Ных . Именно этот факт был впервые описан в работах Л. М. Ло-



Севой и Г. А. Золотовой (см. выше).

В общем случае интегральная семантическая структура

( ИСС ) двукомпонентна: ее элементы можно назвать сквозным

Актантом (предмет сообщения) и сквозным предикатом . Однако

Вполне возможны — и частотны, особенно в художественном

Тексте — осложнения, в результате которых на основе элемен-

Тарных (бинарных) типов ИСС возникают трех- и даже четырех-

Компонентные.

С л о ж н о е с и н т а к с и ч е с к о е ц е л о е

369

Ниже приводятся 7 элементарных бинарных типов (в фор-

Мулах на первом месте указывается сквозной актант; в примерах

Стержневые компоненты сквозного актанта выделены полужир-

Ным шрифтом, сквозного предиката — подчеркнуты).

1) P — A (субъект, персонаж — его действия):

Максимка встал . Выйдя во двор , он уже не слыхал , как хрустел

Под его ногами снег , не замечал ни луны , ни звезд на небе , ни лохма -

Того Кунака , с визгом и радостью бросившегося к нему от ворот . Од -

На только мысль наполняла его всего . С этой мыслью он перешел

Весь двор , отворил сарай и нащупал впотьмах веревку . Он схватил ее

Дрожащими руками и наскоро засунул за пазуху , чтобы согреть . По -

Том , не торопясь , направился к дому и решительным движением руки

Отворил и захлопнул за собою дверь , которая в ожидании Курганова

Была не заперта . ( Н . Д . Телешов . Сухая беда )

P — R (субъект, персонаж — его состояние, отношение к

миру):

В доме все присмирели . Африкан Ильич ходил в одних носках ,

Черный как туча . Машутка , избитая за волосы Василисой , пряталась

По темным пыльным чуланам , которых много было в туреневском

Дому . Николушка лежал , не вставая с постели , закрывшись с головой ,

— не принимал ни питья , ни пищи . Настя бродила , не находя себе

Места , осунулась , нос у нее заострился , будто все в ней горело , жгло

ее огнем . ( А . Н . Толстой . Петушок [ Неделя в Туреневе ] )

P 1 — R P2 (субъект, персонаж — его отношение к другому

персонажу):

Росту его власти , славы соответствовал в моем воображении

Рост меры наказания , которую я желал бы к нему применить . Так ,

Сначала я удовольствовался бы его поражением на выборах , охлаж -

дением к нему толпы , затем _______мне уже нужно было его заключения в

Тюрьму , еще позже — изгнания на далекий плоский остров с единст -

Венной пальмой , подобной черной звезде сноски , вечно низводящей

В ад одиночества , позора , бессилия ; теперь , наконец , только его

Смерть могла бы меня утолить . ( В . В . Набоков . Истребление тиранов )

4) P — Ch (субъект, персонаж, предмет — его характеристика):

С л о ж н о е с и н т а к с и ч е с к о е ц е л о е

370

Однако , несмотря на то , что мир не обратился еще окончательно

И полностью в состояние вещественности , а еще хранил там и сям

Области неосязаемые и неприкосновенные , братья чувствовали себя

В жизни плотно и уверенно . Старший , Густав , служил на мебельном

Складе ; младший находился временно без работы , но не унывал .

Сплошь розовое лицо Густава с длинными , торчащими , льняными

Бровями . Его широкая , как шкап , грудная клетка , и вечный пуловер

Из крутой серой шерсти , и резинки на сгибах толстых рук , — чтобы

Ничего не делалось спустя рукава . Оспой выщербленное лицо Антона

С темными усами , подстриженными трапецией . Его красная фуфайка

И жилистая худощавость . Но когда они оба облокачивались на желез -

Ные перильца балкона , зады были у них точь - в - точь одинаковые —

Большие , торжествующие , туго обтянутые по окатам одинаковым

Клетчатым сукном . ( В . В . Набоков . Королек )

5) A P — Ch (действие персонажа, субъекта — его [действия]

характеристика):

Ровно без десяти минут десять вышла из лагеря пятая рота .

Твердо , большим частым шагом , от которого равномерно вздрагива -

Ла земля , прошли на глазах у всего полка эти сто человек , все , как на

Подбор , ловкие , молодцеватые , прямые , все со свежими , чисто вы -

Мытыми лицами , с бескозырками , лихо надвинутыми на правое ухо .

Капитан Стельковский , маленький , худощавый человек в широчай -

Ших шароварах , шел небрежно и не в ногу , шагах в пяти сбоку пра -

Вого фланга , и , весело щурясь , наклоняя голову то на один , то на дру -

гой бок , присматривался к равнению . <... > ( А . И . Куприн . Поединок )

6) T — A (время — действие):

На другой день опять допрос и ужин — с тою же обстановкой . На

Третий , на четвертый день и так далее — то же . Наконец , на седьмой


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!