Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей. Восстание Спитамена.



Владычество Ахеменидов над рядом областей Средней Азии, прервавшее процесс развития национальной государственности, продолжалось около двух веков и завершилось не освобождением среднеазиатских народов, а новым завоеванием- греко-македонскими войсками под командованием Александра Македонского, под ударами которых распалась некогда могущественная держава Ахеменидов.

Весной 329г. до н.э. Александр появился на территории Средней Азии и, видимо, без особого труда завоевал Бактрию, а затем, переправившись через Амударью, вступил на согдийскую землю. Но борьба народов Средней Азии за независимость продолжалась. В 329-327г.г. Согд и Бактрия были охвачены крупнейшим народным восстанием против греко-македонских завоевателей, которое возглавил согдийский военачальник Спитамен, одна из замечательных фигур в истории предков узбекского народа. В его развитии можно проследить три этапа: I этап (весна-осень 329 г. до н.э.), когда инициатива восстания исходила главным образом от местного оседлого населения. На этом этапе Спитамен уничтожил в сражении при Мараканде часть македонского войска. Однако II этап (весна - осень 328г. до н.э.) борьбы за независимость имел уже несколько иной характер - Лишившись поддержки оседлых поселений, Спитамен продолжал борьбу с помощью кочевников- массагетов. Второй этап восстания завершается гибелью Спитамена, по одной версии, убитого предавшими его вождями кочевников, по другой- погибшего от руки собственной жены.

Значимость Великого Шелкового Пути и торговли.

Великий Шёлковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные трассы караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок Шёлкового пути проходил через территорию Средней Азии и Казахстана.

Название «Великий шелковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком, который был главным предметом торговли на этом пути.

1) Представляя собой систему караванных дорог, связывавших страны Востока и Запада, он в первую очередь выступал как крупнейшая торговая артерия, по которой осуществлялся интенсивный товарообмен между Китаем и Европой. По Великому шелковому пути везли также на продажу знаменитых ферганских лошадей, которых китайцы называли «небесными»

2) Громадный вклад в установление культурных контактов между Западом и Востоком внесли представители различных направлений христианской ценрки.

3) Важнейшей функцией Великого шелкового пути является дипломатическая. Данные о зарождении ранних форм дипломатических отношений между государствами и владениями Средней Азии содержатся уже в Авесте.

4) Именно через Среднюю Азию шёл культурный обмен между Востоком и Западом. Оказавшись на стыке двух цивилизаций - азиатской и европейской - народы Средней Азии смогли впитать в себя лучшее из культурных достижений средневековья. По Великому шёлковому пути распространялась и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву, в определенную этнокультурную среду, получали широкое распространение.

5) По Великому шёлковому пути шёл активный процесс обмена производственными навыками, открытиями, изобретениями.

 

 

Государства Канг, Даван и Тахаристан.

Государство Кангха (Кангюй). Возникло в III в. до н.э. Основателями его были кочевые сакские племена. Основные города и земли государства Кангха располагались вдоль берегов Сырдарьи. Остатки городища Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса, как удалось установить археологами, являются бывший столицей саков-Кандгиз, которая была основана в III в. до н.э. Политическое главенство в государстве принадлежало кочевникам. Кангха в конце IIв. до н.э. становится наиболее могущественным государственным объединением племен. В период максимального расцвета, в I в. до н.э., оно имело 120 тыс. войска. Располагая сильной армией, Кангюй проводил самостоятельную внешнюю политику и оказывал помощь своим соседям в их борьбе с иноземными захватчиками. Ко II-I в.в до н.э. относятся попытки государства Кангюй наладить чеканку собственной монеты и денежное обращение. Здесь добывались медь, серебро, железная руда, золото и др. металлы, что способствовало развитию металлургического производства и превращению Ташкентского оазиса в кузницу Средней Азии того периода. Еще в 270г. н.э. государство Кангха направляло посольства за пределы Средней Азии. Позже его могущество окончательно падает, и оно входит в состав Эфталитского государства.

Государство (Паркан Давань). Точная дата образования и прекращения существования этого государства неизвестна: предположительно, III в. до н.э.- IIв. н.э.. Оно занимало территорию древней Ферганы.

По китайским сведениям, полученным в конце II в. до н.э., население Ферганы составляло 300 тыс. человек, а войско-60тыс. человек. Главным городам был Эриш (Эрши). Давань описывается как страна высокоразвитого сельского хозяйства. Оседлое земледельческое население занималось разведением различных культур- ячменя, риса, люцерны, винограда,-умело сохранять вино в больших глиняных хумах на протяжении многих лет. Социально-экономический строй Паркана сохранял такие же черты рабовладельческих отношений, что и Кангха. Женщины пользовались особым почетом и играли большую роль в обществе. Китайские императоры, располагая сведениями о богатых ресурсах Давани, пытались покорить это государство. В 104-101г.г до н.э. китайские войска дважды вторгались в Фергану. Получив выкуп (несколько десятков аргамаков и 3 тыс. других лошадей), китайцы, так и не сумев вступить в город, повернули обратно. Дальнейшая история государства Давань неизвестна. Полагают, что во IIв. Н.э. оно было завоевано кочевниками.

Государство Тохаристан (Дахя): II-Iвв. до н.э.; занимало территорию южного Узбекистана, значительную часть современного Таджикистана, а также северные районы Афганистана. Оно было создано, по свидетельству китайских источников, юечжами, разгромившими между 140 и 133 г.г до н.э. Греко -Бактрийское царство. В дальнейшем Тохаристан распадается на несколько небольших царств. В китайских источниках нет сведений, на основании которых можно было бы сделать заключение о социально-экономическом строе Тохаристана, но, по-видимому, здесь существовали, медленно развиваясь, видоизменяясь, отношения, аналогичные тем, что имели место в Кангхе, Паркане.

18. Культура народов Средней Азии античного периода (IV век до н.э. - (IV век нашей эры.)

Население Согда и Бактрии продолжало говорить на различных иранских наречиях, в то время очень близких друг к другу. Придворным языком был греческий. Существовал также язык, образовавшийся в результате смешения греческого и одного из местных. Среди местного населения по-прежнему был в употреблении зороастрийский календарь. Из музыкальных инструментов в это время употреблялись флейта, лютня, барабан, арфа, смычковый инструмент и труба в виде изогнутого рога.

Замечательными памятниками греко-бактрийского периода являются предметы из золота и серебра. Лучшее собрание их хранится в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург). Среди религиозных верований кангюйцев следует отметить: зороастризм, культ Анахит, культ Митры, культ Сиявуша.

Развиваются ремесла и торговля Кушанское государство (I-IV век н.э.) достигает апогея своего могущества. Кушанское время характеризуется серьезными сдвигами в духовный культуре народов Средней Азии. Широкое распространение получили различные системы письменности. Религиозные верования отличались большой сложностью. Основная часть среднеазиатского населения по-прежнему придерживалась зороастризма. Кушанская эпоха - время апогея древнего искусства Средней Азии. Известно о развитии искусства монументальных форм (живопись, скульптура, рельефы), малой пластики (терракоты), прикладного искусства (ювелирное производство и др.). Искусство кушанского времени представляет собой удивительный сплав местных, среднеазиатских, а также индийских, иранских и эллинистическо-римских традиций и в свою очередь оставило глубокий след на художественной культуре Индии, Восточного Туркестана, Восточной Европы, Дальнего Востока.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!