ГЛАВА ВТОРАЯ. Что такое масонство? 1 страница



 

 

МАСОНСТВО по ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАСОНСКИХ УСТАВОВ ОРГАНИЗАЦИЯ ОРДЕНА

Орден свободных каменщиков, -говорит- Тира Соколовская,- есть всемирное тайное общество, поставившее своей целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи>*.

По определению собственных уставов масонства (параграф 1 конституции <Великого Востока Франции>, 1884 год) - <франк-масонство есть учреждение глубоко филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своей целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности. Франк-масонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Франк-масонство, полагая, что метафизические понятия есть личное дело каждого, отказывается от деспотических утверждений. Его девиз: свобода, равенство, братство>**. Главнейшие средства, которые употребляет франк-масонский союз для достижения своей высокой цели и в которых он поэтому видит путь, ведущий к развитию истинной гуманности, - это работа над самим собой, благотворительность, сближение людей. Франк-масоны, будучи рассеяны по всему миру, составляют одну ложу франк-масонскую. Никакой разницы между французским и английским масонством, как нередко пытаются масоны ввести профанов в заблуждение, не существует. Масонство едино и имеет одну цель.

 

* Т. Соколовская. Масонские системы. - Масонство в его прошлом в настоящем. Т. II.

** А. А. Боровой. Современное масонство на Западе. М., 1922. С. 12.

 

Брат Рагон, имеющий степень Кадоша, по этому поводу говорит: <Масонство не принадлежит ни к какой стране, его нельзя назвать ни французским, ни шотландским, ни американским. Оно не может быть ни шведским в Стокгольме, ни прусским в Берлине, ни турецким в Константинополе потому только, что оно там существует. Оно одно и всемирно. Оно имеет многие центры своей деятельности, но в то же время имеет один центр единства>*.

 

<Мечтая о всесветном братстве, - пишет Соколовская, - масоны желают видеть свой орден распространенным по всей земле. Ложи - это мир>**.

 

Согласно этим принципам, основы устройства являются общими для всего братства вольных каменщиков, так как слово <франк-масон> по-русски значит <вольный каменщик>. Помещения, в которых собираются <братья каменщики>, называются ложами. Обозначается ложа символом - продолговатым прямоугольником, а этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея' вселенная.

 

<Ложу свою масоны часто называют Соломоновым Храмом, считая его идеалом всякого храма, ибо Соломон, воздвигая свой храм, это чудо по великолепию и красоте, предназначен его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания, для всех, кто только пожелал бы посетить храм, чтобы послужить Богу. Вступать в Соломонов Храм стремились те, которые почувствовали "духовный глад", которые, поняв, что их окружает слепая тьма, искали света>***.

 

Символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Описывая в своей истории работу масонов во время революции 1789 года, Луи Блан, который сам принадлежал к масонам, по этому поводу говорит следующее; <Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в средине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы>****.

 

Это же подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. <Первое, - говорит он, - что поражает каждого, входящего в масонскую ложу, - это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающие экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство. Известно, что франк-масоны шотландского ритуала прямо признают себя служителями Иеговы, и это не как Бога христианского, а как бога иудейского, освобождающего их от новых обязанностей, налагаемых учением Христовым>*.

 

* А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонов. С. 79.

** Т. О. Соколовская. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. СПб., 1907.

*** Там же.

**** Александр Селянинов. Тайная сила масонства. СПБ.. 1911. С. 73.

 

 

Каждой ложе присваивается особое название в честь людей, отличившихся великими добродетелями, в память мифических божеств и в память особо чтимых масонами символов.

 

Работами вольные каменщики называют совершение различных обрядов, как-то: прием в орден профанов и дальнейшие посвящения в более высокие степени, а также стремление к собственному просвещению и усовершенствованию. Востоком называется высшее управление, <ибо восток край избрания>, откуда с седой древности <изливалась высшая мудрость>. Конституцией называется учредительная грамота, которая выдастся ложам от высшего правления, или Востока. Во главе каждой ложи стоит управляющий Мастер, Венерабль, Префект, Настоятель, Председатель; пособник управляющего называется Наместным Мастером. Остальные должностные лица в ложах: 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития, или Ритор, Обрядоначальник, Приуготовитель, В водитель, или Брат Ужаса, Казначей, или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне собиратель, или Стюарт, и помощники его - диаконы.

 

Для образования ложи необходима наличность масонов первых трех степеней в количестве не менее трех человек, но это на практике почти не встречающийся минимум. Хотя статны и говорят, что три мастера образуют ложу, но <правильная ложа> состоит из трех мастеров и двух подмастерьев или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников. Она должна иметь следующих чинов: во главе один мастер ложи, или мастер стула, два надзирателя, или наблюдателя, два руководителя, казначей, секретарь, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Управляющий целым союзом лож называется Гроссмейстером, т. е. Великим Мастером; если же союз подчинялся высшему орденскому правлению, заседающему в другой местности или в другом государстве, то союз лож назывался областным или провинциальным, а стоящий во главе его мастер – провинциальным Великим Мастером. При наличности многих лож для большего единения и порядка ложи образуют единую Великую Ложу, или Высшее Управление. Великие ложи заключают друге другом конкордаты, т. е. условия взаимоотношений: такой конкордат был даже напечатан в 1817 году при Александре I двумя великими ложами России.

 

* А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонов. С. 65.

 

СТЕПЕНИ МАСОНСТВА АНГЛИЙСКОЕ и ШОТЛАНДСКОЕ МАСОНСТВО

Коренными, основными степенями масонства почитаются три: ученическая, товарищеская и мастерская. Число степеней в различных системах не одинаково, их бывало 5, 7, 9, 33, 99, то есть обычно нечетное число, и все эти числа имеют особое значение в масонской символике.

 

Системы назывались в честь страны и государства, в котором зародились и развились. Существовали системы английская, французская, шведская, иногда системы назывались в память главного организатора и инициатора: известны системы Фесслера, Сен-Мартена Циннендорфа, Шредера, Мелиссино и другие. Наконец, наименование системы заключало указание на цель и характер работ: так, были наименования системы <духовного рыцарства> - Лопухина <иллюминатов>, то есть просвещенных, - Вейсгаупта", <розенкрейцеров>, то есть Розы и Креста. Самая распространенная - это английская система. Английское трехстепенное, или Иоанновское, масонство имело отличительный цвет золота и небесной лазури (голубое масонство). Три степени, непосредственно следующие за Иоанновскими (трех - степенное, символическое масонство), обыкновенно называются шотландскими - на основании предания о нахождении их в этой стране - и Андреевскими - в честь своего покровителя Андрея Первозванного, патрона Шотландии.

 

В большинстве систем с высокими степенями шотландские степени служили переходной ступенью к рыцарским, тамплиерским или розенкрейцерским. В шотландских степенях начинались работы умозрительные, относящиеся к области герметической философии и теософии; в них же вырабатывались <насадители> каменщицкого учения, пропаганда масонства возводилась в должность. В рыцарских воительствующих степенях посвященные приготовлялись к выступлению борцами со злом мира в различных его проявлениях. Наконец, степени Креста и Розы наставляли Каббале, магии и даже практическим алхимическим работам. Обрядность Иоанновского масонства была несравненно проще обрядности всех остальных степеней. Члены Иоанновских лож – это мечтательные проповедники, надеявшиеся путем совершенствования каждой отдельной личности достичь рая на земле. Пароль Иоанновского масонства - <Сейте семена царския света>. В голубом, Иоанновском, масонстве преобладает символика этических начал: начал равенства, братства, всечеловеческой любви и непротивления злу.

 

Обрядность высоких степеней, то есть шотландского масонства, символизировала борьбу за идеал силою, славу мученичества за идею, нещадную жестокость к врагам и предателям. Шотландское масонство называлось красным. Красный цвет означает кровь, которую должны были без сожаления проливать масоны в борьбе за свет. Члены красных лож долженствовали быть неустрашимыми борцами за идеи. Девиз масонов Шотландских лож: <Победить или умереть>.

 

ТАЙНОСТЬ ОРДЕНА. ВНЕШНЕЕ и СКРЫТОЕ МАСОНСТВО Орден вольных каменщиков - организация глубоко конспиративная. В <старых> законах под страхом смертного наказания воспрещалось предавать масонские тайности перу, кисти, резцу, допускалась одна только устная передача тайн после предварительной клятвы в хранении молчания.

С ростом масонской организации и увеличением членов стало невозможно скрыть от постороннего наблюдения работу масонов.

 

Современное масонство считает себя настолько сильным, что не скрывает своей работы и выступает совершенно открыто. Но эта общая осведомленность может простираться лишь на внешнее, видимое масонство, но не на скрытое, тайное масонство, проникнуть в недра которого довольно трудно.

 

Известный русский масон граф Михаил Юрьевич Виельгорский в одной из своих поучительных бесед в 1818 году выразился так: <Можно иметь некоторые знания о масонстве, но самого масонства не знать>. Все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти повелевающей. Стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, товарищ не знает о целях и работе мастера.

 

<Главное же, что ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Но им зато вполне известно, и на этом все построено. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей он - товарищ, для учеников - ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях - вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих "семь", то есть <по классу занимаемой должности>, все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности>*. Совершенно точно вопросы структуры масонства освещает Л. Де Понеси. <Напомним, - пишет он, - что когда масон посвящается в высокую степень, то:

1) это делается навсегда;

2) он выбирается высшей группой, а не избирается путем голосования равных ему;

3) его прежние товарищи по ложе часто не знают о его высшем посвящении, хотя он официально продолжает посещать ложу>.

 

* Григорий Бостунич. Масонство и русская революция. Нови Сад. 1922.

 

Масон посвящается в высокую степень только после продолжительного и тайного наблюдения за ним, если он признан достойным возвышения; применяется не нивелирующий принцип всеобщего голосования, но автократический принцип абсолютной власти. Масонство представляет собой как бы пирамиду в три главных этажа.

 

В основании находится голубое масонство (ученики, подмастерья и мастера) - своего рода депо, из которого выбираются те, из кого составляется высшее масонство; здесь проходится стаж и приобретается масонская формировка и связи, необходимые для распространения масонства. Выше стоит масонство высоких степеней, которые, несмотря на свое название, все же служат только началом для передачи и связи. На вершине пирамиды стоит высшее интернациональное масонство, где начинается непроницаемая тайна*.

 

Таким образом, о тайной организации масонства подавляющее большинство масонов нс имеет никакого представления. Альберт Пайк, масон высокого посвящения, великий командор южной юрисдикции масонства шотландского обряда Соединенных Штатов Америки, в своей книге <Учение и догматы древнего и принятого шотландского обряда масонства, пишет: <Голубые (или синие) степени масонства являются "только внешним двором или прихожей храма". Часть символов показывается там посвященному, но его намеренно ложными объяснениями их заставляют заблуждаться. Не имеется намерения дать ему понять их. Их истинное объяснение сохраняется для адептов, князей масонства. Вся совокупность царственного и священного знания (искусства) была скрыта так заботливо столетия тому назад, что ныне почти невозможно отгадать некоторые из загадок. Достаточно для масс тех, кто называется масонами, думать, что все содержание в "голубых" степенях. Тот, кто пробовал бы вывести их из обмана, работал бы напрасно и бесплодно, нарушил бы свои обязанности как адепт (допущенный). Масонство - истинный сфинкс, погребенный до головы в песке сгрудившимися вокруг него веками!>**

 

* Л. де Понсен. Тайные силы революции.

** Николай Скрыпников. Масонство. Париж. 1921. С. IS.

 

ПРИНЯТИЕ в ЛОЖУ. КЛЯТВА. РИТУАЛЫ и символы МАСОНСТВА При приеме в масонство от вновь вступающего требуются гарантии.

 

Желающий сделаться вольным каменщиком должен заручиться рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желает быть принятым.

Затем наступает сложнейшая церемония приема - это обряд посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где все приглашенные каменщики уже находились в сборе.

 

Посвящаемый ступал на начертанные знаки на ковре, не понимая еще масонского значения его символических фигур: тайна символов разоблачалась только давшим клятву сохранения тайны и соблюдения орденских знаков. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело - смерти от суда братьев. Посвященный читал затем следующий текст клятвы: <Клянусь во имя Верховного Строителя всех миров никогда и никому не открывать без приказания от ордена тайны знаков, прикосновений, слов, доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание, обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталось ни следа, ни памяти изменника>*.

 

Принимаемому вручается белый кожаный запон (фартук) как знак, что профан вступил в братство каменщиков, созидающих Великий Храм человечества, ему дают лопаточку серебряную, неполированную. <ибо отполирует ее прилежное употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы>, пару белых мужских рукавиц - в напоминание того, что лишь чистыми помыслами, непорочной жизнью можно надеяться возвести Храм Премудрости. Ритуалы и символы имеют существенное значение для уяснения масонской организации и преследуемых ею целей. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер - символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень - нравственность <обработанная>. Молоток служил для обработки дикого камня. Молоток, являясь принадлежностью мастера, служил символом власти. Молоток - символ молчания, повиновения и совести; по другим объяснениям, молоток означает веру. Лопаточка - снисхождение к слабости человеков и строгости к себе. Ветвь акации - бессмертие; гроб, череп и кости - презрение к смерти и печаль об исчезновении истины.

 

* А. Д. Философов. франк-масонов. С. 39-40

 

Одежды масонов изображают добродетель. Круглая шляпа - символ вольности. Обнаженный меч - карающий закон, это символ борьбы за идею, казни злодеев, защиты невинности. Кинжал - это символ предпочтения смерти поражению, борьбы на жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: <Победи или умри!>

 

ОБЩАЯ ЭМБЛЕМА МИРОВОГО МАСОНСТВА – ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА

<Независимо от света видимого, - пишет масон высокого посвящения доктор Папюс - они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, - этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды; он был символом человека, излучающего из себя таинственный свет. и устанавливал, таким образом, эту чудную эмблему - пламенеющую звезду>*. Молоток, наугольник и циркуль почитались наиважнейшими символам. <В ритуалах и символах, - говорит Соколовская, - раскрывалась вся сущность масонской организации: тайна, неразрывная связь каждого отдельного члена со всем обществом, наказуемость предателей, защита общества и отдельного брата, широкая пропаганда масонских идей и борьба за масонские идеалы>. Посвящаемый получает диплом своего причисления к ордену, и этим вся церемония принятия в первую степень ученика заканчивается. В качестве ученика принятый в масонство работает над собой, совершенствуется в добродетелях, усваивает <царственную науку вольных каменщиков> и подготовляется к прохождению других, более высоких степеней. Через некоторое время среди учеников происходит отбор, и достойных посвящают во вторую степень товарищей, или подмастерьев.

 

* Доктор Папюс. Генезис и развитие масонских символов. СПб.. 1911. С. 67.

 

Далее идет третья степень - степень мастера, которой достигают весьма немногие счастливцы. Большинство так и кончает свою карьеру членами двух степеней - ученика и товарища.

 

ПОСВЯЩЕНИЕ в СТЕПЕНЬ МАСТЕРА. ЛЕГЕНДА ОБ АДОНИРАМЕ Акт принятия в третью степень сопровождается разнообразными таинственными церемониями.

 

При посвящении в степень мастера раскрывается значение легенды об Адонираме. При приеме в степень мастера ложа вся затягивалась черными тканями; на стенах черепа и кости с надписью, на полу черный ковер с нашитыми золотыми словами, и посреди ковра открытый гроб; трехсветные светильники поддерживались человеческими скелетами, <коих всегда поставлялись трое>.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!