День , мы так вклепались друг в друга и того сами на себя наболтали ,



Что хоть всех на каторгу , так впору . В тот же день нам было объявле -

Но , что хотя мы по - прежнему остаемся заарестованными на честном

Слове в своих квартирах , но совместное жительство уже не допуска -

Ется . ( М . Е . Салтыков - Щедрин . Дневник провинциала в Петербурге )

7) L — Ch (место — его характеристика):

Собор внутри был полон таинственной , тяжелой тьмы , благодаря

Которой стрельчатые узкие окна казались синими , а купол уходил

С л о ж н о е с и н т а к с и ч е с к о е ц е л о е

371

Бесконечно в вышину . Пять - шесть свечей горело перед иконами ал -

Таря , не освещая черных старинных ликов и лишь чуть поблескивая

На ризах и на острых концах золотых сияний . Пахло ладаном , свечной

Гарью и еще той особенной холодной , подвальной сыростью древне -

Го храма , которая всегда напоминает о смерти . ( А . И . Куприн . Мир -

Ное житие )

Следует обратить внимание на многообразие конструктивно-

Синтаксических способов представления сквозных семантических

Компонентов в конкретных высказываниях: сквозной актант, на-

Пример, может быть выражен как (в терминах теории членов

Предложения) подлежащим, так и дополнением, и определением,

И обстоятельством (при соответствующих условиях), и даже син-

Таксическим нулем.

При таком многообразии актуальным становится соотноше -

Ние интегральной семантической структуры ССЦ и его тема -

Рематической перспективы . В самом общем виде это соотно-

Шение описывается понятием « реализация »: тема-рематическая

Перспектива «закрепляет» сквозные семантические компоненты

На тематической и рематической вертикалях. Это наименее оче-

Видно при тройных совпадениях — например, сквозного актанта,

Сквозного подлежащего и сквозной темы ССЦ. Но это отчетливо

Проявляется уже в тех случаях, когда сквозной актант не совпада-

Ет с подлежащим и удерживается только сквозной темой; приме-

Ром могут служить ССЦ, в которых в качестве сквозного актанта

Выступает локальный или темпоральный компонент сигнифика-

Тивной ситуации, выражаемый тематизированными обстоятель-

Ственными словоформами (детерминантами).

Осложнение интегральной семантической структуры

ССЦ типично для художественного текста. Рассмотрим для при-

Мера фрагмент из романа Ю. Н. Тынянова «Пушкин» (для полно-

ты восприятия пример приводится с левым контекстом):

Сад был мал , и в этом было его достоинство . Огромность проти -

Воречила простоте , а правильные сады более не действовали на во -

Ображение . Сельский букет стоял на круглом столе . Лет десять назад

Такой букет не поставили бы на стол .

Время было тревожное и неверное . Каждый стремился теперь к

Деревенской тишине и тесному кругу , потому что в широком кругу

С л о ж н о е с и н т а к с и ч е с к о е ц е л о е

372

Некому было довериться . Огород , всегда свежий редис , козы , стакан

Густых желтых сливок , благовонная малина , простые гроздья рябины

И омытые дождем сельские виды — все вдруг вспомнили это , как ут -

Раченное детство и как бы впервые открыв существование природы .

Даже участь мещанина или цехового вдруг показалась счастливой .

Свой лоскут земли , плодовый при доме садик , на окошечке в бурачке

Розовый бальзамин — как старые поэты не замечали прелести такого

существования ! Они пристрастились к войне , пожарам натуры и все -

Общему землетрясению . А эти домики походили на чистые клетки

Певчих птиц . Но ведь таково счастье человека .

Таблица 1

Тема -рематическое членение

И интегральная семантическая структура ССЦ

№ Тема Рема

Время ( T ) было тревожное и неверное ( Ch (-1) )

Каждый ( P T ) ... теперь

( T )

Стремился ... к деревенской тишине... ( R 1 )

3 все ( P T ) вдруг ( T ) вспомнили это (огород...) ( R 1' )

4 [всем] вдруг ( T ) даже участь ме-

щанина ( P R1' )

Показалась счастливой

( R 2 )

Старые поэты ( P (–T) ) не замечали прелести такого существования

( R (–1) )

6 Они ( P (–T) ) пристрастились к войне... ( R (–1)' )

7 [в восприятии нынешних

людей]

эти домики ( P R1'' ) походили на клетки

певчих птиц ( Ch 1''' )

Таково

( Ch 1''' )

Счастье чело-

Века ( R 2 )

( Примечание . Ch (–1) означает отрицательную характеристику эпохи, из ко-

Торой, собственно, и вытекают аксиологические предпочтения «всех». R 1 озна-

Чает типичную для представителей данной эпохи аксиологическую позицию

(которая здесь интерпретирована как разновидность отношения к миру). R 2 сим-


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!