступает как человек храбрый и бесстрашный, готовый всегда постоять за свою Отчизну.

Поступки Главный герой говорит о себе самостоятельно – своими поступками.

Если посмотреть по главам, то все они посвящены действиям Василия Теркина, которые так или иначе способствуют сохранению Родины. Герой либо непосредственно участвует в военных действиях, либо поддерживает моральный дух солдат, что тоже является важным в такие трудные времена.

В главе «Переправа» герою удалось переплыть ледяную реку, чтобы доложить просьбу солдат на правом берегу. Другие солдаты были удивлены, что человеку вообще удалось выжить при переправе.

Василий Теркин подчеркивает свою любовь к жизни. При встрече со смертью он не готов отдаваться ей без борьбы. Так герой призывает читателей никогда не сдаваться и бороться как за свою жизнь, так и за жизнь своего Отечества.

Теркин может повести за собой людей. В главе «В наступлении» он берет на себя ответственность командовать целым взводом. Когда он видит, что командир убит, герой, не долго думая, понимает, что «вести его черед».

Теркин не испугался и повел за собой народ, и бой этот был удачен.

Помимо командной работы герой отличается и самостоятельностью. В главе «Поединок» Теркин вступает в бой с немцем, которого он всей душой ненавидит за то, что тот ступил на землю русскую.

Теркин получает награду за то, что сбивает винтовкой самолет врага. Он единственный, кто осмелился сделать это: «Кто не спрятался в окопчик,

Поминая всех родных». Василий Теркин способен отразить любой удар противника в любой момент времени.

Все действия героя наполнены героизмом и доблестью. Его не пугает собственная смерть, главное – сохранить жизнь Отечества. Патриотизм у Теркина в крови.

Авторское отношение Вася Теркин родился в Смоленской области. Это место являлось родиной самого А. Т. Твардовского. Автор соотносит своего героя со своей жизнью, делает его своим земляком, что уже показывает отношение писателя к Теркину.

«Теркин, мой герой, За меня гласит порой». Мысли автора вкладываются в уста его героя. Чувства Василия – это и чувства самого писателя, и чувства целого народа.

Жанр также многое говорит об отношении автора к образу Василия Теркина. «Книга про бойца» демонстрирует то, что для А. Т. Твардовского Теркин – настоящий боец.

Характеристика Василия Теркина с цитатами наиболее полно раскроет авторскую позицию относительно героя. А. Т. Твардовский называет героя «добрым малым». Для автора персонаж поэмы является настоящим другом и даже братом. А. Т. Твардовский уважает весь русский народ, олицетворением которого является Василий Теркин, за его силу духа и мужество.

А. Твардовский поставил перед собой огромную задачу – воплотить в своем Теркине черты русского национального характера. И это ему удалось. Поэт раскрыл в нем бесстрашие и мужество, выносливость, уникальный жизненный опыт и готовность им делиться с людьми, чувство юмора и живого лукавства, бесхитростность и добродушие, пристрастие к песне и любовь к заразительной пляске.Типизация эта носит масштабный характер, поговорки и шутки, суждения и убеждения Теркина известны всем («мир слыхал»). Имя его становится нарицательным. А чтобы подчеркнуть, что такие солдаты встречаются часто, Твардовский рассказал о встрече Василия с Иваном, тоже Тёркиным («Тёркин – Тёркин»), более того, он замечает, что и сам автор похож на героя (у них родственная биография, близкие характеры, единые чувства). Так что Теркин – явление глобальное. Не случайно старшина решил, что

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 2041; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!