Семинар 10-11. Эстетика эпохи Просвещения
- Типологические черты эстетики французского Просвещения.
- Эстетические идеи Вольтера.
- Учение о трагедии Вольтера.
- Вклад Ж.Ж. Руссо в эстетику. «Рассуждение о науках и искусствах».
- Просветительский реализм Дени Дидро: «Энциклопедия наук, искусств и ремесел»
- Театральная эстетика Д. Дидро.
- Институализация эстетики в трудах А. Баумгартена.
- Эстетическая концепция Г.Э. Лессинга. «Лаокоон, или О границах поэзии и живописи».
- Концепция искусства И. Винкельмана
- Эстетические аспекты учения Г. Лейбница.
- Эстетическая концепция И.В. Гете.
- Эстетическая концепция Ф. Шиллера
- Теоретические основы кантовской эстетики.
- Категория прекрасного в трактовке Канта.
- Категория возвышенного в трактовке Канта.
- Вкус в системе Канта
- Трагическое и комическое в эстетической системе Канта.
- Интерпретация гения в эстетической теории Канта.
Основная литература
Бычков В.В.Эстетика. Учебник для вузов. М.: КНОРУС, 2012.
История эстетики: Учебное пособие /Отв. ред. В.В. Прозерский, Н.В. Голик. СПб: Изд-во РХГА, 2011.
Кривцун О.А. Эстетика. Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.
Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
Никитина И.П. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012.
Овсянников М. История эстетической мысли. М., 1988.
Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. 6-е изд. М., 2014.
|
|
Дополнительная литература
Баумгартен А. Эстетика //История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. II. М., 1964.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV - ХVIII вв. М., 1986 - 1992. Т.1 - 3.
Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М., 2000.
Винкельман И. История искусства древности. СПб., 2000.
Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового Времени. М., 1995.
Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1974.
Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. СПб., 2000.
Гете И.В. Собрание сочинений: В 10 т. 1975 – 1980.
Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература: Вып. 1, 2. М., 1984-1986.
Гулыга А. Кант. М.: Соратник, 1994.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рольф, 2001. (Библиотека истории и культуры).
Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., 1986.
Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления. Размышления о первой философии // Сочинения: В 2-х тт. М., 1989-1994.
Дидро Д. Избранные сочинения: в 2 т. М.: Гиз, 1926.
Дидро Д. Сочинения. Библиотека Максима Машкова http://www.lib.ru/INOOLD/DIDRO/
Друскин М. История зарубежной музыки. Л., 1984.
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. М., 1987.
История зарубежной литературы ХVIII века /Под ред. В.П. Неустроева. - М., 1984.
|
|
История искусства зарубежных стран: ХVII - ХVIII вв. / Под. ред . В.И. Раздольской. - М., 1988.
История эстетической мысли: В 6 т. Т,2,3. / Под ред. В.В. Бычкова и Т.Б. Любимова. - М., 1985 - 1986.
Кант И. Сочинения: в 6 т. M., 1963 - 1966.
Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 2001.
Конен В.Д. История зарубежной музыки. М., 1984.
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1953.
Лейбниц Г.В. Монадология. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4-х тт. М., 1982.
Лихачев Л.С. Поэзия садов. Сад как текст. К семантике садово-парковых стилей. - СПб., 1991.
Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. М., 1979.
Паскаль Б. Мысли. М.: REFL-book, 1994.
Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.
Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи ХV - ХVII вв. - М., 1994.
Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М.: Мысль, 1979.
Тарнас Р. История западного мышления. М. , 1995.
Театр французского классицизма. М., 1970.
Фишер К. История Новой философии: введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон. М., 2003.
Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. М, 1994.
Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Статьи по эстетике. М., 1957. Т. 6.
Философский портал http://www.philosophy.ru/lib/history/history_1455.html
|
|
Текстовые ресурсы на сайте ИФ РАН http://iph.ras.ru/page522483
Тема 10. Западноевропейская эстетика XIX века.
Кризис европейского рационализма, разочарование в идеях и результатах Великой Французской революции. Критика просветительской установки формальных методов в искусстве. Романтизм как культурное движение и художественное течение. Культурфилософия А. и Ф. Шлегелей, Ф. Шеллинга, Ф. Новалиса. Художественная теория и практика романтизма. Творчество как реализация свободы человеческой личности. Культ художника. Новые темы жизненной и художественной философии — тема личности, судьбы, пути, трагедии отношений художника и общества, мир лирических чувств и субъективных переживаний, проблема национального и общечеловеческого в искусстве. Синтез религии, искусства и философии. Мифология личности. Органический мир культуры и истории.
Труды Г.В.Ф. Гегеля — итог развития немецкой классической эстетики. Структура, содержание, круг тем и проблематика гегелевской «Эстетики». Историческая концепция искусства. Три стадии развития искусства. Учение о прекрасном или идеале как идейная конструкция и логическая схема исторического процесса. Связь теории видов искусства с историческими формами его бытования. Символическая, классическая и романтическая формы искусства, искусство как форма самопознания Абсолютного Духа. Общечеловеческое содержание художественного творчества.
|
|
Влияние гегелевской философии и эстетики на западноевропейскую мысль. Вклад неогегельянцев в эстетическую теорию.
Эстетическая проблематика в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Исследование социальной природы искусства, утверждение реализма как творческого метода. Понятие производства и воспроизводства человеческой сущности в искусстве как особом виде духовной деятельности человека. Классовый подход к вопросам искусства, культуры и морали. Искусство в капиталистическом обществе. Искусство как идеология и способ мифологизации сознания.
Эстетика иррационализма. Элитарная концепция культуры Артура Шопенгауэра. Понятие «люди гения» и «люди пользы». Непрагматический характер искусства. Творчество как сочетание двух этапов — бессознательно-интуитивного и сознательного (умение и техника). Мотивы шопенгауэровской философии в творчестве Р. Вагнера. Романтический контекст эстетических теорий Вагнера. Проблема слияния искусства в «совершенной оперной драме». Вагнеровский «след» в позднеромантической и постклассической культуре.
Эстетические идеи Фридриха Ницше. Аполлоновское и дионисийское начало в искусстве. «Воля к красоте». Проблема художника. Критика «омассовления» современного искусства. Концепция «сверхчеловека» и элитарной культуры.
Художественная ситуация в Европе второй половины ХIХ века. Многообразие эстетических концепций. «Чистое искусство» и нарастание эстетизма. Позитивистская эстетика и натурализм как художественный метод. Принципы социологии искусства И. Тэна. Влияние теоретического наследия Г.Спенсера на философию массовой культуры ХХ века.
Эстетика и художественная практика романтизма, реализма, натурализма, импрессионизма, символизма в истории западноевропейской культуры.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!