Тема 9 . Креативный и эвристический менеджмент



1. Сущность и разграничение креативного и эвристического менеджмента

2. Значение креативного и эвристического менеджмента

3. Теоретические и прикладные аспекты креативного и эвристического менеджмента.

4. Взаимосвязь креативного и эвристического менеджмента с другими отраслями науки

5. Методы активизации творческого потенциала

6. Менеджмент творческих процессов как новая фаза развития системы менеджмента

 

1. Сущность и разграничение креативного и эвристического менеджмента

Далее необходимо разграничение креативного и эвристического менеджмента. Креативный в переводе с английского — творческий, созидательный. Он касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания. Отличие эвристического (в переводе с греческого — отыскиваю, открываю) менеджмента от креативного в том, что в его «ведении» управление личностью и ее самоуправление —

при тех же условиях отсутствия априори существующей определенности, какие характеризуют и креативный менеджмент. Последний «работает» там, где создаваемый

интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а, безусловно, является результатом деятельности коллектива. Эвристический же менеджмент напротив, связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как решающего участника сотворения интеллектуального продукта.

Итак, эти определения, разумеется, носят весьма общий характер, но, как представляется, достаточны для первого представления о рассматриваемом предмете.

 

2. Значение креативного и эвристического менеджмента

Проблемы креативного и эвристического менеджмента важны потому, что способствуют повышению качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях — от общегосударственного до отдельного рабочего места. И нет никаких оснований откладывать эту трудную работу «на потом».

Способы и формы выявления и лучшего применения потенциала личности, участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, — сфера эвристического менеджмента. Совершенствование управления творческим потенциалом личности и коллектива предполагает в современных условиях решение ряда задач.

Во-первых, развитие (увеличение) творческого потенциала. Во-вторых, следует добиваться раскрепощения индивидуальности — как в обособленном функционировании личности, так и в ее участии в деятельности коллектива. В-третьих, оптимизация усилий и ресурсовложений для совершенствования методического аппарата деятельности специалистов. Следует отметить, что разразившийся в Казахстане, как и в других государствах СНГ, кризис в большой степени связан с отсутствием эффективного методического аппарата, позволяющего отслеживать и прогнозировать функционирование систем в переходные (переломные, экстремальные, кризисные) периоды. Существующий методический аппарат оказался пригоден (да и то не без оговорок) для действий в стабильных и квазистабильных условиях.

 

3. Теоретические и прикладные аспекты креативного и эвристического менеджмента

В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного (как и эвристического) менеджмента является составной частью теории творчества, которая в зависимости от использования имеет ряд разновидностей (теория научно-технического, теория художественного творчества и т. п.), соответствующих разновидностям креативного и (или) эвристического менеджмента.

Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями. Проблемы такого менеджмента организационно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы.

Как теория, так в практика изучения творчества до середины 80-х годов развивались под влиянием научно-технического творчества (НТТ). В зависимости от степени новизны в НТТ выделяют три стратегических уровня: 1) рационализацию, 2) изобретательство, З) открытие. Для менеджеров важны:

1) работа с людьми для укрепления и лучшего применения творческого потенциала (креативный менеджмент), а также активизации собственных интеллектуальных способностей (эвристический менеджмент);

2) работа с документами, ориентированная на учет ассоциативно-генерационных потребностей тех, кто осваивает информацию, содержащуюся в документе (креативный менеджмент), а также на развитие стремления участников процесса готовить документы, способные максимально удовлетворить потребителя (эвристический менеджмент).

 

4. Взаимосвязь креативного и эвристического менеджмента с другими отраслями науки

Креативистика и эвристика, подобно любой науке, базируются на ряде аксиом. Из них можно выделить следующие: а) для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области; б) творчество требует отказа от стереотипов, догм и штампов; в) отторжение сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть строго рациональным, взвешенным и продуманным; г) какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями «произвести» творца не возможно; д) наука о творчестве.

С другими отраслями науки креативный и эвристический менеджмент роднит и то, что он преследует достаточно определенные цели. В качестве наиболее интересных можно выделить такие: а) оценка творческого потенциала личности; б) создание творческой атмосферы в коллективе, проработавшем долгое время и имеющем традиции, неформальных лидеров, распределение ролевых функций; в) формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные предварительно разработанные предложения; г) образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творческом процессе; д) оценка доминирующих мотивационных установок, породивших их причин и возможных путей решения задач, требующих применения творческих способностей специалиста; е) определение

эвристических методов, операций и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения творческих задач специалистам, вошедшим во временные творческие коллективы.

5. Методы активизации творческого потенциала

В настоящее время литература по творчеству (она относится в основном к инженерии) предлагает несколько десятков подобных методов. Все это многообразие можно, очевидно, обобщить, выделив методы: 1) усиливающие креативные и эвристические способности человека; 2) служащие формализации его логико-аналитической деятельности.

Первая из этих групп позволяет быстрее решить проблему; вторая строится на базе специально разработанных приемов, учитывающих исторический опыт человека.

В первую группу методов обычно включают «мозговой штурм (атаку)», «записную книжку Хефеля», написание сценариев, образование «гирлянд» ассоциаций и метафор; интервьюирование, анкетный опрос и т. д. Часть этих методов полностью относится к креативистике (скажем, «мозговой штурм», интервьюирование), другая — полностью к эвристике (например, «записная книжка Хефеля»). Ряд методов может быть отнесен и к креативистике, и к эвристике (написание сценариев, анкетный опрос и др.).

Во второй группе значатся такие методы, как морфологический анализ, матрица взаимодействий; матрица открытий; функционально-стоимостной анализ; поиск по Колеру; аппроксимация временных рядов; экстраполяция тенденций и т. д. Подразделение этих методов на относящиеся к креативистике или эвристике, либо и к той, и другой зависит от выбранного подхода к решению задачи (индивидуального или группового).

Таким образом, креативный и эвристический менеджмент не «придумывают» методы активизации творческого потенциала, а лишь определяют их оптимальную номенклатуру и наиболее рациональную последовательность. При этом целевые установки и возможные ограничения креативный и эвристический менеджмент берут из инновационного менеджмента, который обеспечивает им жизненно необходимое функционирование инфраструктуры.

 

6 . Менеджмент творческих процессов как новая фаза развития системы менеджмента

Рождение креативного и эвристического менеджмента означает, помимо всего прочего, что последний получает как бы дополнительные «якоря», удерживающие его в рамках строгой науки, поскольку вся система менеджмента выводится на качественно новую ступень научности, логичности, формализованности. Практика показывает, что этот переход происходит плавно, без нарушения видимой целостности стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества. Менеджмент творческих процессов тесно связан с проблемами мыслительной деятельности. Характер этой связи требует специального исследования. Менеджмент творческих процессов дол жен вестись на основе определенных представлений об основах теории мыследеятельности. Современная наука подошла к осознанию того, что творчество – это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах и нужно уметь выделять именно ту структурную составляющую, которая требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента:

для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах.

Основная литература:1.3.5.7.

Дополнительная литература:2,5,8,12,15.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!