ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ В ШТУТГАРТЕ) 5 страница



Вся метафизика, которую Кант обозначает как
вопрос о боге, свободе и бессмертии, в нашей системе
получает свою окончательную отставку благодаря

познанию, что рассудок и разум суть абсолютно индук-
тивные способности. Это значит, что мир становится

совершенно понятным, если мы разместим и разделим
изученные вещи, сообразно их общим свойствам, на
классы, виды, понятия, роды. Это такая банальная
истина, о которой не стоило бы даже говорить, если бы
вера в чудеса, или суеверие, не болтала бы все еще о де-
дукции...

Светила философии один за другим настолько по-
двинули дело, что мы, социал-демократы, стоящие на
их плечах, совершенно ясно понимаем механическую
природу всякого познания — религиозного, спекуля-
тивного и математического. Представление, будто по-
добный научный результат имеет партийную окраску,
хотя и кажется противоречивым, однако, легко понятно,
так как социал-демократия есть партия, которая защи-
щает не узкопартийные, а общие интересы...

Философская мистика — это непереваренный оста-
ток религиозной веры. Чтобы покончить радикально
с обеими, необходимо убедиться, что факты покоятся
не на логических основаниях, а наоборот, последнее
основание всякой логики — факт, дело, бытие.

Я должен извиниться перед товарищами, что утру-
ждаю их такими подробностями; я знаю, что только
немногие пожелали бы углубиться в эти подробные
объяснения, но немногие — этого уже достаточно.
Как излишне, чтобы каждый рассчитывал движение
планет, так необходимо, чтобы некоторые из нас предло-
жили высоким представителям официальной профес-
суры тот материал, о который они могли бы поломать
свои головы...


383

Когда народ собирается и высказывает свои чувства и мысли, —
на него натравливают жандармов. Это ли система, логика или по-
следовательность? Да, все-таки! Это система подлости. Все,
что они [идеологи «существующего порядка». Ред. ] делают и го-
ворят, сводится к логической идее: мы сливки общества и хо- |

тим оставаться ими вечно...

VI


NB,

[67—70] Время приносило все новые и новые явле-
ния, новый опыт, новые вещи, которые не были пре-
дусмотрены. Они не соответствовали существующей
системе, и потому каждый раз приходилось создавать
новую, пока наконец мы, социал-демократы, не ока-
зались настолько умны, чтобы иметь систему доста-
точно обширную для всех настоящих и будущих яв-
лений...

Вся наука не может сконцентрироваться в отдельной
личности и еще менее в каком-нибудь отдельном поня-
тии. Однако же я утверждаю, что мы обладаем подоб-
ной концентрацией. Разве в понятие материи не вхо-
дит вся материальность мира?

Таким образом, всякое познание имеет одну общую
универсальную форму, именно — индуктивный метод...

Индукция — знакомая вещь в естествознании; но
что в ней заключается систематическая мировая муд-
рость, призванная к тому, чтобы изгнать всякое легко-
мыслие — религиозное, философское, политическое —
это уже достижение социал-демократии.

Дарвин учит, что человек произошел от животного.
И он также различает животное и человека, но только
как два продукта одной и той же материи, два вида того
же рода, два результата той же самой системы. Подоб-
ное систематическое разъединение в последовательном
проведении так же незнакомо нашим противникам, как
и разумное единство. Как тут не похвалить старое

религиозное благочестие! Там была хоть система.

Земной и загробный мир, господа и рабы, вера и зна-
ние — все находилось под единым управлением того,
кто говорит: «Я господь бог твой»...

Дьявол тогда был лишь орудием, земное существование —
только преходящим испытанием перед вечной жизнью. Одно
было подчинено другому, был центр тяжести, была система.
По крайней мере в сравнении с современной половинчатостью
и франкмасонством тогда во всем замечалась известная
Цельность...


384




Реакционная злоба пронюхала революционные по-
следствия индуктивной системы. Уже учитель Гегель
засыпал пеплом зажженный им самим огонь...



По религиозной системе господь бог является «пер-
вопричиной». Идеалистические масоны думают дока-!
зать все разумом. Завзятые материалисты ищут в скры-

NB

тых атомах причины всего существующего, тогда как
социал-демократы доказывают все индуктивно. Мы идем
принципиально индуктивным путем, т. е. мы знаем, что
дедуктивно, из разума, нельзя извлечь никакого по-
знания; только посредством разума, из опыта можно

[72—

получить знания...
75] На место религии социал-демократия ставит систе-

матическую мировую мудрость.

Эта мудрость находит свое обоснование, свою «первопричину»
в фактических обстоятельствах. Мудрость других прогрессистов
точно так же поступает в естествознании, в семейной и деловой
среде она так же рациональна. Только когда речь идет о госу-
дарственных делах, она старается доказывать, если уж не сло-
вом божьим, то все же откровениями разума...

Употребление одного и того же слова усыпляет
рассудок, как «Отче наш». Поэтому для разнообразия
я хочу назвать нашу систему «системой эмпирической

NB

истины». Пустомели других партий говорят еще о бо-
жеской, нравственной, логической и других истинах.
Но мы не знаем ни божеской, ни человеческой истины,
мы знаем одну эмпирическую истину. Мы можем при
помощи специальных названий классифицировать ее,
но общий для всех признак остается. Истины, как бы
они ни назывались, основаны на физическом, реаль-
ном, материальном опыте...

Как бы различны они пи были, — велики или малы,
весомы пли невесомы, духовны или телесны — все

вещи мира сходны тем, что представляют эмпириче-
ские объекты нашей познавательной способности, эм-

пирический материал интеллекта...

Что же может помешать нам подвести все вещи под
понятие «эмпирическая истина» пли «эмпирическое
явление»? А уж затем мы можем подразделять их на
органическое и неорганическое, физическое и мораль-
ное, доброе и злое и т. д. и т. д. Благодаря общему
роду все противоречия примиряются и соединяются,
все живет под одной крышей. Различие только в форме, а


385






NB


по существу — все это явления одного и того же по-
рядка. Последнее основание всех вещей — эмпириче-
ское явление. Эмпирическим материалом зовется об-
щее первовещество. Оно абсолютно, вечно и вездесуще.
Где оно кончается, кончается также всякий рассудок.

Индуктивную систему с полным правом можно
называть также диалектической системой. Здесь мы
находим то, что все более и более подтверждается
естествознанием, именно — что и существенное отли-
чие есть лишь различие в степени. Как бы резко ни
определять признаки, которые отличают органическое
от неорганического, царство животных от царства
растений, природа, однако, показывает, что границы
исчезают, что все различия, все противоположности
сливаются. Причина действует и действие причиняет.
Истина является и явление истинно. Как теплота хо-
лодна, а холод тепел и оба различаются только по
градусам, точно так же хорошее относительно дурно, а
дурное — хорошо. Все это соотношения той же материи,
формы или виды физического опыта...

Бог, чистый разум, нравственный мировой порядок
и еще многие другие вещи не состоят из эмпирического
материала, они не суть формы физических явлений,
а потому мы и отрицаем их существование. Однако

понятия об этих мысленных предметах возникли есте-
ственным путем, существуют фактически. Их мы пре-
красно можем предложить нашему индуктивному ис-
следованию как материал. Словам «опытный, физиче-
ский» и т. п. придают обыкновенно более узкий смысл,
поэтому я дополняю их словом «эмпирический»...



 


386


МОРАЛЬ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
ДВЕ ПРОПОВЕДИ

(« VOLKSSTAAT » 1875)

I

[77] Наша партия, уважаемые товарищи, хочет того
же, к чему стремились передовые умы всех времен
и народов — она хочет истины и справедливости. Мы
отвергаем истину и справедливость попов. Наша
истина — это материальная, телесная или эмпириче-
ская истина точной науки, которую мы сперва хотим

познать, и соответственно этому применить к действи-
тельности...

confer *

В своей последней лекции я подробно развивал ту
мысль, что мы, интернациональные демократы, систе-
матически обосновываем все наши мысли телесными
или эмпирическими фактами. В свете современной мо-
рали сама «система» должна себя оправдать. Ведь мы и
с нравственным законом считаемся лишь постольку, по-
скольку он может быть обоснован материалистически...

[79] И в самом деле, «свободная любовь» не менее нравственна,
чем христианское ограничение одной законной супругой, а в мно-
гоженстве нас возмущает не столько богатое разнообразие любви,
сколько продажность женщины, падение человека, постыдная
власть мамоны...

[81—82] Тут я должен кратко и точно изложить перед
товарищами, в чем сущность нравственности и что такое
истинная мораль. Придерживаясь нашей материалистиче-
ской системы, мы при подобных исследованиях прежде
всего останавливаемся на материале, в данном случае на
материале моральном. При этом не будем выходить за
пределы общепринятой, обычной терминологии. Настоя-
щие каштаны те, которые во всем свете будут называться
каштанами в их общеупотребительном значении..,

• — сравни. Ред.


387


NB

Только экономический материализм, только коммуни-
стическая организация физического труда, к которой
стремится социал-демократия, действительно объединят
человечество...

В устах социалиста человеческое развитие не является
какой-то идеальной ценностью, духовным совершенством,
для которого нет материального мерила и который можно

превратно истолковывать на разные лады. Для нас чело-
веческое развитие заключается в нашей растущей способ-
ности подчинять себе природу. Для этой великой цели
религия, искусство, наука и мораль являются простыми
действиями...               

NB

[85—87] Здравомыслящие люди знают теперь, что идеи
животного или растения не служили образцом своему
объекту, но, напротив, сами явились его копиями или
абстракциями...

NB

Для наших противников мы, социалисты, — «материа-
листы», то есть люди без идеального размаха, тупо прекло-
няющиеся лишь перед тем, что можно съесть или выпить,
или по крайней мере считающие достойным внимания лишь
одно весомое. Чтобы представить нас в жалком виде, они
придают понятию материализма самое узкое и одиозное
значение. Этому рафинированному идеализму мы противо-
поставляем свою нравственную правду — идею или идеал,
облеченный плотью или стремящийся воплотиться в жизнь.
Где на небе и на земле вы еще найдете такой истинно
разумный, моральный и возвышенный идеал, как идея
интернациональной демократии? В ней слова о христиан-
ской любви должны воплотиться в материальные формы.
Скорбящие братья во Христе пусть станут братьями
подвига и борьбы, пока наконец юдоль религиозной скорби
не превратится в подлинное царство народа. Аминь!


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!