Приготовление овсяного киселя.



 

Закваска для киселя.

3-5 литровую банку на одну треть или на половину заполнить молотой на кофемолке овсянкой или "Геркулесом". Можно взять и то, и другое. Залить водой (температуры парного молока), добавить в качестве заправки полстакана кефира или кусок ржаного хлеба, чтобы банка заполнилась почти доверху. Закрыть плотно крышкой, поставить на 2-3дня бродить в теплом месте.

Когда смесь перебродит, процедить ее через дуршлаг в большую эмалированную кастрюлю или стеклянную банку.

Оставшуюся в дуршлаге гущу несколько раз промыть небольшими порциями холодной воды, помешивая деревянной ложкой или руками, каждый раз переливая ее в другую эмалированную кастрюлю или в стеклянную банку, пока промывная жидкость не станет прозрачной. Одной банки может не хватить, переливать во вторую (то есть надо иметь две 3-х или 5-литровые стеклянные банки или одну большую кастрюлю). Промывной жидкости должно быть в 3 раза больше, чем объема исходной взвеси овсянки.

Закрыть банки крышками и дать отстояться 12-16 часов. Гущу можно отдать домашним животным.

По истечении этого времени в банках образуется два слоя: верхний - жидкость, нижний - плотный белый осадок.

Жидкость осторожно, не взбалтывая осадок, слить . А осадок (500-600 мл.) перелить в меньшую банку и поставить в холодильник. Это и есть закваска для киселя.

Как делать кисель: несколько столовых ложек закваски (2-5) размешать в 2-х стаканах холодной воды. На малом огне, интенсивно помешивая деревянной ложкой, довести до кипения, затем уварить до желаемой густоты (достаточно 5 минут). В конце варки некоторые подсаливают кисель, добавляют по вкусу любое растительное масло. Можно немного меда. Так же можно добавить ягодный сироп, сок, или приправы по вкусу. Тогда кисель будет сладкий ягодный пряный.

 

Хлеб ржаной, пшеничный.

.

Закваска ржаная, пшеничная.

 

Квас и кисель.

Ø     Как питались на Руси.

Взято из «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетия» Костомаров Н.И. 1860г

Русская кухня вполне была национальная, то есть основывалась на обычае, а не на искусстве. Лучшая повариха была та, которая присмотрелась, как готовится у людей. Изменения в кушаньях вводились незаметно. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя столы русские и отличались огромным количеством блюд; большая часть этих блюд были похожи одно на другое, с небольшими различиями. Богатые господа составляли себе роспись кушаний на целый год; счет шел по церковным праздникам, по мясоедам и постам; для каждого дня, сообразно со значением его в церковном круге, назначался заранее стол; впрочем, это не стесняло возможности выбора кушаний и по охоте, потому что в росписи писалось множество кушаний, из которых можно было выбирать.

Обычай свято сохранять посты, соблюдаемый как бедными поселянами, так и царями и боярами, разделял русский стол на два отдела: скоромный и постный, а по припасам, из которых готовились кушанья, они могут быть разделены на пять отделов: мучнистые, молочные, мясные, рыбные и растительные.

Русские ели хлеб преимущественно ржаной; он был принадлежностью не только убогих людей, но и богатого стола. Русские даже предпочитали его пшеничному, приписывали ему больше питательности. Название «хлеб» значило собственно ржаной. Иногда, впрочем, к ржаной муке примешивали ячневую, но это не могло быть постоянным правилом, потому что ячменя было мало. Пшеничная мука употреблялась на просфоры, а в домашнем быту на калачи, которые вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни — от этого и пословица: калачом не заманишь. Лучший сорт калачей пекся из крупитчатой муки в виде колец небольшого размера, другой сорт делался из толченой муки, круглыми булками: эти калачи назывались братскими; был третий род, называемый с местными калачами: их пекли из пшеничной муки пополам с ржаною. Это делалось не только от недостатка, но находили в такой смеси особый вкус: к царскому столу подавались такие калачи. Вообще хлебы, как ржаные, так и пшеничные, готовились без соли, и не всегда заботились, чтоб мука была свежа. «Домострой», образец хозяина в XVI веке, советует печь хлебы преимущественно из муки, которая уже подвергается затхлости, и научает давать такую же муку взаймы тому, кто попросит.

В XVI и XVII веках в большом употреблении в народе было толокно, приготовленное из овсяной муки с водою; в сухом виде оно отпускалось служилым людям для продовольствия наряду с ржаною мукою.

Из кушаний, приготовляемых из теста, занимают первое место пироги. По способу печения они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из квасного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупитчатая или толченая, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Все вообще русские пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, малые пирожками. В скоромные дни они начинивались бараньим, говяжьим и заячьим мясом, несколькими видами мяса разом, например, бараниной и говяжьим салом, также мясом и рыбою вместе с прибавкою каши или лапши. На масленицу пекли пряженые пироги с творогом и с яйцами на молоке, на коровьем масле, с рыбой вместе с искрошенными яйцами или с тельным, как называлось рыбное блюдо, приготовляемое вроде котлет. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; крошеная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном [ ? ] . В постные нерыбные дни пеклись они с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, на каком-нибудь растительном масле или сладкие с изюмом и другими разными ягодами. Сладкие пироги пеклись и не в пост вместо пирожных. Вообще пироги, за исключением сладких, подавались к горячему: меж ух.

Другой вид печенья из теста был каравай — сдобный хлеб с различными способами приготовления. Был каравай битый, который взбивался с маслом в сосуде, ставленный — вроде кулича на молоке; яцкий — на большом количестве яиц, каравай с сыром, каравай братский и прочее. Яйца, масло или говяжье сало, сыр и молоко служили добавкою в каравае, а различные виды его зависели от того, сколько класть муки и с чем ее клали и в каком количестве.

К печеньям из теста принадлежали: курник, то есть паштет, начиненный курицею, яйцами, бараниною с маслом или говяжьим салом; оладьи, котлома, сырники, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, яиц, коровьего масла, а в постные дни — без яиц с ореховым маслом и подавались вообще с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки. Подобное кушанье составляла котлома, отличавшаяся от оладий тем, что количество яиц в ней было меньше; она подавалась с патокой. Сырники готовились из творога, яиц, молока с небольшим количеством крупитчатой муки. Блины делались красные и молочные: первые из гречневой, вторые — из пшеничной муки; молоко и яйца входили в последний сорт. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, — символом масленицы были пироги с сыром и хворосты — вытянутое тесто с маслом. Пекли также тестяные шишки, левашники, перепечи, орешки: все эти виды подавались в масле; такие же кушанья готовились в пост с растительным маслом. Кисели делались из овсяной и пшеничной муки и подавались в скоромные дни с молоком, в постные — с постным маслом. Каша приготовлялась из круп, овсяных или гречневых, пшенная каша была редко. Из молочных кушаний в употреблении была вареная лапша с подливом в нее свежего топленого молока, варенца, молочная каша разных видов, губчатый сыр из творога со сметаною, кислый сыр.

 

Русский крестьянин с глубочайшим уважением относился к еде, потому что она олицетворяет саму жизнь. На протяжении многих веков складывался в семьях особый распорядок еды, соответствующий трудовому дневному ритму. Этот домашний распорядок имел необычное название «выть». Отменить обед или завтрак в семье никто не мог ни при каких обстоятельствах, даже если это были кусок хлеба и кружка кваса.

«Когда я ем – я глух и нем» - среди наших предков это была не просто пословица, а непреложное житейское правило, закон.

Утром, когда вся семья ещё спала, хозяйка вставала и затапливала печь. Пока муж и сыновья подготавливали всё для работы в поле, она готовила завтрак. Завтракали очень рано, часто до восхода солнца. Это время суток в старину называли «заутро». Так и вошло название ранней еды в наш быт – «завтрак».

Корень слова «обед» указывает на то, что это главная, основная еда дня. Со временем оно приобрело другой смысл. Им стали обозначать время дня: «до обеда», «после обеда». Раннюю церковную службу назвали «обедней».

У слова «ужин» очень интересная история. Считается, что корень «уж» происходит от слова «юг». Когда-то ужин называли «южен», а юг в древние времена означал полдень. Поэтому «ужин» - еда в полдень. Современный ужин обычно проводится вечером, и украинцы и болгары называют его «вечеря», а белорусы – «вячеря». Промежуточная еда между обедом и ужином прежде называлась «поужином», в настоящее время – «полдником».

Порядок блюд

Человек привык к тому, что еда начинается с закуски, затем подают супы, жаркое, потом десерт и чай, что иной порядок кажется немыслимым. Этот русский порядок еды всегда поражал иностранцев.

«Наесться досыта»

Подавать сладкое в конце еды – древнейший славянский обычай. В глубокой древности после обеда подавали разведённый мёд. Это был любимый напиток наших предков, и он назывался «сыть». Отсюда и выражение – «наелся досыта», т. е. всё съел – пора пить сыть. В Кремле в 15 – 16 в. в. был специальный Сытный дворец, ведавший приготовлением напитков.

Что такое пирожное

Под пирожным подразумевалось сладкое блюдо вообще.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!