Широкий взгляд на духовный путь
Я не хочу оскверняться под влиянием внешнего окружения этого материального мира. Поэтому я ищу себе друзей среди тех, кто также стремится к Абсолюту (при условии, что они не считают меня «чужаком»). Имея одну цель и искоренив тем самым дух соперничества, мы можем вместе идти по духовному пути. Я буду бесконечно счастлив, если мои друзья смогут лучше меня служить моему возлюбленному Абсолюту. Такое смирение не только не повредит мне, но будет способствовать развитию беспримесной преданности Ему. Со своей стороны я постараюсь приложить все усилия в своем служении, а также смотреть на служение своего духовного брата в правильной перспективе, сквозь призму отношений с гуру. Если мой духовный брат выполняет более сокровенное служение для Абсолюта, чем я, значит, он получает больше любви от моего гуру. Я же должен удовлетворять своего гуру - не препятствуя его более тесным взаимоотношениям с моим братом. В свою очередь, те мои духовные братья, которые обладают большей привязанностью к Кришне, не станут презирать меня. Наоборот - они милостиво будут считать меня своим смиренным другом, так же позволяя мне получать благословения и развивать беспримесную преданность и любовь к гуру. Гуру - полновластный представитель Любви, поэтому я никогда не проявлю враждебности к тем, у кого больше преданности к Ней. Я смотрю на них как на сокровенных спутников Абсолюта, кому я должен служить всей душой - ведь они близки с Ним л том мире, где мне также уготовано место.
|
|
Сам Шри Чайтанья Махапрабху давал следующие наставления: «Если вы действительно хотите вкусить нектар святого имени Господа, нужно стать смиреннее травинки». Мы никогда не сможем обратиться к кому-либо с истинным смирением, если не осознаем собственную незначительность. Чтобы попросить о помощи других, нужно ощущать себя полностью беспомощным. Шри Гаурасундара призвал нас обращаться к святому имени Господа - это означает, что мы должны принять помощь Самого Господа. Но если мы обращаемся к Богу в надежде сделать Его своим слугой и исполнителем наших собственных желаний, то не сможем сохранять настроение «смиреннее травинки». Такое показное смирение - не что иное, как лицемерие, неискренность. Такие молитвы не доходят до Господа. Он - независимый, совершенный, всезнающий Властелин, который неподвластен никому. Поэтому во взаимоотношениях с Ним необходимо занять полностью смиренное положение.
Взывание к святому имени
Помимо глубочайшего смирения, требуется развить в себе непоколебимое терпение. Без этого качества мы не сможем так взывать к Господу, чтобы мольбы наши достигли Его слуха. Обуреваемые корыстными желаниями, мы теряем терпение. Поэтому жадность - прямая противоположность смирению. Взывать к Господу можно лишь бескорыстно и с полной верой в Него. Если же мы поглощены жадностью, если в глубине сердца лелеем желание получить нечто собственными силами и опираясь на свои способности, то будем не в состоянии взывать к Господу. Молитва Богу невозможна также, если нашей единственной целью становится стремление избавиться от гордыни.
|
|
Нам необходимо постоянное руководство
Мы зачастую полагаем, что обращаемся к Богу со своими молитвами и молитвами из священных писаний благодаря нашему собственному благочестию; нам кажется, что и любая другая деятельность не требует помощи Бога. Это свидетельствует об отсутствии у нас терпения. В таком случае нам необходим покровитель, который защищал бы наше сознание от подобных мыслей. Иными словами, нам необходимо прибежище наставника, который учил бы нас быть смиреннее травинки. Поэтому Нароттама Тхакур поет. «Господь никогда не отвергнет того, кто служит под руководством учителя. Усилия остальных - тщетны».
Наш первый долг - внимать и подчиняться указаниям Шри Гуру у его лотосных стоп. Даже в материальном мире, чтобы научиться какому-либо ремеслу, обрести знания и исполнить свои желания, необходимо обратиться к учителю. Однако знание, которое дают обычные учителя, приводит к весьма скромным результатам. Лишь Шри Гурудева заботится о нашем истинном богатстве. Как только мы теряем с ним связь, как только прекращается поток его милости, так порочные желания начинают прорастать в нашем сердце. Поэтому нам необходима постоянная помощь, даже на мгновение мы не можем отказаться от проводника на этом пути. Мы нуждаемся в руководстве потому, что не знаем, как найти прибежище у лотосных стоп Шри Гурудевы и как общаться с ним. Если мы лишены таких наставлений, то потеряем даже то, что уже приобрели.
|
|
Служение святому имени - единственный способ, который дает нам возможность по-настоящему служить Господу. Этим служением нас награждает Шри Гурудева, и никто больше. Поэтому наш первейший долг - поклоняться его лотосным стопам. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупа Госвами говорит: «Самая главная обязанность человека - принять прибежище стоп Шри Гуру. Затем ученик обязан постигать науку о Кришне через процесс дикши. Наконец, ученик должен начать служение Шри Гуру на основе близких отношений с ним. Таков путь, которым следуют садху. Следовать по их стопам - наш святой долг».
|
|
Лестница на небеса
Человек может обладать разносторонними способностями. Но как бы талантлив он ни был, ему не под силу продвигаться вперед в той области, которая ему совершенно неизвестна или трудна для понимания. В качестве примера можно взять такое явление, как будущее. Любые попытки проникнуть в эту сферу заранее обречены на провал. Все знания о прошлом приобретались нами с помощью чувств. Однако велика ли информация, получаемая таким способом? Наши уши способны воспринимать звуки лишь с ограниченного расстояния. Наши глаза видят не дальше одной-двух миль. Точно так же, чувства и логика этого мира не помогут нам при постижении законов трансцендентного мира Поэтому собственными усилиями мы никогда не достигнем цели - постижения духовной реальности.
Некогда демон Равана попытался построить лестницу на небеса, по которой любой мог бы достичь Рая. Однако строительство это не было завершено. Лишенная опоры, лестница рухнула. Любые сооружения, поднимающиеся вверх, в открытое пространство, нуждаются в поддержке - иначе их неминуемо ждет разрушение. Такое же разочарование ожидает любого, кто захочет проникнуть в духовное царство с помощью собственных усилий.
***
Итак, нам необходимо тщательно выбрать себе наставника - истинного Гуру, а не того, чьи познания в духовной области незначительны. Гуру - это тот, кто служит Объекту поклонения всех Гуру. Таким образом, маэстро игры на ситаре или мастер боевых искусств нам не подходят. Такие учителя не спасут нас от смерти. Поэтому «Бхагаватам» (5.5.18) утверждает:
гурур на са сйат сва-джано на са сйат
пита на са сйадж джанани на са сйат
даивам на тат сйан на патиш на са сйан
на мочайед йах самупета-мритйум
«Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные».
Смерть ожидает каждого, кто пребывает в невежестве. Мудрый не попадает в ее когти. Если мы не ищем Истину, то сокровища знания остаются для нас тайной за семью печатями. Учитель, который не может спасти нас от смерти, лишь вводит нас в заблуждение на определенный срок, за которым неизбежно следует смерть. Тот, кто просто соблазняет нас своими словами, чувствами и телом, просто обманщик. Но Шри Гурудева способен спасти нас от обмана.
СВАЯМБХУ БРАХМА
* Статья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами из журнала «Т he На rmonist », август 1929 г.
кришна хоите чатур-мукха, хой кришна-севонмукха,
брахма хоите нарадера мати
парада хоите вйаса
(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур,
«Гуру-парампара», стих 1).
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!