Тема 14. От постклассической к постнеклассической парадигме эстетического
Феноменологическая эстетика. Учение Э. Гуссерля об интуиции. Феномены литературы, музыки и живописи в трудах Р. Ингардена. Произведение искусства как идеальный объект.
От классической эстетики к семиотике искусства и философской герменевтике. Разработка процедур герменевтического анализа текста культуры в философии Ф.Э. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, П. Рикера.
Влияние философии интуитивизма А. Бергсона на практику современного искусства. Эстетика как наука об интуитивном познании художественного факта в концепции Б. Кроче. Традиции интуитивизма в эстетике Г. Рида.
Фрейдизм в истории эстетической мысли. Теория бессознательного в оценке психологии художественного творчества. Понятие сублимации. «Коллективное бессознательное» К.Г. Юнга и психология творчества. Идеи психоаналитической школы и феномен «массовой культуры».
Элитарное и массовое искусство. Проблематика книги «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета.
Эстетические концепция экзистенциализма. Литературно-философский дискурс высказывания. Творчество Ж.П. Сартра и А. Камю.
Интуиция, поэтическое творчество, бытие в культуре – онто-гносеологические интерпретации творчества Ж. Маритена и М. Хайдеггера.
Маркистская и неомаркистская эстетика в социально-духовном и художественном опыте ХХ века. Франкфуртская школа. Музыкальные идеи Т. Адорно.
|
|
Теоретики структурализма и постмодернизма о художественной культуре. Многообразие творческих практик в обществе постмодерна. Проблема виртуальной реальности и новых технологий в современной художественной культуре. Переосмысление эстетических ценностей постмодерном. Философские процедуры деконструкции. Актуализация эстетической деятельности человека в коммуникации, в интерсубъективности, в системе диалога. Изменение парадигмы эстетического мышления как репрезентация человека постсовременной культуры.
Семинар 16. От постклассической к постнеклассической парадигме эстетического
1. Принципы феноменологической эстетики.
2. Текст в культуре: герменевтический метод эстетического анализа
3. Философия интуитивизма и ее влияние на эстетическую мысль ХХ века.
4. Психоаналитическая эстетика: фрейдизм и художественные практики ХХ века
5. Концепция К.Г. Юнга и философия творчества
6. Философско-эстетический анализ массовой культуры. Х. Ортега-и-Гассет
7. Эстетические идеи франкфуртской школы.
8. Художественно-философский дискурс экзистенциализма. Ж.П. Сартр
9. Художественно-философский дискурс экзистенциализма. А. Камю.
10. Произведение как творение. М. Хайдеггер
|
|
11. Интуиция и творчество. Ж. Маритен.
12. Структурализм и постструктурализм в истории эстетической мысли
13. Художественные принципы постмодерна: теории и практики современной культуры.
Основная литература
Бычков В.В.Эстетика. Учебник для вузов. М.: КНОРУС, 2012.
История эстетики: Учебное пособие /Отв. ред. В.В. Прозерский, Н.В. Голик. СПб: Изд-во РХГА, 2011.
Кривцун О.А. Эстетика. Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.
Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2 т. / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. М., 2007.
Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
Никитина И.П. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012.
Овсянников М. История эстетической мысли. М., 1988.
Постмодернизм: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Мн., 2001.
Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.
Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. 6-е изд. М., 2014.
Дополнительная литература
Адорно Т. Философия новой музыки. М., 2001.
Антология исследований культуры. М., 1997. Ч.1. Интерпретации культуры.
Антология культурологической мысли. М., 1996.
|
|
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Бергсон А. Творческая эволюция. Жуковский; М.: Кучково поле, 2006.
Бодрийяр Жан. Общество потребления. М., 2006.
Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. М.; СПб., 2005.
Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.
Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Антиэдип. М.. 190.
Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
Деррида Ж. Позиции. К., 1996.
Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.
Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. М., 1987.
Зиммель Георг. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996.
Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Кастельс Э. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарики, 1998.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005.
Кондаков И.В. Вместо Пушкина. Незавершенный проект. Этюды о русском постмодернизме. М., 2011.
Конев В.А. Онтология культуры: Избранные работы. Самара,1998.
Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2004.
Культурология: люди и идеи / Гл. ред. серии К.Э. Разлогов. М., Екатеринбург, 2006.
|
|
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
Маритен Жак. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. М.: РОССПЭН, 2004.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 2009.
Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004.
Теоретическая культурология /Под ред. О.К. Румянцева. М., 2005.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. К., 1996.
Хейзинга И. Ноmo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Хренов Н.А. Социальная психология искусства: на переломе эпохи. М., 2005.
Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
Шустерман Р. Прагматическая эстетика. Живая красота и переосмысление искусства. М., 2012.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 2001.
Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
Философский портал http://www.philosophy.ru/lib/history/history_1455.html
Текстовые ресурсы на сайте ИФ РАН http://iph.ras.ru/page52248384.htm
Образовательные технологии
Лекции проводится с применением мультимедийных средств.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!