Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.



Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

На I ступени - тоническое трезвучие ( Т 5/3 )

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие ( S 5/3 )

На Y ступени – доминантовое трезвучие ( D 5/3 )

Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.

Главные трезвучия имеют обращения.

мажор минор разрешение

Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3

Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4

Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3

S5/3 IY Т6

S6 YI Т6/4

S6|4 I Т5/3

D5/3 Y Т, Т6/4

D6 YII Т5/3

D6|4 II Т6

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:

 

Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4

Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.

БИЛЕТ № 8.

Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.

Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:

До – С,с ре – Д,д ми – Е,е фа – F,f соль – G,g ля – А,а си – Н,h сиЬ – В,b.

Диез обозначается is , бемоль - es, мажор - dur, минор – moll.

Исключение: ЛяЬ мажор - As-dur

МиЬ мажор - Es-dur.

СиЬ мажор - B- dur.

Тритоны – это интервалы, в которых содержатся три тона. К ним относятся: увеличенная

кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5). Тритоны строятся в натуральном мажоре и гармоническом миноре: ув4 на IY ступени, ум5-на YII.

При разрешении ув4 увеличивается, ум5 – уменьшается:

 

До мажор ля минор


ув.4 ум.5 ув.4 ум.5

БИЛЕТ № 9.

Модуляция и отклонение. Пятиступенные лады народной музыки ; построить от

Звука: d.

Отклонением называется временный переход в новую тональность.

Модуляция – переход в новую тональность и закрепление в ней музыкального

построения.

Модуляция и отклонение осуществляется с помощью аккордов доминантовой группы

новой тональности. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план

музыкального произведения.

К ладам народной музыки относится пентатоника.

Пентатоникой называется пятиступенный лад. Это лад, состоящий из пяти звуков.

Пентатоника бывает мажорной и минорной.

Мажорная пентатоника отличается от натурального мажора отсутствием IY и YII ступеней

Минорная пентатоника отличается от натурального минора отсутствием II и YI ступеней.

Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).

БИЛЕТ № 10.

Характерные интервалы . Энгармоническое равенство звуков, интервалов.

Характерными называются интервалы, которые появляются в гармонических ладах.

В мажоре их появление связано с понижением YI ступени, а в миноре - с повышением YII ступени. К ним относятся: ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.

Мажор г. минор г. Мажор г. минор г. Мажор г. Минор г.

Ув2 YI Ь YI ув5 YIЬ III ув4 YIЬ IY

Ум7 YII YII # ум4 III YII# ум5 III YII#

При разрешении неустойчивые звуки переходят в ближайшие устойчивые, при этом увеличенные интервалы увеличиваются, а уменьшенные – уменьшаются.

Энгармоничеси равные звуки - это звуки одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию: фа-диез и соль-бемоль, до и си-диез.

Энгармонически равные интервалы - это интервалы одинаковые по звучанию и по

количеству содержащихся в них тонов, но различные по названию и по количеству содержащихся в них ступеней.

Например: 11/2 тона - малая терция = увеличенной секунде

3 тона - увеличенная кварта = уменьшенной квинте

4 1/2 тона - большая секста = уменьшенной септиме


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!