Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Индивид (индивидуум, от лат – неделимое) – конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид – наименьшая единица в системе вида Homo sapiens. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Личность – индивид, наделенный сознанием, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли. Роль – это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Индивидами рождаются, личностями становятся. Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим и коммуникативным.
|
|
Субъект – активно самостоятельно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта – это преобразовательная активность, способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе усвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, созидании своего жизненного пути, избирательности при восприятии информации, мотивации поведения, самостоятельности, инициативности, смысло- и целеполагании и др.
Индивидуальность – это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости. Под индивидуальностью понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность – форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер – основные параметры индивидуальности. Б. Г. Ананьев отмечал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» субъекта деятельности».
|
|
Диспозиционная теория личности Г. Олпорта
Он определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. «Личн. -это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, к-рые определяют характерное для него поведение и мышление». Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую стр-ру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент — это первичный генетич. материал, из к-рого строится личн. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с к-рыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер — это оцененная личн., а личн. — это неоцененный характер.
|
|
Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихологич. стр-ру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцион. значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в к-рых личн. оказывается чаще всего, — это, как правило, именно те самые, в к-рые она активно стремится попасть.
|
|
В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Центральные диспозиции явл. строит, блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., к-рые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции — менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.
Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, к-рый Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект, опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение к-рой — формирование уникальности человеческой жизни.
Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприу-ма с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, к-рая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом к-рой выступает осознание себя посредством речи в качестве определ. и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физич. тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, явл. постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.
Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.
Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личн. свободна от прошлого — связи с прошлым исторические, а не функциональные.
Созревание чел. — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.
Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!