Почему у человека инстинктивный ужас перед небытием?



– «Потому что небытия нет.»

Откуда берётся у человека инстинктивное предчувствие будущей жизни?

– «Мы уже сказали: перед своим воплощением в тело, дух его знал всё, и душа сохраняет смутное воспоминание о том, что она знает и видела в духовной своей жизни.» (См. N 393).

Примечание. Во все времена человек заботился о своём загробном будущем, и это более чем естественно. Какое бы значение ни придавал он текущей жизни, он не может не видеть, сколь она коротка, хрупка и уязвима, поскольку может оборваться в любой миг, и он никогда не может быть уверен в своём завтрашнем дне. Чем же он становится после рокового мига? – вопрос серьёзен, ибо речь идёт не о нескольких годах, но о вечности. Тот, кто должен провести долгие годы в чужой стране, беспокоится о том, какое положение он там займёт; так как же нам не заботиться о положении, нас ожидающем по оставлении этого мира, ибо это будет навсегда?

Идея небытия имеет в себе нечто отталкивающее, отвращающее разум. Человек самый беззаботный при жизни, приближаясь к последнему мигу, спрашивает себя, чем он станет, и невольно надеется.

Верить в Бога, не допуская мысли о грядущей жизни, есть бессмыслица. Предчувствие лучшей жизни отыскивается в глубине души всех людей; и Бог не мог поместить его там понапрасну.

Будущая жизнь означает сохранение нашей индивидуальности после смерти. В самом деле, что значило б для нас пережить своё тело, если нашей нравственной сущности суждено потеряться в океане бесконечности? Последствия этого для нас были бы равнозначны небытию.

Предчувствия грядущих мук и наслаждений

Откуда берётся встречающаяся у всех народов вера в грядущие муки и награды?

– «Это всё то же самое: предчувствие реальности, сообщаемое человеку воплощённым в нём духом, ибо, толком ведайте это, не напрасно некий внутренний голос говорит вам; ваша ошибка в том, что вы недостаточно слушаете его. Если б вы часто думали об этом, вы стали бы лучше.»

Какое чувство преобладает у большинства людей в миг смерти: сомнение ли это, боязнь или надежда?

– «Сомнение у закоренелых скептиков, боязнь у виновных, надежда у людей добра.»

Почему есть скептики, если душа сообщает человеку предчувствие вещей духовного порядка?

– «Скептиков гораздо меньше, чем полагают; многие притворяются при жизни вольнодумцами из гордыни, но в миг смерти они не так уж храбры...; ибо, чувствуют момент спроса, за совершённые деяния.»

Примечание . Будущая жизнь спросит с нас за все наши поступки. Разум и справедливость говорят нам, что в распределении счастья, к коему стремится каждый человек, добрые и злые не могут смешаться. Бог не может желать того, чтобы одни без труда пользовались благами, коих другие достигают лишь благодаря усилиям, труду и настойчивости.

Понятие, какое Бог даёт нам о Своей справедливости и доброте в мудрости Своих законов, не позволяет нам думать, будто справедливый и злой в глазах Его равноценны, или сомневаться в том, что однажды они получат один награду, другой наказание за добро и зло, ими содеянные. И поэтому врождённое предчувствие справедливости, в нас имеющееся, даёт нам наитивное, интуитивное знание о будущих муках и наградах.

Вмешательство Божие в распределение мук и наград

Занимается ли Господь лично каждым отдельным человеком? Не слишком ли Он велик и не слишком ли мы малы для того, чтобы каждая человеческая личность имела значение в Его глазах?

– «Бог занимается всеми существами, коих Он создал, как бы ни были они малы; ничто не может быть слишком мало для Его доброты.»

Нужно ли Богу заниматься каждым из наших поступков, чтобы вознаградить нас или нас наказать, и не будет ли большая часть этих поступков для Него незначительна?

– «У Бога Свои законы, управляющие всеми вашими поступками: если вы законы эти нарушаете, то это ваша вина. Несомненно, когда человек переходит меру, впадает в крайность, Бог не произносит над ним приговор, говоря ему, к примеру: „Ты был чревоугодник, за это Я накажу тебя“; нет, вместо этого Он начертал всему определённый предел. Болезни и зачастую смерть суть последствие излишеств, пресечения равновесия сил, и крайностей. Вот вам и наказание: оно есть результат нарушения закона гармонии. И так происходит во всём.»

Примечание. Все наши действия подчинены законам Божиим; нет ни одного из них, сколь бы незначительным оно нам ни казалось, которое не могло бы быть их нарушением. И если мы творим эти нарушения, мы должны «пенять» за это лишь на самих себя, ибо мы, таким образом, делаемся кузнецами своего грядущего несчастья.

Истина эта делается ощутимой с помощью следующей притчи:

Отец дал сыну для обработки поле и говорит: «Вот тебе правило, как поле обрабатывать, и все инструменты и ресурсы земли необходимые, чтобы сделать его плодородным и обеспечить твоё существование. Если ты будешь держаться наставлений, которые я тебе дал, то поле твоё родит много и обеспечит тебе покой в старости; в противном же случае оно не родит ничего, и ты умрёшь с голоду». Сказав это, он оставляет его поступать по своему усмотрению.

Не правда ли, поле это будет плодоносить в зависимости от трудов, потраченных на уход за ним, и всякое небрежение будет в ущерб урожаю? Сын, стало быть, на старости лет будет счастлив или несчастен, смотря по тому, следовал ли он правилу, преподанному ему отцом, или им пренебрёг. Господь Бог же, ещё более предусмотрителен, ибо всякий миг Он предупреждает нас, добро или зло мы совершаем: Он посылает нам духов и ангелов, чтобы те направили нас, спрямили пути наши земные, но в силу своего высокомерия и надменности мы не слушаем их. Есть ещё и то различие, что Бог всегда даёт человеку возможность в последующих существованиях исправить свои былые ошибки, тогда как сын, о котором мы говорим, возможности такой, если он дурно распорядился своим временем, не имеет.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!