Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана.
«Социальное конструирование реальности» – главный социологический труд Питера Бергера и Томаса Лукмана. Феноменологическая «социология знания» как общая социологическая теория, нацеленная на теоретический синтез разных социологических подходов (Вебер, Дюркгейм, Маркс, Мид) на основе социальной феноменологии.
Понятия «знание» и «реальность» как центральные понятия «социологии знания». Субъективный и объективный аспекты «общества», их диалектическая связь: процессы «экстернализации», «объективации», «интернализации». Взаимодействие лицом-к-лицу; экспрессии как экстернализации субъективности; интерпретации; объективации смыслов. Знаки и знаковые системы. Социальная значимость языка как знаковой системы.
Анализ общества как объективной реальности. Концепция институционализации: хабитуализация, институционализация, легитимация. «Первичный» и «вторичный» социальный контроль. Различные уровни легитимации. «Символические универсумы» как высший уровень легитимации институтов. «Овеществление» социальных феноменов как логический предел объективации смысловых конструкций.
Анализ общества как субъективной реальности. Вхождение в «общество» как интернализация объективированных смысловых структур (понятий, схем интерпретации, «рецептов») через взаимодействие с социальным окружением. Первичная и вторичная социализация, различия между ними.
|
|
Другие исследования Бергера (социология религии) и Лукмана (социология языка, социология морали).
Основная литература:
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995 (избранные главы есть в электронной Хрестоматии).
Дополнительная литература:
Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 101-136.
Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.
Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М., 1996. С. 339-364.
Бергер П. Понимание современности. Социалистический миф // Социологические исследования, 1990, № 7, с. 127-141.
Лукман Т. О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации // Социология на пороге ХХI века: основные направления исследований. М., 1999, с. 312-319.
Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ // Социальные процессы на рубеже веков: социологическая перспектива. М., 2000.
Ионин Л. Г. Понимающая социология. М., 1978.
Руткевич Е. Д. Питер Людвиг Бергер; Томас Лукман // Современная американская социология. М., 1994. С. 195-226, 227-250.
Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993.
|
|
Симонова О.А. История социологии ХХ века: Учебное пособие. М., 2008. С. 167-193.
Тема 32. Этнометодология: Гарольд Гарфинкель.
Этнометодология Гарольда Гарфинкеля – радикальная альтернатива всем прежним разновидностям социологического анализа («конструктивного анализа»). Стирание грани между «профессиональным социологом» и «обывателем». Трактовка «профессиональной социологии» как практически обусловленного и фундированного этнознания.
Феноменологические корни этнометодологии Гарфинкеля. Понятия «этнометоды» и родственные понятия «этнонаука», «этнознание». Суть «этнометодологии», ее основные интересы и темы. Понятие «практики» и «практического». Этнометодологический подход к изучению повседневности. Требование «этнометодологической индифферентности». Этнометодологические эксперименты по разрушению повседневных рутин («breaching experiments»), их задачи и смысл.
Понятия «описания» (account) и «рациональной описуемости» (accountability). «Рациональная описуемость» мира повседневной жизни как «практическое свершение». «Рефлексивность» как свойство организации обыденных практических действий. «Общие понимания», «фоновые ожидания», «воспринимаемо нормальные среды».
|
|
Этнометодологическое переистолкование природы социального порядка.
«Естественный язык», его неопределенность. Понятие «членства».
Формальные структуры практических действий. Конститутивные ожидания.
Проблема «индексичности». «Индексичные» и «объективные» выражения.
Эмпирическая ориентированность этнометодологии. Влияние этнометодологии на исследования в области социологии науки. Другие исследования этнометодологов. Разные версии этнометодологии. «Анализ разговора» (Х. Сакс, Э. Щеглофф, Г. Джефферсон). «Когнитивная социология» А. Сикурела.
Основная литература:
Гарфинкель Г. Понятие «доверия»: доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1999, № 4. С. 126-166; 2000, № 1. С. 146-184 (есть в электронной Хрестоматии).
Гарфинкель Г., Сакс Х. О формальных структурах практических действий // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2003, № 2. С. 94-136 (есть в электронной Хрестоматии).
Дополнительная литература:
Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 137-186.
Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979. С. 138-164.
Ионин Л.Г. Этнометодология Г. Гарфинкеля // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 292-295.
|
|
Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 92-95, 287-316.
Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. С. 418-431.
Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 328-375.
Тема 33. Социология повседневности Эрвинга Гоффмана.
Эрвинг Гоффман – один из крупнейших социологов 2-й половины ХХ в. Своеобразие его социологии: тематика, стиль, понятийный аппарат, процедура остранения («перспектива несообразности»), «социологическая ирония». Многообразие истолкований работы Гоффмана. Влияние на нее функционализма (Э. Дюркгейм, А.Р. Рэдклифф-Браун, У.Л. Уорнер), символического интеракционизма и чикагской социологической традиции.
Ранний, средний и поздний периоды работы Гоффмана.
«Взаимодействие лицом-к-лицу» как основной предмет исследований Гоффмана раннего и среднего периода. Базовый понятийный аппарат для изучения взаимодействия лицом-к-лицу: «столкновение» (encounter); «сборище» (gathering); «социальная ситуация», «социальное учреждение» (social establishment); «социальное событие» (social occasion). «Контакт», «сфокусированные» и «несфокусированные» сборища (и взаимодействия).
Драматическая перспектива анализа повседневных взаимодействий лицом-к-лицу в работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Концепция «управления впечатлениями». «Фронтальный регион» и «закулисный регион».
«Ритуалистическая» перспектива анализа взаимодействий: исследования «ритуалов взаимодействия» с помощью различных понятийных аппаратов. «Лицо» и «лицевая работа». «Я» как «священный объект». «Территории Я». «Информационный контроль». «Поддерживающие» и «исправительные» взаимообмены. Анализ «ритуалов доступа».
Концепция «стратегического взаимодействия». Принципиальная схема такого рода взаимодействия. Природа обмана и мошенничества.
Гоффмановское решение проблемы порядка. Интеракционный порядок как особый уровень (тип) социального порядка. Понятие «рабочего консенсуса».
Концепция «стигматизации». «Норма» и «девиация» как относительные понятия. «Испорченные идентичности» как объект социологического анализа.
Исследование «тотальных институтов» в книге «Приюты». «Тотальный институт» как пограничный случай «социального учреждения». Отличие тотальных институтов от прочих институтов. Внутренняя организация тотальных институтов и ее воздействие на человеческое «Я». «Мир персонала» и «мир заключенных (inmates)». Понятие «моральной карьеры».
«Рамочный анализ» – важнейшая работа позднего Гоффмана.
Основная литература:
Гоффман Э. Преподнесение себя в повседневной жизни. Глава VII, «Заключение» // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. VII. Вып. 2 (26). С. 15-27 (есть электронная версия в Хрестоматии).
Гоффман Э. Я и его другой (глава из кн. «Стигма») // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3. С. 169-184 (есть электронная версия в Хрестоматии).
Гоффман Э. Моральная карьера душевнобольного пациента (глава из кн. «Приюты) // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2001, № 1. С. 105-148 (есть электронная версия в Хрестоматии).
Дополнительная литература:
Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. Введение и заключение.
Гоффман И. Порядок взаимодействия // Теоретическая социология. М., 2002. Ч. 2. С. 60-104.
Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 187-246.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 90-91, 264-274.
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!