О науке, открытиях, изобретениях.



По материалам диссертации

 

                          

                                   

                                Екатерина Тарас

 

Звуковедение

 

 

Автор

лауреат Международных конкурсов, магистр искусствоведения Е. В. Тарас

 

 

Рецензенты:

 

 

Тарас, Е. В.

Звуковедение / Е. В. Тарас. -- Минск :

 

 

Е. В. Тарас работает со звуковедением 12 лет. Появляются первые материалы работы (2019 г.). Тому свидетельство данная книга «Звуковедение». Звуковедение – это исследуемая область её времени, её поле образования, ума, науки, жизнедеятельности. Это творческая ткань, на которой время от времени появляются узоры, по мере работы. Эти узоры требуют публикации.

В данной книге автор рассказывает о звуковедении – звуке и ведении – происхождении слов, взятых из словарей, о работе над своей диссертацией и продвижении в работе, прогрессах исследования. О новизне, о теории, музыке, теории музыки, об открытиях, науке, изобретениях. Повествует о способе звуковедения, приёме, предлагает использовать, как теорию. Изобретает стрелку в музыке (звуковедение) и демонстрирует её в разделе «Практика». Критикует общепринятый термин и рассуждает о местонахождении ведения звука до изобретения стрелки – в уме.

 

Обо мне.

Победитель конкурсов в Италии, Франции, Украине, Польше, России. Проживаю в Республике Беларусь и от рождения занимаюсь баяном. По данным https://ru.wikipedia.org Республика Беларусь – «государство в Восточной Европе. Население на 1 января 2019 года составляет 9 475 600 человек, территория – 207 600 км². Занимает 93-е место по количеству населения и 84-е по территории в мире» [14].  Раз в три года в государстве проходит конкурс имени И. Жиновича – дирижёр, композитор, цимбалист-виртуоз. Четырежды становилась его победителем.

 

Как формировалась задумка.

12 лет работы над звуковедением… С 2007 года. Всё начиналось с Т. П. Брагинец[1], которая преподавала «Методику обучения игры на специнструменте» в «Белорусской государственной академии музыки» (2007 – 2008 учебный год). 3 года моя теория основывалась, я занималась наблюдением и собирала тезисы, относительно музыкальных взглядов, мнений, касаемых того или иного понятия. 2010 – 2014 год – училась в аспирантуре, писала диссертацию, тема одноименная. Так формировалась моя теория.

Вначале я его путала с меховедением (звуковедение), потом – не очень хорошие публикации (молодой учёный 2010 – 2014), потом я ушла в коммуникацию – управление массами, залом, сознанием слушателя (исполнитель-слушатель), изучила гипноз (лингвистический), дошла до управления Вселенной, и только потом это кристаллизовалось в звуковедение.

 

 

Вступительное слово. «…По дорогам словарей».

В книге расскажу о звуковедении. В ходе музыкального исполнения присутствует в материале такой инцендент. Ведение звука в нотном тексте пока не обозначается знаками. Я его объясню и обозначу.

Звуковедение в моём представлении (дословно) – ведение звука. «Ведение – вести – водить» – производные[2]. В толковом словаре В. И. Даля: «Водить, вести или весть, важавать кого, провожать на ходу, либо таща за собою силою, понуждая, или же помогая, поддерживая или указывая путь, или предводительствуя, будучи начальником или приставом, либо вожаком, водырём, управлять; держать, плодить; длить; безл. Коробить. Веди его, укажи ему дорогу. Суворов лично важивал войска на приступ. Лоцман ведёт судно. И хожено, и вожено, да легче нет. Нет, не ты меня ведёшь, а я тебя веду, перекоряются школьники, идучи жаловаться друг на друга. И сам я тут не хаживал, и других не важивал, знать не знаю. Смело веди: куда-нибудь да доведёшь. Пусти бабу в рай, а она и корову за собою ведёт. Ему ворона глаз клюёт, а он и носом не ведёт, пьян. В гости ходить, и к себе водить. Дом вести, не бородой (не вожжей) трясти. Домок вести, не задом трясти, т.е. не плясать. Затянул песню, так веди до конца (или: допевай, хоть тресни). Ну те, ребята, промыслы водить: люди горох молотить, а мы замки колотить. На печи промыслов не водят. Не то сметка, что бродит, а то, что других водит. Слепой зрячего не водит. Человек ходит, Бог водит. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт; дверь, косяки, притолока и порог, полотно, рука, пята. Водить волость, быть головою. Водить кого на верёвочке, держать строго; водить за нос, или просто водить, дурачить, обманывать, помыкать им. Вести себя чинно, дурно, держать себя, поступать так. Водить в чём детей, прислугу, одевать, держать в такой-то одежде. Вести дело, торг, заниматься этим. Вести род свой от таких-то предков, производить, считать. Водить птицу, разводить, держать, плодить. Водить чем почём, пером по бумаге, пальцем по столу, начертывать, писать, чертить. Водить умом, в уме, архан. раздумывать, смекать, задумываться о чём. Водить в играх, коноводить, быть в наматках, переводить; вступать в круг, выходить в очередь, в одиночку, как игра требует, напр. кто ищет кольцо, когда хоронят золото, водит; кто горит в горелках, водит. Водить хороводы, собираться, составлять хороводы. Водить с кем хлеб-соль, знаться, угощаться. Скакун на скачке ведет, выскакал вперёд. На дворе ведёт, безл. тает; лихорадка ведёт, гнетёт, ломает; дерево ведёт (свело, повело), коробить, корчить, рвёт. Борзые ведут зайца на щипцах, дошли до него рылом (щипцом). В лесу водит, новг., безл. Нечисто, живетлейший, нечистый дух. Не ходите туда, там водит. Водити жену, стар. жениться, быть женату. Хотяху Рогнеду вести за Ярополка, (летописн.) Аже две жены, кто водит и пр. – ся, быть влекому, ведому, провожаему кем; в прочих значениях форма эта уклоняется от коренного смысла: водиться (важиваться) с кем, знаться, обходиться, сближаться; пестоваться, нянчиться; архан. бороться, драться. Я с ним не важивался. Она водится с детьми. Где что ведётся, там то и берётся. Не дай Бог водиться с монастырями, да со вдовами, да с малыми сиротами. С ним водись, а нож (камень) за пазухой держи. На молодой жениться, с молодцами не водиться. С тобой водиться, что в крапиву садиться. Не любо, не знайся, не хочешь, не водись (или не женись). Водиться (вестися) безл. быть в обыкновении, в обычае, в употреблении, считаться приличным, уместным. У нас это не водится, а искони ведётся то и то. Мало ли, что в людях водится, до коли у нас нет. Что в людях водится, то и нас не минует. У нас так ведётся, что изба веником метётся. Водиться (вестися), разводиться, плодиться, множится или держаться. Хохлатые куры двором ведутся, не всюду. У нас в лесах водится и куница. У нас денег не водится, не бывает. Живётся, у кого денежка ведётся. Взводить судно, против воды. Взвела на него напраслину, взнесли. Возвести в сан. Введи его сюда. Вывод всех. Доведи до угла. Заведи за угол. Часы заведены. У нас завелись шашни. Извели все деньги. Его извела кручина. Наводить лоск. Наводи пушку. Это наведёт на то же. Он навёл на меня сомнение. Низвести со ступеней. Обведи рукою. Отведи его домой. Поведи ребёнка за руку. Подведи его ко мне. Переведи по-русски. Он предводил войском. Его перевели в другой полк. Колодника привели. Его проводят мимо. Тебя провели, обманули. Разведи драчунов. Развело волнение. Развелись клопы. Разведи огня. Своди концы. Своди его к соседу. Пятна сводятся утюгом. Уведи собаку. Вождение, ведение ср. водка жен. вод муж. действие по гл. Ведение кого за руку, ведение книг, торговли. Уж было у нас водки около него, архан. много хлопот, возни. Здесь самый вод тетеревам, водятся; у нас деньгам не вод, нет их. Деньги водом, а люди родом. Такой год, что денежкам не вод (не род). Парень бы не мот, да деньгам-то не вод. Водитель муж. водительница жен. более употр. с предлогом пред. вождь, вож, водец, водца, ряз. водим муж. передовой, коновод, заводчик, зачинщик, уставщик, предводитель. Вож, сиб. кормчий, лоцман. Водырь, вожатый, вожатай муж. вожатка жен. проводник слепцов; коновод, передовая скотина в стаде. Куда водырь, туда и стадо. Водырю дремать, так и в игре не бывать. Водильщик муж. водильщица жен. водничий, водок, вожак, вожака, водчик муж. поводатарь, поводчик, водящий зверя напоказ; иногда провожатый, проводник: вождь, военачальник; вожак, указчик дороги: Добыть языка и вожака. Водок тул. водырь, коновод; яросл. Погонщик при лошади. Слепого в вожаки не берут. Слепой, да в вожак и попал. Вожака, чередной, передовой извозчик в обозе. Водцын, водничин, водоков, водырёв, вожаков, водчиков, им принадлежащий; водничий, водырский, вожачий, им свойственный, вообще к ним относящийся. Вожденачальник, старший вождь. Вождествовать, начальствовать; церк. посылать, препровождать. Ведило ср. ведига жен., архан., олон. плот с перилами, для сплава к пристаням разных лесных изделий, смолы, пеку. Ведилка архан. перила на плотах. Веделица жен. произн. виделица, слега, подкладываемая на плоту под дрова, под бочки со смолою и пр. Водливый, хлопотливый, заботливый. Без детей тоскливо, с детьми водливо. Водило ср. на чём водят зверя, цепь, привязь, обороть, повод. В конном приводе: рычаг, вставленный в вал, для запряжки лошади; он не короче шести аршин, для удобства хода лошади. Водильная верёвка, охотничье свора, свитая из козьей шерсти с пенькою. Водима стар. жена, б.ч. сожительница; невеста. Водилка жен. охотничье. Старая волчица, выведшая много гнёзд; она хитрее и злее других. Помочи, пояс под мышки младенцу, на котором его водят. Вожай муж., новорос. козёл вожак, водырь. Водом нареч., вост. легонько, плавно, ровно, осторожно. Водом! Кричат бурлакам в лямках, когда, напереборах, надо тянуть потише. Водня жен., архан., сиб. возня, хлопоты, заботы, водка, беспокой. Водкий, о домашних животных, приживчивый и плодливый. Водко нареч. водом, плавно, непорывисто. Водчее тяни, наляг валом, не дёргай. Вожаный, о медведе, ручной, учёный, вывоженный. Вожий, поводливый, послушный, из вожливый переиначено в вежливый. Вожий, вожливый, выжлок, хорошо вывоженный на смычке и своре, послушный голосу выжлятника, псаря. Воженный прич., страд. от водить и возить: было вожено, было и ношено, и возили, и носили; много вожено было людей, приводимо, призываемо (см. возить). Вожеватый, тенький сев., вост. кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник (смешиваться с важий, см. вага). Не в том дело, что жена спесива, а в том, что муж не вожеват, груб, суров. Вожевьё ср., собир., архан. вожеватый, развязный народ» [6].

Определение понятия «звук» мне не нравится в словаре В. И. Даля, я обратилась к другим источникам. Звук в толковом словаре Д. Н. Ушакова:

«1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.). Всё порождаемое движением, колебанием чего-нибудь и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки голоса. Звук песни. Звук рояля. Звук поцелуя. Звук шагов. Монотонные звуки дождевых капель. «Мне тягостны веселья звуки» Лермонтов. Звуки кашля.

2. Тон определённой высоты, в отличие от шума (муз). Музыкальный звук. Гамма состоит из 8 простых звуков.

3. Членораздельный элемент произносимой речи (линг.). История звуков русского языка. Чередование звуков. Изменение звука «о» в «а».

4. Звук пустой – о чём-нибудь, лишённом всякого содержания, значения. В капиталистической Европе свобода, равенство и братство стали пустыми звуками. Ни звука – о полном молчании. Зову его, а он ни звука» [9].

В музыкальный текст помещается понятие интонирование, артикуляция, фразировка, агогика, динамика и другие. И звуковедение. Идеей к написанию труда послужила покупка книги М. Берлянчика и М. Либермана «Культура скрипичного тона», где на третьей странице я обнаружила слово «звуковедение». (В учебной работе слово звуковедение также встречается часто, например, сочетание «веди звук!» (звуковедение), «звука не хватает» (недостаточность, связанная также со звуковедением), «беззвучная игра»). И решила написать книгу.

Кроме того, это тема моей диссертации и я её пишу каждый день.

Введение.

Во введении я хочу рассказать об основных терминах, которые встречаются в музыкальном тексте:

Что такое интонирование? Это значит пропеваю интонацию (мелодию), передача интонации. Работаю над ней. Мелодию пропеваю – интонирую.

Артикуляция – штрихи. Произношение слов разными выразительными вариантами.

Фразировка – зафиксированные в нотном тексте «мёртвые» знаки – фраза, мотив, предложение, обозначаемые дугой.

Динамика – сила звука.

Агогика – отклонение от темпа.

Темп – скорость музыкального сочинения.

Пауза – знак молчания.

Кроме того, в нотах существуют нотные знаки, штили, длительности нот.

Основная часть.

Главная мысль.

Звуковедениев нотах невозможно встретить. Я его покажу. Ведение музыкальной мысли я обозначаю стрелкой (с. 51 – 130). Точку, куда вести звучащую массу я показываю. Можно её привести в другой такт. Определите по желанию, куда вы хотите.

Звуковедением в своей диссертации я называю ведение музыкальной мысли в процессе исполнения музыкального сочинения. Далее я буду показывать музыкальные примеры. Их будет множество (с. 51 – 130). Звуковедение обозначается стрелкой (ведение музыкальной мысли), также обозначается стрелкой «к чему привели».

Страниц текста.

О науке, открытиях, изобретениях.

Для чего нужна наука? Чтобы делать открытия. Человек занимается деятельностью и он не находится не понятно где, например, на улице, а при деле. Возможно, ты изобретёшь велосипед. Но велосипед уже изобрели. Попробуй изобрести что-нибудь другое. Хватит ли у тебя фантазии, ума, что-нибудь изобрести? Есть разные категории людей. И не всегда люди мыслящие могут быть изобретателями. Ты человек мыслящий, но это не значит, что ты изобретёшь велосипед. Образование тоже не даёт гарантию, что ты что-нибудь изобретёшь. Есть люди-изобретатели по природе. У них дар что-нибудь изобретать. Конструктивное мышление ещё тоже не значит, что ты что-нибудь изобретёшь. Люди прагматичные. Вспомнилось деление людей на типы: на людей созерцателей, людей-изобретателей и др. Эта информация даёт нам повод поговорить о том, что к изобретениям может быть талант. И я мыслю в этом направлении.

То, что ты занимаешься наукой – это ещё не значит, что твоё изобретение окажется востребованным. Изобретение может быть полезным или оказаться никому не нужным. Каждому своё изобретение. Не факт, что твоё изобретение понравится. Кому-то велосипед будет мил, кому-то самокат.

Изобретатель – «тот, кто изобрёл или изобретает что-то» [12].

Радио, например, изобрели в конце XIX века. Основателем радио считают Гульельмо Маркони. Он получил патент 2 июля 1987 года. 7 мая 1985 года Александр Попов демонстрирует «прибор, предназначенный для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве» на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге. Иными словами радиоприёмник. И впервые осуществляет сеанс радиосвязи. Примерно в это же время в других странах появляются радиоприёмники, поэтому в США изобретателем радио считают Николу Теслу, в Германии – Генриха Герца, во Франции – Эдуарда Бранли, в Бразилии – Ланделя де Муру, в Англии – Оливера Джозефа Лоджа, а в Индии – Джагадиша Чандру Боше.

Александр Грехем Белл изобрёл телефон. Изначально он работал на расстоянии 200 метров, но изобретение доработалось и модернизированным оставалось в действии 100 лет. Аппарат был презентован в 1876 году в Соединённых Штатах Америки. Белл совершенствовал телеграф и однажды одна из пластинок, в его работе, вышла из строя и его напарник начал ругаться. Белл находился у приёмного аппарата и неожиданно услышал голос своего напарника. Так появился первый телефонный аппарат.

Первый автомобиль создал Карл Бенц. В 1885 году появился первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Позже он получил патент и создавал машины с бензиновым двигателем, наладил производство машин. Готлиба Даймлера знают, как изобретателя двигателя на бензине. В 1883 году был сконструирован двигатель, и это привело к появлению самоходного экипажа. Первый автомобиль был похож на трёхколёсный велосипед: трубчатая рама, цепная передача, три колеса со спицами. Скорость его до 13 км/ч. Бенц быстро наладил производство и в течение 8 лет реализовал более 69 машин. После 1894 года начали появляться четырёхколёсные автомобили, двигатель был двухцилиндровый с пневматическими шинами.

Не сказать – наука – двигатель прогресса. Что есть двигатель прогресса? Открытия. Технология идёт вперёд и вчера мы изобрели радио, сегодня – видео. Двигателем прогресса может быть стремление познать что-то новое, учение, конкуренция. Идти вперёд – значит не стоять на месте, развиваться. Мы прогрессируем и делаем открытия в области науки и техники, физики, медицины.

XX век богат на открытия. Так, например, квантовая теория Планка, открытие рентгеновского излучения,  теория относительности Эйнштейна, открытие пенициллина, волны де Бройля, открытие структуры новой спирали ДНК, планетарная модель атома Резерфорда [13].

Открытие – это что-то новое, неизвестное. То, чего не было до сегодняшнего времени. И то, что люди делают открытия, говорит о том, что мы не стоим на месте, активно или планомерно развиваемся, день сменяется новым днём, в своё время происходит именно та череда событий, которая и должна происходить, а за новым рассветом обязательно случится закат. Это ход времени. С ходом времени связано и развитие людей, их движение вперёд. Сегодня люди делают в два раза больше, чем вчера. Они умнее, образованнее, энергичнее. Это нормально. Все это говорит о том, что наука пошла далеко вперёд по сравнению, например, с XIX веком.

 

О новизне.

Известное выражение: «Всё новое с трудом воспринимается». Не правда. Новизна происходит каждый день. И даже одно и то же «доброе утро» соседа каждый день – новое, потому что каждый день – новый день. С лёгкостью воспринимаю каждое утро соседа. Тяжело книга входит в нашу жизнь? (Книга – новизна). Не пишите, не живите, не читайте. Читают ежедневно миллионы книг. Каждая книга – новая. Она мне или нравится, или не нравится, но она появилась. Это новизна. Для чего изобретают книги, появляются новые книги? Для разнообразия. Нельзя читать одно и то же, одну книгу. Это умственно ограничивает. Не видела ещё человека, который ежедневно читает одну книгу. Интересуется книгами – познаёт новое. Приобретая новую книгу – ты познаёшь новизну. Вполне возможно, ты найдёшь нового автора, который тебе понравится.

С трудом воспринимается – легко остаётся на всю жизнь. Мы долго учим математику, химию, физику. Вспомним общеобразовательную школу. И, тем не менее, ребёнок учит эти предметы, потому что это надо учить («впитывает» новизну). В школу ходить популярно, получить хотя бы среднее образование. С трудом ли там воспринимается материал? – вопрос, конечно, философский. У каждого ребёнка свои предметы воспринимаются с трудом и по-разному. Зависит от настроения, усталости, спокойствия в семье и других причин. Восприятие дано для того, чтобы познавать мир. Проводить коммуникацию, ощущать окружающее. Во многом для усваивания информации нам необходима внимательность. Сосредоточиться и проникнуться интересом к неизвестному и тогда новое будет восприниматься с оживлением. С трудом воспринимается – не интересно. Потренируй упражнения.

1. Поставьте на стол вещь. Закройте глаза. По памяти перечислите подробности этой вещи. Откройте глаза и сравните. Запомните недостающие моменты. Снова закройте глаза. Дополните.

2. Возьмите предмет, представьте его, постарайтесь предельно точно нарисовать. Постарайтесь передать в рисунке все детали, которые были на нём изображены.

3. Постарайтесь запомнить лицо и визуализировать его. Его можно нарисовать или наиболее подробно по пунктам описать его детали. Тоже можно проделать с любым предметом, который попадается в зону восприятия.

4. Попробуйте запомнить статью (газет, журналов), обзорно просмотрев её. Для начала воспринять несколько слов, потом предложений и полностью. Это активизирует ваше восприятие.

Легко остаётся на всю жизнь и та же математика, и та же химия. Да, мы долго учим «незамысловатые истины», но тем не менее долго помним.

Иногда, наоборот, быстро схватываешь, и это новое стремительно входит в твою жизнь, со временем ты уже не можешь без этого изобретения. Новинки театра, музыки, кино ежедневно входят в нашу жизнь. И что бы мы делали, если бы ежедневно смотрели «Иронию судьбы, или с лёгким паром»… Новый фильм приходит в нашу жизнь с радостью, по окончанию просмотра или со временем остаётся в наших сердцах или забывается. Сейчас много фильмов, которые не остаются в памяти. Их словно смотришь для забывания. Они служат для «сиюминутного» наслаждения. Получил удовольствие (просмотрел сеанс) – и не помнишь больше этот фильм. Они не уходят в будущее. Их быстро забываешь. Зачем смотрел – не понятно. Но, тем не менее, это новизна. В музыке сейчас такие же тенденции. Мало хитов. Даже если они и есть, не долог их век. Песня прозвучала – и уже не возвращается. И вряд ли ты найдёшь исполнителя, творение которого промелькнуло с 9 до 10 утра по радио.

Новая одежда. Для чего нам новая одежда? Чтобы образ в зеркале выглядел не монотонно. Сегодня одна одежда, завтра другая – новые картинки на майках, сарафаны, шаровары. Утром выбор одежды «заряжает» твой день, выбор цвета, сочетания, игра «в гармонию» дарит утром хорошее настроение. И каждый день ты можешь подзаряжаться позитивом. Это всё-равно что выпить чашечку кофе по утрам. Чашка кофе придаёт бодрости, закладывает понимание: «Начался новый день». Выбор одежды напоминает радугу по утрам. Наполняет твой день счастьем и радостью. Радуга – 7 цветов, гармонично составленные в природном явлении. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый словно говорят тебе каждое утро: «Доброе утро». Каждый цвет соответствующе влияет на психику: «…некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему. Красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; оранжевый цвет – весёлый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радость жёлтого с возбуждением красного; жёлтый цвет – тёплый, бодрящий, весёлый, привлекательный; зелёный цвет – спокойный, создаёт приятное (уютное) настроение…» [18, c. 154]. « …По наблюдениям Н. В. Серова, цвет воздействует на человека на трёх уровнях: сознательном, подсознательном и бессознательном (844). В обыденной жизни мы, как правило, оперируем знаками, связанными с сознательным уровнем интеллекта» [18, c. 153]. Цвет является знаком, как и всё окружающее в этом мире. Знаки разделяют на три типа: «знаки-изображения, знаки-признаки и условные знаки (символы). Знаки-изображения непосредственно воплощают наглядные чувственные образы, знаки-признаки – эмоции, условные знаки (символы) – понятия, мысли. В живописи знаки-изображения доминируют, вот почему её относят к изобразительным видам искусства» [18, с. 153]. «Часто в живописи цвет несёт функцию знака-признака» [18, с. 154]. Цвет может преподносить понятия и мысли. К выбору одежды в своём шкафу, образу в зеркале можно относиться как к знаку. Как к знаку-признаку, либо как к знаку-символу. В зависимости от настроения. «…Есть тона благородные, есть обыденные, есть сочетания спокойные, утешительные, а есть такие, что возбуждают своей дерзостью» [18, c. 154]. «Каждый цвет в картине предстаёт как знак-признак определённой эмоции. Кандинский даёт такое соотношение цвета с эмоциями: жёлтый цвет будоражит, действует назойливо, а при охлаждении его синим приобретает оттенок меланхолии, ипохондрии. Чем теплее синий цвет, тем более пробуждает он в человеке тоску по непорочному. Их смешение – жёлтого и синего даёт зелёный цвет. Абсолютно зелёный – наиболее спокойный цвет, который в конце концов становится скучным. Обозначения простых красок у Кандинского, как он считал, соответствует элементарным эмоциям, а тона красок передают тонкую природу эмоциональных сторон души» [18, c. 155].

«Цвет в средневековой христианской символике… белый цвет – цвет чистоты; золотой цвет напоминал о божественном сиянии; жёлтый цвет, который отличался от золотого, указывал на любовь Бога, а также на кровь великомучеников; синий цвет указывал на созерцательную жизнь отшельников, но мог быть и символом измены и неправды; зелёный цвет – знак надежды, символ жизни, возрождения; чёрный цвет – атрибут дьявола и смерти, обозначал страдание и траур» [18, c. 157].

Вообщем, такая игра с цветом по утрам пробуждает, оживляет и поднимает настроение. По утрам я мню из себя художника и рисую дождь в своём зеркале! Это так мило, приятно, романтично. «Художник, что рисует дождь»:

« …Больной сентябрьской прохлады ты видел лета красоту.
Ты рисовал ненастный день, меня с зонтом под алым клёном,
Осенним листопадным звоном летела золотая тень.

Ты в увиданье видел жизнь, а в знак природы повторенье,
И это яркое горенье благословляла твоя кисть,
Наш молчаливый диалог исчез, как исчезает счастье,
Ушел ты полем сквозь ненастье за горизонт земных забот» –

песня Анжелики Варум (музыка – Юрия Варум, слова – Кирилла Крастошевского) [27].

Совсем по-другому дело обстоит с тёмными тонами. Нечего в зеркале «мастерить» в моём представлении. Оделся во всё чёрное – и побежал на работу. Не сложно представить, что день у тебя будет такой же «чёрный», как эти чёрные тона в зеркале. Хотя, конечно, тёмные тона тоже можно попробовать посоставлять. Вспомнился мультипликационный фильм «Ох и Ах» режиссёра Юрия Прыткова:

«Жили рядом Ох и Ах,

Друг от друга в двух шагах.

Ах – шутник и хохотун,

Ох – отчаянный ворчун.

Ах – работать не боится,

Аху – охать не годится,

Улыбнётся, скажет: Ах!

Дело спорится в руках.

Ох глаза косит на Аха,

На дела глядит со страхом,

И, наверно, потому

Не везёт в делах ему» [28].

Ох опечаливает свой день. И нередко мы наблюдаем таких «Охов» в телевизионной передаче «Модный приговор», которых переодевают, возвращают к жизни, преображают – «телепередача о моде и стиле, выходящая на «Первом канале» с 30 июля 2007 года. Герои передачи, не только женщины, но и мужчины, преображаются дважды: первый раз — в соответствии с модными советами и собственными представлениями о своём идеальном образе, второй раз — в соответствии с тем, как видят их профессиональные стилисты [15]. Автор Татьяна Шестопалова.

Разноображивайте свой день, придумывайте, моделируйте, не стоит быть «Охами» и радость, и любовь войдут в вашу жизнь с добром.
Итак, новая одежда нам нужна, чтобы освежить образ, добавить ярких красок в пору года, года, в который мы живём.

Новизна происходит каждый год. Новый год, новая пора года. 1 января – новизна. Каждый день – новизна. Каждый час – новизна. Ты просыпаешься утром и это утро не то, которое было вчера. Хотя кажется, что оно одно и то же. Что значит, кажется? Тот же стул, тот же стол и ковёр, та же кровать, мебель. Ты делаешь другой шаг. Шаг по размеру. Не думаю, что каждое утро ты делаешь одинаковый шаг по размеру или одинаковое количество шагов до ванной (в миллиметрах). Ты делаешь их в другое время. Ты поднимаешься с кровати не в те же секунды, которые были вчера, даже если это статичные 7 утра. Число в конце концов другое!

Мы идём на работу и это не повод думать: каждый день мы идём одной дорогой… Каждый день мы идём в другое время на работу, мы идём в другой одежде – новизна! – одни или с родными или близкими, мы встретили соседа, собаку, расцвёл цветок возле дома, который не расцвёл вчера. Каждое утро мы идём на работу – как видите, это не повод депрессировать, что мы идём на работу. На работе случатся другие события. Толи дело любимая работа! Я всегда думала, главное в жизни выбрать, чтобы работа была для тебя любимая и тогда жизнь удалась. Ты проводишь на работе основное время жизни. Мне в жизни повезло. Я выбрала любимую работу и жизнь удалась! Невозможно, чтобы на ней было не интересно. Я прихожу и там постоянно что-то новое. Новое произведение, разбор музыкального сочинения, запоминание новых цифр, работа с интонацией – всегда новая (вот где раскраска, так это работа с интонацией!), разучивание партии левой руки, деление произведения на части, дирижирование, пение вслух. Рутина, обыденность, одно и то же – не интересно. Не любимая работа не интересно. Но ты можешь видеть, в принципе, и рутину. Так опять же мы приедем к мультипликационному фильму «Ох и Ах».

Работа над программой. Музыка. Программа каждый день одна и та же, работа разная. Программа готовится, например, в 2-ух отделениях и сдаётся, берётся новая программа. Работа над программой происходит, представляется мне, с особым отношением. Это тонкая работа, напоминает изделия, изготовленные крючком. Долгая или короткая, зависит от того, сколько страниц в музыкальных произведениях и их уровня сложности. Для начала разбираются 2-3 музыкальных сочинения, далее к ним присоединяются, как на леску, ещё 2-3, по одному, 3-4. Итого – 13. Можно поменять местами, перемешать. Или другая модель: 3-4, 3-4, 3-4, оставшиеся.

Я к тому, что каждый день происходит новизна. Я прихожу на работу и разность вот этих музыкальных сочинений меня устраивает, их ежедневное состояние. А ещё работа над ними каждый день разная. Сегодня работаю над 3-4 сочинением, завтра над 7-8, потом соединяю 3-4, 7-8 в один день и так далее. Произведения – они как маленькие дети, растут, и каждый день соизмерим с годом жизни мужчины или женщины. Потом они вырастают и во время концерта умирают. Набирается новая программа.

Например, у вас концерт в двух отделениях. Предполагаемая программа:

1 отделение:

1. В. Ф. Бах «Аллегро» А-dur

2. В. Ф. Бах «Аллегро» g-moll

3. И. С. Бах «Песня» e-moll

4. И. С. Бах «Ария» g-moll

5. И. С. Бах «Ария» f-moll

6. И. С. Бах «Жига» F-dur

2 отделение:

7. Ж. Бизе «Пастораль». Из Второй сюиты «Арлезианка». Фрагмент

8. А. Аренский «Серенада»

9. К. Сен-Санс «Лебедь»

10. А. Хачатурян «Мазурка». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»

11. И. Штраус Полька «Трик-трак»

12. И. Штраус Полька «Виолетта»

13. И. Штраус «Пиццикато-полька» (c. 51 – 130).

Каждый рабочий день не может быть одинаковый. У вас большая программа (предполагаемая). Я прихожу на работу в 16-00. Можно приходить раньше, если вы видите – вам не хватает времени. Нужно успеть над всеми произведениями порепетировать. До концерта «уложить» все произведения, выучить их, сделать.

Для начала разбираем одно произведение, членим его на отрывки (фрагмент от фрагмента я отсоединяю галочками), расставляем или не расставляем цифры, учим, соединяем отрывки, исполняем от начала до конца, учим по нотам от начала до конца; учим наизусть отрывками, соединяем отрывки, исполняем наизусть от начала до конца, учим не очень хорошо выученные отрывки, и снова объединяем. Обыгрываем произведение несколько раз – и концертный вариант. Итого, работа над одним произведением, представляется мне, ораганизовывается в следующую схему:

1. Ознакомление с музыкальным сочинением

2. Членение на отрывки

3. Разучивание отрывков (работа над артикуляцией, аппликатурой, ритмом и т.д.)

4. Проигрывание произведения по нотам

5. Соединение отрывков, проигрывание по нотам целиком

6. Запоминание наизусть (отрывками – объединение)

7. Исполнение наизусть.

Произведение готово!

Как мы видим и представляем, новизна присутствует каждый день. Новизна в работе над музыкальным сочинением. Это моя работа.

Каждый день не будет одинаковым, потому что надо выполнить и реализовать 7 пунктов. Мы (исполнители) берём нотный текст, который композитор написал, положил в шкаф или в библиотеку и делаем из него произведение наизусть. Музыку! Музыку можно исполнить на концерте, сделать готовую видеозапись – произведение и др. Можно продавать диски  разных исполнителей (академическое направление) и их произведения, которые они приготовили.

Произведение лежит на полке и хочет, чтобы его «сделал» исполнитель. По окончанию оно получается готовым и может применяться в соответствии с желаниями потребителя. День можно провести по-другому и ещё приятнее находиться где-нибудь на лугу и наблюдать как удивительные бабочки играют друг с другом, перелетая из одной стороны в сторону и ловить их сачком, вспоминая как в детстве распускались подснежники.

Что происходит, если разбираться более детально в новизне? Возьмём, к примеру, время работы над музыкальным сочинением – разучивание отрывков (3 пункт схемы работы над музыкальным сочинением). Начинается работа, подробно: заучиваем ноты, учим тему, аккомпанемент, запоминаем длительности нот, считаем, запоминаем смену размера, если таковая имеется, смену регистров, позиции на клавиатуре, интервалы, тональности, где начинаются отрывки и где они заканчиваются, штрихи, акценты. И это только одно произведение! Запоминаем, в какой октаве играем, готовая клавиатура или выборная, аппликатуру, считаем паузы, тренируем артикуляцию. Я люблю свою работу. Вспомнилось стихотворение из интернета неизвестного автора:

«Я люблю свою работу,

Я приду сюда в субботу

И конечно в воскресенье,

Здесь я встречу день рожденье,

Новый год, 8 Марта,

Ночевать здесь буду завтра!

Если я не заболею,

Не сорвусь, не озверею,

Здесь я встречу все рассветы,

Все закаты и приветы.

От работы дохнут кони,

Ну, а я… бессмертный пони!» [21].

Каждый день состояние программы прогрессирует. Работа над аппликатурой, например (подробная работа над п.3)… Аппликатура каждый день выучивается, запоминается. Не нужно ходить на такую работу, на которой аппликатура не выучивается. Есть ещё ритм, артикуляция. Так, интересно работать каждый день. Со временем видно, как аппликатура выучилась, ритм стал понятным, запланированная артикуляция стала одинаковой. Новизна каждый день привела нас к выученной аппликатуре, ритму, артикуляции. Укрупним. Разбор музыкального сочинения, отрывки (п. 1-4), превращаются в произведение. Соединяются между собой проработанные отрывки и получается целое (п.5). Новизна приводит нас к проигрыванию произведения  по нотам.

Такова работа музыканта над сочинением. И новизна каждый день.

Потом в день репетируем по 2-3 сочинения, или «клеим» концерт в двух отделениях по модели, которую приводили выше: 2-3, 2-3, 1, 1, 1, 3-4. Все эти выученные творения размещаются в программу последовательно, она объединяется, становится похожа на 2 отделения. В разделе «Практика» главы «Основная часть» приводится нотный текст предполагаемой для концерта программы. Есть некоторые другие музыкальные сочинения. Можно составить ещё несколько предполагаемых программ. Несколько раз концерт прогоняется (есть такое выражение «прогон программы») и Ваш концерт готов.

Работа над программой в музыке происходит точно такая же, как работа лётчика, врача, строителя. Это интересно, необычно. Работа музыканта… Новизна происходит каждый день и ничего одинакового.

В спорте, например, новизна происходит точно так же, как и в других специальностях. Мне подумалось о смене чемпионов. Преподнести новизну в изменениях, связанных с окончанием своей деятельности людей, занимающихся спортом. Какое-то время чемпион занимается спортом. Но он не вечен. И ему на смену придут новые чемпионы. Подойдёт его возраст, он не сможет заниматься спортом всегда. То есть существует определённый лимит, до которого чемпион занимается спортом. В музыке, например, если я не ошибаюсь, на музыкальные соревнования принимаются ребята до 32 лет. В спорте такой лимит тоже существует. И вот на смену партии чемпионов приходят новые чемпионы. Это и есть новизна. Для чего нужна эта новизна? Чтобы у нас были новые чемпионы, и мы не ограничивались одними и теми же именами. Это интересно новые имена. Мы любим и старых, известных спортсменов, которые ездили на соревнования, прекрасно танцевали то или иное произведение. Но могут быть и новые звёздочки. И это нужно, как переработка старого материала и рождение нового. Это похоже на перерождение вроде бы танцы те же, номера, элемент, а другой человек. Кроме того подходит к концу их возрастной лимит.

Новизна происходит каждые 5 лет. В ВУЗе отучиваются спортсмены и приходят следующие спортсмены. Так я вижу новизну в спортивной области.

В моде новизна позволяет нам не носить одно и то же и быть всегда одинаковыми, а демонстрировать разные стили, показывать разность тканей – она пригодная для жизни в плане нового. Это для того, чтобы лето было отличное от зимы, зима от осени и так далее. Я не согласна носить одно и то же, для этого придуманы модельеры, которые ломают голову над новинками платьев и брюк, новых фасонов, чтобы нам было не скучно жить.

Работа модельера направлена на людей и она, в первую очередь, для людей. Модельер работает не потому, что ему захотелось создать что-то новое, в моих представлениях, он это придумывает и воплощает в жизнь, а пригодное для людей. Не знаю, думают ли модельеры о людях, когда воплощают свои творения в реальность. Но хотелось бы, чтобы о них не забывали. Руководствовались не только своими фантазиями, придумками, в создании вещи, но и думали о её нужности людям. То есть, чтобы была польза для общества. Например, одежда удобная, ноская, нравится и т. д. Когда мода приближена к людям – это практично.

Новизна необходима и в еде. Чтобы мы делали, если бы ели одну и ту же пищу каждый день? Это бы плохо сказалось на нашем организме. Для этого в пище необходима новизна. Я не люблю рыбу, но её необходимость в рационе нужна. И невозможно каждый день есть рыбу. Когда-то придумали новизну и появилась говядина. Так, новизна нам нужна для того, чтобы не употреблять в пищу одно и то же каждый день. Говядина – это открытие по отношению к рыбе, которая была вчера. И открытия в нашей жизни способствуют её развитию.

Не стоит бояться открытий. Когда-то морковка была тоже открытием.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!