С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 98 страница



В.Г. Чертков считал, что доктор Руднев — «очень надёжный» (67: 205).

 

 Н.И Бурнашёва

 

 РУДОЛЬФ — «талантливый немец-музыкант», с которым Толстой познакомился в Москве у своих друзей Перфильевых и в конце мая 1849 г. привёз его в Ясную Поляну. Как вспоминал С.Л. Толстой, отец «привёз с собой в Ясную Поляну одного пианиста, немца Рудольфа, и брал у него уроки музыки. Это был талантливый музыкант, но тип богемы. Легкомысленный, кутящий человек, Рудольф недолго прожил в Ясной Поляне и затем вскоре умер. От него остались кое-какие композиции, из которых мне известны “Hexengalopp” и две “Кавалерийских рыси”. Эти пьесы были когда-то напечатаны. Одну из них Лев Николаевич знал наизусть и нередко игрывал» (Очерки былого. Гл. «Музыка в жизни моего отца»). Секретарь Толстого Н.Н. Гусев писал: «Рудольф был прекрасный пианист, и Толстой учился у него правилам игры. <...> По позднейшим воспоминаниям Толстого, Рудольф принадлежал к тому типу людей, которых называют прожигателями жизни. Он много пил и кутил, отыскал в Ясной Поляне дворовых, бывших когда-то музыкантами у деда Толстого Волконского, играл и пил вместе с ними, подвыпивши, уединялся в оранжерею и там сочинял свои композиции» (Гусев. Летопись. 1. С. 36). «Толстой виделся с Рудольфом и после, в Москве, где вместе с ним записывал цыганские песни. Об этом Толстой говорит в рассказе “Святочная ночь” (1853), где Рудольф, обозначенный одной буквой Р., характеризуется словами: “очень хороший музыкант, мой приятель, немец по музыкальному направлению и по происхождению”» (там же. С. 37). Некоторые черты Рудольфа, его пребывание в доме Толстого позднее отразились в рассказе «Альберт» (1858). В феврале-марте 1861 г. в Лондоне, бывая в доме А.И. Герцена, Толстой говорил с Н.П. Огарёвым о музыке и об их общем знакомом музыканте Рудольфе. Тогда же Огарёв сочинил стихотворение «Рудольфов трапп» (от нем.: der Trab —рысь) и посвятил его Толстому.

 

 Н.И. Бурнашёва

 

РУЗВЕЛЬТ Теодор (Roosevelt Theodore; 1858-1919) – двадцать шестой американский президент (1901-1909), лауреат Нобелевской премии мира. Статья Рузвельта «Leo Tolstoy» появилась в нью-йоркском журнале «The Outlook» в мае 1909 г. В газете «Русское слово» (1909, 19 мая) Толстой читал изложение этой статьи в заметке В. Кругляка «Рузвельт о Толстом». 20 мая он записал в дневнике: «Статья Рузвельта обо мне. Статья глупая, но мне приятно. Вызвала тщеславие, но вчера было лучше» (57: 70).

До этого первого публичного выступления о Толстом Рузвельт много высказывался о русском писателе в личной переписке, внимательно следил за его творчеством. Признавая мировое значение Толстого, Рузвельт критически относился к роману «Война и мир», называя его «аморальным» и не соглашаясь с Толстым по проблемам войны. Особенное неприятие у американского президента вызывали два произведения Толстого: «В чём моя вера?» и «Крейцерова соната». Рузвельт обратился к американскому писателю Э. Синклеру по поводу выхода в свет его романа «Джунгли» с письмом, в котором пытался наставлять молодого литератора, считая, что сравнение его в некоторых рецензиях с Горьким, Золя и Толстым совсем не является комплиментарным, особенно учитывая то, что «Крейцерова соната» «могла быть написана только морально нездоровым человеком» (цит. по: Harris, Leon. Upton Sinclair ... — NY, cop. 1975. P. 87). Для Рузвельта Толстой был «декадентом» наряду с Метерлинком, Ибсеном и Верленом (Letters of Theodore Roosevelt — NY. 1951-1954. — 8 vol. — Vol. 1. P. 694). Считая, что Толстой вмешивается во внутренние дела Америки, Рузвельт отверг его обвинения в экспансионистской политике и усилении милитаризма.

  В августе 1905 г. газета «New York World» обратилась к Толстому с просьбой высказать своё мнение по поводу предполагаемого присуждения Нобелевской премии мира президенту Рузвельту. Толстой отвечал 4 сентября 1905 г.: «Я не имею никакого мнения по вашему вопросу».

 Г.В. Алексеева

 

438

РУМЯНЦЕВЫ

Николай Михайлович (1814-1894) – главный повар Толстых в Ясной Поляне, из потомственных поваров у Толстых. В прошлом крестьянин Волконских. Был взят в дворню как музыкант-флейтист. Затем переведён в кухонные мужики. Женился на дворовой Анне, дочери слуги Тихона Ильича Аникина. Служил у Толстых до конца 1880-х гг. Затем жил на пенсии. Пользовался в усадьбе большим авторитетом: был поваром от Бога, по отзывам Толстых.

Часто упоминался в письмах, дневнике Толстого. 29 апреля 1887 г. Толстой писал жене во время своей болезни: «Н.М. готовит отличные обеды, и я совсем здоров и заниматься мне ничто не мешает».

Четыре сына Н.М. Румянцева учились в школе Толстого в 1860—1870-е гг. Толстой и С.А. Толстая были восприемниками при крещении его сыновей Егора и Семёна. T.JI. Толстая в 1893 г. написала портрет Н.М. Румянцева.

Семён Николаевич (1867-1932) – потомственный повар Толстых в Ясной Поляне. Ученик школы Толстого 1870-х гг. Крестник С.А. Толстой. Поручителем при венчании у Семёна был A.Л. Толстой. На кухне с самого детства, как повар был незаменим. Готовил по праздникам знаменитый плум-пудинг, облитый ромом: он пылал, когда его несли к столу. На 9 марта выпекал целые семейства жаворонков.

С Толстым бывал во всех поездках. В 1879 г. писатель крестил у Семёна сына Дмитрия. Румянцев имел дом на земле Толстого в Ясной Поляне; когда болел, Толстой посещал его. «Сейчас после гулянья, - запись в дневнике 23 октября 1910 г., — зашёл к Семёну поговорить об его здоровье и был доволен собой, как медный грош...»

С.Н. Румянцев был самостоятелен в суждениях, смел, независим, хотя и очень сдержан. Все его уважали и ценили. В

 г. он получил от Толстых самое большое пособие среди слуг в 1500 руб.

 

 Н.И. Шинкарюк

 

РУСАНОВ Гавриил Андреевич (1846-1907) – друг Толстого, его корреспондент и адресат. Родился в Землянском уезде Воронежской губ., учился в Московском университете, работал в Острогожском, затем в Харьковском окружном суде. По словам его внучки, профессора А.А. Русановой, он «относился к числу наиболее культурных и мыслящих людей своего времени. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, он очень рано оказался перед сознанием собственной инвалидности. Его болезнь была связана с тяжёлыми повреждениями позвоночника. <...> Он собрал огромную библиотеку, содержащую не только беллетристику, но и книги по истории, философии, географии, астрономии на русском, французском, немецком и английском языках. Всесторонние знания, глубокий ум и душевные качества помогли ему, несмотря на физическую немощность, воспитать пять сыновей образованными, бескорыстными и честными людьми...» (Русанов. С. 7).

В начале 1880-х гг., уже при явных признаках болезни, Русанов искал ответа на вопрос «как же и зачем жить?». Считая необходимым увидеться с Толстым, 24-25 августа 1883 г. он побывал в Ясной Поляне. К творчеству писателя Русанов относился с особым вниманием. Ощутив глубоко уважительное отношение к его сочинениям, Толстой, как свидетельствуют воспоминания Русанова, в начале беседы сказал ему: «Такую симпатию ко мне я могу объяснить только родственностью наших натур». Оба дня встречи прошли в задушевных беседах.

Прочитав сочинения Толстого «В чём моя вера?», «Так что же нам делать?», Русанов написал Толстому о его критике официальных российских порядков и нравов: «Ничего сильнее я не читал. <...> Успокоение могла бы мне дать только сила перевернуть настоящее кверху дном, а её нет» (63: 224-225). Он не принимал безоговорочно и целиком толстовского учения, не стал его убеждённым последователем, не переставал самостоятельно оценивать творческую силу писателя. Толстой признавал в беседах с ним, что Русанов серьёзно воспринимал общественное значение писательской деятельности, верно чувствовал народность толстовских произведений, проявляя тонкое знание быта и языка народа.

В воспоминаниях, полтора года спустя после яснополянской встречи, Русанов описал приезд Толстого в Харьков, по пути в Крым, куда он сопровождал больного Л.Д. Урусова. Писатель пришёл к Русанову на службу, в здание суда, посидел в зале, где шёл допрос свидетелей; по просьбе родственников просил Русанова помочь облегчить участь содержавшегося в харьковском тюремном замке политического арестанта. Позднее пешком пришёл на квартиру Русанова, познакомился с его женой, к которой всегда относился с глубоким уважением. Антонина Алексеевна Русанова (1855-1905) вместе с письмом 1 сентября 1902 г. послала ему свой пере-

 

439

 

вод одной из частей книги Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» («Исповедание веры савойского викария»), напомнив, что в личной беседе с ней Толстой одобрил её намерение сделать эту работу. Перевод был издан «Посредником» с предисловием П.А. Буланже в 1903 г.

От Русанова Толстой впервые узнал о В.Г. Черткове, который вскоре стал другом писателя.

В феврале 1888 г. Русанов вместе с сопровождавшим его Буланже посетил Толстого в его московском доме. 4 декабря 1890 г. Русанов приезжал с Буланже в Ясную Поляну, где они пробыли три дня. 26 марта 1894 г. Толстой с дочерью Марией Львовной рано утром сошёл с поезда в Воронеже, где тогда жили Русановы, чтобы в перерыве между поездами повидаться с ними. Побеседовав с Русановыми с полчаса на вокзале, Толстой поехал дальше – в Ржевск к Черткову. На обратном пути он заезжал к Русановым домой. В дальнейшем их связывала переписка ещё 12 лет, по ноябрь 1906 г. (в ГМТ хранится более 70 писем Русанова). В письмах отразились беседы Толстого с Русановым о литературе, о жизни, о воспитании детей. 28 ноября 1903 г. Толстой, например, писал Русанову: «Ваша оценка книги “Мысли мудрых людей” мне очень дорога».

Согласно записи Д.П. Маковицкого 19 декабря 1904 г., Толстой попросил Русанова «выбрать для “Круга чтения” мысли из его (Л.Н.) сочинений и прислать ему, чтобы он их исправил» (ЯПЗ. 1. С. 103). В 1908 г. в издательстве «Посредник» вышла книга «Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескьё. Перевод с французского Г.А. Русанова и Л.H Толстого, с предисловием Л.Н. Толстого». Книга была издана вскоре после смерти Русанова. Получив от А.Г. Русанова сообщение о смерти отца, Толстой писал ему из Ясной Поляны 27 февраля 1907 г.: «Я всё это последнее время живу душою с моим дорогим умершим другом. Я редактирую, прибавляю, немного изменяю его работу — переводы Лабрюйера и др. И чувствую, как и почему он перевёл и пропустил другое изречение и почему перевёл так, а не иначе. И это мне приятно». В завещании, говоря о влиянии на него Толстого, Русанов назвал его «величайшим из людей».

Впервые часть интересных и содержательных воспоминаний Русанова была напечатана в «Толстовском ежегоднике» 1912 г. Временная граница воспоминаний Русанова – 1894 г. Затем, как сказано в предисловии, «слово для продолжения воспоминаний берёт его сын А.Г. Русанов <…>.

Характер этих воспоминаний несколько иной: они написаны больше со стороны – не столько другом, сколько взволнованным и восторженным наблюдателем. Но это имеет свою особую ценность: мы видим не только Толстого, но и окружающих его <...>. Перед нами не яснополянский Толстой, описанный многими, а Толстой, живущий в Москве или приезжающий в Москву по разным поводам».

А.Г. Русанов — старший сын Г.А. Русанова (родился в 1874 г., врач, с 1921 г. профессор), впервые увидел Толстого в Москве, в феврале 1885 г., ещё будучи мальчиком-гимназистом. Позже, став студентом медицинского факультета Московского университета, а затем (в 1899-1901 гг.) работая в хирургической клинике университета, он часто встречался с Толстым в его доме в Хамовниках.

На страницах воспоминаний Русановых – много суждений Толстого о литературе и писателях; эти оценки помогают воссоздать цельный и многогранный образ самого Толстого. Особенность же этих воспоминаний в том, что в них обнаруживаются важные, характерные черты писателя, зачастую не подмеченные другими современниками.

 

Лит.: Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. - Воронеж, 1972.

 

 Т.Н. Архангелъская

 

РЫЖОВА Варвара Николаевна (рожд. Музиль, 1871-1963) — актриса Малого театра. В 1893 г. была принята в Малый театр в Москве, где начала работу с ролей «инженю-комик» (комическая невинность), но истинное её дарование обнаружилось при исполнении бытовых и характерных ролей.

Юная Рыжова исполнила роль Акулины в спектакле Малого театра по пьесе Толстого «Власть тьмы». С тех пор за ней утвердилось «амплуа характерной, бытовой актрисы».

23 ноября 1895 г., незадолго до премьеры спектакля, Толстой по просьбе коллектива Малого театра читал актёрам пьесу «Власть тьмы». Рыжова вспоминала: «Мы, все артисты, очень взволновались, когда узнали, что к нам приедет сам Л.Н. Толстой читать пьесу».

В воспоминаниях актрисы момент встречи с Толстым и его чтение сохранились как «торжественное» и незабываемое событие жизни, тогда ей выпала честь «слушать и разговаривать с великим творцом “Детства и Отрочества”, "Войны и мира”, “Анны Карениной”». Особенно актрису

 

 

440

 

поразил облик Толстого: писатель вошёл «скромный, с какой-то тихой, стыдливой улыбкой на лице». Но именно эта простота и скромность делали его образ в глазах Рыжовой по-настоящему возвышенным. О чтении Толстым пьесы она отзывалась так же восторженно, как о нём самом. Толстой потрясал необычайным мастерством «не только гениального писателя, но и чтеца»: актриса отмечала «исключительное богатство интонаций», «необыкновенную простоту и образность речи», «чёткость», с которой Толстой вычерчивал характеры «его живых, настоящих крестьян». Особенно отмечала актриса, как Толстой читал текст Акима: «это знаменитое “тае” Акима он так разнообразно и так удивительно говорил, что в этом “тае” читались целые глубокие мысли».

После чтения актёры «закидали его вопросами относительно своих ролей, и он так просто, как-то конфузясь, давал» «яркие чёрточки, одним словом обрисовывая характер, и сразу становилось ясно, чего он хочет, а главное “что надо”, чтобы дать живой образ — живого мужика, а не трафарет».

Толстой присутствовал на репетициях «Власти тьмы» в Малом театре; Рыжова отмечала, что он приходил всегда незаметно, «пробирался тихонько» и смотрел, как актёры репетировали. Скромное поведение Толстого, казалось, не позволяло увидеть в нём писателя, таланту которого поклонялся весь мир, но обращали на себя внимание его глаза, «необыкновенно острые, умные, проницательные», которые говорили о «великой силе духа этого человека». Воспоминания о встречах с Толстым Рыжова сохранила на всю жизнь и часто возвращалась к ним в устных рассказах и мемуарах.

Об исполнении Рыжовой роли Акулины Толстой отзывался с похвалой: ведь актриса играла «настоящую деревенскую девку». С гордостью Рыжова писала, что Толстой сказал о ней: «Это настоящая девушка из моей Ясной Поляны». Актриса вспоминала, что Толстой поддерживал её в стремлении «придать характерность роли Акулины — дать её тупой и грубой, в то же время дать оправдание её животной тупости, её минутами почти звериной жестокости, которая могла родиться в придушенной атмосфере темноты и забитости». С этой роли началась большая сценическая биография актрисы.

Сама Рыжова рассказывала, что Толстой интересовался её судьбой, когда отец актрисы, Н.И. Музиль, приезжал в Ясную Поляну: «Толстой был очень доволен, когда узнал, что Акулина вышла замуж за Никиту (И.А. Рыжова), и просил нам передать своё поздравление, пожелания нам счастья как в личной жизни, а также и на сцене». Сын актёров Н.И. Рыжов писал: «Одобрение Львом Николаевичем любви и брака моих родителей они восприняли прямо как благословение и всю жизнь относились к памяти о своих отношениях с великим писателем с трогательным благоговением».

В театральный сезон 1905-1906 гг. Рыжова вновь играла в пьесе Толстого «Власть тьмы», но уже роль матери Никиты, Матрёны.

В пьесе Толстого «Плоды просвещения» Рыжовой в течение творческой жизни довелось исполнить разные роли: роль Баронессы, роль Толбухиной, роль кухарки.

 

Лит.: Рыжова В.Н. Толстой в Малом театре // ТВС. 2.

 

 И.Ю. Матвеева

 

441

С

САВИНА Мария Гавриловна (1854-1925) — «премьерша» (актриса, исполняющая первые, главные роли) Александринского театра в Петербурге. В труппу театра поступила в 1874 г., где играла до конца жизни. Современники говорили о «неофициальном директорстве» Савиной в театре и подчёркивали ироничное отношение актрисы к приглашаемым режиссёрам.

С творчеством Толстого Савину связывало несколько ролей. Впервые она обратилась к Толстому в письме 20 декабря 1886 г. с просьбой разрешить в её бенефис поставить в Александринском театре только что написанную им драму «Власть тьмы». Она просила выслать рукопись драмы и обещала взять на себя «все хлопоты в цензуре и театрально-литературном комитете» (63: 456). Толстой ответил согласием: «Посылаю вам, Марья Гавриловна, свою пьесу. Очень желал бы, чтоб она вам понравилась». Одновременно писатель высказывал опасение, не покажется ли петербургской публике пьеса «слишком грубою», и предлагал роль для Савиной: «Роль ваша мне представляется — Марина» (63: 455). Получив пьесу (в корректуре), Савина 28 декабря 1886 г. приехала в московский дом Толстого. Своими впечатлениями от визита Савиной Толстой поделился с Чертковыми. По свидетельству А.К. Чертковой, Савина хотела играть Анютку. Толстой же возражал, он видел Анютку «девчонкой, не старше десяти-двенадцати лет», и предлагал Савиной играть Акулину. Савина просила автора прочесть одну-две сцены, а потом сама читала пьесу. По мнению Толстого, она читала «очень недурно» и «уловила верный тон». Писатель лестно отозвался о Савиной: «Да, она, видно, умница, понятливая, и вообще так просто, серьёзно держит себя, без всякого жеманства... Скажу искренне, она произвела на меня хорошее, приятное впечатление...» (Черткова А.К. Из воспоминаний о Л.H. Толстом // ТВС. 1955. С. 279).

В Александринском театре начались репетиции «Власти тьмы». 24 января 1887 г. С.А. Толстая получила сообщение из Петербурга: «Ура! Драма на сцену пропущена. Варламов распределял роли и шутил, что Савиной надо ноги подрезать, если она хочет играть Анютку...» (Бирюков. 2. С. 71). Однако 2 апреля 1887 г. Толстой получил телеграмму от Савиной с известием, что пьеса запрещена цензурой. Репетиции в Александринском театре пришлось остановить, но интерес Савиной к пьесе не ослабел: она присутствовала на спектакле, разыгранном актёрами-любителями под руководством В.Н. Давыдова в петербургском доме А.В. Приселкова в январе 1890 г. (это была первая постановка «Власти тьмы» в России).

Премьера «Власти тьмы» в Александринском театре состоялась только 18 октября 1895 г., где Савина исполнила роль Акулины. Многие театральные деятели предостерегали актрису, считая, что простонародность толстовской героини чужда ей. На Савину смотрели как на блестящую светскую даму, и до этой роли она играла в основном светских дам. Некоторые рецензенты так и не обнаружили в исполнении Савиной глубинного содержания. В театральной рецензии A.Л. Волынского, которая появилась в печати в январе 1896 г., дана довольно жёсткая оценка спектаклю Александринского театра и игре Савиной: «Савина <...> создала в роли Акулины


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!