О том, что звуковедение было в уме, в том смысле, в котором я его понимаю.



В нотах звуковедение никак не фиксировалось. Я его искала. Искала именно ведение, нашла связь звуков (связность и раздельность звуков). Ведение как процесс не нашла. «Способ связи звуков в процессе фонации» [3]… Скорее, звуковедение – ведение ряда звуков, включающего связное и раздельное соединение звуков. Не нашла.

Если не выставлять звуковедение в ноты (как ведение звука, не как способ связи тонов в процессе фонации, а как ведение звука) – оно в уме.

В момент исполнения оно было в уме. Не как связь звуков – звуковедение, а как ведение музыки, движение, стремление к назначенной точке. «Смело веди: куда-нибудь да доведёшь» [6]. Звук ведётся. Разумеется. Но в нотах я его не нашла. Фиксации не нашла. Где звук ведётся? Как это показывается. Нашла в уме. Не нашла литературы, которая разбирает тот самый феномен, который я имею ввиду. Ведём звук, понятно, что он ведётся куда-то. В уме? Нет этому теоретического изложения. Я взяла тему. Разбираюсь, что там у нас в уме. Изобрела стрелочку.

Понятно, что звук ведётся. Идёт музыка, раскрывается музыкальный материал. Мы видим в нотах, что он ведётся. В уме мы знаем, что он ведётся (осуществляется звука-ведение). Со стрелочкой в реальности будет намного удобнее донести, где это «понятно» в нотах. Где понятно? Где написано, что понятно? Где написано про то, как он ведётся в нотах? Где? Операции происходят в уме. Общеизвестная тема – ведение звука (звука-ведение). Все об этом говорят и нигде не написано. Поставьте стрелочку.

Звуковедение – это целая теория. Я беру за единицу ведения – один звук и делаю (осуществляю) на нём звуковедение. Это легко. Берёшь длинный звук и ведёшь. Куда хочешь. Получается звуковедение. Элементарное упражнение по ведению звука. Пробуешь водить звук. 1 звук. Далее предлагаю укрупнять. Звук можно водить внутри мотива, фразы, предложения, периода. Элементарное упражнение: берёшь звук и ведёшь внутри мотива. Куда хочешь. Это у меня называется звуковедением в широком смысле слова. Звуковедение внутри мотива, фразы, предложения. Потому что уже не получается взять один звук и вести. Звуков уже, конечно, получается не один, а 5-6, 22, но я сохранила название звуковедение. Назвала это звуковедением в широком смысле слова. Потому что буквально звуковедение – это ведение одного звука. Звука – ведение. 1 звука заложено в названии. Я так понимаю. Когда 5-6 звуков – это уже не звуковедение. Дословно. Это ведение 5-6 звуков. Поэтому я назвала это ведение звуков внутри фразы. Звуковедение в широком смысле. Звуков-ведение. Убираем двойное «в», чтобы проговаривать было удобно, и оставляем «звуковедение».

Звуковедение (звука-ведение) – слово не очень модное, популярное. Но тем не менее оно существует как звука-ведение в понимании у людей, не только как «способ связи звуков в процессе фонации», поэтому я начала разбираться. Если ему нет объяснения, как ведению звука, это не значит, что его надо убирать из обихода. Есть объяснение «способ связи звуков в процессе фонации», хотя в названии заложено звука ведение.

В уме происходят разные операции. Сложение чисел, чтение книг, написание музыки. И в момент исполнения у исполнителя в голове мыследеятельность. Чем он занимается во время исполнения? Думает о динамике, об интонации, проговаривает ноты, двигается по смене меха, об артикуляции: меховой, пальцевой (акцентах, штрихах) и т. д. Я предлагаю заниматься звуковедением – теорию звуковедения. Двигаться от начала ведения звука до конца и снова, и снова. От начала ведения звука к намеченной точке, целенаправленно, продолжать далее от стрелочки к стрелочке, из начального пункта в конечный и так на протяжении всего произведения. Это интересно с теоретической точки зрения, разнообразно, чтобы занять мозги. И практически тоже.

Как оно было в уме до этого (звуковедение) и его не изъяли, не выставили в ноты? Пишут, что это «способ связи звуков в процессе фонации». Может быть, путают его со связным штрихом и раздельным, потому что оно в голове, как и голос? Звуковедение у вокалистов – способ связи звуков. Голова одна. Ведение – процесс, течение, река. Связь тонов – legato, non legato. Вот и путают.

Я предлагаю его выставить в ноты и обозначить стрелкой. Так понятнее, как оно в уме существует. «Живёт» своей жизнью во время исполнения в голове. Конечно, вверх идёт интонация – звуковедение к нему стремиться, к верхнему звуку, вниз идёт – звуковедение ослабевает. Но хочется это как-то обозначить.

Практика.

Фото 1. «Аллегро» В. Ф. Бах [19].

Фото 2.

Фото 3. «Аллегро» В. Ф. Бах [19].

Фото 4.

Фото 5. «Полонез» И. С. Бах [19].

Фото 6. «Песня» И. С. Бах [19].

Фото 7.

Фото 8. «Ария» И. С. Бах [19].

 

Фото 9. «Ария» И. С. Бах [19].

 

Фото 10.

 

Фото 11. «Менуэт» И. С. Бах [19].

Фото 12. «Жига» И. С. Бах [19].

Фото 13. «Бурре» И. С. Бах [19].

Фото 14.

Фото 15. «Хорал» И. С. Бах [19].

 

Фото 16. «Органная хоральная прелюдия» И. С. Бах [19]. Фото 17. «Органная хоральная прелюдия» И. С. Бах [19]. Фото 18. Фото 19. «Органная хоральная прелюдия» И. С. Бах [19].

Фото 20.

 

Фото 21. «Пастораль» из Второй сюиты «Арлезианка». Фрагмент. Ж. Бизе [17].

Фото 22.

Фото 23.

 

Фото 24.

Фото 25. «Мазурка» из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

А. Хачатурян [17].

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29. «Лебедь» К. Сен-Санс [17]. Фото 30. Фото 31. Фото 32. Фото 33. Фото 34. «Серенада» А. Аренский [17]. Фото 35.

Фото 36.

 

Фото 37.

 

Фото 38. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро». П. Чайковский [20]. Фото 39. Фото 40. «Итальянская полька» С. Рахманинов [20].

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43. Полька «Трик-трак» И. Штраус [20]. Фото 44. Фото 45.

Фото 46. Полька «Виолетта» И. Штраус [20].

Фото 47. Фото 48. Фото 49. «Пиццикато-полька» И. Штраус [20]. Фото 50. Фото 51. Фото 52. «Полька-Анна» И. Штраус [20]. Фото 53. Фото 54. «Лирический танец» В. Корнев [20]. Фото 55. Фото 56. Фото 57. Фото 58. Фото 59. «Прощание славянки». Старинный марш. В. Агапкин [20].

Фото 60.

Фото 61. «Егерский» Старинный марш [20].

Фото 62.

 

Фото 63. Танец «Вальсок». Нар. [23].

Фото 64.

Фото 65.

Фото 66. Танец «Вальс». Нар. [23].

Фото 67. Фото 68. Фото 69.

Фото 70.

Фото 71. «Вясельны марш (першы)». Нар. [23].

Фото 72. Фото 73. Фото 74. Фото 75. Фото 76. Фото 77. «Танец «Абэрак» (другi)». Нар. [23]. Фото 78. Фото 79.

Фото 80.

 

В разделе практика приведены примеры разных музыкальных номеров из следующих сборников: «Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей в переложении для готово-выборного баяна или аккордеона» (составитель Ю. Я. Лихачёв) [19], «Концертные пьесы для баяна выпуск 49» (составитель Ю. Н. Наймушин) [17], «Репертуар баяниста» (составитель В. П. Писарчик) [20], «Танцавальная музыка Беларусi. Танцы Столiнскага i Баранавiцкага раёнау Брэсцкай вобласцi» (составитель М. А. Козенко) [23].

Звуковедение показано (стрелочкой) на практике.

Итог.

Звуковедение в музыкальной практике встречается в работе педагогической (в классе) в словах, в исполнительстве (в момент игры) и делает движение понятным: «куда вести».

 

 

Литература:

1. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Большая советская энциклопедия. Теория. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139031/Теория. -- Дата доступа: 12. 08. 2019

2. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Большой Энциклопедический словарь. Производные слова. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/244874. -- Дата доступа 28.09.2019

3. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Википедия. Звуковедение. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/148160. -- Дата доступа: 22.08. 2019

4. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Музыкальный словарь Римана. Техника. Режим доступа: https://riemann_music_dictionary.academic.ru/119/ТЕХНИКА. -- Дата доступа: 8. 09. 2019

5. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Словарь иностранных слов русского языка. Теория музыки. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35597/ТЕОРИЯ. -- Дата доступа: 18.08. 2019

6. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Даля. Водить. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/215850. – Дата доступа: 27. 08. 2019

7. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ожегова. Направление. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/118030. -- Дата доступа: 22. 08. 2019

8. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ожегова. Приём. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/181838. – Дата доступа: 8. 09. 2019

9. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ушакова. Звук. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/816158. – Дата доступа: 27. 08. 2019

10. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ушакова. Над. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/868322. -- Дата доступа: 14. 09. 2019

11. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Толковый словарь Ушакова. Способ. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1039262. -- Дата доступа: 12. 09. 2019

12. Академик: Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Академик: Словари и энциклопедии на Академике. Энциклопедический словарь. Изобретатель. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/157233/изобретатель. – Дата доступа: 27. 08. 2019

13. Великие научные открытия XX века, топ 25. [Электронный ресурс] / Великие научные открытия XX века, топ 25. Режим доступа: http://www.sciencedebate2008.com/the-scientific-discoveries-of-the-xx-century/. – Дата доступа: 28. 08. 2019

14. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Википедия – свободная энциклопедия. Белоруссия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белоруссия. -- Дата доступа: 28. 08. 2019

15. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Википедия – свободная энциклопедия. Модный приговор. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Модный_приговор. -- Дата доступа: 22. 08. 2019

16. Викитека. Толковый словарь Владимира Даля. [Электронный ресурс] / Викитека. Толковый словарь Владимира Даля. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Толковый_словарь_Владимира_Даля. -- Дата доступа: 22. 08. 2019

17. Концертные пьесы для баяна. Выпуск 49 / сост. Ю. Н. Наймушин. – Москва: Советский композитор, 1989. – 41 с.

18. Махлина, С. Словарь по семиотике культуры / С. Махлина. – Санкт-Петербург: «Искусство – СПБ», 2009. – 752 с.

19. Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей. В переложении для готово-выборного баяна / сост. Ю. Я. Лихачёв. – Ленинград: Музыка, 1988. – 58 с.

20. Репертуар баяниста / сост. В. П. Писарчик. – Минск: Беларусь, 1989. – 110 с.

21. РуCтих [Электронный ресурс] / РуCтих. Я люблю свою работу: Стих. Режим доступа: https://rustih.ru/ya-lyublyu-svoyu-rabotu/. – Дата доступа: 27.07. 2019

22. Сайт ассоциации белорусских баянистов и аккордеонистов. [Электронный ресурс] / Сайт ассоциации белорусских баянистов и аккордеонистов. Исполнители и педагоги. Брагинец Татьяна. Режим доступа: http://www.abbia.by/show.php?id=60&cid=6. – Дата доступа: 26. 08. 2019

23. Танцавальная музыка Беларусi. Танцы Столiнскага i Баранавiцкага раёнау Брэсцкай вобласцi / Рэпертуарна-рэдакцыйная калегiя упраулення культасветустаноу мiнiстэрства культуры БССР; укл. М. А. Козенкi. – Минск: выд. Рэспублiканскага навукова-метадычнага цэнтра народнай творчасцi i культурна-асветнай работы, 1986. – 190 с.

24. Classes.ru. Словарь русских синонимов. [Электронный ресурс] / Classes.ru. Словарь русских синонимов. Обусловленный синонимы. Режим доступа: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-48400.htm. -- Дата доступа: 29. 09. 2019

25. Google. Книги. [Электронный ресурс] / Google. Книги. Полный курс элементарной математики в задачах и упражнениях. Книга 5. Режим доступа: https://books.google.by/books?id=r5ArDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false. – Дата доступа: 18. 08. 2019

26. Lyricshare. Коллекция текстов песен. [Электронный ресурс] / Lyricshare. Коллекция текстов песен. 7 Б текст песни Всё потом (feat. Влад Демьян). Режим доступа: http://www.lyricshare.net/ru/7b/vs-potom-feat-vlad-demyan.html. -- Дата доступа: 12.08. 2019

27. Megalyrics. [Электронный ресурс] / Megalyrics. А. Варум – Художник, что рисует дождь. Режим доступа: http://www.megalyrics.ru/lyric/avarum/khudozhnik-chto-risuiet-dozhd.htm. -- Дата доступа: 25. 10. 2019

28. oSkazkax.Ru [Электронный ресурс] / oSkazkax.Ru. Сказка «Ох и Ах». Режим доступа: http://oskazkax.ru/read/detskie/6922-oh_i_ah.html. -- Дата доступа: 20.08. 2019

 

Содержание:

Обо мне

3

Как формировалась задумка

4

Вступительное слово. «…По дорогам словарей».

5

Введение

10

Основная часть

10
  Главная мысль 10
  40 страниц текста 11
  Практика 51

Итог

131

Литература

132

 

Екатерина Викторовна Тарас

Звуковедение

 

Контактные данные taras-ekaterina@rambler.ru

                              https://vk.com/id473922788

Подписано в печать

Издательство


[1] Брагинец (Короткая) Татьяна Петровна – доцент, лауреат международных конкурсов (в составе трио баянистов с Г. Мандрусом и В. Писарчик). В 1967 – 2012 гг. работала на кафедре баяна и аккордеона Белорусской государственной академии музыки. Преподавала дисциплины: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Изучение педагогического репертуара», «Педагогическая практика». Вела спецкурс «Методика обучения игры на баяне (аккордеоне)» (2001 – 2012 гг.).

С 1975 г. читала лекции на Факультете повышения квалификации БГАМ, в БелГИПК и

 Республиканском институте усовершенствования учителей. Руководила написанием выпускных квалификационных работ, осуществляла подготовку магистров.

Активно занималась исследованиями в области методики игры на баяне (проблематика – звукотворчество, двигательная свобода игрового аппарата, совершенствование музыкально-исполнительской техники) [22].

[2] «Производные слова – слова, образованные от существующих в языке слов посредством действующих в языке моделей словообразования. Напр., от «дом» образуются производные слова «домовой», «домашний», «надомник» и др.» [2].

[3] Наименьшая величина (единица ведения) – звук. Потом крупнее 1 голос (многоголосие) членим на мотив, фразу, предложение и ведём. Одну линию ведём, так и массу ведём.

[4] «Техника (франц. mécanisme) – механическая, так сказать ремесленная сторона искусства, то, что может быть и должно быть усвоено трудом, изучением. Поэтому, можно говорить не только о т-е исполнения (игры, пения), но и о т-е композиции; впрочем большей частью слово это употребляется именно в первом смысле. Высокая степень развития современной виртуозности требует от каждого желающего выступить на этом поприще такого развития т-и, для которого необходимы многолетние, выполняемые с железной последовательностью механические упражнения» [4].

[5] Куда – можно посмотреть с. 51 – 130.

[6] Знак молчания в музыке.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 1005; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!