ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ В ШТУТГАРТЕ) 1 страница
ГЕЙДЕЛЬБЕРГ, 1906
(Бернская библиотека. Nat. Varia. 160)
Идеалист кантианско-фихтевского толка, подчерки-
вающий, что в духе идеализма работает и феноменоло-
гия (новейшая — «только явления», стр. 40) и энерге-
тика и витализм (ib. ).
Материя — х.
«Материальность» — «условный способ выражения»...
(стр. 3 5).
«Природа есть продукт духа» (37) etc.
«Словом, материализм, прежде всего, не что иное,
как новое название для задачи естествознания» (32).
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи,
в Ленинском сборнике XII
359 |
ИЗ «ТЕТРАДЕЙ ПО ИМПЕРИАЛИЗМУ»
1915—1916 гг.
ИЗ ФИЛОСОФСКИХ КНИГ
ЦЮРИХСКОЙ КАНТОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ 199
Gideon Spicker . „Über das Verhältnis der Naturwissen-
schaft zur Philosophie" * (особенно versus Кант и „Исто-
рии материализма" Ланге). 8°. Berlin, 1874. IV. W.
57 К.
Hegel. „Phänomenologie" (hrs. Bolland, 1907) **. IV.
W. 165 g.
* *
*
(«Кантональная библиотека в Цюрихе»)
(Signatur: К. b . t . )
Очень резкая критика Паульсена с точки зрения |
Flugschriften des deutschen Monistenbundes. Heft 3
Albrecht R a u. „Fr. Paulsen über E. Haeckel".
2-te Aufl . Brackwede. 1907 (48 SS. ) ***.
NB
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XXII
* — Гидеон Спикер. «Об отношении естествознания к философии». Ред.
** — Гегель. «Феноменология» (изд. Болланд, 1907). Ред.
*** — Листки Немецкого союза монистов. Тетрадь 3: Альбрехт Pay . «Фр, Паульсен о Э. Геккеле», 2-е изд. Бракведе, 1907 (48 страниц). Ред.
|
|
360
Д-Р ИОГАНН ПЛЕНГЕ. «МАРКС И ГЕГЕЛЬ»
ТЮБИНГЕН, 1911 200
Пленге не может понять, как совмещает- |
архи-
пошляк!
Теорети- сторона диа- |
Хороший образец того, как опошляют буржуазные
профессора основы марксизма, теоретические основы
его!! Ad notam * империалистских экономистов 201 и К0!!
После претенциозного предисловия,
как я, я, я „читал" Гегеля и Маркса —
следует очерк „учения" Гегеля, архи-
поверхностный (идеализм не выделен
от „спекуляции", схвачено очень и
очень немногое; все же в этом очерке
есть кое-что хорошее по сравнению
с кантианством etc. ) — затем о Марксе
уже прямо вздорная „критика".
Marx = |
Маркс обвиняется в «чистой идеоло-
гии», когда под «действительным» про-
летарием он разумеет представителя
класса.
! |
«То грубый язык отступника, реши-
тельно отрекшегося от всякого идеализ-
ма... то идеальное требование полити-
ческого энтузиаста: такова действитель-
ность Карла Маркса» (81—82).
|
|
„nur" **!! |
«Довольно странно, что этот радикаль-
ный еврейский доктор всю свою жизнь
знал только одно универсальное сред-
ство для всех нуждающихся в лечении
общественных форм: критику и поли-
тическую борьбу» (56).
* — К сведению.Ред,
** — «только»!! Ред . ,
361
Marx!! Гегеля |
... Исторический материализм Маркса
есть на деле «не что иное, как патетиче-
ский жест», «в высшей степени рациона-
листическое учение», «в глубочайшей
своей основе идеалистическое рассмо-
трение общества» etc. etc.... (83).
86, 92 и др. ) |
... «агитаторские мотивы»... (84) (id.
(1 1 5 и др. ).
Marx перенял «этот естественнонаучный эмпиризм»
(88), «Маркс натурализирует науку об обществе» (ib. ).
... «Его» (Marx'а) «путь не путь мыслителя, а... про-
рока свободы»... И! (94—95).
!! |
Социалистическая революция = субъек-
тивная надежда, выдавать ее за „объек-
тивно научное познание" «есть выродив-
шаяся в шарлатанство иллюзия мечта-
теля в состоянии экстаза» (стр. 110).
!! |
... «У Маркса... доминировала страстная
воля радикального апостола свободы»...
(111).
inde |
Marx, «агитаторски подхлестывающий
все инстинкты ненависти»... (115).
«Марксизм... становится этикой аб-
страктно-отрицательного, фанатического
энтузиазма» (как магометанство по Ге-
гелю!)... (120).
|
|
... „Фанатический темперамент" Маркса (и его «горя-
чая голова») — вот в чем суть (120).
И т. д. пошлая бляга!
«Без революции социализм не может осуще- |
Откуда эта цитата? автор не указал.
NB
* — отсюда гнев!! Ред.
362
— Приведя эту цитату, без указания источника,
Пленге продолжает: ««Политической оболочкой», кото-
рая отпадает, является, конечно, весь марксизм» (129).
Как Пленге находит „противоречия": Магх-де |
Образец критики Mehrwertstheorie * у Пленге:
«Своим грубым преувеличением она с наи-
большей разжигающей ясностью подчеркивает
тот жестокий факт капитализма, что стремление
к прибыли понижает заработную плату и ухуд-
шает условия труда. Но зато она страдает эле-
ментарной погрешностью удвоения понятий, за-
вуалированного применяемой терминологией»...
(157).
... «В силу агитаторской потребности разжигающая
теория прибавочной стоимости ставится на самое видное
место во всей системе»... (164).
|
|
Перл!! |
... «Маркс — революционный еврей XIX сто-
летия, который перекроил заимствованное одея-
ние нашей великой философии для своих целей»
(171).
Архипошляк этот Пленге, 0 — цена научная его книжонки.
Написано не позднее июня 1916 г.
Впервые напечатано в 1933 г.
в Ленинском сборнике XXII
Печатается по рукописи
• — теории прибавочной стоимости. Ред.
III
ЗАМЕЧАНИЯ И ПОМЕТКИ
НА КНИГАХ
365
ИОСИФ ДИЦГЕН.
«МЕЛКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ» 203
ШТУТГАРТ, 1903
НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
(« VOLKSSTAAT » 1873)
[2—8] Современный социализм научен. Как естествознание
не выдумывает своих тезисов из головы, а берет их из чувствен-
ного наблюдения над материальной действительностью, точно
так же социалистические и коммунистические учения настоя-
щего не есть проекты, а только признания действительно суще-
ствующих фактов...
Общество, к которому мы стремимся, отличается от факти-
чески существующего только изменениями по форме. Это значит,
что мир будущего так же фактически, материально уже суще-
ствует в нынешнем мире, как птенец уже материально суще-
ствует в яйце. Коммунистический социализм настоящего есть
не столько политическая партия, хотя он уже и до этого зна-
чительно дорос, сколько научная школа...
Как неуклюжие ружья древних были необходимой ступенью
к нынешним усовершенствованным винтовкам разных систем,
точно так же метафизические спекуляции Лейбница, Канта,
Фихте, Гегеля — лишь условия или неизбежные пути для до-
стигнутого, наконец, физического познания, что идея, понятие,
логика или мышление есть не предположение, не предпосылка,
а прежде всего результат материального явления...
Для религии идея есть первопричина — то, что создает и при-
водит в порядок материю. Философия как дочь теологии, есте-
ственно, унаследовала много материнской крови. Только ее исто-
рическое развитие в течение поколений могло дать антирелиги-
озный научный результат, неопровержимо верное познание, что
не мир атрибут духа, но наоборот, что дух, мысль, идея — один
из многочисленных атрибутов этого материального мира. Гегель
Довел науку если и не до самой вершины, то во всяком случае
До такой высоты, что двое из его учеников, Фейербах и Маркс,
взобрались на нее...
366
׀ Маркс, основатель научного социализма, добивается самых
великолепных результатов, применяя логический закон при-
роды — признание абсолютной применимости индукции — к на-
укам, которые до сих пор только спекулятивно третировались...
Где речь идет о конкретных явлениях, так сказать, об ося-
заемых вещах, — этот метод материализма давно уже одержал
победу...
Если мы удаляемся в уединение кельи, чтобы в глубоком
созерцании, так сказать, в глубинах нашего мозга, отыскивать
истинный путь, по которому мы завтра думаем шествовать, то
при этом следует принять во внимание, что подобное напряже-
ние мысли только потому может иметь успех, что мы уже раньше,
быть может даже бессознательно, при помощи памяти, перенесли
из мира в келью наш опыт и наши переживания.
В этом, собственно, и состоит весь курьез философской спе-
куляции, пли дедукции: она предполагает возможность позна-
ния без материальной основы из глубин мозга, тогда как на
самом деле она есть только бессознательная индукция — мышле-
ние и доказательства на материальной, но неопределенной,
а потому и путаной основе.
С другой стороны индуктивный метод только тем и отли-
чается, что он дедуцирует сознательно. Законы естествознания
суть дедукции, которые человеческий мозг извлек из эмпириче-
ского материала. Спиритуалисту нужен материал, а материалисту
необходим дух..,
«Мы, — говорит Фридрих Энгельс, — изображаем дей-
ствительность, как она есть. Прудон предъявляет совре-
менному обществу требование преобразоваться не в соот-
ветствии с законами своего собственного экономического
развития, а согласно предписаниям справедливости» 204.
Прудон выступает здесь как типичный представитель об-
щего антинаучного педантизма.
Современный социализм стоит бесконечно выше, уже
благодаря своему философскому происхождению. Теоре-
тически единодушная, твердая и сплоченная эта школа
противостоит безграничной разобщенности своих поли-
тических противников, которые пестрят бесконечными
оттенками от левых до правых. То, что религиозная вера
имеет в догме — твердую заданную основу, наука индук-
тивного социализма имеет в материальных фактах, тогда как политическое кредо либерализма так же своенравно,
как идеальные понятия, как идеи вечной «справед-
ливости» или «свободы», на которые он якобы опи-
рается...
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!