Гуманистическая теория личности А. Маслоу



Характерными особенностями гуманистической психологии являются:

· неудовлетворенность теориями, центрированными на патологии;

· признание наличия у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности;

· убежденность в том, что не хлебом единым жив человек; что он имеет высшие потребности, такие как научение, работа, любовь, творчество и т.п.;

· оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их объективатизации или поверхностного объяснения;

· убежденность в том, что человек способен отличать истину от лжи, вести себя в соответствии с высшим добром; вера в вечные ценности, такие как истина, счастье, любовь и красота.

Гуманистическая этика, разработанная Маслоу, имеет особое значение для психотерапевтической практики, одними из принципов которой являются:

ü принятие ответственности за собственные действия и переживания;

ü взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека;

ü экзистенциальный подход (здесь-и-теперь), признание того, что человека живет лишь в настоящий момент;

ü осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, - являются часть человеческих переживаний, которые следует понять и даже оценить, а не скрывать и подавлять; выражение эмоций обнаруживает переживаемый смысл в жизни человека;

ü люди, усвоившие гуманистическую этику, объединены поиском переживаний, ускоряющих личностный рост.

А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему (т.е. соподчинены). Иерархия потребностей представляет собой пятиуровневую пирамидальную структуру:

1) физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.: существенные для физического выживания, являются самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей;

2) потребность в безопасности – стабильность, защищенность, порядок: актуализируются, когда физиологические потребности как-то удовлетворены;

3) потребность в любви и принадлежности – семья, круг друзей и любимых: возникают после удовлетворения двух предыдущих;

4) потребность в уважении – самоуважение, одобрение, признание: актуализируются после удовлетворения первых трех потребностей;

5) потребность в самоактуализации – развитие способностей, свобода: становятся для личности наиболее значимыми, когда все вышеперечисленные потребности в достаточной мере удовлетворены.

Структуризация потребностей и мотивов личности подчинена следующим принципам:

1. Потребности располагаются в следующей последовательности: от витальных (отражающих нужды организма) до личностных и экзистенциальных (духовных).

2. Чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

3. Потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены для того, чтобы человек мог осознать наличие и быть мотивированным потребностям, расположенным выше.

4. Иерархия потребностей распространяется на всех людей, чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и личностное здоровье он продемонстрирует.

5. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут удовлетворены.

Теория самоактуализации личности

Теория самоактуализации личности А. Маслоу наиболее ярко отражает основные принципы гуманистической психологии, включает проблемы, позиции и положения, характерные для этого направления психологической науки. А. Маслоу выводит свои представления о личности из исследований здоровых и креативных людей. Он предпринял попытку восполнить картину целостной личности, обратившись к более светлой, лучшей ее части.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

Ø более эффективнее восприятие реальности и более комфортабельное отношения с ней;

Ø принятия (себя, других, природы);

Ø спонтанность, простота, естественность;

Ø центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

Ø некоторая отъединенность и потребность в уединении;

Ø автономия, независимость от культуры и среды;

Ø постоянная свежесть оценки;

Ø мистичность и опыт высших состояний;

Ø чувства сопричастности, единения с другими;

Ø более глубокие межличностные отношения;

Ø демократическая структура характера;

Ø различение средств и целей, добра и зла;

Ø философское, невраждебное чувство юмора;

Ø самоактуализирующееся творчество.

Между тем, по утверждению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не столь совершенны, чтобы их идеализировать. Они так же, как и остальные люди, могут быть подвержены человеческим слабостям, иметь не всем угодные черты характера, испытывать неприятные переживания вины, тревоги, печали и сомнений в себе. Несмотря на эти несовершенства, Самоактуализирующиеся люди рассматривались А. Маслоу как великолепные образцы психического здоровья и способности к самореализации. Он постоянно подчеркивал мысль о том, что характерным для самоактуализирующейся личности является не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения

Теория метамотивации

 «Самоактуализирующиеся личности (то есть более зрелые, более человечные), по определению, уже достигли достаточного удовлетворения своих базовых потребностей, и теперь ими движет мотивация более высокого порядка, которую мы будем называть «метамотивация» - А. Маслоу Некоторыми тезисами теории метамотивации Маслоу являются:

§ в идеальной ситуации внутренняя необходимость совпадает с необходимостью внешней, «я хочу» совпадает с «я должен»;

§ на этом уровне достигается трансценденция дихотомии «работа-игра»; заработок, увлечения, хобби, отпуск и т. п. должны быть определены заново на более высоком уровне;

§ подобные влюблённые в свое дело люди имеют тенденцию идентифицироваться со своей «работой», делать ее определяющей характеристикой своего Я. Работа становится частью их Я;

§ полное определение человека или человеческой природы должно, таким образом, включать внутренние ценности.

Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Примерами метапотребностей являются потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологию. Апатия, цинизм, отчуждение, деструктивность и насилие – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то «вне себя». Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает «метапатологии». Метапатологии могут проявляться в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. Маслоу утверждает, что чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благосостояния, как безопасность, любовь и самоуважение.

 

Большая пятерка факторов

Черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии. В иерархической модели личности — «Большая пятерка» — сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Каждая черта «Большой пятерки» состоит из различных особых черт. Черты «Большой пятерки» и специфические черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания. Каждая из общих и специфических черт представляет собой континуум, в который может быть помещен некоторый аспект личности. Любая черта личности человека может располагаться в этом континууме сверху, внизу, посередине или где угодно.

Аспекты личности модели «Большая пятерка» (экстрав., неврот., уживч., добросов., открытость опыту). Особые черты, относящиеся к «Большой пятерке»:

Экстраверсия - Положительный эмоциональный настрой. Общительность. Душевность.

Невротизм – Беспокойство. Застенчивость. Уязвимость

Уживчивость – Доверчивость. Прямота. Отзывчивость.

Добросовестность – Компетентность. Любовь к порядку. Самодисциплина.

Открытость опыту – Фантазия. Действия. Идеи.

Экстраверсия

Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, — это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты — люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны.

Интроверты — люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми. На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, чувствуют удовлетворение от своей работы, и в целом их мнение об организации и окружающих людях можно охарактеризовать как позитивное. Экстраверты быстрее идут на контакт с сослуживцами. Они могут отлично работать там, где требуются частые контакты с людьми, например в области продаж или в сфере обслуживания клиентов.

Невротизм

В отличие от экстраверсии невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.

Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим. Люди, в большой степени склонные к невротизму, чаще других испытывают отрицательные эмоции и переживают длительный стресс по различным поводам. Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают на работе отрицательные эмоции, чаще переживают стрессы и в целом отрицательно относятся к обстановке в своей организации.

Люди с высокой степенью невротичности часто более критичны к себе и к своей работе, чем те, у кого этот показатель ниже. Это свойство позволяет им работать лучше других, и потому они способны проявить себя в сферах контроля качества, где необходимо критическое мышление и умение давать критическую оценку.

Люди с высоким показателем невротизма могут отрезвляюще воздействовать на коллег, указывая на недостатки принимаемого совместно решения. Люди с низкой степенью невротизма редко испытывают отрицательные эмоции и не столь критичны и пессимистичны, как их высоконевротичные коллеги.

Уживчивость

Уживчивость — это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью.

Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе. Низкая степень уживчивости может быть полезной в таких профессиях, которые требуют от человека несговорчивости, например сборщик налогов или сержант, муштрующий роту. С уживчивыми людьми в целом легко найти общий язык, они «командные игроки». Уживчивость может быть ценным качеством в сферах, где требуется налаживать хорошие отношения с людьми.

Добросовестность личности

Добросовестность — это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности.

Открытость опыту

Последняя из личностных черт модели «Большая пятерка», открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. Хотя открытость опыту, безусловно, является достоинством и в сфере предпринимательства, и в областях, где необходимы новшества, все же организациям также требуются люди, которые четко выполняли бы свою работу и не слишком много вольнодумствовали. К тому же организации порой опасаются брать сотрудников, которые могли бы преуспеть благодаря рискам.

 

Направленность личности

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения, представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов. Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик. В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения.

В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм:

1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

3. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;

5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Направленность личности — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!