Религия народов Средней Азии до завоевания арабами.



Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени и, по-видимому, оказал на человечество, прямо или косвенно, большее влияние, чем какая-либо, другая религия. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев.

Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры /в греческом произношении- Зороастр/. Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Имя Заратуштра означает, скорее всего, "верблюжий погонщик" или "золотой верблюд". Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину.

В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога- Ахурамазду. все в мире - боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. Самая большая община современных зороастрийцев - это парсы, живущие в Индии. Именно они сохранили главное богатство зороастризма- священную книгу "Авеста".

Государство Саманидов. Возникновение, развитие и крах.

Саманиды, в качестве наместников, подчиненных Тахиридам, выдвинулись еще при основателе Тахиридской династии Тахире ибн Хусейне. Родоначальник Саманидов, Саман, феодал из Балха. Саман под влиянием Мамуна расстался с зороастризмом и принял ислам. Тогда же выдвинулся и сын Самана-Асад, к которому халиф также благоволил. У Асада было четыре сына-Нух, Ахмед, Яхъя и Ильяс. Нух-старший из братьев, занимал особое положение и во внешних сношенных выступал как глава семьи. После его смерти в 841г. главой этой маленькой, еще окончательно не оформившейся династии стал его брат Ахмед. В 875 халиф признал Насра ибн Ахмеда (864/865-892г.г) главой династии и прислал ему "диплом" на управление государством.

Падение Тахиридов в 873г. создало исключительно благоприятную обстановку для объединения Мавераннахра в единое прочное государство, чем Саманиды в полной мере и воспользовались. В 874г. правителем Бухары становится младший брат Насра - Исмаил.

Возраставшая с каждым днем мощь государства Саманидов вызывала беспокойство в центре халифата. В сражении у стен Бухары в 900г. войска Амра ибн Лейса были разбиты Исмаилом, и он установил свою власть в Хорасане. Исмаил впервые после арабского завоевания объединил разрозненную в результате междоусобиц страну и создал сильное, независимое государство. Саманидское государство было для своего времени крупнейшим на Востоке, превышавшим по своей территории и богатству тогдашний халифат.

На жизнь городов при Саманидах особенно существенное влияние оказывал диван мухтасиба. В обязанности его входило, прежде всего, наблюдение за весами и гирями торговцев. Общий контроль и главным образом контроль над расходованием казны в саманидском государстве осуществлял диван мушрифов, т.е. наблюдателей. Большую роль в жизни саманидского правителя, дергаха и государства играла гвардия из тюркских гулямов. Основной задачей тюркских гулямов была охрана власти правителя и его дома внутри самого феодального государства. Такова в кратких чертах система центрального и областного управления в Маверанахре при саманидах.

Разные местные владетели хотели видеть себя полными хозяевами своей земли. Поэтому расцвет государства Саманидов, совпадавший по времени с правлением Исмаила Самани оказался непродолжительным. Уже в середине X в. Появились явные признаки упадка саманидского государства, которое в последующие десятилетие еще больше ослабевает и, наконец в 1005г. династия Саманидов прекращает свое существование.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!