Примерный перечень вопросов к устному опросу по музыкальной литературе



Вариант 1 –

1. Каких композиторов и почему мы называем "венскими классиками"?

2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)

3. Какие важные исторические события произошли в России в период жизни Глинки?

4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов обращался к народному песенному творчеству?

5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?

7. Вспомните автора, название, жанр музыкальных произведений, посвященных картинам природы. Как мы называем музыку такого содержания?

8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых присутствуют образы Востока (напишите автора, жанр, название).

9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?

10. Объясните значение слова "финал" на примере инструментальных и оперных произведений.

11. Вспомните, партии каких мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).

12. Что такое рондо, концерт, этюд (укажите по 2 значения каждого термина). 13. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?

14. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

15. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

16. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?

17. Назовите известные Вам концертные залы, находящиеся в городах России.

18. Какое произведение старинной музыки включено в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе (страна, годы жизни), жанр, форма произведения.

 

Вариант 2 –

1. Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX веков. Кто из них являлся также выдающимся исполнителем.

 2. Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно указать названия книг).

3. Перечислите произведения, созданные на сюжеты произведений А.С.Пушкина (автор, жанр, название).

4. Объясните значения слов "фортепианное трио", "струнный квартет", "фортепианный квинтет". Кто из композиторов писал произведения для данных составов?

5. В творчестве каких композиторов встречается жанр "поэма"? Укажите автора, название произведения и состав исполнителей.

6. Какие вы знаете музыкальные произведения, имеющие несколько исполнительских редакций? 7. Объясните значение слова "цикл". Приведите примеры различных циклов.

8. Назовите указанные ниже произведения в порядке их создания: "Евгений Онегин", "Шехерезада", "Иван Сусанин", Первая симфония Чайковского, "Борис Годунов", "Руслан и Людмила", "Русалка".

9. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор при помощи музыкальных средств изобразил сцены сражения (автор, жанр, название). Как называются сцены, изображающие сражение в живописи, музыке?

10. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Л.В.Бетховена?

 11. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?

12. Перечислите оперы: с историческими сюжетами, со сказочными сюжетами (автор, название). 13. Кто из известных отечественных композиторов конца XIX – начала XX века получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?

14. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

15. Что такое партитура, в каком порядке записываются в партитуре музыкальные инструменты?

16. Что такое клавир, квартет (укажите по 2 значения каждого термина).

17. Назовите известные музыкальные музеи, укажите, где они находятся.

18. Какие этюды включены в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторах (страна, годы жизни).

 

Вариант 3 –

1. Когда и где существовала "Могучая кучка", кто входил в ее состав, кому принадлежит это название? состав, кому принадлежит это название?

 2. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).

3. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?

4. Какие важные исторические события произошли за время жизни С.С.Прокофьева?

5. В какой исторической последовательности возникли данные жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт.

6. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их деятельности для отечественной музыки?

 7. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

 8. Приведите примеры симфонических произведений, в которых звучит хор (назовите автора, жанр, какой текст использован).

9. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?

10. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?

11. Назовите музыкальные произведения, написанные на сюжеты Н.В.Гоголя (автор, название, жанр).

12. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?

13. Завершите: "Имя П.И.Чайковского присвоено…"

14. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп? 15. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?

16. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт.

17. Назовите музыкальные театры Москвы.

18. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, в каких тональностях написаны?

 

 

Примерный перечень музыкальных произведений для проведения анализа незнакомого музыкального произведения

1. С.С.Прокофьев "Мимолетности" (на выбор)

2. П.И.Чайковский "Серенада для струнного оркестра" (на выбор)

3. А.К.Лядов Прелюдии (на выбор)

4. А.П.Бородин "Маленькая сюита" (части на выбор)

5. Ж.Бизе "Арлезианка". Сюита № 1: Менуэт

6. Р.Вагнер "Лоэнгрин". Вступление к 3 действию

7. Дж. Верди "Травиата". Прелюдия

8. А.И.Хачатурян "Вальс" из музыки к драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад"

 9. М.И.Глинка Ноктюрн "Разлука"

10. М.И.Глинка Вариации на тему русской народной песни "Среди долины ровныя"

 

 

II. Экзамен по сольфеджио Объект оценивания: 1. Одноголосный музыкальный диктант. 2. Устный ответ. Предмет оценивания Методы оценивания − сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; − умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; − умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; − умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; − навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). Методом оценивания является выставление оценки за написание одноголосного музыкального диктанта и за устный ответ. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом организации экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускному экзамену по сольфеджио. Примерные требования к выпускному экзамену по сольфеджио: Письменно Записать самостоятельно одноголосный музыкальный диктант. Уровень сложности диктанта может быть различным в различных группах. Устно Индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, при этом уровень трудности музыкального материала может быть также различным. Примерный перечень заданий: 1. Спеть с листа мелодию с дирижированием. 2. Спеть один из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте). 3. Спеть по нотам романс или песню с собственным аккомпанементом на фортепиано. 4. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм. 5. Спеть или прочитать хроматическую гамму. 6. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные интервалы. 11 7. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением. 8. Определить на слух несколько интервалов вне тональности. 9. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные аккорды. 10. Спеть в тональности пройденные аккорды. 11. Определить на слух аккорды вне тональности. 12. Определить на слух последовательность из 4-8 интервалов и/или аккордов. Пример устного опроса: − спеть с листа одноголосный пример (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 294, 296, 306, 320), − спеть один из голосов двухголосного примера в дуэте или с фортепиано (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, часть 2. Двухголосие: №№ 170, 180), − спеть с собственным аккомпанементом по нотам романс М. Глинки "Ты, соловушка, умолкни", − спеть гармонический вид гаммы Ре мажор вниз, мелодический вид гаммы соль минор вверх, − спеть или прочитать хроматическую гамму Си мажор вверх, до минор вниз, − спеть от звука ми вверх все большие интервалы, от звука си вниз все малые интервалы, − спеть тритоны с разрешением в тональностях фа минор, Ми-бемоль мажор, характерные интервалы в тональностях фа-диез минор, Си-бемоль мажор, − определить на слух несколько 12 интервалов вне тональности, − спеть в тональности си минор вводный септаккорд с разрешением, − разрешить уменьшенный септаккорд, данный от звука ми, − определить на слух последовательность из интервалов или аккордов

 

 

1. Бах. Прелюдия и фуга до минор из I тома «Х.Т.К.».

http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/8-1-0-9

 

2. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/bakh_organnaja_tokkata_i_fuga_re_minor/8-1-0-129

 

3. Гайдн. Симфония Ми-бемоль мажор «С тремоло литавр». I часть, тема вступления.

http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/jozef_gajdn_simfonija_mi_bemol_mazhor_s_tremolo_litavr/8-1-0-130

 

4. Гайдн. Соната Ре мажор. I часть, Гл. партия.

http:// usicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/gajdn_sonmata_re_mazhor_1_chast/8-1-0-131

 

5. Моцарт. Симфония соль минор № 40. I часть, Гл. п.

http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/mocart_simfonija_sol_minor_1_chast/8-1-0-132

 

6. Моцарт. Соната Ля мажор. III часть. Рондо alla turca.

http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/mocart_sonata_lja_mazhor_3_chast/8-1-0-135

 

7. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро». Ария Фигаро «Если захочет барин попрыгать».

http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/mocart_opera_svadba_figaro_kavatina_figaro_esli_zakhochet_barin_poprygat/8-1-0-136

 

8. Бетховен. Симфония до минор № 5. I часть, Гл. п.

http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/betkhoven_simfonija_do_minor_5_chast_1/8-1-0-133

 

9. Шуберт. Песня "Форель". http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/shubert_ballada_lesnoj_car/8-1-0-140

 

10. Шуберт. Баллада "Лесной царь" http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/shubert_forel/8-1-0-141

 

11. Шопен. Вальс до-диез минор. http://musicfantasy.ucoz.ru/load/audiozapisi_dlja_proslushivanija/zachet_po_muzykalnoj_literature_2014/shopen_vals_do_diez_minor/8-1-0-142

 

Русская музыка

1. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

2. Глинка.Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»

3. Бородин. Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

4. Бородин. Хор невольниц «Улетай на крыльях ветра…»

5. Мусоргский. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» (опера «Борис Годунов»)

6. Мусоргский. Картинки с выставки. Прогулка

7. Римский-Корсаков. Снегурочка. Ария Снегурочки

8. Римский-Корсаков. Шехеразада. (Третья часть)

9. Чайковский. I симфония. I часть.

10. Чайковский. Ария Онегина («Когда бы жизнь домашним кругом…»

Отечественная музыка XX века

1. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром. I часть

2. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». 4 часть «Вставайте, люди русские»

3. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». «Джульетта-девочка»

4. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Танец рыцарей.

5. Шостакович. 7 симфония. I часть. Тема нашествия

6. Свиридов. Музыка к повести Пушкина «Метель». Романс

 

Произведения для анализа к экзамену по музыкальной литературе.

Список произведений для экзамена по музыкальной литературе:

1. Шуберт Франц, «Прекрасная мельничиха». №1. «В путь!».

2. Шуберт Франц, «Прекрасная мельничиха». №20. «Колыбельная ручья».

3. Гендель Г.Ф. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо».

4. Даргомыжский А.С., опера «Русалка». Ария «Мельника» из 1-го действия.

5. Шопен Ф. Мазурка ор.56, №2, до-мажор.

6. Чайковский П.И. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков.

7. Моцарт В.А. Соната №14, до-минор. 1-я часть.

8. Бетховен Л., «К Элизе».

9. Бах И.С., «Французская сюита» №2, до-минор. Аллеманда.

10. Глинка М.И., «Попутная песня».

11. Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта». «Монтекки и Капулетти».

Умение анализировать произведение по нотам — главный навык, которым должен обладать ученик в конце обучения в ДМШ. На это направлены все учебные дисциплины. а музыкальная литература их синтезирует в единое целое. Предлагаю вам план анализа произведений, которого нужно будет придерживаться на экзамене.

План анализа произведения:

1. Композитор произведения (эпоха, национальная принадлежность, какие произведения знамениты или что проходили на уроках).

2. Характер произведения (назвать несколько эпитетов на прозвучавшую музыку -фрагмент будет исполнен педагогом).

Остальные пункты плана должны связно раскрыть, какими элементами музыкальной речи (мелодия, аккомпанемент и т. п.) композитор создал образ и характер.

3. Название произведения (прокомментировать жанр — песенный, танцевальный, маршевый; если это фрагмент из оперы или балета, сказать об этом и пояснить, что это за фрагмент).

4. Мелодия (вокального или инструментального типа.

5.Фактура (гомофонная — с разделением на мелодию и аккомпанемент,полифоническая — несколько самостоятельных мелодий, смешанная — сочетание гомофонного и полифонического типов).

6. Лад и тональность (тональность определяется по ключевым знакам, либо по нотам в первом и последнем тактах),

7. Темп, штрихи, динамика (знать перевод итальянских обозначений этих элементов музыкальной речи, встречающихся в нотах, связать с характером или образом).

8. Форма произведения (не больой объём листов — простая форма, более двух листов — сложная форма. Если есть репризы или повторы музыки — сложная трёхчастная или рондо).

На экзамене нужно постараться соединить пункты плана в рассказ.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 695; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!