Появление ранних государственных устройств на территории Средней Азии.



Предмет и источники изучения «История народов Узбекистана».

Предметом истории Узбекистана является:

1) изучение богатого, поистине уникального прошлого нашего народа через призму важнейших исторических фактов, событий, явлений, процессов, вклада наших великих предков в сокровищницу мировой цивилизации, деятельности широких народных масс, их борьбы за прогресс и процветание Отечества, за свою свободу и независимость;

2) анализ социально- политических, экономических и культурных аспектов исторического развития нашего региона с древнейших времен до наших дней в тесной взаимосвязи со всемирной историей.

Важнейшие задачи курса:

1) представить молодому поколению историю Узбекистана со всеми ее светлыми и темными сторонами, с многообразием общественно- политических, экономических и культурных связей и перспектив общественного развития, с кипением человеческих страстей и столкновением личностей, со всеми сложностями и противоречиями;

повысить политическую культуру молодежи, помочь ей сформулировать социальные ориентиры, что является жизненно необходимым в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями, с многообразием подходов, многопартийностью.

2) воспитать у молодого поколения высокую духовность и нравственность.

3) важнейшей задачей курса является воспитание у молодежи чувства патриотизма, поскольку " любовь к Отчизне способна разрешить любую проблему, способна все победить".

Периодизация первобытного общества и их характеристика.

ПАЛЕОЛИТ был самым продолжительным периодом в истории человечества. Следует охарактеризовать его основные этапы.

Ранний палеолит. Этот период характеризуется становлением человека и человеческого общества, а также появлением первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами, поэтому данный период называют еще стадным периодом. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы - грубые рубящие орудия, т.е. массивные куски камня- гальки, стесанные с одной, реже с обеих сторон. При помощи их древний человек мог выкапывать корни, добывать животных, резать, колоть и т.д.

 Физический тип человека раннего палеолита представлен архантропом /человек древний/, разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Стоянками древнейших людей на территории нашего региона, относящимися к раннему палеолиту, являются СЕЛЕНГУР в долине Ферганы 700-500 тыс. лет до н.э./, а также стоянка КУЛЬБУЛАК в Ташкентском оазисе близ г. Ангрен / 700-500 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит /мустье/. В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня/ в том числе с помощью трения./ Появляется первые костяные и деревянные орудия труда, некоторые орудия имели деревянные рукоятки. В эпоху мустье возникают зачатки религиозных воззрений, первобытное изобразительное искусство /наскальные рисунки/, люди начинают делать предметы украшения.

Изменился и физический тип строения человека: на смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец, который является переходной ступенью к человеку современного вида и отличался высоким ростом, прямо хождением, имел более развитый головной мозг /появился двигательный центр речи/, сформировавшийся лоб и нижнюю челюсть.

На территории Узбекистана были открыты стоянки людей эпохи мустье: в пещере Тешикташ /в горах Байсуна, Сурхандарьинская область/, гроте Эмир Темур /недалеко от Тешикташа/, в пещерах Ходжикента и Обирахмата/ верховья р. Чирчик, долина р. Ангрен в Ташкентской области/, Аманкутана в окрестностях Самарканда и многие другие.

Верхний палеолит /поздний палеолит/ . Важным изобретением, способствовавшим развитию охоты, стало создание дротика, копьеметалки - предшественницы лука и стрел. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства. В верхнем палеолите происходит формирование современного типа человека- кроманьонца, отличающегося исчезновением надбровных выпуклостей, уменьшением нижней челюсти, легкими и быстрыми движениями, более совершенными навыками изготовления тонких и сложных орудий труда. Возникают человеческие расы и различные антропологические типы, приближающиеся к современным трем расам - европеоидной, монголоидной и негроидной. в эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной, представляющей собой экзогамную /запрет браков внутри общины/ группу людей, связанных узами родства и общностью происхождения по материнской линии. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

Памятниками эпохи позднего палеолита в Узбекистане являются: стоянка в районе городского порта Самарканда, стоянка на склонах Каратау в Бухарской области, стоянки Бозсу-1 и Бозсу-2/ в Ташкентской области/.

Мезолит. Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда- топор/ в результате присоединения к рубилу ручки/, лук и стрелы. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство; собирание и употребление ягод и фруктов оказало положительное влияние на развитие организма и мышления человека. К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой /Ширабадский район Сурхандарьинской области/.

С отступлением ледника большие просторы Узбекистана становятся пригодными для жизни человека - происходит расселение племен, в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

На территории Узбекистана обнаружено более 100 стоянок, относящихся к мезолитическому периоду, в том числе: в Ферганской долине /Обишир/, в Ташкенте на левом берегу канала Бозсу /Кушилиш/, в Сурхандарьинской области в горах Байсуна /в гроте Мачай/.

Неолит. Особенностями неолитического периода стало: появление земледелия, применение ранее неизвестных приемов обработки камня полирование, пиление и др. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита племена переходят к оседлому образу жизни, что послужило развитию ремесел: гончарного производства; В эпоху неолита расцвета в своем развитии достигает матриархат. Стоянки неолитического периода на территории Узбекистана обнаружены: в Центральной Фергане, в Южном Приаралье, по нижнему течению Амударьи /кальтеминарская культура/, в долине Зеравшана, низовьях Кашкадарьи.

Энеолит /медно-каменный век/. В конце неолитического периода на территории Узбекистана начинается применение меди. Однако применение меди не привело к качественным сдвигам в развитии производительных сил, не составило особой эпохи в развитии древнего общества. Камень продолжал оставаться основным сырьем для изготовления труда, так как медь не обладала необходимой твердостью. Памятники неолитического периода обнаружены в восточных районах Приаралья, низовьях Амударьи и Зеравшана, северной части Бухарской области.

Эпоха бронзы. Великим хозяйственно- культурным открытием стало получение бронзы/сплава меди с оловом, свинцом или цинком/, которая имела неоспоримые преимущества перед медью - была более твердой, более легкоплавкой, химически устойчивой, отличалась хорошей ковкостью, наполненностью форм при отливке, давала острые края. Интенсивное развитие получает мотыжное земледелие. В конце эпохи бронзы появляется ирригация - первые искусственные оросительные каналы /длиной до нескольких десятков метров/ в Хорезме, низовьях Зеравшана. Необходимость охранять имущество оседлых земледельцев и скотоводов привела к образованию военных племенных союзов. Стоянки эпохи бронзы открыты учеными в низовьях Зеравшана, древнем Хорезме, Ташкентском оазисе, Самаркандской области, Ферганской долине, Сурхандарьинской области и др. районах.

Эпоха железа. Появление и применение железа сыграло поистине революционную роль в развитии производительных сил, способствовало дальнейшему прогрессу в земледелии, ремесленном производстве, ирригационной технике. Но главное заключается в том, что применение железа полностью отделило земледелие и скотоводство, способствовало разрушению первобытнообщинного строя, ускорению процесса разложения первобытного общества: оно укрепило частную собственность, создало основу для образования класса знати, сыграло важную роль в возникновении классового общества.

В эпоху железа появляется один из признаков города - рынок, возникает интенсивный товарообмен, в результате чего происходит ускорение накопления богатства в руках отдельных лиц, классового расслоения общества. Все это приводит к образованию государств на территории нашего региона Памятники эпохи железа обнаружены в Ферганской долине /Чуст, Дальверзинтепа, в Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской областях, Хорезме.

5. Быт и занятия первобытных людей каменного века.

Каменный век, прошел три основных этапа в своем развитии:

1) Древнекаменный, или палеолит, который делится на три периода - раннего (ашель), среднего (мустье) и позднего (ориньяк, солютре, мадлен) палеолита 2) среднекаменный век, или мезолит; 3) новокаменный век (неолит и энеолит).

Ранний палеолит. Этот период характеризуется становлением человека и человеческого общества, а также появлением первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами. Человек использовал естественные источники питания, ограничиваясь собирательством и охотой. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы- грубые рубящие орудия, т.е. массивные куски камня- гальки, стесанные с одной, реже с обеих сторон. При помощи их древний человек мог выкапывать корни, добывать животных, резать, колоть и т.д. Физический тип человека раннего палеолита представлен архантропом /человек древний/, разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Средний палеолит /мустье/. Похолодание, начавшееся в результате распространения резкого оледенения, заставило древних людей совершенствовать охотничье хозяйство, приспосабливая его для охоты на крупных животных. В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Человек научился делать копье и рогатину. Древние люди начинают объединяться в более крупные коллективы, в которых появляются зачатки родового устройства и разделения труда по полу. На смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец, который является переходной ступенью к человеку современного вида и отличался высоким ростом, прямым хождением, имел более развитый головной мозг.

Верхний палеолит /поздний палеолит/. Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда - камня. Широко применяются острые тонкие ножи, скребки, проколки, резцы. Важным изобретением, способствовавшим развитию охоты, стало создание дротика, копьеметалки - предшественницы лука и стрел. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, сооружение долговременных зимних жилищ. В эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной, представляющей собой экзогамную /запрет браков внутри общины/ группу людей. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

Мезолит. Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда - топор/ в результате присоединения к рубилу ручки/, лук и стрелы, что привело к возрастанию роли одиночных охотников. Возникла новая техника - шлифование, сначала кости, а в конце периода - камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. Возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство. К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой /Ширабадский район Сурхандарьинской области/.

Неолит. Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства /охота, собирательство/ к производящему - земледелию и скотоводству. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита расцвета в своем развитии достигает матриархат. Матриархальная родовая община сосредотачивает в своих руках все производственные функции, возникает парная семья.

6. Бронзовый век в Узбекистане. Появление городов.

Получение бронзы вытеснило камень как основное сырье для изготовления орудий труда и стало новым этапом в развитии человечества, способствовало его дальнейшему прогрессу, обусловило огромные технические и культурные достижения.

Интенсивное развитие получает мотыжное земледелие. В конце эпохи бронзы появляется ирригация - первые искусственные оросительные каналы /длиной до нескольких десятков метров/ в Хорезме, низовьях Зеравшана. Дальнейшее развитие получает оседлое скотоводство и начинается его отделение от земледелия. Развитие земледелия и скотоводства способствовало созданию прибавочного продукта, что в свою очередь привело к взаимообмену между родами и племенами и установлению между ними торгово - экономических, культурных, этнических отношений. Усиливается процесс межрегионального обмена, что ведет к возникновению торговых путей, связывающих различные области в экономическом плане. В эпоху бронзы появились укрепленные поселения, свидетельствующие о росте богатства больших семейных общин. Они представляют большой интерес для изучения ранних этапов истории древних городов Узбекистана.

Стоянки эпохи бронзы открыты учеными в низовьях Зеравшана, древнем Хорезме, Ташкентском оазисе, Самаркандской области, Ферганской долине, Сурхандарьинской области и др. районах.

 

Появление ранних государственных устройств на территории Средней Азии.

Государственность в Средней Азии зарождается в IX-VIIIв.в до н.э. вместе с переходом к раннежелезному веку и непосредственно связана с развитием земледелия и скотоводства, т.е. производящих форм хозяйства.

Древние государства формировались как мелкие территориально-структурные единицы, "культурно-хозяйственные районы", площадь которых не превышала 5-10 кв. км. и которые занимали, как правило, древние земледельческие оазисы. В структуру такого государства- "культурно-хозяйственного района", на территории Узбекистана обычно входили: поселение, орошаемые земли, ирригационные системы, пастбища. В целом функции древних государств сводились к следующим:

1)общественная (управленческая);

2)социально-экономическая (хозяйственная);

3)военная (оборонительная)

4)идеологическая (религиозная).

Древнейшим государственным объединением, образовавшимся в Средней Азии в VII в . до н.э. было Древнебактрийское царство, которое занимало территорию собственно Бактрии, а также Согда и Маргины. В VII-VI в.в. до н.э. оно располагалось в долинах Сурхандарьи, Кашкадарьи, Зеравшана и северной (северо-восточной) части Афганистана.

Центральные города областей, входивших в состав Древнебактрийского царства, располагались на месте Кызылтепа, Еркургана, Узункыра и Афрасиаба, т.е. самых древних городов, обнаруженных археологами на территории Узбекистана, возраст которых насчитывает не менее 2700 лет.

Примерно в это же время существовало другое государство - Древнехорезмийское. По поводу территории, которую оно занимало, существует две теории: "Малый Хорезм"-от среднего течения Амударьи до Аральского моря, т.е. территорию современной Хорезмской области. Один из крупных центров Хорезма располагался на месте гродища Кюзелигыр.

 

 

8. (10). Авеста – основной источник истории народов Средней Азии.

Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры /в греческом произношении- Зороастр/. Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Имя Заратуштра означает, скорее всего, "верблюжий погонщик" или "золотой верблюд". Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину.

В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога- Ахурамазду. все в мире - боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. Самая большая община современных зороастрийцев - это парсы, живущие в Индии. Именно они сохранили главное богатство зороастризма- священную книгу "Авеста".

Состав "Авесты" . По свидетельству Беруни, канонизированная "Авеста" состояла из 21 книги /каждая из которых называлась "наск"/Из них в результате преследований зороастрийцев и распространения ислама сохранились только 5:

1/ "Ясна" /"жертва", "моление"/- свод текстов, сопровождающих основные обрядовые церемонии;

2/ "Яшты "почитание", "восхваление" -гимны божествам зороастрийского пантеона

3/ "Видевдат"- "закон против девов /демонов/", предписания о поддержании ритуальной чистоты /содержаит также ряд религиозно-юридических положений, фрагменты древних мифов, эпоса и пр/;

4/ "Виспрат- "все владыки", собрание молитв и литургических текстов;

5/ обобщающая книга- "Малая Авеста".

Особенность "Авесты" состоит в том, что она включает в себя много исторических пластов, хронологически относящихся к различным эпохам. Первые записи авестийских текстов, согласно Беруни, были сделаны в эпоху Александра Македонского золотыми буквами на шкурах 12 тысяч оленей или коров.

"Авеста", несмотря на религиозно- мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Анализ в социально-экономическом отношении показывает, что они отражают ситуацию, обычную для обществ, находившихся на пороге или в начале создания государства. Итак, социально- общественные отношения в Средней Азии согласно "Авесте", можно охарактеризовать как переходные от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Происходило разложение родовой общины и возникновение сельской общины. Отдельная семья становится хозяйственной ячейкой общества. Таким образом, уже с древнейших времен сложилась эта особенность в Средней Азии, заключавшаяся в общем соотношении между оседлостью одной части племен и продолжавшимся кочевничеством другой. Таким представляется реконструированное по "Авесте" среднеазиатское общество I тыс. до н.э.

9. (11). Древние города Средней Азии (VIII век до н. э. - IV век нашей эры).

Вскоре после расправы над согдийцами против Александра Македонского восстало население семи городов левобережья Сырдарьи (сохранилось название двух из них - Газа и Кирешата, или Кирополь).

Александр дал поручение одному из своих вое-начальников "основать города с Согдиане" (Арриан).

 С целью создания опорных пунктов греко-македонской колонизации Александром было построено, по данным античных авторов, 8-12 городов- так называемых Александрий. Упоминаются: Александрия Эсхата (между современным Ходжентом и Бекабадом, на Сырдарье), Александрия Арейская (Герат), Александрия на Оксе (в районе Термеза или Куляба), Ай-Ханум, Александрия Бактрийская (вероятно Бактры), Александрия Маргианская (ныне Байрам - Али). В них было расположено до 20 тыс. пехоты и 3 тыс. всадников.

Для обеспечения сохраннности северо-восточных областей державы основывал укрепленные колонии, заселяя их премущественно греками; историческая традиция приписывает Селевку основание 75 новых городов (Селевка, Антиохия за Яксартом, Антиохия Маргианская и др.).

Основные города и земли государства Кангха располагались вдоль берегов Сырдарьи. Остатки городища Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса, как удалось установить археологами, являются бывший столицей саков-Кандгиз, которая была основана в III в. до н.э. (китайские источники называют этот город Битянь).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!