С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 22 страница



Последние годы жизни Вагнер страдал тяжёлым сердечным недугом, ездил лечиться в Италию; скончался в Венеции, похоронен в Байрейте.

Толстой критически относился к жанру оперы, считая его искусственным, и особенно негативно отзывался о вагнеровских музыкальных драмах. Он считал, что «умному, грамотному деревенскому рабочему человеку» не нужна музыка Бетховенов, Вагнеров, Листов, а нужна та, которая служит «единению и братству» людей и «принадлежит к высшему разряду религиозного искусства» (30: 137). Эти взгляды Толстого в своё время осуждали В.В. Стасов, Н.А. Римский-Корсаков и др. деятели русской культуры.

Для Толстого Вагнер — символ декадентства. Писатель подвергал критике не столько музыку, сколько Вагнера как «руководителя, передового застрельщика во всех искусствах» (30:400). Толстой заранее уверен, «что всё, что напишет такой автор, будет дурно» (30:135).

Выступления Вагнера в России в 1863 г. вызвали бурные споры. Толстой не был на этих концертах, но не мог не знать разноречивых мнений о композиторе, что нашло отражение в его сочинениях, письмах и статьях.

В 1868 г. на русской сцене был поставлен «Лоэнгрин». Толстой присутствовал

104

 

на одном из спектаклей. С.Л. Толстой писал: «Лев Николаевич вообще не любил Вагнера. Однажды он, прослушав два акта “Лоэнгрина”, недовольный ушёл из театра» (Очерки былого. Гл. «Музыка в жизни моего отца»). В 1870-е гг. он вновь возвращается к Вагнеру в романе «Анна Каренина», где спор Левина с Песцовым приобретает принципиальное значение, отражая две непримиримые точки зрения на «достоинства и недостатки вагнеровского направления музыки». Устами Левина Толстой говорит об «ошибках Вагнера и всех его последователей» (19:262).

В трактате «Так что же нам делать?», утверждая необходимость духовной пищи для простых людей, писатель не без иронии спрашивал: «Чем удовлетворим мы их? <...> картинами французского салона и наших художников, изображающих голых баб», «музыкой Вагнера?.. Ничто это не годится...» (гл. XXXII). Он обвинял Вагнера и всех «художников нового времени» (Бодлера, Верлена, Малларме, Метерлинка и др.) в том, что они полагают, будто «им не нужно быть понятыми грубыми массами» (30: 92).

Не случайна ирония, с которой Толстой употребляет вагнеровское выражение «искусство будущего», открывающее, по его мнению, «дверь ко всякой бессмыслице». Толстой отказывает Вагнеру в будущем признании, а молодому пианисту А.Б. Гольденвейзеру, выступающему с концертами для городской бедноты, советует играть Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена, но не Вагнера, чья музыка вызывает «болезненную нервную раздражительность» (30: 165).

С каких же позиций Толстой критиковал Вагнера? Ведь многие зарубежные и русские композиторы пытались идти по его стопам, создавая сложные музыкальные драмы и видя в том будущее музыки. А судил его Толстой с точки зрения венской музыкальной классики. С Толстым пытался спорить немецкий писатель Томас Манн, в книге «Страдание и величие Рихарда Вагнера» утверждая, что его музыку невозможно воспринимать в духе Баха, Моцарта, Бетховена. Толстой же в сочинениях Вагнера не хотел и не мог видеть «музыку будущего».

 

 Э.А. Андреева

 

ВАЛИШЕВСКИЙ Казимир Феликсович (1849-1935) – польский историк, писатель. Родился в семье польского помещика, проживавшей на территории Российской империи. Эмигрировал во Францию. Окончил иезуитский коллегиум в г. Мец и юридический факультет университета в г. Нанси; учился в знаменитой парижской Школе права (Есоlе dе droits). Доктор права (1875). Писал на польском и французском языках; занимался публикацией исторических документов. Автор книг по истории России и Польши, в т.ч.: «Первые Романовы» (1911); «Царство женщин» (1911); «Дочь Петра Великого»; «Роман императрицы. Екатерина II» (1908). Автор трудов по истории русской литературы. Удостоен награды Французской академии «за большой вклад в развитие французской историографии» (1929). Скончался в Париже.

Толстой был знаком с историческими произведениями Валишевского, книги которого до 1905 г. были запрещены в России цензурой. Потому он читал его произведения по-французски. Так, ещё в 1904 г. писатель собирался купить в магазине французских книг на Кузнецком мосту несколько изданий Валишевского, в частности, «Пётр Великий» и «Наследство Петра Великого». Известно также, что он брал на время у В.В. Стасова книги Валишевского «Первые Романовы» и «Любовь у трона».

Особенно много Толстой читал Валишевского осенью 1904 г. и зимой 1907 г. Упоминания об этом есть в дневниках и записных книжках писателя (читая книги Валишевского по-французски, Толстой по-разному писал имя автора, называя его Валышевский, Валишевский или же Valiсhewsky).

Довольно полно изучив труды Валишевского, Толстой был о них невысокого мнения, считая их «скучными» и «плохими». В записной книжке 16 января 1907 г. отмечено: «Кончил Валишевского, плохо».

 

Лит.: Гутнов Д.А. Казимир Валишевский и русская историческая наука // Мир истории. - 2002. № 3.

 

Е.М. Болтунова

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1826) — русский художник, передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880; «Алёнушка», 1881; «Богатыри», 1881-1898). Выступал и как театральный художник, и как живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896).

Толстой был знаком с произведениями Васнецова и с самим художником. «Много дельного и глубокого услыхал я от Льва Николаевича, когда он смотрел мои картины, — говорил Виктор Васнецов. — Это был очень прозорливый зритель, умевший

 

 

105

 

сразу угадывать наши художнические замыслы. Однажды Лев Николаевич сказал мне: “Я особенно никогда не задумывался, какими в жизни были наши богатыри, но, увидав ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими, в представлении народа, быть не могли”. Нечего, конечно, говорить, насколько дорога была мне такая похвала со стороны Толстого и как я ею гордился. Толстой умел замечать на первый взгляд как бы третьестепенные для картины вещи, но они всегда после толстовских замечаний приобретали какой-то особый смысл и во многом помогали мне для раскрытия замысла» (Толстой и художники. С. 237).

12 апреля 1884 г. Васнецов посетил московский дом Толстых, он сказал писателю, что понял его «больше, чем прежде», а Толстой добавил: «Дай Бог, чтобы хоть кто-нибудь, сколько-нибудь» (запись в дневнике; 49: 81). Сам Васнецов рассказывал: «Хорошо помню, как писатель, в хамовническом кабинете, говоря о моей картине “После битвы" <”После побоища Игоря Святославича с половцами”. 1880. — Н. Б.>, очень образно описал, как должны лежать на земле сражённые в бою воины, и это не могло не заставить меня считаться с мнением участника севастопольской обороны. Для меня важно было, — говорил Виктор Васнецов, — что Толстой обращает внимание на мои картины, что я не “обсевок в поле”, а заслуживающий его внимания живописец. Никогда мне не забыть трепета, с каким я переступал порог хамовнического дома, не говоря уже о моменте, когда пожимал маленькую, холёную руку, умевшую написать такие художественные произведения, которые будут волновать сотни лет» (Толстой и художники. С. 237).

Во второй половине 1880-х гг. Толстой обращался к нескольким художникам, в т.ч. и к Васнецову, «с предложением участвовать в народном издательстве “Посредник”» (Очерки былого. Гл. «С осени 1881 до осени 1898 года. Разлад»).

Однако писатель часто не принимал творчество Васнецова, давая уничтожающие характеристики («бездарно и просто технически дурно» — из письма С.А. Толстой к Т.Л. Толстой, февраль 1894 г.), особенно в сравнении с произведениями Н.Н. Ге. Пытаясь объяснить П.М. Третьякову значение полотен Ге и ставя рядом «мазню Васнецова, которая висит» у него в галерее, Толстой писал, что «не только наши выставки, но и заграничные салоны наполнены или картинами, бьющими на внешние эффекты, или пейзажи, портреты, бессмысленные жанры и выдуманные исторические или религиозные картины», как «наш Васнецов» (14 июня 1894 г. 67; 154). И в другом письме Третьякову: «Люди ужасаются на произведения Васнецова, потому что они исполнены лжи, и все знают, что ни таких Христов, ни Саваофов, ни богородиц не было, не могло быть и не должно быть...» (14 июля 1894 г. - 67: 175), На следующий день продолжал: «...различие главное между Ге и Васнецовым ещё в том, что Ге открывает людям то, что впереди их, зовёт их к деятельности и добру и опережает своё время ни столетие, тогда как Васнецов зовёт люден назад, в тот мрак, из которого они с такими усилиями и жертвами только что выбираются, зовёт их к неподвижности, суеверию, дикости и отстаёт от своего времени на столетие» (67: 176). В вариантах романа «Воскресение» один из «неприятных» персонажей, Колосов, утверждал, что в Третьяковской галерее «хороши» «только васнецовские вещи». И далее Толстой писал об этом Колосове: «Он изучил в 60-х годах Кутлера, смотрел в Риме все достопримечательности и потому считал себя великим знатоком в искусстве, хотя был совершенно лишён всякого личного вкуса и судил об искусстве только по доверию к авторитетам» (33: 112).

В 1890-е гг. Толстой, работам над трактатом «Что такое искусство?» и рассуждая о том, что такое истинное искусство, не мог не вспомнить Васнецова. «У нас есть живописец Васнецов. Он написал образа в Киевский собор <Владимирский собор в Киеве. — Н.Б.>; его все хвалят как основателя нового высокого рода какого-то христианского искусства. Он работал над этими образами десятки лет. Ему заплатили десятки тысяч, и все эти образа есть скверное подражание подражанию подражаний, не содержащее в себе ни одной искры чувства. И этот же Васнецов нарисовал к рассказу Тургенева "Перепёлка” (там описывается, как при мальчике отец убил перепёлку и пожалел её) картинку, в которой изображён спящий с оттопыренной верхней губой мальчик и над ним, как сновидение, перепёлка. И эта картинка есть истинное произведение искусства» (30: 146).

 

В.В. Стасов, нередко споривший с Толстым об искусстве, писал брату Д.В. Стасову 30 мая 1896 г.: «...что меня удивило и порадовало, это то, что, вопреки моде и общему вкусу, он очень не любит Васнецова и его “лжерелигиозную, “лженовую русскую” живопись» (ТВС. 1960. 2. С. 88).

 

 Н.ІІ. Бурнашёва

 

106

 

  ВЕЛИЧКИНА Вера Михайловна (1868-1918) – революционерка, член ВКП(б), писательница: по образованию врач (окончила в Швейцарии медицинский факультет Бернского университета); после Октябрьской революции 1917 г. была членом коллегии Наркомздрава РСФСР. С 1900 г. жена В.Д. Бонч-Бруевича.

Знакомая, корреспондент и адресат Толстого. В 1892 г. сотрудничала с Толстым: участвовала в помощи голодающим в Рязанской губ. 5 января 1894 г. Толстой писал Величкиной: «Часто вспоминаю вас с любовью и вашу деятельность в Рязани...» (67: 13).

  В конце декабря 1894 г. Толстой посетил Величкину и её брата, освобождённых из дома предварительного заключения, где полтора месяца их содержали под арестом по политическому обвинению: приехал к ним «в довольно большой мороз на извозчике» (Величкина В.М. В голодный год с Львом Толстым. М.-Л., 1928. С. 136-137). В дневнике 31 декабря Толстой записал: «Видел Веру Величкину, её брата, приятеля и его сестру. Всех их продержали 1½ месяца в доме предварительного заключения, и все четверо без исключения с радостью вспоминали о своём пребывании там. Я нарочно спрашивал подробно, не было ли жутко там хоть первое время. Оказывается, что В. Величкина поправилась, окрепла нервами, отдохнула. Обращение мягкое, уединение и беззаботное спокойствие» (52: 157).

11 ноября 1901 г. Толстой из Гаспры в письме к А.Ф. Кони просил ходатайствовать об арестованной в Петербурге Величкиной, которая обвинялась в принадлежности к социал-демократической организации и участии в демонстрации против здания русского консульства в Женеве: «...дело, о котором пишу вам, так важно, что не могу откладывать. Хорошая моя знакомая и сотрудница во время голодного года, самое безобидное существо, Вера Величкина, находится в <...> тяжёлых условиях», и далее Толстой просил употребить все средства, «чтобы облегчить участь этой хорошей и несчастной женщины» (73: 160-161).

В конце февраля 1902 г. в издательстве «Посредник» вышел роман немецкого писателя В. фон Поленца «Крестьянин» в переводе Величкиной и с предисловием Толстого.

 

Н.И. Бурнашёва

 

ВЕНГЕРОВ Семён Афанасьевич (1855-1920) – историк русской литературы и общественной мысли, библиограф; профессор Петербургского университета и Высших женских курсов. Корреспондент и адресат Толстого.

В первой половине 1880-х гт. приступил к подготовке «Критико-биографического словаря русских писателей и учёных (От начала русской образованности до наших дней)» (т. 1-6. СПб.. 1886-1904). При большой фактической насыщенности (в шесть томов вошли сведения более чем о 2000 писателях) издание осталось незаконченным: были выпущены статьи на буквы «А», «Б», частью «В» и отдельные статьи на другие буквы. Венгеров рассматривал этот словарь как подготовительный этап в создании научной истории русской литературы.

Большую научную ценность представляют и предпринятые Венгеровым издания «Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках (1708- 1893) (т. 1-3; вып. 1-30. СПб., 1895-1899), а также «Источники словаря русских писателей» (т. 1-4. СПб.-Пг., 1900-1917). Эти справочники остаются в числе лучших образцов отечественной библиографии.

Впервые Венгеров обратился к Толстому с письмом в 1882 г., когда стал редактором издававшегося в Петербурге журнала «Устои» и пригласил Толстого участвовать в нём. Толстой наметил для публикации статью «В чём моя вера?», но из-за цензурного запрета публикация не состоялась.

В 1895 г. Венгеров прислал Толстому четыре вышедших к тому времени тома «Критико-биографического словаря» и предложил написать для издания небольшую статью о Т.М. Бондареве. Толстой ответил письмом и в самом начале апреля отправил заметку: она была напечатана в пятом томе «Словаря» (СПб., 1897. С. 448-453).

Венгеров — автор статьи о Толстом в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

 

В.М. Бокова

 

ВЕРДИ Джузеппе (1813-1901) – итальянский композитор. В 1839 г. в Милане была поставлена его первая опера «Оберто, граф Сан-Бонифаччо» (написана в 1837 г.). Известность композитору принесла опера «Навуходоносор» (1841), в которой нашли выражение идеи национально-освободительного движения, связанные с борьбой Италии за независимость. Оперы «Ломбардцы» (1842), «Жанна д’Арк» (1845) и др. продолжили героико-патриотическую тему.

Уже в ранних сочинениях проявился интерес Верди к сюжетам большого идейного содержания, к сильным чувствам, которые он находил в произведениях великих драматургов: «Эрнани» (по драме В. Гюго, 1844),

 

 

 107

 

«Макбет» (по трагедии В. Шекспира, 1847), «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется», 1851), «Травиата» (по роману А. Дюма-сына «Дама с камелиями», 1853) и т.п.

В операх 1850-1860-х гг. Верди вновь обратился к историко-героическим сюжетам. Оперу «Сила судьбы» (1861) композитор написал по заказу петербургского Мариинского театра. В связи с постановкой оперы он дважды приезжал в Россию (1861, 1862 гг.). Наиболее значительные произведения Верди – «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870, по заказу египетского правительства в связи с открытием Суэцкого канала), «Отелло» (1886) и комическая опера «Фальстаф» (1892).

Творчество Верди – высшая точка развития итальянской оперы XIX в. и одна из вершин оперного реализма в мировом музыкальном искусстве. Продолжая традиции предшественников (Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини), Верди создал свой музыкальный стиль. Глубокая человечность творчества принесла композитору большую популярность. Его оперы исполняются во всех оперных театрах мира.

Словами Вронского (в черновиках «Анны Карениной») Толстой выразил общее мнение об опере Верди «Аида»: «Да, нынче что – четверг, абонемент? Да, Егор с женой там, и мать, вероятно. Что бишь нынче? ”Аида”. Это значит весь Петербург там» (20: 450).

Вообще в своей жизни Толстой слушал не много опер; он не любил этот род искусства и находил, что нельзя соединять два искусства – музыку и драму. Его мнения о музыкантах всегда были пристрастными, суждения о композиторах порой односторонними, но никогда не были равнодушными.

12 (24) марта 1857 г. в Париже Толстой в Итальянской опере слушал «Риголетто» Верди (в Париже опера была поставлена незадолго до приезда Толстого и шла с первоклассным составом исполнителей: Альбани, Фреццолини, Марио, Анжелини и др.). 24 октября 1857 г. в Петербурге Толстой слушал в Итальянской опере «Трубадура». «Наслаждался mіsеrеrе Троватора» (ария mіsеrеrе – церковное католическое песнопение на слова 57 псалма «Помилуй мя, Боже»).

31 октября 1900 г. Толстой сказал о творчестве Верди в телеграмме, обращаясь к самому композитору: «Благодарю высокочтимого маэстро Верди за то чистое наслаждение, которое я испытывал с моей ранней юности, слушая его прекрасную музыку» (72: 492).

 Е.Ю. Хомякова

 

ВЕРЕСАЕВ Викентий Викентьевич (наст, фамилия Смидович; 1867—1945) – писатель. Родился в Туле в семье врача, окончил медицинский факультет (в Германии) и историко-филологический (в Петербурге), потому и врачебная практика, и литературные занятия не были для него случайными. Сюжеты его первых литературных произведений связаны с врачебной работой («Без дороги», 1894 г.; «Записки врача», 1901 г.) и созданы на автобиографическом материале. Позднее Вересаев написал много рассказов, отражающих тяжёлую жизнь крестьянства и фабричных рабочих, поиски смысла жизни русской интеллигенцией. Он известен и своими книгами, созданными уже в советское время: «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина» и др. Вересаев – автор очерков- мемуаров о литераторах, с которыми он был знаком, среди них и Толстой.

Толстой читал сочинения молодого писателя и находил в нём «много таланта», о чём сообщала автору издательница М. Водовозова, навестившая 1 октября 1901 г. в Гаспре больного Толстого: «Мне очень приятно сообщить Вам его отзыв о Ваших рассказах. Л.Н. недавно прочёл их... Ваши рассказы ему очень понравились. Л.Н. говорил, что некоторые из них напоминают ему Тургенева, что в них столько чувства меры и красоты природы и видна искренняя и глубоко чувствующая душа... Между прочим, Л.Н. очень сочувственно отозвался о Вашем беспристрастии, выразившемся в “Поветрии”» (Вересаев В.В. Литературные портреты. М., 2000. С. 503-504). Особо выделял Толстой рассказ «В степи», повесть «Конец Андрея Ивановича» и «Записки врача».

Вересаев относился к Толстому с искренним восхищением, даже обожанием: для начинающего писателя Толстой был почти небожителем. Первая и единственная его встреча с Толстым состоялась 15 августа 1903 г. В очерке «Лев Толстой» Вересаев описал свой визит в Ясную Поляну, подробно пересказав всё, что говорил во время этой встречи Толстой. Стараясь быть объективным, писатель сразу отметил не совсем приятное впечатление, произведённое на него Толстым, который держался довольно сухо со своими гостями, хотя и со свойственной аристократически воспитанному человеку светской вежливостью и простотой. Неприятно поразил тон нравоучений Толстого, от которых веяло холодом и скукой, и показалось, что весь разговор свёлся к проповеди любви и самосовершенствования. Однако был в этой беседе момент, когда Вересаев вдруг увидел в сидящем перед


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!