Государство Сельджукидов и его социально-экономическое положение.



В 1059г. сельджуки захватили Балх и тем самым перерезали связь между Маверанахром и Газневидским государством. А после крушения газневидского государства под ударами сельджуков Хорезм вошел в состав государства Сельджуков (XI-первая половина XIIв.)

Глава династии Ануш-Тегина, состоявший на службе притворе Сельджукидов, был назначен сельждукидским султаном Мелик- шахом (1072-1092г.г.) правители Хорезма. После смерти Ануш-тегина правитель Хорезмом стал его сын Кутб ад-Дин Мухаммед (1097-1127г.г.), котрый приял титул хорезмшаха и считался преданным вассалом султана Санджара.

Подлинным основателем великого госудасртва хоремшахов можно считать сына Мухаммеда - Атсыза (1127-1156г. г) он и его наследники, используя каждый удобный момент, прилагали все усилия, чтобы добиться независимости Хорезма от государства Сельджукидов. В первые годы своего правления Атсыз подчинялся султану Санджару и принимал участии в его походах, но в то же время он путем подчинения Хорезму соседних племен становится все более могущественным. Ему удалось захватить земли по нижнему течению Сырдарьи (Дженд) и полуостров Мангышлак.

Укрепив свое положение, Атсыз трижды (1138, 1141-1142 и 1147-1148г.г) восставал против Санджара (учитывая и тот факт, что победа кара-китаев в 1141г.г ослабила Сельджукидов), но терпел поражения. Наконец, в июне 1148г. Атсыз вынужден был заявить Санджару о своем полном подчинении Сельджукидам. Там не менее он сумел подготовить почву для независимости Хорезма и создания будущего великого государства хорезмшахов (власть Сельджукидов в Хорезме с середины XIIв. Была по существу номинальной).

В начале второй половины XIIв. В Маверанахре и на территории северных районов Афганистана произошли события, послужившие главной причиной падения государства Сельджукидов.

Государства Хорезмшахов-Ануштегинидов. Возникновение и развитие.

В период правления Самнидов Хорезм в составе саманидского государства оставался полунезависимым владением. Когда караханидское завоевание привело к падению саманидской династии и распаду огромной территории государства Саманидов, Хорезм, благодаря своему окрашенному положению, не вошел ни в караханидское, ни в газневидсвоке государство.

В XII- начала XIII в.в. начинается возвышение Хорезма. Подлинным основателем великого госудасртва хоремшахов можно считать сына Мухаммеда - Атсыза (1127-1156г.г) он и его наследники, используя каждый удобный момент, прилагали все усилия, чтобы добиться независимости Хорезма от государства Сельджукидов. Ему удалось захватить земли по нижнему течению Сырдарьи (Дженд) и полуостров Мангышлак.

После смерти Санджара государство Сельджукидов фактически прекратило свое существование.

Это обстоятельство еще больше укрепило самостоятельность Хорезма. Хорезмшах Текеш являлся наиболее талантливым правителем Хорезма, сумевшим создать могущественное военно-феодальное государство в Передней и Средней Азии. Текеш организовал эффективный аппарат государственного управления, заботится о развитии сельского хозяйства, ремесленного производства, торговли.

Текешу наследовал его сын Мухамед (1200-1220г.г). В 1203г. он при поддержке кара- китаев полностью завоевал Хорасан. Покорив также Герат с окрестностями (1204г), он в 1207г. вернулся в свою столицу и стал готовится к захвату Маверанахра.

Внутри же государство, не было ни одного класса общества, который был бы опорой Мухамедда. Феодалы, духовенство, народ- все по разным причинам были недовольны его политикой. Даже наемные армия, обеспечившая ему военные успехи, в конце концов вышла из повиновения. Огромное государство Мухамедда хорезмшаха не обладало внутренней прочностью и поэтому легко пало под ударами монголов.

30. Реформирование узбекского народа.

В процессе этногенза узбекского народа можно условно выделить четыре этапа:

I этап- с древнейших времен (IV-III тыс. до н.э.) до II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры.

В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа (саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.).

II этап- со II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры до XIIIв.

На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа- тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков.

III этап-с XIII по XVI в.в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт-и-Кипчака, передавшие ей свое имя.

IV этап-с XVII до середины XIXв., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.

31. Культура Средней Азии в IX – XII вв.

Особого расцвета достигла при Саманидах поэзия. Ярким представителем ее был Рудаки Абдулла Джафар. (Родился в конце IX в. Умер в 941 году).     Плеяда замечательных поэтов Х в. создала таджикско-персидскую поэзию, выдвинувшую в последующие столетия таких могучих гениев стиха как Фирдоуси , Саади, Хафиз, которые в основных чертах определили на многие века направления поэзии стран так называемого мусульманского Востока.

При дворе Саманидов большое внимание уделялось истории и географии. Мадаини, Белазури, Табари, Ибн Мискавейх, Муххамад Наршахи и другие были популярными историками той эпохи. В этот период работает один из известных историков саманидского периода Абу- Бакр Наршахи (899-959). В 40-х годах IX в. он пишет "Историю Бухары". Период правления Караханидов можно считать временем появления тюркского литературного языка. В 1074г. появляется первый труд по истории, языку, литературе и культуре тюркских народов "Девону лугати тюрк" (Словарь тюркского языка) Махмуда Кашгари (жил и творил в XI веке). Это ценнейшее произведение находится сейчас в Стамбуле.

До нашего времени сохранились лишь немногие архитектурные памятники IX -X в.в. В этот период в строительстве начинают применять высококачественный обожженный кирпич и алебастровый раствор. Значительную роль в постройках Х в. играло дерево. Первоначально в композиции строящихся зданий продолжали сохраняться старые традиции. Таков мавзолей Исмаила Самани в Бухаре (Хв). Мавзолей считается одним из совершеннейших произведений, построенных на рубеже IX -Xвв. Здание сохранилось до нашего времени и находится в прекрасном состоянии. Большой интерес для науки и культурного наследия представляют остатки жилых  построек на городищах Афрасиаб, Варахша, Пайкенд и некоторых других. В них обнаружены фрагменты росписи клеевыми красками по алебастровой штукатурке, резьбы по алебастру и глиняной штукатурке и стенных росписей с цветочным растительным узором. В Х в. широкое распространение получила монументальная архитектура. До нашего времени сохранилось довольно значительное число шедевров из жженого кирпича, произведенных в XI-XII в. Среди них такое замечательное произведение древних зодчих, как мечеть Деггаррон в селении Хазара. Среди прекрасных произведений монументальной архитектуры Ургенча сохранился чудесный мавзолей Фахруддина Рази и мавзолей, называемым мазаром Шейха Шерефа.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!