Ситуация 9. Война между VHS и Betamax



Все началось с первыми коммерческими профессиональными видеомагнитофонами вещательного качества. Ими были катушечные двухдюймовые квадруплексные системы Quad, представленные Ampex в апреле 1956 года.

Прототип нынешнего видеомагнитофона появился на свет в 1956 году, когда американская Ampex создала первый бобинный аппарат, записывающий изображение на магнитную пленку. Ширина пленки составляла 5 см, а протягиваться лента должна была со скоростью около 20 м/с. О широком распространении такой техники не могло быть и речи, конкурентов у Ampex не было, так что эта разработка не нашла своего массового покупателя.

Quad использовали поперечную (сканирующую ленту по всей ширине) систему с четырьмя головками на двухдюймовой (5,08 см) ленте и неподвижные головки для звуковой дорожки.

В 1969 году Sony выпустила кассетную систему видеозаписи для профессионалов U-Matic и приступила к разработке бытовой видеотехники. Одновременно над этой проблемой билась и JVC.

Первым кассетным стандартом видеозаписи стал U-matic, впервые продемонстрированный компанией Sony (в коллаборации с JVC и Matsushita) как прототип в октябре 1969 года, и вышедший на рынок в сентябре 1971 года.

Компания Sony имеет репутацию исторического лидера на рынке бытовой электроники.

Она была лидером среди японских производителей в разработке и продвижении на рынок аудио-магнитофонов, микротелевизоров и многих других продуктов.

В отличие от большинства других форматов кассет, подающая и приемная катушки в кассете U-matic вращаются в противоположных направлениях: одна катушка будет вращаться по часовой стрелке, а другая - против часовой стрелки.

Профессиональный и бытовой видеомагнитофоны стандарта U-matic

Matsushita, JVC, Sony и пять не японских компаний приняли U-Matic как стандарт для кассетных видеомагнитофонов. Формат был успешным в коммерческом использовании, но из-за стоимости и ограниченного времени записи очень мало видеомагнитофонов было продано для домашнего использования.

Впервые люди получили возможность смотреть видео дома в 1972 году, когда голландская компания Philips представила первый в мире видеомагнитофон. Модель Philips-1500 была заметно крупнее привычных нам VCR: 56 см в ширину, 16,5 см в высоту и 38 см в глубину. Вскоре бытовые магнитофоны стали производить японские фирмы, практически полностью доминировавшие в то время на мировом рынке электроники.

(На самом деле в 1970-х годах было разработано шесть стандартов видеозаписи. Однако по техническим и/или коммерческим причинам четыре из них никогда всерьез не претендовали на рыночный стандарт. Поэтому основная борьба разгорелась между Betamax и VHS.)

Из-за своего (незначительного) технологического преимущества перед Betamax стандарт VHS взял более быстрый старт.

Чтобы разработать домашний видеомагнитофон для широкой аудитории, Sony разработала формат Betamax, основная цель которого была миниатюризация U-Matic. Основными требованиями, предъявляемыми к Betamax были компактность кассеты и обеспечение той же работоспособности, что и стандарт U-matic, с временем записи до 60 минут.

Название Betamax имело двойное значение: бета - японское слово, используемое для описания способа записи сигналов на ленте, а форма строчной греческой буквы бета (β) напоминает ход ленты через транспорт. Суффикс -max от слова «максимальный» был добавлен для обозначения превосходной степени.

В 1971 году инженеры JVC Юма Ширайши и Шизуо Такано собрали команду для разработки потребительского видеомагнитофона.

В 1972 году JVC сформулировала 12 принципов, в соответствии с которыми должна была развиваться видеотехника (они касались качества картинки, емкости кассет, возможности записи телепередач и т.д.).

К концу 1971 года они создали «Матрицу развития VHS», в которой были определены цели для нового видеомагнитофона JVC:

Система должна быть совместима с любым телевизором.

Качество изображения должно быть таким же, как в обычном эфире.

Кассета должна иметь емкость записи не менее двух часов.

Кассеты должны быть взаимозаменяемыми между аппаратурой.

Общая система должна быть универсальной, то есть ее можно масштабировать и расширять, например, для подключения видеокамеры или дублирования между двумя устройствами записи.

Видеотехника должна быть доступной, простой в эксплуатации и иметь низкие затраты на обслуживание.

Видеомагнитофоны должны производиться в больших объемах, их части должны быть взаимозаменяемыми, и они должны быть просты в обслуживании.

VHS – сокращение от Video Home System

Концепцию JVC поддержала Matsuhsita. Эта компания работала над собственной видеокассетой, но не продвинулась дальше опытных образцов.

В Европе на тот момент тоже шли эксперименты. Пока японцы только формулировали «направления развития VHS», голландская Philips вывела на рынок первые кассетные видеомагнитофоны, правда без особого успеха: система была дорогой, сложной и ненадежной.

К середине 1970-х фирмами-конкурентами были разработаны различные стандарты записи видеокассет.

Появившаяся в 1974 году система кассетной видеозаписи Betamax еще раз подтвердила технологическое превосходство компании Sony.

В 1975 году компания Sony предложила потребителям видеомагнитофоны в формате Betamax.

Несмотря на свою репутацию, Sony понимала, что одна она не сумеет привести рынок к единому стандарту.

В 1974 году за семь месяцев до выхода Betamax на рынок президент Sony Акио Морита показал свое устройство менеджерам компаний Matsushita, JVC и RCA, пытаясь заручиться их поддержкой формата Betamax. При этом Betamax был преподнесен Sony как основной, ведущий стандарт. «Мы туг разработали один формат, почему бы вам не взять его на вооружение», - сквозило в словах президента Sony.

Высокомерие Sony не понравилось ее потенциальным партнерам. Несколько месяцев спустя, когда Sony пригласила JVC и Matsushita осмотреть производственное оборудование Betamax, компания JVC сообщила, что сама намерена разрабатывать формат видеозаписи. Поэтому с ее стороны было бы нечестно изучать технологию Sony. В свою очередь Коносуке Мацусита (Matsushita) оказался недоволен тем, что с ним не провели никаких консультаций перед тем как запустить формат компании Sony в производство, и принял решение воздержаться от участия в стандарте Sony.

Тот факт, что компания JVC (вернее, ее часть) находилась в собственности Matsushita, также сыграл свою роль.

Основная борьба развернулась между Sony и JVC. Sony в 1975 году начала продвигать на рынок видеомагнитофоны и кассеты Betamax, но JVC очень быстро нагнала конкурента.

С появлением двух конкурирующих форматов производители видеомагнитофонов разделились на два лагеря.

Betamax поддержали Sony, Toshiba, Sanyo, NEC, Aiwa и Pioneer.

Им противостояла коалиция во главе с JVC, в которую вошли также Matsushita (производившая технику под брэндом Panasonic), Hitachi, Mitsubishi, Sharp и Akai.

Война между форматами велась почти десять лет, хотя победа формата от JVC стала очевидна и раньше: уже в начале 80-х продажи VHS вдвое превысили продажи Betamax.

В 1974 году японское Министерство международной торговли и промышленности (MITI), желая избежать путаницы среди потребителей, попыталось заставить японскую видеоиндустрию стандартизировать только один формат домашней видеозаписи. Позже у Sony появился функциональный прототип формата Betamax, и она была очень близка к выпуску готового продукта. С помощью этого прототипа Sony убедила MITI принять Betamax в качестве стандарта и позволить лицензировать технологию другим компаниям.

В JVC же считали, что открытый стандарт с форматом, разделяемым между конкурентами без лицензирования технологии, лучше для потребителя. Чтобы помешать MITI принять Betamax, JVC пыталась убедить другие компании, в частности Matsushita (крупнейший японский производитель электроники в то время, а также мажоритарный акционер JVC), принять VHS и тем самым работать против Sony и MITI.

Поддержка JVC со стороны Matsushita убедила Hitachi, Mitsubishi и Sharp также поддержать стандарт VHS. Но выпуск Sony видеомагнитофона Betamax SL-6300 на японский рынок в 1975 году оказал дополнительное давление на MITI, чтобы перейти на сторону компании.

Когда Betamax был представлен в Японии и Соединенных Штатах в 1975 году, его скорость (Beta I) 1,57 дюйма в секунду (ips) предлагала немного более высокое горизонтальное разрешение (250 линий против 240 линий у NTSC), более низкий уровень видеошума и меньше помех яркости и цветности, чем у VHS, и позже рекламировалась как обеспечивающая изображение, превосходящее VHS. Однако введение Beta II со скоростью 0.79 ips (двухчасовой режим), чтобы конкурировать с двухчасовым стандартным режимом воспроизведения VHS (1.31 ips), уменьшило горизонтальное разрешение Betamax до 240 линий.

Расширение VHS до VHS HQ увеличило кажущееся разрешение до 250 строк, так что в целом пользователи Betamax и VHS могли ожидать практически идентичного разрешения яркости и разрешения цветности (≈30 строк), где фактическое качество изображения зависело от других факторов, включая состояние и качество видеозаписи и конкретной модели видеомагнитофона. Для большинства потребителей разница, наблюдаемая на среднем телевизоре того времени, была незначительной.

В 1976 г. компания JVC предложила рынку формат видео-фонограммы VHS для бытовых кассетных видеомагнитофонов, альтернативный формату Betamax компании Sony и несовместимый с ним.

В 1976 году JVC выпустила первые магнитофоны и двухчасовую кассету VHS.

Sony тут же выпустила кассету Beta 2, которая способна была записывать изображение продолжительностью три часа.

JVC ответила своей трехчасовой кассетой с более тонкой пленкой.

Но главными достоинствами VHS были простота и дешевизна, что выгодно отличало этот стандарт от разработок Sony.

Такано, которого позже называли «отцом VHS», позвонил Коносуке Мацусита (основателю и председателю Panasonic) и в конце 1976 года представители компаний Matsushita, Sony, JVC и прочих приняли участие в демонстрации видео технологий обеих компаний. По этому случаю Мацусита дал оценку форматам: «Beta – 100 баллов, а VHS – 120 баллов». Причиной этого было то, что VHS имел меньшее количество деталей и более низкую стоимость производства, поэтому было решено, что VHS более выгоден для Matsushita.

Но на самом деле Matsushita согласилась, главным образом из опасения, что Sony может стать лидером в этой области, если ее собственный формат Betamax будет единственным разрешенным для производства.

Коллаборация JVC и ее партнеров была намного сильнее, и в конечном итоге привела к тому, что MITI отказался от своего стремления к отраслевому стандарту.

JVC выпустила первые видеомагнитофоны VHS HR-3300 в Японии в конце 1976 года, а в США в середине 1977 года.

Кроме того, JVC выступили как OEM-производитель для Sharp и Mitsubishi Electric, чтобы те также выпустили видеомагнитофоны под своими брендами.

Компания Sony совершила рывок вперед на старте: к тому времени как был внедрен VHS, свыше 100 тысяч устройств стандарта Betamax было уже распродано.

Однако стандарт компании JVC, появившийся на рынке в сентябре 1976 года, по нескольким характеристикам превосходил Betamax.

В частности, продолжительность записи на кассетах VHS составляла два часа, что в два раза больше, чем в стандарте Betamax. В действительности одна из причин, почему JVC отказалась участвовать в стандарте Betamax, как раз и состояла в ограниченном времени воспроизведения.

Еще одно важное отличие разработок Sony и JVC состояло в том, что последняя с самого начала проводила намного более открытую политику по заключению союза с другими компаниями.

По словам г-на Морита (Sony), «Мы приложили недостаточно усилий для того, чтобы создать семью... Другая сторона, пришедшая чуть позже, этого добилась».

В 1977 году Matsushita Electric Industry выпустила компактный видеомагнитофон, ставший ключевым компонентом во взлете популярности видеомагнитофонов VHS. Чтобы удовлетворить потребности пользователя в длительной записи, в 1977 году для американского рынка был добавлен режим 2x (LP), а в 1979 году – режим 3x (EP), и был расширен ассортимент моделей.

JVC, разработав технологию VHS, открыла её для любого производителя, который хотел производить технику VHS. По этой причине производители конкурировали друг с другом за продажи, что привело к снижению цен для потребителей. Sony же была единственным производителем Betamax изначально и поэтому не испытывала давление конкуренции и не старалась снижать цены. Только в начале 1980-х Sony решила лицензировать Betamax другим производителям, таким как Toshiba и Sanyo.

К 1980 году из примерно 100 000 домов с видеомагнитофонами в 70% были арендованные видеомагнитофоны, а наличие трех конкурирующих форматов (третий – Video 2000) означало, что аренда была еще более привлекательным выбором, так как для постройки собственной домашней системы нужно было потратить крупную сумму (около £2000) и не было известно какой формат приживется. К тому времени, когда технику Betamax стало проще арендовать, VHS уже занимал около 70% рынка.

Европа, однако, не думала сдаваться. BASF практически одновременно с Sony предложила формат LVR – он, правда, требовал протяжки ленты с огромной скоростью. Более приемлемым было предложение другой немецкой компании – Grundig. Ее формат SVR качеством картинки превосходил разработки японцев, а продолжительность записи на кассете составляла четыре часа. Однако голландцы опоздали. Philips тоже не оставляла попыток взять реванш. Ее кассета Video 2000, предложенная в 1979 году, технически превосходила японскую кассету стандарта VHS. Изображение было более качественным, а емкость выше, поскольку кассета была двусторонней.

В континентальной Европе было три различных видеоформата к 1980 году, с приходом формата Video 2000 от Philips и Grundig, который заменил устаревший формат Philips VCR. Хотя он обладал многими возможностями, ранее доступными только на дорогих широковещательных видеомагнитофонах, Video 2000 имел слишком длинный цикл разработки и прибыл на рынок поздно.

Кроме того, чтобы снизить затраты, многие из его уникальных функций, таких как динамическое отслеживание, были реализованы только на самых дорогих моделях, то есть основные модели были довольно заурядны. Кроме того, многие функции, которые были стандартными на машинах VHS и Betamax (например, прямые разъемы AV in и out), были доступны только в качестве дорогих «дополнительных опций» на Video 2000. Сами устройства также оказались менее надежными, чем их VHS и Betamax аналоги и по всем этим причинам формат не получил существенной доли рынка.

Японцы с 1976 года настойчиво пробивались на рынки Нового и Старого Света.

В 1977 году техника формата VHS уже продавалась в США, а годом позже формат VHS пришел на европейский рынок. Sony тоже удалось продвинуть формат Betamax не только на домашнем рынке, но и в США.

Кульминация войны форматов пришлась на начало 80-х.

К этому времени окончательно оформились три лагеря, которые боролись за рынок домашнего видео – форматы VHS, Betamax и Video 2000.

 На стороне VHS были JVC, Panasonic, Hitachi, Sharp, Mitsubishi, Akai.

 В свою очередь, Sony, Sanyo, Toshiba и NEC поддерживали Betamax.

Европейцы Philips, Grundig и ITT отстаивали Video 2000.

Но «отбить» три упущенных года европейцы уже не смогли.

Пока Philips налаживала выпуск пустых кассет Video 2000, сторонники VHS наводняли рынок своими кассетами с фильмами.

JVC стала активно поддерживать сеть видеопроката, складывающуюся в Европе. А появившиеся тогда же видеопираты (впрочем, закона о запрете видеопиратства 20 лет назад еще не было, так что пиратами их можно было считать условно) по странному совпадению облюбовали для себя именно кассеты VHS. Агрессивный маркетинг японцев и их «неофициальный союз» с пиратами сделали свое дело.

К 1980 году доля стандарта VHS в парке установленных устройств уже превысила 50 %

Sony представила в апреле 1983 года модель SL-HF77, со стереофонической системой высококачественной аудиозаписи Beta Hi-Fi.

Следом Matsushita Electric в мае разрабатывает эксклюзивную головку, позволявшую записывать стереозвук качества Hi-Fi.

Это новшество было принято в качестве стереофонического стандарта Hi-Fi VHS, и осенью того же года JVC выпустили модель HR-D725, которое является первым Hi-Fi потребительским устройством стандарта VHS.

Новый формат Hi-Fi, хотя и был по-прежнему аналоговый, имел звук качества CD благодаря использованию модуляции звуковой частоты (AFM), в которой записанный стереофонический аудиосигнал был по существу скрыт под видеосигналом на том же участке ленты, а затем извлечен на воспроизведении. Динамический диапазон был улучшен до более чем 80 дБ вначале и более 90 дБ в моделях после 1986 года. Частотные характеристики составляли 20-20000 Гц.

В 1983 году европейцам стало ясно, что отвоевать рынок у сторонников VHS уже нельзя.

ITT «перебежала» из лагеря Video 2000 в лагерь VHS. Следом начались перебежки в Японии – к VHS переметнулась Toshiba.

К 1984 году в группе VHS насчитывалось 40 компаний, тогда как в группе Betamax всего дюжина.

Массовость фирм-сторонниц принесла два результата.

Во-первых, стандарту VHS стали больше доверять.

Во-вторых, она стала поводом для стремительных темпов совершенствования продукта в ключевой момент, когда рынок принимал решение, на какой стандарт перейти.

Успех VHS закрепило появление и развитие индустрии видеопроката. Благодаря открытой политике JVC прокаты, в огромном количестве появившиеся в середине 80-х, предлагали фильмы на кассетах VHS. После этого потребительский сектор Betamax начал неуклонно сокращаться, и владельцы Betamax-магнитофонов были вынуждены переходить на другой формат.

Следующим шагом стало улучшение Betamax до SuperBeta (иногда называемой High Band Beta) в 1985 году. SuperBeta позволила получить прирост на 20% до 290 линий в горизонтальном разрешении и получила некоторые механические изменения для уменьшения видеошума, но к тому времени американская и европейская доля Betamax уже упала ниже 10% рынка.

Super VHS предложил до 420 горизонтальных линий (в современных цифровых терминах 560 пикселей от края до края), которые превосходили качество телетрансляций и соответствовали качеству лазерных дисков в этом одном параметре. Однако «супер» стандарты оставались дорогой нишевой продукцией для небольшого количества видеофилов и любителей видеокамер.

Когда домашние видеомагнитофоны начали становиться популярными в Великобритании, главной проблемой стала доступность и цена. Машины VHS были доступны через сети проката, в то время как аппаратура Beta рассматривалась как более престижный выбор для людей, требовавших высокое качество и готовых платить за него.

Video 2000 был закрыт в 1985 году, став первой жертвой войны формата.

В 1985 году Philips и Grundig выпустили свои VHS-видеомагнитофоны. Формат VHS стал мировым стандартом в области бытовой видеозаписи. Дольше всех упорствовала Sony.

Хотя Betamax первоначально владел 100% рынка в 1975 году, воспринимаемая ценность более длительного времени записи в конечном итоге склонила баланс в пользу VHS. К 1980 году VHS успешно контролировал 60% североамериканского рынка.

Журнал Fortune писал в 1985 году: «Betamax продолжает все больше и больше отставать... Видя насколько неустойчиво положение Betamax, потребители в больших количествах устремились к VHS. Они обеспокоены тем, что производители видеокассет для видеомагнитофонов могут однажды отказаться от стандарта Betamax».

К концу 80-х годов война окончилась полной победой VHS. Видеомагнитофоны этого стандарта безраздельно господствовали на рынке бытовой видеоэлектроники вплоть до середины 90-х, по всему миру их ежегодно продавалось около 200 млн.

По сравнению с парком установленных в конце 1980-х годов устройств аналогичный показатель в конце 1970-х был не слишком высок. Таким образом, стандарт VHS захватил большую долю рынка, но в количественном выражении эта доля была ничтожна (менее 10 миллионов пользователей).

Пока проходила дуэль между форматами Betamax и VHS, объем годовых продаж предварительно записанных видеокассет - дилерам системы видеопроката - в США достиг без малого нескольких миллионов копий. Как только VHS, перейдя некий Рубикон, стал явным стандартом (это произошло где-то в 1983 году), производство ориентированной на него видеотехники, если судить по продажам видеокассет, резко пошло вверх. В тот год было продано свыше 9,5 миллионов видеокассет, на 50% больше, чем год назад. В 1984 году объем продаж достиг 22 миллионов штук и последовательно возрастал 52, 84 и 110 миллионов - вплоть до 1987 года. Ну а к тому времени прокат видеофильмов стал одной из наиболее популярных форм досуга, и VHS-видеотехника окончательно вытеснила с рынка модели, рассчитанные на другой формат. Вот так количественные изменения в уровне восприятия новой технологии могут перерасти в качественные изменения той роли, которую играет эта технология.

Количество проданных единиц (млн)

           1975                1980               1985               1990

Доли VHS + Betamax рынка

1975     1980                  1985            1990

Однако это преимущество оказалось решающим в 1980-х годах, когда возросли продажи видеомагнитофонов.

В отличие от 1970-х годов потребитель 1980-х использовал видеомагнитофон главным образом для просмотра кассетных видеофильмов (в основном кинофильмов и спортивных мероприятий). Это создало эффект «снежного кома», который постепенно преумножил первоначальное преимущество VHS и в конечном счете подавил стандарт Betamax.

К 1981 году продажи видеотехники Beta в США упали до 25% рынка. Поскольку киностудии, видеостудии и магазины видеопроката отвернулись от Betamax, сочетание более низкой доли рынка и отсутствия широкого перечня фильмов еще больше укрепило позицию VHS. К 1986 году доля Betamax снизилась до 7,5% и продолжала снижаться.

В течение сорока лет JVC доминировала на рынке с его VHS, Super VHS и VHS-C форматами и собирала миллиарды роялти, пока Sony не желала учитывать то, чего желали потребители. Sony начала выпускать видеомагнитофоны VHS в 1988 году, когда формат был абсолютно доминирующим на рынке.

В 1988 году компания Sony приступила к выпуску продукции стандарта VHS.

Зато Sony, проиграв войну за рынок домашнего видео, смогла сделать свой формат Betacam главным стандартом для профессионального ТВ.

И даже после этого Sony стабильно продолжала выпускать новые модели видеомагнитофонов Betamax.

Судьба Betamax сложилась плачевно. Немногочисленные сторонники этого формата кое-как помогали ему удерживать на рынке мизерную долю. В 1993 году Betamax-магнитофоны были сняты с производства в Америке, а в Японии последний такой магнитофон сошел с конвейера в 2002 году.

27 августа 2002 года было объявлено о прекращении производства и имя Betamax исчезло в истории, окончательно сдав свои позиции.

Но оба формата безнадежно устарели гораздо раньше — с появлением и распространением цифровых видеотехнологий.

Причины поражения Betamax до сих пор остаются предметом споров. Очевидно, что победа VHS не была обусловлена техническим превосходством, наоборот, именно Betamax считается более совершенным форматом. Однако на исход войны повлияло множество факторов.

Поражение Betamax стало классическим примером влияния маркетинговой политики на успех продукта, а само название Betamax давно стало нарицательным. В английском языке глагол "to Betamax" используется для описания поражения запатентованного формата форматом открытым, позволяющим свободное лицензионное производство.


 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!