Замаскированная фигура , обнаруженная с помощью перцептивной установки 7 страница



Описывая вещи и предметы, мы постоянно указываем на их соот­несенность с окружающей средой. «Моя правая рука сильнее левой». «Этот флагшток — кривой», «Пианино расстроено». «Этот сорт какао душистее, чем другой». Любой объект, от крупинки соли до огромной горы, воспринимаемый непосредственно, имеет определенную величину, т.е. занимает какое-нибудь место на данной шкале отсчета. Если в ка­честве шкалы отсчета взять свойство яркости, то наш белый квадрат будет находиться в наивысшей точке, а черный диск — в нижней. Ана­логичным образом каждый объект занимает определенное местоположе­ние. Книга, которую вы читаете, представляет собой пятно, раеположен-

1 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. С. 23-53.


Арнхейм Р . Равновесие


399


ное между стенами вашей комнаты и объектами, находящимися в ком­нате. Среди них прежде всего вы сами. Квадрат выступает где-то на книжной странице, а диск — вне центра этого квадрата. Ни один пред­мет не воспринимается изолированно. Восприятие чего-то означает при­писывание этому «чего-то» определенного места в системе: расположе­ния в пространстве, степени яркости, величины расстояния.

Иначе говоря, каждый акт восприятия представляет собой визу­альное суждение. Иногда думают, что суждение — это монополия интел­лекта. Но визуальные суждения не являются результатом интеллек­туальной деятельности, поскольку последняя возникает тогда, когда процесс восприятия уже закончился. Визуальные суждения — это не­обходимые и непосредственные ингредиенты самого акта восприятия. Видение того, что диск смещен от­носительно центра, есть существенная, внутренне присущая часть зрительного процесса вообще.

Зрительное восприятие — это не только воспри­ятие пространственное. Смотря на диск, мы, вероятно, обнаружим, что он не только занимает определенное место, но и выглядит еще каким-то неугомонным, не­терпеливым. Эта неугомонность может ощущаться нами как тенденция диска сместиться в сторону или, более конкретно, как натяженность в каком-то опреде­ленном направлении, например в сторону центра. Несмотря на то, что диск жестко прикреплен к данному месту и в действительности двигаться не мо­жет, тем не менее он свидетельствует о внутренней напряженности в сво­ем взаимодействии с окружающим его квадратом. И в этом случае напря­женность не есть дополнительный результат воображения или рассудка. Она — такая же неотъемлемая часть объекта восприятия, как и размер, месторасположение или чернота. Так как напряжение имеет величину и направление, оно может быть представлено как психологическая «сила».

Если диск воспринимается по отношению к центру квадрата как определенное усилие, то он привлекает к себе чем-то, чего в действи­тельности на рисунке нет. Точка, обозначающая центр квадрата, на ри­сунке графически не изображена. Она так же невидима для глаза, как Северный полюс или экватор. Однако это нечто большее, чем отвлечен­ная идея. Данная точка представляет собой часть воспринимаемой моде­ли и является невидимым силовым фокусом, установленным контуром квадрата на значительном удалении. Можно сказать, что она получена путем «индукции» (так же как при прохождении тока по одной элект­рической цепи в другой цепи, расположенной рядом, «наводится» вто­ричное напряжение).

Таким образом, в поле зрения находится больше предметов, чем непосредственно попадает на сетчатку глаза. Примеры «индуктированной структуры» не являются редкостью. Например, в картине с центральной


400                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


перспективой невидимую точку пересечения линий можно установить с помощью конвергентных линз, даже если никакого предмета в точке яересечения увидеть фактически невозможно, В любой мелодии путем одной лишь индукции можно «услышать» ритмичные удары музыкаль­ного такта, от которых отклоняется (так же как и наш диск девиирует от центра) синкопическая интонация. И опять следует подчеркнуть, что подобная индукция не является действием интеллекта. Не является она и интерполяцией, основанной на приобретенном раньше знании. Индук­ция есть неотъемлемый элемент того, что непосредственно воспринима­ется в данный момент.

Такая зрительно воспринимаемая фигура, как квадрат, является в одно и то же время пустой и непустой, содержательной и бессодер­жательной. Центр — это часть сложной скрытой структуры, которую можно изучить с помощью диска (в той же степени, в какой метал­лические опилки повторяют силовые линии магнитного поля). Если диск поочередно располагать в различных местах квадрата, то можно обнару­жить, что в одних случаях он выглядит более устойчивым, в других же он проявляет признаки натяжения в определенном направлении. Иногда его состояние может оказаться неопределенным и колеблющимся.

 

Наиболее устойчивое состояние диск приобретает в том случае, если его центр совпадает с центром квадрата. На рис. 2 видно, что диск смещен вправо к границам контура. Этот эффект ослабляется или даже превращается в свою противоположность с изменени­ем расстояния. Например, мы можем найти расстоя­ние, при котором диск выглядит «слишком сжатым», стремящимся выскочить за сдерживающие его границы контура. В этом случае пустое пространство между границами квадрата и диском будет выглядеть сдавленным, нуждающимся как бы в дополнительном «воздухе     для ды­хания ».

 

Рис. 2

 

Исследование показывает, что на диск оказывают влияние силы, действующие не только по диагонали квадрата, но и силы, образуемые вертикальными и горизонтальными осями, пересекающимися в центре квадрата (рис. 3). Центр оказывается, таким образом, местом пересече­ния этих четырех основных структурных линий. Другие точки, располо­женные на этих линиях, являются менее энергичными и сильными, чем центр, но и они обладают эффектом воздействия.

Где бы ни был расположен диск, он подвергается действию сил со стороны всех скрытых структурных факторов. Относительная сила и рас­стояние этих факторов определяют их совместный эффект в общей кон­фигурации сил. В центре все силы находятся в состоянии равновесия, и, следовательно, центральное расположение способствует наиболее спокой­ному состоянию. Другое сравнительно спокойное состояние можно най-


Арнхейм Р . Равновесие


401


Рис. 3

ти, например, перемещая диск по диагонали. По-видимому, точка рав­новесия лежит где-то вблизи угла квадрата, а не вблизи его центра. Это означает, что, несмотря на то что центральная точка сильнее угловой, данное преимущество компенсируется большим расстоянием наподобие магнитов разной силы. В общем, любое расположение, которое совпада­ет с одной из особенностей «структурного плана» (см. рис. 3), будет вно­сить элемент стабильности, которая может быть, естественно, нарушена какими-то другими факторами.

Если влияние с какой-то стороны преобладает, притяжение будет именно в эту сторону. Когда диск расположен точно посередине между центром и углом, то большинство зрителей видят в нем усилие в сторо­ну центра.

Неприятное чувство возникает в том случае, когда притяжение, вызванное расположением объекта, настолько неопределенно и неясно, что глаз не может решить, происходит ли давление на диск в каком-либо направлении. При таком колебании визуальная оценка становится зат­руднительной, что создает помехи перцептивному суждению зрителя. При неотчетливых ситуациях зрительно воспринимаемая модель переста­ет определять содержание того, что мы воспринимаем, и более действен­ными и эффективными становятся субъективные факторы, такие, как центр внимания зрителя или его предпочтение в какую-либо сторону.

Когда условия становятся такими, что глаз не может постоянно фиксировать действительное расположение диска, то силы, о которых


402                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

мы здесь говорим, вызывают в нашем воображении не просто направлен­ное притяжение, а настоящее перемещение. Если изображение на рис. 1 показывать в течение доли секунды, будет ли в этом случае диск воспри­ниматься ближе к центру, чем когда его показывают в течение более длительного времени? Согласно Вертхеймеру, угол с небольшим откло­нением от 90° при коротком предъявлении будет восприниматься как прямой. Подобное явление можно наблюдать, когда стрелки часов сов­падают друг с другом, например в двенадцать часов. В этот момент ка­жется, что большая стрелка, задержавшись в сцепленном с маленькой стрелкой положении, прерывает на некоторое мгновение свое равномер­ное вращение и лишь затем в результате небольшого скачка освобожда­ет себя. Все эти примеры свидетельствуют о стремлении восприятия к достижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации. В дальнейшем эта мысль станет предметом нашего обсуждения.

Пример с блуждающим диском показал, что визуальная модель со­держит в себе нечто большее, чем только элементы, регистрируемые сет­чаткой глаз. Что касается сетчатки, то существующего различия между черным и белым, разницы в степени освещенности и яркости уже достаточ­но для образования зрительной модели; более полное представление об этой модели дают такие параметры, как размер, расстояние и направление. Исследование обнаружило, что кроме этой видимой, зрительно восприни­маемой модели, объекту восприятия присущ еще и так называемый скры­тый структурный план, основные характерные черты которого показаны на рис. 3. Этот план представляет систему отсчета, которая помогает опре­делить важность любого изобразительного элемента для равновесия всего изображения, как, например, музыкальная гамма помогает определить высоту тона в композиционном построении мелодии.

В другом, и еще более важном, случае нам приходится идти даль­ше «стимулирующей модели», регистрируемой сетчатой оболочкой гла­за. Изображение с его скрытой структурой не есть лишь решетка из ли­ний. Как показано на рис. 3, зрительно воспринимаемая модель представ­ляет собой целое силовое поле. Фактически линиями в этом динамичном ландшафте являются гребни или борозды, по обе стороны которых энер­гетические уровни постепенно снижаются. Эти гребни или борозды яв­ляются центрами сил притяжения и отталкивания, влияние которых распространяется на окружающую среду. То, что называется внутренней структурой квадрата (а существует, между прочим, еще и внешняя струк­тура, структура, выходящая за рамки изображения), создается вторично благодаря взаимодействию сил, проистекающих от зрительно восприни­маемого изображения, т.е. от сторон квадрата.

Этого влияния не может избежать ни одно место на рисунке. Вполне вероятно, что в квадрате можно отыскать «спокойные» места, но их спо­койствие не указывает на отсутствие активных сил. «Мертвый центр» не является мертвым. Какого-либо притяжения здесь не чувствуется потому,


Арнхейм Р . Равновесие


403


что в средней точке силы притяжения во всех направлениях находятся в состоянии равновесия. Уравновешенность средней точки для чувствитель­ного глаза в силу напряженности оживает. Представьте себе неподвиж­ность каната, который тянут с одинаковым усилием в разные стороны двое мужчин. Он неподвижен, но энергия в нем рвется наружу.

Читая эту книгу, надо постоянно помнить, что каждая визуальная модель динамична. Как сущность живого организма не может быть све­дена к описанию его анатомического строения, так же и сущность визу­ального опыта не может быть выражена в сантиметрах, величине углов или в длине световых волн. Эти статические измерения применимы только к отдельным «стимулам» восприятия, которые информируют организм о материальном мире. Но функция восприятия — его вырази­тельность и значение — целиком определяются деятельностью уже опи­санных нами сил. Любая линия, нарисованная на листе бумаги, любая наипростейшая форма, вылепленная из куска глины, подобны камню, брошенному в пруд. Все это — нарушение покоя, мобилизация простран­ства. Зрение есть восприятие действия.

Что имеется в виду

под перцептивными силами?

Вероятно, читатель уже обратил внимание на значение употреб­ляемого понятия «сила». Являются ли эти силы лишь фигуральным вы­ражением или они существуют в действительности? И если они реальны, то где они существуют?

Предполагают, что они существуют в обоих видах человеческого опыта, как физическом, так и психологическом. Психологически силы притяжения диска существуют в опыте любого человека, который этот диск воспринимает. Так как этим силам притяжения присущи направ­ление, интенсивность и точка их приложения, то к ним могут быть при­менены законы, которые открыты учеными для физических сил. По этой причине данный термин и был взят психологами на вооружение.

В каком смысле можно утверждать, что перцептивные силы су­ществуют не только в сфере субъективного опыта, но и в физическом мире? В воспринимаемых нами предметах (темный картонный диск, квадрат, лист белой бумаги) они, естественно, не содержатся. В этих предметах действуют молекулярные и гравитационные силы, сдерживая микрочастицы в собранном состоянии и мешая им распасться. Но мате­риальных сил, которые двигали бы эксцентрично расположенный бу­мажный диск в направлении центра бумажного квадрата, не существу­ет. И никакого магнитного воздействия не оказывают на него линии, на­рисованные простыми чернилами. Где же тогда эти силы?


404


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


Вспомним, каким образом воспринимающий субъект приобретает знания о диске и квадрате. Световые лучи, испускаемые солнцем или каким-либо другим источником, сталкиваются с объектом, частично от­ражаются, а частично поглощаются им. Определенное количество отра­женных лучей достигает глазного хрусталика и проецируется на чувстви­тельное основание, называемое сетчаткой глаза. Спрашивается, может быть, эти силы возникают в процессе возбуждения, которое вызывает световой пучок в безграничной мозаике крошечных светорецепторов, расположенных в сетчатке глаза? Полностью данное предположение ис­ключить нельзя. Но рецептивные органы, расположенные в сетчатой обо­лочке глаза, являются, по существу, независимыми. В частности, «кол­бочки», которые главным образом являются ответственными за идентич­ность восприятия модели, в анатомическом отношении почти не связаны друг с другом, так как большинство из них имеют свои собственные ка­налы сообщения с оптическим нервом.

По-видимому, в самом зрительном центре головного мозга, нахо­дящемся в затылочной части, создаются, однако, такие условия, кото­рые допускают подобные процессы. Согласно идеям гештальтпсихологов, церебральная область представляет собой сферу деятельности электрохи­мических сил. Не ограниченные какими-либо рамками, как, например, в случае со светорецепторами, эти электрохимические силы свободно взаимодействуют друг с другом. Возбуждение, возникшее в одной из точек, по всей вероятности, распространяется и на близлежащие облас­ти. В качестве примера, предполагающего, по-видимому, подобное взаи­модействие, можно привести эксперименты Вертхеймера с иллюзией движения. Если в темной комнате последовательно предъявляются (в течение долей секунды) два световых пятна, то испытуемый чаще всего видит не два отдельных и независимых источника света, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, а только один, который дви­жется от одного места к другому. Эта иллюзия движения настолько не­преодолима, что ее невозможно отличить от действительного перемеще­ния световой точки. Вертхеймер пришел к выводу, что данный эффект является результатом «своего рода психологического короткого замыка­ния» в зрительной области головного мозга. В результате чего энергия из одной точки возбуждения передается к другой. Иначе говоря, он предположил, что местные возбуждения в мозгу динамично влияют друг на друга. Последующее исследование подтвердило ценность этой гипоте­зы и принесло с собой дополнительную информацию относительно точ­ного характера процессов, протекающих в коре головного мозга. Хотя все эти выводы были опосредованными и, собстственно говоря, раскры­вали сущность физиологических явлений с точки зрения психологии, тем не менее более поздние исследования, проведенные Кёлером, откры­ли пути непосредственного изучения процессов, протекающих в самом головном мозгу.


Арнхейм Р . Равновесие


405


Силы, с которыми мы имеем дело в процессе визуального изучения предметов, могут рассматриваться психологическим двойником или эк­вивалентом физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга. Несмотря на то что эти процессы носят физиологичес­кий характер, психологически они ощущаются как свойства самих вос­принимаемых объектов. В самом деле, в процессе простого наблюдения невозможно отличить их от физических процессов, протекающих в объек­те, так же как невозможно отличить сон или галлюцинацию от восприя­тия «реальных» событий. Только сравнивая разные виды опыта, человек может узнать о различии между тем, что является лишь продуктом дея­тельности нервной системы, и тем, что встречается в самих объектах.

Однако называть эти силы «иллюзиями» нет оснований. Они яв­ляются иллюзорными не в большей мере, чем цвета, присущие самим предметам, хотя с физиологической точки зрения цвет — это всего лишь реакция нервной системы на свет с определенной длиной волны. Психо­логически наши визуальные силы так же реальны, как все то, что мы воспринимаем, чувствуем или думаем. Понятие «иллюзия» удобно при­менять, когда возникающее между психологическим и физическим ми­ром различие вынуждает нас неправильно оперировать с материальны­ми предметами (например, стремление войти в зеркало или желание под­переть вертикальную стенку, которая, кажется, вот-вот упадет). Для художника такой опасности не существует, так как то, что в искусстве изображено правильно, является и на самом деле правильным. Худож­ник пользуется своим зрением вовсе не для того, чтобы использовать краски. Напротив, он пользуется красками, чтобы создавать видимый об­раз, так как образ, а не краски сами по себе составляет произведение ис­кусства. Если в картине стена выглядит вертикальной, значит, она на са­мом деле находится в вертикальном положении; а если пространство, заключенное в зеркале, воспринимается удобным для прогулки пешком, то почему бы художественному образу, перешагнув зеркало, там не про­гуляться, как, например, это часто происходит в кино. Таким образом, силы, притягивающие наш диск, окажутся «иллюзорными» только для того, кто решил бы запустить с их помощью двигатель. С точки зрения художественной и с точки зрения восприятия они вполне реальны.

Два диска в одном квадрате

Чтобы немного приблизиться к ощущению реальной сложности произведения искусства, поместим в квадрат еще один диск. Что тогда произойдет? Прежде всего возникает эффект взаимодействия не только между диском и квадратом, но и между двумя дисками. Когда диски расположены рядом друг с другом, они будут притягивать друг друга и могут выглядеть как одно неразделимое целое. Можно определить так-


406


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


же и расстояние между ними, при котором они бу­дут взаимно отталкиваться, потому что расположены слишком близко друг к другу. Расстояние, при ко­тором возникают эти эффекты, будет зависеть от ди­аметра дисков, размеров квадрата, а также от распо­ложения дисков в квадрате.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!