Семинар 9. Эстетика Нового времени



  1. Европейский рационализм. На пути к нормативной эстетике.
  2. Философское творчество Р. Декарта в истории эстетической мысли.
  3. Эстетика барокко.
  4. Барочный синтез искусств.
  5. Эстетика классицизма.
  6. Классицизм в искусстве: эстетические принципы театра
  7. Классицизм в искусстве: эстетические принципы музыки
  8. Классицизм в искусстве: эстетические принципы живописи
  9. Классицизм в искусстве: эстетические принципы зодчества
  10. Эстетическая нормативизация стиля. Н. Буало «Поэтическое искусство»

Основная литература

Бычков В.В.Эстетика. Учебник для вузов. М.: КНОРУС, 2012.

История эстетики: Учебное пособие /Отв. ред. В.В. Прозерский, Н.В. Голик. СПб: Изд-во РХГА, 2011.

Кривцун О.А. Эстетика. Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.

Лебедев В.Ю.,  Прилуцкий А.М. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

Никитина И.П. Эстетика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012.

Овсянников М. История эстетической мысли. М., 1988.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. 6-е изд. М., 2014.

Дополнительная литература

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV - ХVIII вв. М., 1986 - 1992. Т.1 - 3.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук //Сочинения: В 2 т. М.. 1971. Т. 1. С. 191 – 197.

Бэкон. «Новый органон». Антология мировой философии в 4 тт. Т. 2. М., 1970.

Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М., 2000.

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1937.

Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового Времени. М., 1995.

Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. СПб., 2000.

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература: Вып. 1, 2. М., 1984-1986.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., 1986.

Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления. Размышления о первой философии // Сочинения: В 2-х тт. М., 1989-1994.

Друскин М. История зарубежной музыки. Л., 1984.

История зарубежной литературы ХVIII века /Под ред. В.П. Неустроева. - М., 1984.

История искусства зарубежных стран: ХVII - ХVIII вв. / Под. ред . В.И. Раздольской. - М., 1988.

История эстетической мысли: В 6 т. Т,2,3. / Под ред. В.В. Бычкова и Т.Б. Любимова. - М., 1985 - 1986.

Конен В.Д. История зарубежной музыки. М., 1984.

Лейбниц Г.В. Монадология. Новые опыты о человеческом разумении // Соч.: В 4-х тт. М., 1982.

Лихачев Л.С. Поэзия садов. Сад как текст. К семантике садово-парковых стилей. - СПб., 1991.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М., 1960.

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. К., 1994.

Паскаль Б. Мысли. М.: REFL-book, 1994.

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи ХV - ХVII вв. - М., 1994.

Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М.: Политиздат, 1957.

Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М.: Мысль, 1979.

Тарнас Р. История западного мышления. М. , 1995.

Театр французского классицизма. М., 1970.

Фишер К. История Новой философии: введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон. М., 2003.

Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. М, 1994.

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Сочинения: в 2 тт., М., 1966. т. 1.

Философский портал http://www.philosophy.ru/lib/history/history_1455.html

Текстовые ресурсы на сайте ИФ РАН http://iph.ras.ru/page522483

Тема 9. Эстетика эпохи Просвещения.

ХVIII век в истории мировой культуры. Образование современного типа европейского общества. Переход от механического видения мира к органическому в науке и философии. Рационалистическая доминанта проекта модерна. Кризис моральных ценностей. Философия как критика религии. Просветительская идеология. Идеалы Свободы, Равенства и Братства. Демократизация художественной культуры. Классицизм, сентиментализм, реализм, ранний, романтизм как стилевая основа эстетики и художественной практики Просвещения. Национальные особенности просветительского движения в Англии, Франции, Германии, Италии, России.

Разработка категорий красоты, гармонии и вкуса в трудах мыслителей и художников Просвещения. Интеллект и эмоциональное богатство личности как основа эстетического восприятия произведений искусства.

Вольтер - крупнейший представитель эстетики французского Просвещения. Теоретическое, философское и художественное наследие Вольтера. Принципы историзма в искусстве. Трактовка искусства как творения человеческого разума и воли. Значение театра в эстетической концепции Вольтера. Учение о трагедии.

Теория просветительского реализма Дени Дидро. «Энциклопедия искусств, наук и ремесел». Философские аспекты прекрасного. Понятие демократического искусства. Восприятие античности как идеала и нормы. Разработка вопросов стиля, жанра, композиции режиссерского и актерского мастерства в произведениях о театре. Диалектика художественного сознания в философской повести «Племянник Рамо».

Философские взгляды и теоретические разработки представителей немецкого Просвещения. Оформление эстетики в самостоятельный раздел знания в трудах А. Баумгартена. Проблема искусства в работах И. Винкельмана. Принципы просветительского реализма. Трактат Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах поэзии и живописи» (1766). Эстетические положения и художественные идеи «Бури и натиска» (Sturm und Drang). Мотивы «штюрмерства» в произведениях Ф.Шиллера, И.В. Гете, И.Г.Гердера. Значение театра как средства воспитания и утверждения новых художественных идей. Историзм, национальные особенности искусства и характер его бытования в культуре — основная проблематика немецкого Просвещения.

И.Кант — основоположник немецкой классической эстетики. Системный характер эстетического знания. Структура, содержание, теоретические положения «Критики способности суждения». Идея всеобщей целесообразности. Природа эстетического восприятия прекрасного. Четыре момента субъективного восприятия. Учение Канта о возвышенном. Трагическое и комическое во взаимосвязи с прекрасным и возвышенным. Воспитание гения как центральная проблема теории искусства Канта. Систематизация и классификация видов искусства.

Концепция эстетического воспитания личности Ф.Шиллера. Разработка понятий «игра» и «эстетическая видимость». Романтические мотивы творчества Шиллера.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!