Тема 6. Специфика византийской и западноевропейской средневековой философии



Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Социально-политические процессы. Христианство — ядро византийской и западноевропейской средневековой культуры. Традиции античной философии в византийской и средневековой культуре. Основные направления ранней христианской философии: апологетика и патристика. Восточные и западные Отцы Церкви. Борьба с ересями и выработка догматов. Апофатическое и катафатическое богословие. Перевод истин Откровения на язык культуры. Новая эстетическая проблематика: творение как творчество из ничего, создание бытия из небытия. Красота и устроенность мира как очевидность Бога. Иерархичность бытия. Мир как система и иерархия символов. Образ - ключ к божественной информации. Теологические концепции красоты. Красота — реальность и атрибут Бога.

Византийская эстетика. Кризис формально-логических методов мышления. Богооткровение, мистический иррациональный опыт познания. Смещение проблем онтологии и гносеологии в эстетическую сферу. Парадоксальность и алогичность как основной принцип мышления. Феномен веры. Идея познания Бога — трансцендентной идеи и живой реальности.

Эстетика «Великих каппадокийцев». Световая эстетика Псевдо-Дионисия Ареопагита. Догматическая сущность спора иконоборцев и иконопочитателей. Теория образа Иоанна Дамаскина. Византийский иконописный канон. Эстетическая концепция исихазма.

Западноевропейская средневековая эстетика. Теоцентрическая картина мира и формирование средневековой теологической философии. Провиденциализм и эсхатология как мировоззренческие доминанты.

Раннее средневековье. Эстетика Августина Блаженного. Тождество красоты и формы. Бог — наивысшая красота, первообраз материальной и духовной красоты. Числовой универсум Августина Блаженного. Музыкальный космос Боэция.

Позднее средневековье. Эстетическая концепция Фомы Аквинского. Объективное существование прекрасного. Три условия красоты. Понятие «духовная красота».

Классификация наук и искусств в средние века. Семь свободных искусств. Кассиодор, Августин Блаженный, Марциан Капелла, Гуго Сен-Викторский об искусстве.

Семинар 7. Специфика византийской и западноевропейской средневековой философии

1. Раннехристианская церковь и античная культура: теологический дискурс эстетики

2. Символ-Образ-Знак в познании Бога и мира: эстетический универсум христианской  культуры

3. Эстетика Отцов Церкви: великие каппадокийцы.

4. Эстетика Отцов Церкви: антиохийская школа.

5. Световая эстетика Псевдо-Дионисия Ареопагита

6. Византийская теория образа

7. Исихастский дискурс эстетического

8. Эстетика Августина Блаженного.

9. Музыкальный космос Боэция.

10. Эстетическая концепция Фомы Аквината.

11. Готический синтез искусств: зримая сущность

Основная литература

Бычков В.В.Эстетика. Учебник для вузов. М.: КНОРУС, 2012.

История эстетики: Учебное пособие /Отв. ред. В.В. Прозерский, Н.В. Голик. СПб: Изд-во РХГА, 2011.

Кривцун О.А. Эстетика. Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.

Лебедев В.Ю.,  Прилуцкий А.М. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.

Никитина И.П. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012.

Овсянников М. История эстетической мысли. М., 1988.

Дополнительная литература

Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. Т.1, Ч.2.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион /Сочинения. М.: Канон+, 1995.

Аврелий Августин. Исповедь. М.: Канон+, 2005.

Аврелий Августин. О граде Божием. Минск: Харвест, 2000.

Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

Беляев Л.А. Христианские древности. СПб.: Алетейя, 2001.

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты.  М.: Наука, 1990.

Бычков В.В. Aestetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

Всеобщая история искусств. М., 1960. Т.2.

Греческая философия: в 2 т. /Под ред. Моники Канто-Спербер. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. Т.2.

Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами
современников. М.: Искусство, 1989.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего
большинства. М.: Искусство, 1990.

Дионисий Ареопагит. О божественных именах. //Он же. О божественных именах. О мистическом богословии. Тексты, перевод с греческого («Основания христианской культуры»). СПб, Глагол, 1995. С. 45-77, 189 – 221. 

Грабманн, Мартин. Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского. М. Сигнум Веритатис, 2007.

Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М.: Республика, 2004.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Лодья, 1998.

Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на Послание к римлянам. М.: Изд-во РПЦ,1994.

История эстетической мысли: В 6 т. /Под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1985. Т.1.

Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

Ле Гофф X. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Майоров ГГ. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Либроком, 2009.

Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, Весть, 1992.

Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М., 1966.

Муратова К.М. Мастера французской готики ХII - ХIII вв. — М., 1988.

Петр Абеляр. Теологические трактаты /Сост. С. Неретиной. М.: Канон+, 2010.

Ранер, Карл. Основание веры. Введение в христианское богословие. М.: ББИ, 2006.

Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

Суини М. Лекции по Средневековой философии. М.: Греко-латинский кабинет, 2001.

Уильям Оккам: Избранное. М.: Едиториал УРСС, 2002.

Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века. Париж - М. Репринт, 1992.

Флоровский Г.В. Восточные Отцы V - VIII веков. Париж - М. Репринт, 1992.

Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Фома Аквинский. Сочинения. М.: УРСС, 2004. С. 134 – 191.

Шмеман А., протопресвитер. Литургия и Предание. К.: Пролог, 2005.

Философский портал http://www.philosophy.ru/lib/history/history_1455.html

Текстовые ресурсы на сайте ИФ РАН http://iph.ras.ru/page52248384.htm

Интернет-библиотека Якова Кротова: www.krotov.info

Тема 7. Эстетика Возрождения

Религиозно-философские традиции средневековья и духовные идеалы итальянского Возрождения в процессе перехода от теоцентрической к антропоцентрической картине мира. Роль античного наследия в сложении философских направлений эпохи Возрождения. Тенденции секуляризации культурной и политической жизни. Гуманизм и христианский антропоцентризм Возрождения. Книга Д. Вазари “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1568) как источник эстетических представлений. Универсальный человек ренессансной эпохи. Значение творческой личности.  Эстетика как философское осмысление художественной практики. Внимание к чувственному опыту, познание природы, экспериментальный характер творчества. Понимание прекрасного через категории гармонии и грации. Ренессансный идеал красоты.

Ранний гуманизм. Понятие studia humanitatis.

Эпикуреизм как форма полемики против средневекового аскетизма. Реабилитация чувственной телесной красоты.

Неоплатонизм в культуре Возрождения. Определение прекрасного как пропорции и ясности цвета в эстетике Николая Кузанского.

Деятельность Платоновской Академии во Флоренции. Перевод и комментирование сочинений Платона.

Разработка категории пропорции в трактате Луиджи Пачоли «О божественной пропорции». Теологический и художественно-практический смысл «золотого деления». Обобщение опыта современного искусства в трактатах «О статуе», «О живописи», «О зодчестве» Леона Батиста Альберти. Формулирование идеала универсально образованного художника. Гармония как сущность прекрасного.

Леонардо да Винчи как теоретик искусства.

Культурно-исторические особенности Северного Возрождения. Художественные открытия братьев Яна и Губера ван Эйк, П. Брейгеля, И. Босха. Альбрехт Дюрер как ренессансный тип личности. Теоретические труды А. Дюрера «Руководство к измерению» и «4 книги о пропорции человека».

Эстетика Джордано Бруно и традиции натурфилософии. Мотивы пантеизма. Обнаружение красоты в гармонии и согласованности «членов и красок».

Духовный кризис идеалов Высокого Возрождения. Эстетика маньеризма как выражение противоречий эпохи. Появление художественных академий. Трактат Цуккаро “Идеи скульпторов, живописцев, архитекторов”. Предвосхищение эстетики барокко.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!