Понятие и сущность политической пропаганды



Управление сознанием масс - одна из ключевых целей власти любого государства любого исторического периода. Путем невидимых механизмов каждая политическая организация и институт пытаются манипулировать общественным мнением, тем самым меняя его в ту сторону, которая наиболее выгодна в тот или иной момент. Одним из таких механизмов влияния является политическая пропаганда, термин которого появился в 1622 году и трактовался как распространение веры с помощью миссионерской деятельности. Ряд ученых и исследователей придерживаются мнения о том, что политическая пропаганда, как явление возникло задолго до появления самого термина, а именно еще в Древнем Риме, когда появлялись первые прообразы средств массовой информации, задачей которых являлась активное распространение идеологических взглядов правящей элиты. Однако наибольшее развитие политическая пропаганда приобрело к девятнадцатому - двадцатому веку.

Термин "пропаганда" приходит в наш лексикон из латинского языка и дословно означает "подлежащая распространению". Ряд ученых, исследователей, мыслителей и философов выделяли свое значение данного понятия, которые отражали в своих научно-исследовательских работах.

В своем сочинении "О задачах социалистов в борьбе с голодом в России" Г.В. Плеханов, российский философ, теоретик и пропагандист марксизма, пишет, что пропаганда это передача многих идей, выгодных для той или иной группы, которая пропагандируется исключительно одному или нескольким лицам в обыкновенных, будничных условиях жизни. Выдвигая этот тезис философ подчеркивает разницу между понятиями таких явлений, как "пропаганда" и "агитация", которые на тот момент имели почти одинаковое значение.[2] В работе под названием " Закон экономического развития общества и задачи социализма в России" Плеханов Г.В. выделил метафизическую сущность пропаганды, определив ее, как "способность изменять по произволу ход истории".[3] В последующем данные идеи были отражены в работах В.И. Ленина, российского революционера и крупного теоретика марксизма. В своей публикации "О пропаганде и агитации" В. И. Ленин подчеркнул много идейность и узко направленность пропагандирования, иными словами идеи направлены для усвоения на сравнительно небольшую аудиторию.[4]

Тема пропаганды, ее сущность, цели, методы приобрела огромное распространение среди зарубежных философов. Так, например, Г. Лассуэлл, "Propaganda technique in the world war"[5], по мимо определения понятия "пропаганда", выделил основные стратегические и тактические цели пропаганды. По его мнению, пропаганда – это внушение и управление сознанием, взглядами и мнениями масс при помощи "выразительных слухов". Под "выразительными слухами" в данном контексте следует понимать рассказы, сообщения, картины и тд. При этом философ подчеркивает непосредственную обработку общественной мысли с целью управления отношений и мнений.

Наиболее образно ученый описал пропаганду как «уступку способности современного мира рассуждать», подчеркнув при этом эффективность «обмана и обольщения, и превосходство над принуждением данных механизмов влияния на общественное мнение».  При этом Лассуэлл выделил ряд ключевых стратегических целей политической пропаганды:

1. поддержание дружественных, дипломатических отношений с государствами-союзниками

2. попытка сделать возможным гарантированного сотрудничества с нейтральными государствами, в случае неудачи- сохранение добрых с ними отношений

3. возбуждение как у других государств, так и у граждан собственного государства ненависти к противнику/ неприятелю

4. подавление, деморализация и дезорганизация государств- противников

    Кроме того, ученый считал, что пропаганда является основным оружием в борьбе с неприятелем, государством - противником, поэтому помимо стратегических целей пропаганды, выделил тактические цели, к ним отнес:

1. борьбу с распространением идей, противоречащих основной идеи государства и способной ослабить влияние на массы

2. возбуждение определенных, специфических интересов в отдельно взятых группах населения.

Абсолютно новое, от части противоречащее иным теориям понимания явления и понятия пропаганды нашло свое место в работах американского ученного, социолога и политического деятеля Ч. Сипманна. В работе "The Nature of Propaganda"[6] он выдвинул теорию о том, что пропаганда как явление носит вечный характер, то есть нельзя точно назвать период появления, она возникает автоматически при формировании человеческого общества и использования такого средства коммуникации, как речь. Именно с появлением речи, по мнению Ч. Сипмана, и возникает некое психологическое воздействие одного субъекта общения на другой. Данный подход несколько размывает границы понятия пропаганда, однако подчеркивает его системообразующее значение и в некотором роде избавляет от негативных коннотаций, делая акцент на естественность этого феномена. Кроме того, в данной теории отсутствует ключевое свойство пропаганды, а именно оказывание социально-политическое влияние с целью навязывания определенных идеологических идей, следовательно, автоматически теряется и роль пропаганды в обществе и его политической жизни.

Подводя итог всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что пропаганда представляет собой многокомпонентную систему методов и технологий, которые направлены на управление обществом с помощью формирования у реципиентов информации таких социальных установок, которые полностью или в большей степени совпадают с интересами коммуникатора.

Из определения понятия "политическая пропаганда" вытекает цель пропаганды, которая заключается в появлении желаемого состояния и действиях реципиента (личностей, социальных групп, государств). Так же одной из ключевых целей политической пропаганды можно выделить легитимацию политической власти, путем формирования желаемого образа правящего политического режима в сознании масс.

Исходя из сущности явления пропаганды и его основных целей можно выделить ряд фундаментальных функций:

1. Контроль и управление сознанием масс. В этом случае пропаганда является одним из инструментов политического воздействия, контролирующего восприятие общества происходящей действительности.

2. Практическая стимуляция сознания масс. Процесс передачи коммуникатором идеологических знаний, представлений и идей реципиенту приводит к поведенческой мотивации и активизации деятельности общностей.

3. Борьба с идейными оппозиционерами. Ликвидация или ослабление действий оппонента, путем осознанного выстраивания собственных пропагандистских мероприятий, с целью снижение мобилизующего влияния идеологических идей противника.

4. Деморализация политического противника. Политическая пропаганда выступает в качестве контрпропаганды тем самым нейтрализует идеи оппозиции.

5. Управление восприятием и интерпретацией определенных событий. Коммуникатор путем пропаганды интерпретирует происходящие явления через призму идеологических представлений, изменяя при этом восприятия масс, с целью унификации политического сознания.

Изучением пропаганды, как науки, занимались и современные социологи, и политологи. В своей работе "Технологии пропаганды" Герасимов К. Д. и Новиков В. В. [7] рассматривают пропаганду как распространение информации с целью ее дальнейшего внедрения в сознание общества и активизация практической деятельности людей. Изучая воздействие такого политического влияния и реакцию общества, выделили несколько типов политической пропаганды по характеру воздействия: стабилизирующая, конструктивная и дестабилизирующая, деструктивная. Анализировав разные способы политической пропаганды, политологи определили и описали наиболее эффективные рычаги управления сознанием, а именно: создание образа "врага" и создание образа "героя".

В конце 90-х годов прошлого века Байков В. Г. в своей работе "Манипулятивная семантика и контрпропаганда"[8] провел сравнительный анализ двух самых распространенных методов влияния на сознание общественной массы: манипуляции и пропаганды; выделив основное отличие. Манипуляция по своей сути подразумевает управление сознанием и имеет позитивный характер, в отличие от пропаганды, которая выражается незакамуфлированным процессом и отмечается агрессивностью и наступательным характером.

Отметим, что ряд политологов, как например, Т.С. Мельникова[9] рассматривают пропаганду как политически мотивированное информационно-психологическое воздействие на эмоциональную и волевую сферу сознания общества, внедряя при этом определенные политические взгляды, идеи и установки, формируя тем самым политическое поведения как отдельных индивидов так и групп людей.

Проанализировав сущностное содержание и функции пропаганды можно сделать вывод о том, что она является естественным инструментом политической власти, направленным на формирование благоприятного общественного мнения, а в более системном виде – унификацию массового сознания. Данный подход не позволяет избавить термин от негативных коннотаций, что, впрочем, обусловлено и самим целеполаганием коммуникаторов, использующих данный инструмент. Таким образом, политическая пропаганда – это спорное и комплексное явление.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 1005; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!