Близок последний час. Дай, Господи, покаяться, чтоб безопасно совершить страшный переход ко смерти. 15 страница



— А чтобы оно не пошло вслед за макассаром, смотрите, я затворяю дверку и задвижку закладываю на крючок, — подмигиваю я в сторону Кости, который очень был огорчен утратою масла.

— Ну-у! Еще чего-нибудь накаркаешь, — хихикая, отозвался Николай Прохорович. Вечером, за нашими спинами раздается стук и грохот по полу. Глянули — банка с вареньем, накренясь в сторону, быстро вращается кубарем. Выскакиваю из-за стола и схватываю банку руками, затем, подавая ее Дарье Ивановне, я в успокоение ее начинаю осенять банку крестным знамением...

— Не раз говорил тебе, не балагань! — укоризненно заметил мне Николай Прохорович. Взглянули на печку, дверка открыта, но все остальное на своем месте.

Четвертый случай. На другой день пошли мы с Дарьей Ивановной в погреб за провизией. Уходя оттуда она останавливается и пересчитывает кочаны свежей капусты, присланные ей кем-то из со­седей в подарок, как редкость по тому времени. В присутствии кого-то из посторонних, — пришлось к слову, — я и пошутил, что Дарья Ивановна более опасается за свою свежую капусту, чем мы за макассарское масло, ибо держит ее за двумя замками. Спустя некоторое время стук в дверь, вслед за этим доклад часового: «Ваше благородие, капустою бросило!» Все мы обращаем глаза в сторону Дарьи Ивановны; она вспыхнула и потупилась...

— Это не наша! — выручаю я ее — это нам в награду, что верно бережем свою! — Дарья Ивановна демонстративно полезла в карман за ключами и подает их Николаю Прохоровичу. Ждем, заинтересованные результатом проверки.

— Сколько было? — спрашивает он, входя к нам.

— Пять,— ответила Дарья Ивановна уверенно.

— Четыре,— серьезно отрезал Николай Прохорович и все мы растерянно глядим друг на друга.

На третий день, 25 июля, утром раздается голос часового: «Крыша загорелась снаружи!» Скоро сбежались свои и соседи и затушили. Но около пяти часов пополудни, когда ветер усилился и повернул на слободу, снова раздается тревога: «Пожар!»

Сразу загорелась на доме вся крыша, от нее примыкающий к дому сарай, отсюда бросило на противоположный, и в несколько минут все подворье было в пламени... и сгорело все дотла. Сгорело при этом и несколько соседних подворий и домов. В ночь прибыл исправник, и на другой же день на­чато следствие о пожаре и о «явлениях в квартире капитана Жандака».

Итак: 1. «Явления» в квартире капитана Жандака сразу признаются сверхестественными и обнаруживаются трижды: в январе 1852 г., потом почти через год — с 4 по 5 января 1853 г. и ровно через полгода — 23 ию­ля 1853 г. и говоря вообще — при наличности в доме одних и тех же членов семьи и того же состава прислуги, кроме 1-го периода «явлений», когда я с Костей был в гимназии, и 3-го периода — когда новый денщик Кудерка (с 11 июля 1853 г.) заменил прежнего Василия Кораблева, который однако же приезжал в Липцы к полудню 22 ию­­ля и в тот же день являлся на квартиру капитана за своими вещами.

2. В «явлениях», с первого до последнего, резко обнаруживается враждебность и дух разрушения. Наносятся ушибы, даже поранения (в доме были ушиблены: кто в руку; кто в бедро, а кто в лопатку; только Константин Жандак и Афимья по счастливой случайности были забыты и не тронуты вовсе), бьется домашняя утварь и, наконец, двумя пожарами истребляются две квартиры и почти все имущество «опального» капитана Жандака.

3. «Явления» не могут быть приурочены к месту, так как, обнаружившись в одной квартире, с истреблением ее они возобновляются в другой, куда переходит капитан Жандак. Но ни в двух временных квартирах (в промежутке между пожарами), ни в его собственном доме, который отделяется от квартиры № 2 одним лишь пустопорожним планом, они не преследуют его.

Мало того, в самой квартире № 2, в которой первоначально обнаружились «явления», и которую потом отстроили и отвели под квартиру станового пристава 2 стана Харьковского уезда, спокойствие хозяев ни разу не было нарушено.

Остается разве предположить, что «явления» были ограничены известным периодом времени, так как ни в условиях жизни капитана Жандака, ни в составе его семьи и прислуги (за исключением замены денщика Кораблева Кудеркою) никаких изменений и перемен не произошло. Я по-прежнему проводил вакантное время в доме капитана Жандака до декабря 1859 года, когда за окончанием университета расстался с ними, да и затем по переписке, длившейся до 1865 года, я знаю, что у них в доме и у соседей было все тихо и благополучно.

Случаи из жизни о. Назария,
игумена Валаамской обители

В царствование Екатерины II у Петербурга произошло морское сражение со шведами. Весь город был в страхе, митрополит молился, заключившись в келию. В это время о. Назарий настоятельно потребовал свидания с митрополитом и уверил его в победе и безопасности. В подтверждение своих слов показал на стороне моря души убитых воинов, восходящих на светлых облаках к небу. Тогда митрополит ободрил императрицу.

* * *

При императоре Александре I сановник К. подпал царской немилости; его жена умоляла о. Назария молиться за мужа. Тот обещал попросить царских приближенных.

— Всех уже просила,— отвечала жена опального.

— Да не тех, кого надо,— ответил о. Назарий и, взяв у К. много мелких денег, отправился раздавать их бедным. Только к вечеру он раздал все и вернулся в обеспокоенную семью со словами: «Ну, слава Богу, обещали все приближенные царские молиться за вас». Вслед за тем пришло известие, что дело кончилось благополучно. Тогда, отвечая на вопрос, объяснил о. Назарий, кто те приближенные и какого Царя, которых он просил.

Когда был предпринят перевод с грече­ского великой подвижнической книги «Добролюбие», митрополит Гавриил предписал ученым переводчикам советоваться во всем с духовными старцами и прежде всего указал на о. Назария. «Они из опыта лучше вас понимают духовные истины», — сказал митрополит.

В 1801 году о. Назарий испросил себе увольнение на покой. Сперва он уединился на Валааме в своей отшельнической келье, куда удалялся и раньше, занимаясь молитвой и рукоделием. Но обстоятельства принудили его покинуть Валаам.

Выбирая место для пустынножительства, о. Назарий отправился в область черноморских казаков. По дороге, в Воронежской гу­бер­нии, о. Назарий пристал однажды у одного священника. Когда пришло время для служения воскресной всенощной, священник объявил старцу, что он никогда не служит, так как храм бывает пуст и не для кого служить.

— Храм не может быть пуст,— отвечал старец,— в нем всегда находится ангел, блюститель престола Господня. И потом, если не пойдут прихожане, то пойдут ангелы, хранители душ их; ибо при всяком славословии Божием ангелы первые бывают и сослужители и сославословители, и они бы наполнили вашу церковь. «Если бы вы молились о пастве вашей, Господь повелел бы ангелам возбуждать их души к молитве. Какой же ответ, в день страшного суда, дадите вы о погибели ея, когда не употребляете никаких мер для спасения!»

Священник просил старца наставлять его, и о. Назарий посоветовал немедленно отслужить всенощную, которую они вместе и отправили по чину. В церковь пришли старики, созвали еще кой-кого из своих, так что всего собралось до 30 человек. При выходе из церкви старец пояснил необходимость ходить в церковь. К обедне народу собралось несколько больше. После обеда стал собираться на погост народ, для веселья. «Пойдем и мы,— сказал о. Назарий,— возь­мите Четью-Минею». Придя на погост они сели, и священник стал читать житие дневного святого, в промежутках о. Назарий говорил от себя наставления. Сперва подошли старики, потом кое-кто и другие. Ежедневно священник стал служить обедню, и число прихожан умножалось, о. Назарий не пропускал случая беседовать.

Не найдя себе удобного места в земле черноморких казаков, о. Назарий поехал назад через то же село, и как раз прибыл туда в воскресный день, к благовесту. Народу было в церкви множество, и народ с восторгом встретил старца, которого успел полюбить. После обедни священник, указывая о. Назарию на то, что не только храм, но и паперти полны молящимися, сказал предстоящим, что это — плод молитв о. Назария. До конца жизни о. Назарий поддерживал переписку с этим священником.

Вернувшись в Саров, где полагал начало монашеству, о. Назарий устроил себе пустынную келью в лесу, при речке Саровке. Когда хватало сил, он в ночное время ходил по лесу, совершая на память молитвословие 12 псалмов, и к рассвету возвращался в келию. Не раз встречался он с медведями, которые не трогали его и он их не боялся.

Многие отшельники поверяли ему свои по­мыслы. В Тамбовском и Нижегородском краю образовалось под его руководством много женских общежитий. Имея дар прозорливости, о. Назарий видел обнаженными человеческие мысли и грехи. Делатель умной молитвы, так писал о ней старец: «Помолимся духом, помолимся и умом». Взойдите-ка в слова апостола Павла: «Хощу рещи лучше пять слов умом, нежели тысячу языком». Изобразить не могу, сколь мы счастливы, что сии пять слов удостоились говорить. Что за радость! Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного. Вообрази-ка: Господи, кого я называю? Создателя, Творца всего, Кого вся небесные силы трепещут. Ум и сердце собрать воедино, глаза закрыть, мысленныя очи возвести к Господу. О сладчайший и дражайший Господи, Иисусе Христе Сыне Божий!»

После пятилетнего пребывания в Сарове о. Назарий скончался 74 лет 23 февраля 1809 г. и погребен у алтаря теплой церкви.

Явления в непокойных домах,
доказывающие бытие темных (демонических) сил

В 1874 г., в Виленской губернии, в деревне Шаколданах, в доме крестьянина Беганского происходило бросание камней, дров и проч., хождение по избе бутылки с молоком; привязали веревкой к гвоздю — сама отвязалась и опять пошла; выкинули ее во двор — вернулась в избу. Подозрение пало на коновала Бардадыма, который нашептывал на эту бутылку с молоком для больного ребенка Беганского. Возникло дело. Виленская соединенная палата уголовного и граждан­ского суда определением своим от 28 мая 1874 г. крестьянина Бардадыма по обвинению в мошенничестве от суда освободила, но клятвенные показания шестерых свидетелей бывших явлений не утратили от этого своего значения.

* * *

В 1873 г., в Симбирской губернии Ардатовского уезда, в селе Ба­рашеве, в доме священника, с 23 декабря по 28 декабря «разнообразное самодвижение и самолетание предметов», самовар с кипятком поднялся с пола и отлетел аршина на два; из русской ку­хонной печи вырывало и разбивало вдребезги кирпичи; домашняя посуда и утварь ле­тела в разные стороны и разбивалась.

«Мо­мент поднятия какой бы то вещи с известного места и перелет ее при внимательном наблюдении моем ни разу не был замечен, а только ее падение», — пишет священник Н. П. Цветков в письме своем к А. Н. Аксакову от 14 июня 1874 г., которое напечатано в «Ребусе» 1882 г.

* * *

В 1880 г. Петербургской губернии в деревне Ручьи, возле Лесного Корпуса, в доме колониста Бич стуки, бросание разной домашней утвари, преимущественно в девушку Пелагею; за нею гоняется метла; ковшик с водою выливается ей на голову, или просто вода сама плещется в нее; папки сброшены и прыгают по полу; кот поднят в воздух и брошен в спину Пелагее. По удалении ее из дома явления прекратились.

* * *

В 1883 г. в Ташкенте, в городской тюрьме, в камере, занимаемой тремя офицерами, начались в конце апреля, с прибытием последнего из них, артиллериста Ж., загадочные явления, которые и продолжались до выхода его из тюрьмы 18 мая того же года: самодвижение и самолетание предметов, находившихся в камере; принос вещей, находившихся в других помещениях тюрьмы и падавших как бы с потолка; сперва наблюдалось это при лунном свете, а потом при полном ламповом. Однажды в присутствии смотрителя тюрьмы и дежурного надзирателя получилось самописание: положили бу­магу на стол с вопросами карандашом и получились краткие толковые ответы.

* * *

В 1886 г. Ярославской губернии в г.Данилове, в доме купца М-ва, стуки, самодвижение и самолетание всех предметов: кипящий самовар и посуда переносятся на пол; невидимая сила не коснулась только образов, пред которыми теплилась лампада. Продолжалось более месяца пред глазами целой толпы любопытных, без всякого повреждения людей и предметов.

* * *

В 1887 г. Томской губернии возле г.Мариинского, на кожевенном заводе купца Савельева в ночь на 1 сентября полный погром: почти во всех окнах двухэтажного фли­геля, где жили хозяева, перебиты стекла и множество всякой посуды.

Прибыли следователь, товарищ прокурора, воинский начальник; хозяева и 40 заводских рабочих по­казали, что видели, как вещи, лежавшие спокойно, внезапно поднимались с места и стремительно летели в окна и разбивали их. Никто не мог уловить момента поднятия, но все ясно видели полет вещи. Корреспондент был свидетелем, как на глазах у всех большая табуретка, стоявшая у плиты, поднялась в воздух и полетела в окно.

* * *

В 1890 г. в Петербурге, в одной из казарм, в квартире полковника А. Б. почти ежегодно, начиная с 1886 г., замечались разные явления: слышались шаги, вздохи, голоса, царапание по платью или мебели, прон­зительный свист, стройное пение; при полном свете виднелись человеческие фигуры; растворялись и захлопывались двери сами собой и проч.

* * *

В 1891 г. в Курской губернии возле Обояни в селе Горяинов, в доме крестьянина Симеона Пашкова в течение почти года — бросание камней и кирпичей в окно, выбита рама, и камни вылетают на улицу; это повторялось почти ежедневно при толпе народу. Дочь Пашкова 9 лет видит разные человеческие фигуры в связи с происходившими явлениями, на себе самой терпит разные гонения — то что-то ее бьет, сшибает с ног, путает ей ноги, сбрасывает с постели; незадолго до прекращения явлений хозяин слышит в сенях крик, свист, топот и голос «недолго буду у вас», соседи также слышали этот шум и крик.

* * *

В 1893 г. в Тобольской губ. В Тюкалинском округе, в с. Сыропатском, в доме священника Донарского в течение шести месяцев преследование разными таинственными проказами: выдергивание растений из горшков, обламывание листьев и сучьев, так что были вынуждены перенести цветы в другой дом; тогда началось опрокидывание и швыряние всякой утвари, унос, прятание и даже истребление разных вещей. После молебна с водосвятием все прекратилось.

* * *

А вот случай, который Портнов передал мне так: «Сижу, — говорит, — я и наигрываю на гитаре, а сидевший тут перед тем мельник вышел из комнаты, а вслед за ним вскоре вышла и Елена Ефимовна (моя жена), и только что затворилась за ней дверь, как я услышал откуда-то как бы издалека, глухой и протяжно-жалобный вопль. Голос же мне показался знакомый и, оторопев на мгно­вение от охватившего меня безотчетного ужаса, бросился за дверь и в сенях увидел буквально огненный столб, посреди которого вся объятая пламенем стояла Елена Ефимовна — на ней горело платье снизу и огонь покрывал ее почти всю. Разом соображаю, что огонь не сильный, так как платье на ней тоненькое, легкое, кидаюсь тушить руками, но в то же время чувствую, что их страшно жжет, как будто они прилипают к горящей смоле; раздается какой-то треск и шум из-под пола и весь он в это время сильно колеблется и сотрясается. Прибежал со двора на помощь мельник, и мы вдвоем внесли на руках пострадавшую в обгорелом платье и без чувств.

Жена же рассказала следующее. Только что вышла она за дверь в сени, как под ней вдруг затрясся весь пол, раздался оглушительный шум, и в то же время из-под пола с треском вылетела точно такая же синеватая искра, какую мы прежде видели вылетевшую из-под умывального шкафика, и только что успела она вскрикнуть от испуга, как внезапно очутилась вся в огне и потеряла память. При этом весьма замечательно то, что сама она не получила ни малейшего ожога, тогда как бывшее на ней тоненькое жигонетовое платье кругом обгорело выше колен, а на ногах не оказалось ни одного обожженного пятнышка.

Мельник передал мне так: выйдя из комнаты, он направился через сад во флигель и, не доходя до него, услышал позади себя сначала шум, а потом крик и, оглянувшись, увидел, что в сенях горит. Он до того испугался, что ноги у него подкосились, и он едва был в силах добежать на помощь.

Что же, действительно, оставалось делать? Передо мною был с искалеченными руками Портнов, обгорелое платье, на тонкой материи которого не было ни малейшего следа какого-либо горючего материала. Ясно, что оставалось бежать! Это мы и сделали в тот же день, переехавши в соседний поселок в квартиру казака, где и прожили все время половодия без всяких уже тревог. Не было никакого повторения и по возвращении нашем в дом, который я, однако, тем же летом распорядился сломать, благо и раньше этого я думал перенестись из своей усадьбы на другое место, но вероятно прособирался бы еще год-другой, эта же катастрофа заставила ускорить исполнение моего желания.

Так тем и закончились эти явления и ни­когда более не возобновлялись; да мы, признаться, избегали даже говорить об этом меж­ду собой, как от тяжелого впечатления, оставленного этими явлениями, доводившими нас даже до опасения за наше существование, так и от неприятностей, вынесенных нами от клеветы и пересудов.

Забыл еще в своем месте упомянуть о том, что было два случая видеть так называемую теперь материализацию (тогда же просто мы называли диавольским наваждением).

Так, в первый раз жена видела в окне сна­ружи нежную розовую, как бы детскую, ручку с прозрачными светящимися ногтями, которыми она и барабанила в стекло. Потом в том же окне видела два ка­кого-то темного цвета живых существа вроде пиявок, которые и напугали ее до обморока. А другой раз я уже сам, будучи один в доме и добиваясь несколько часов подсмотреть, кто и как (не жена ли сама, притворяясь спящею) барабанит по полу в ее спальне, несколько раз незаметно подкрадывался к дверям спальни, где стуки по полу шли непрерывно, но каждый раз, лишь только я чуть-чуть заглядывал в спальню, звуки приостанавливались и тотчас же возобновлялись снова, когда я отходил или отводил только глаза от внутренности спальни, как будто дразнили меня.

Но вот, полагаю, в двадцатый, а то и больший раз, я как-то вдруг ворвался в комнату лишь только там начались стуки и... оледенел от ужаса: маленькая, почти детская розовенькая ручка, быстро отскочив от пола, юркнула под покрывало спящей жены и зарылась в складках около ее плеча, так что мне ясно было видно, как неестественно быстро шевелились складки покрывала, начиная от нижнего его конца до плеча жены, куда ручка спряталась. И пугаться-то, кажется, особенно было нечего, но меня, как я говорю, оледенил ужас, потому что спрятавшаяся ручка была вовсе не рука моей жены (хотя и у той руки были небольшой величины). Это я уже заметил ясно, и кроме того самое положение спящей жены было такое (на левом боку, отворотившись к стене), что при ее неподвижности, на моих глазах, невозможно было спустить руку на пол и потом так неестественно быстро поднять ее в одной вертикальной линии с плечом. Что тут надобно было думать — галлюцинация? Но нет, тысячу раз нет! Я этому совершенно не подвержен. Обман со стороны же­ны, ее болезненное к тому предрасположение? Но форма, цвет, ве­личина самой ручки, какую я видел?

Затем, в тот же или на следующий день вечером, когда мы сидели в большой нашей комнате — вдруг у всех на виду из-под умывального шкафчика, стоявшего в передней, с треском вылетела синевато-фосфорического цвета искра, по направлению к спальне же­ны (где ее в это время не было) и одновременно со стремительным вылетом этой искры мы увидели, что в спальне что-то моментально вспыхнуло. Опрометью ринувшись туда, я увидел, что горит ситцевое недошитое платье, лежащее на столике в переднем углу. Затушить его предупредила меня моя теща, находившаяся одна в этой комнате и успевшая вылить на вспыхнувшее платье кувшин воды. Я, остановившись в узеньких дверях и не пропуская никого вперед себя в эту комнату, принялся первым долгом за исследование: не было ли причиной воспламенения платья чего-либо иного, помимо ви­денной нами искры, как-то: упавшей свечки, спички и т. д. Но положительно ничего такого вблизи этого места не было, а между тем в то же время в комнате чувствовался довольно сильный и смрадный запах серы, исходивший именно от залитого платья, горелые места которого несмотря на то, что были мокры от вылитой воды, на ощупь были еще горячие и от них шел пар, как будто вода была вылита на горячее железо, а не на ситец.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!