О теории. Виды теорий, примеры.



О теории я расскажу, прочитав, что такое теория в «Большой советской энциклопедии» на https://dic.academic.ru. По моему мнению, теория – это сформулированная мысль, изложенная, обоснованная, её изложение описывается. Что можно назвать теорией? Всё, что угодно. Стул. Теория: стулья предназначены для того, чтобы сидеть и производятся для того, чтобы сидеть. Хотя это уже давно не теория (стулья были изобретены давно), а понимание, вложенное в мозг. Коробка. Емкость для хранения необходимых вещей, предметов. Изобретение необходимое, чтобы хранить там свои украшения, например. Теория в «Большой советской энциклопедии» – «(греч. theoría, от theoréo – рассматриваю, исследую) в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолковывание, объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности – объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутреннедифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическую зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий исходного базиса теория – по определённым логико-методологическим принципам и правилам» [1]. Проверкой теории является практика, теория основывается на практике и даёт знание о действительности. Наиболее совершенна теория для науки и закладывает дорогу к практической деятельности. Роль её не ограничивается практикой, теория связана с додумыванием и творческим переосмысливанием опыта, полученного в результате практики. Получив знание теории, человек может создавать то, чего не существует в действительности, но возможно, следуя этой теории. Роль теории по отношению к практике «заключается в реализации научных открытий, достигаемых на основе научной теории, особенно в эпоху современной научно-технической революции» [1].

Направленность теории на практику на базе знаний, реализуемых в теории, есть критерий истинности. В действии практического применения происходит развитие и улучшение теории. Знание, которое сформулировано в теории апробируется и это предполагает работу мышления. Иначе говоря, применение теории в действительности теории требует «живого» подхода, активизации воображения и включения других ячеек ума. «В борьбе с религиозным мировоззрением важнейшую роль сыграли теории, созданные Н. Коперником и И. Ньютоном; утверждению идей диалектико-материалистического мировоззрения способствовала дарвиновская теория эволюции). С другой стороны, в истории познания существовали и продолжают существовать псевдонаучные концепции, а также претендующие на роль подлинных теорий, но в действительности выражающие антинаучную реакционную идеологию (например, социал-дарвинизм, расизм, геополитика)» [1].

«Первые теории в собственном смысле появляются уже в античной науке (Евклид), тогда же возникают и размышления о строении теоретического знания (Аристотель, стоики (См. Стоицизм)). Следующий крупный шаг в развитии теоретического знания связан с возникновением опытного естествознания и развитием его в 16-18 вв. Основное содержание познания в ту эпоху, а в известной мере и позднее, в 1-й половине 19 в. составляли накопление и обработка эмпирических данных, получение эмпирических обобщений и закономерностей. Вместе с тем эта эмпирическая работа была связана с развитием самой способности теоретического мышления. В этот период, в частности, осуществлялось определённое развитие концептуально-теоретических представлений о газе, теплоте, электричестве, магнетизме, оптических явлениях и т.д. причём именно эти представления в значительной мере ориентировали и направляли само эмпирическое исследование (что чётко прослеживается, например, в истории открытия законов Кулона, Ома и др.).

В структуре теории принято выделять следующие основные компоненты: 1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения; 2) исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом (См. Аксиома), общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3) логику теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания. Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в её основе идеализированный объект – теоретическая Модель (См. также Моделирование) существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций. Построение идеализированного объекта – необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. К. Маркс в «Капитале», развив трудовую теорию стоимости и проанализировав структуру капиталистического производства, разработал идеализированный объект, который выступил как теоретическая модель капиталистического способа производства. Идеализированным объектом в классической механике является система материальных точек (См. Материальная точка), в молекулярно-кинетической теории – множество замкнутых в определённом объёме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных точек и т.д.» [1].

Немного подробнее о структуре в своей теории. Так (по первому пункту), в своей теории предполагаю, что звук имеет направленность, его можно вести от начала (1 звука) до конца (последнего), если «ведение» звука – не способ связи звуков в процессе фонации. Ведение – ведение, звука – звука, ряда звуков, многоголосия. В ходе экспериментов (практики), факты: происходит ведение звука, ведение звука в мотиве, ведение звука в предложении, на протяжении всего произведения происходит ведение звука. Объяснения этому ведению нет. Ведение имеет направленность, предположила я, потому как любого человека, которого мы (люди) ведём, мы обязательно куда-то приведём. Предложила обозначить это стрелкой. Ведение звука из отправной точки, ну и, собственно, куда мы его приведём. Обозначить направленность. Чтобы теоретически объяснить ведение звука. Много фактов того, что звук можно вести, достигнутых в ходе практических экспериментов. Исходная эмпирическая основа – звук можно вести. Т.е. то, что практически выведено, теоретически не объяснено.

По второму. Исходная теоретическая основа – критика общепринятого термина. Первичные допущения, что ведение – это ведение, способ связи звуков – это способ связи звуков (legato), что «ведение» слово шире и глубже, чем способ связи звуков, ведение в словаре обозначает следующее… и так далее. Идеализированный объект – звуковедение – это ведение звука.

3. Множество допустимых правил. Чтобы вести звук в мотиве, необходимо знать, куда его вести. Чтобы вести звук во фразе, необходимо знать, куда его вести. Чтобы вести звук в предложении, необходимо знать, куда его вести. Можно вести «не знаю куда» тогда мы непроизвольно куда-то придём. Вышли из пункта «А», куда-то пришли и в следующий раз вышли дальше. Мы всё-равно пришли… «Куда-то». Звук можно вести внутри звука. Тоже существует интерес разобраться как и куда. Мы ведём звук одноголосно и ведём многоголосно. Звук вообще можно вести.

«4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания» [1]. Утверждения и их доказательства. Звук ведётся внутри звука (единица ведения – 1 звук). Доказательство – практика, показ этого ведения. Звук ведётся внутри мотива, фразы, предложения, периода (музыкальную форму я мыслю периодами). Чтобы понятно было, я ввела стрелку. Пришлось воспользоваться дополнительным «приспособлением». Доказать то, что звук вообще ведётся. Стрелка показывает, что звук ведётся. Замечательно, что он был где-то «в уме». Звук ведём… Куда ведём? В нотах, где он? Ему (звуку) «указали путь», стали «повадырём» и показали «куда».

Итого по 3 и 4 пункту. Допустимое правило: звук ведётся в мотиве, фразе, предложении. Выведенное в теории утверждение: звук ведётся в мотиве, фразе, предложении.

Идеализированный объект «выступает как теоретическая модель реальности, он вместе с тем не явно содержит в себе определённую программу исследования, которая реализуется в построении теории. Соотношения элементов идеализированного объекта – как исходные, так и выводные – и представляют собой теоретические законы, которые, в отличие от эмпирических законов, формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путём определённых мыслительных действий с идеализированным объектом. Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности» [1].

Виды теории: описательного типа теории, математизированные теории, дедуктивные. Содержание: «формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего те или иные параметры объекта», «рассуждения, опирающиеся на анализ содержания исходных посылок теории, на мысленный эксперимент с идеализированными объектами» [1]. Теория раскрывается и «предполагает построение новых уровней и слоёв содержания теории на основе конкретизации теоретического знания о реальном предмете. Это связано с включением в состав теории новых допущений, с построением более содержательных и идеализированных объектов» [1].

Ход теоретической мысли – это работа с эмпирическими данными и «вложение» их в содержание, уточнение и пополнение понятийного аппарата.

 

Теория музыки.

Всё, что называется музыкой, имеет свою теорию. Ты играешь музыку, делаешь её. Это имеет свою теорию. Музыка… Исполняется на музыкальном инструменте. Всё, что ты воплощаешь и производишь (любые звуки) называется музыкой. Любое музыкальное произведение, которое ты выучил или написал, как композитор, называется музыкой. Вот эта музыка имеет свою теорию. Это и есть теория музыки.

«Теория музыки – совокупность правил, служащих к изучению и преподаваниюмузыки» [5].

Музыка… Разность музыки… Если хотим поговорить о музыке, то мне мыслится о разделении её на массовую и элитарную категории. Сейчас массовой музыкой называется всё то, что передают по телевидению или звучит на стадионах. Музыка для широкого круга масс. Она звучит по радио, мы видим её на дисках. Это русско- и англоязычная музыка. У исполнителей свои альбомы. Они, как правило, поют музыку разных композиторов на стихи, которые написаны несколькими поэтами. Есть музыка своего сочинения. Очень популярны сольные концерты – музыка написана самостоятельно. Это очень дорого. В плане ценностей, продажа своего таланта и подача своей уникальности – оригинально. Это утверждается самостоятельное «Я» в стране, обозначивается своё место в обществе и как бы говорится «Я есть», «Я не последний человек в этой жизни», «Я обладаю умом». Много в стране этих «Я» – страна богатая. Имена, лидеры, личности. Страна богата, когда интеллектуально много в ней личностей и они все могут прокомментировать тебе тот или иной вопрос. Они обладают свободой слова и способны выражать свои мысли.

Кто сегодня поёт на стадионах? Люди различных специальностей и вокальных данных. Сегодня массовая сцена очень испорчена и там хотелось бы сделать серьёзную уборку. Песни, в которых не понятны слова – не допустимы. Набор слов, не понятная концепция стихотворения тоже. Ты зачем это поёшь? Что ты поёшь? Ты соображаешь, что ты поёшь? – хочется спросить. Объясни мне, пожалуйста, смысл. Иногда у исполнителя даже хочется спросить: «А ты в школе училась?», «Кто выбрал эту песню». У меня была мысль даже статью ввести за такие песни-«где вы это написали». Выберите какую-нибудь тему, напишите на эту тему стихотворение и пойте. Давайте дружно так будем действовать. Только тему достойную. Потому что телевизор – это массовый аппарат. Это буду слушать я, ты, вся моя страна. У меня страна не идиотов, и не у меня страна образованных людей. Я не хочу свою страну превращать деньгами с каких-то подпольных игр в идиотов. Я не хочу применять к ним наркотики и психотропы, глядя как их состояние деградирует до даунов-инвалидов – у меня страна образованных людей.

Это моя страна, такая же, как и твоя страна. Я писала выше о лидерах, людях имеющих своё «Я». Вот они и составляют элиту общества. Ум общества.

«Однодневные» девочки. Печально всё это. Очень печально… Они вышли на сцену и их тексты не несут содержания. Как и отношения. Эта пропаганда таких текстов не несёт содержания. Кому нужна страна не несущая содержания? Пустых «соломенных плюшек» никому не нужно? Это подобно времени, в котором было разделение на класс бедных и класс богатых. Вот тоже самое. Только класс тех, кто зарабатывает и плюшек. Страна плюшек. Очень смешно. Ещё пример, парни появились недавно и что они пропагандируют не понятно. Вернее, понятно. Их тексты «очень заставляют задуматься». Их тексты не для сцены. Не надо так. Пусть в обществе будет мораль. Пусть они несут смысл, относятся серьёзно если не к своей девушке, то хотя бы к своему рту, своему образованию. Это подрастающее поколение совсем никудышное и содержания в них недостаточно. Очень быстро певицы уходят со сцены… Зачем вы появлялись на этой сцене? С какой целью Вас туда выпустили? Сформируйте, пожалуйста, концерт-бригаду, которая будет петь и эти «трёхдневные девушки» не нужны. И концерт-бригада будет в стране петь. Кроме них лидеры – великолепно. Кому нужна продажная страна, в которой хронически «на лицо» отсутствуют деньги, то их много они добыты с каких-то беззаконных игр, все наслаждаются и поливаются этими зелёными баксиками, то они альфонсы и от осознания, что их негде брать эти деньги, люди не знают, что есть. А не знают, что есть, округляются глаза, начинается наркоманская тряска и начинается всё это заново. Вот что воистину никому не надо так это эта картина.

Репертуар по телевидению, в основном, русский. Поэтому музыку Беларусь слушает русскую. И исполнителей, соответственно, тоже. Есть и свои белорусские исполнители. Телеканалы русские, российские сериалы. Мало белорусской песни по радио. Радио белорусское, музыка англо-русская.

В Беларуси хотелось бы белорусскую музыку, белорусские каналы. Я включаю радио белорусское, там за 2 часа ни одной белорусской песни. Зачем такое радио? В общем, всё сложно касаемо массовой музыки.

Элитарная музыка продолжает существовать. Как-то не очень популярна по сравнению с массовой. Взять даже каналы радио. Сколько каналов радиостанций популярной музыки… И ни одного элитарного. Или есть один? Не будем вдаваться в подробности, если он один. Каналы по телевидению. Новости по телевидению. Спорта есть новости, культуры нету. Как-то не посещают концерты элитарной музыки, и она в моём представлении «бедствует» и живёт «камерно». Не хватает газет и журналов, которые освещают жизнь элитарного клана и события их каждого дня. В массовом направлении с этим по-лучше справляются, в моём представлении. Хотелось бы видеть, как живёт эстрада и как живёт филармония. Вот журнал – эстрада. Вот журнал – филармония. Вот это музыка! Даже я бы разделила не на массовую и элитарную музыку то, что мы ежедневно слышим и воспринимаем, как музыку, а на эстрадное и академическое направление. Если бы они были одинаково популярны (поставить их на равных) – цены бы никому не было. В телевидении тоже как-то выровнять.

Театры работают постоянно и продолжают работать. Гастролирующие солисты приезжали, афиша tut.by приглашает круглосуточно. «Князь Игорь» А. Бородина, «Три поросёнка» С. Кибировой, «Спартак» А. Хачатуряна, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Джейн Эйр» К. Брейтбурга, «Летучая мышь» И. Штрауса. Всё и сегодня можно посмотреть на сценах белорусских театров. В Беларуси проходят элитарные зрелища: Республиканский открытый конкурс вокалистов имени С. Монюшко, Республиканский открытый конкурс исполнителей фортепианной музыки, конкурс имени И. Жиновича, Республиканский открытый конкурс юных и молодых композиторов имени Ю. Семеняко и другие мероприятия. Так, можно наблюдать государственные и коммерческие элитарные культурные события.

Хороший показатель элитарного творчества демонстрирует Белорусская государственная филармония. Имена на афишах можно узреть следующие: Кирилл Старостенко (тенор), лауреат Национального и международного конкурсов Наталья Арутюнова (цимбалы), Игорь Оловников – народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор (органная музыка), лауреат международных конкурсов, лауреат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи, обладатель премии Belbrand Award – 2016 Александр Данилов (фортепиано), фортепианный дуэт Валерий Боровиков, Наталья Котова, лауреат Международных конкурсов Павел Кухта (гитара) и другие.

Дж. Верди «Травиата», как пример элитарного ребёнка – опера в трёх действиях. Либретто Ф. Пиаве по драмме А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Премьера состоялась 6 марта 1853 года в театре «La Fenice» (Венеция). Почему «Травиата» элитарная? Потому что представляет на сегодняшний день историко-культурную ценность. Год премьеры 1853. Потому что «Дама с камелиями» – это книга. Чтение книг приближает нас к элитарному искусству. 1853 представляет историческую ценность. Мы изучаем XIX век и с большим уважением относимся к истории. Полтора века прошло после премьеры в Италии и сегодня мы слышим талант композитора, восхищаемся его мастерством и нас удивляет, как он сумел сочетать любовную лирику и мощнейщий энергетический посыл. Александр Дюма-сын написал роман и драму о «падшей» Маргарите Готье – «Дама с камелиями». Прототипом главного героя стала французская куртизанка, женщина лёгкого поведения – Мари Дюплесси. Дюма связывало с ней большое, ответное чувство. Их похоронили рядом и даже влюблённые приезжают на парижское кладбище это запечатлить.

Джузеппе Верди (итальянский композитор XIX века, его перу принадлежат 26 опер) заинтересовался сюжетом Александра Дюма. (И Д. Верди и А. Дюма элитарные, потому как Д. Верди 26 опер написал, а А. Дюма – потому что он драматург, прозаик XIX века). Травиата – пример элитарного творчества. Один из. Потому как имя Джузеппе Верди и сегодня в XXI веке, а мы понимаем, что он – XIX.

Премьера элитарной оперы состоялась и была провалена. История: отклики зрителей не самые положительные. Не устраивало, в первую очередь, моральный облик главной героини. Не понравилось полнота певицы, исполняющая главную партию сочинения. Произведение было написано о своём времени и это большая смелость – он заговорил о своём времени. Последующие постановки прошли с успехом. Опера не так популярна как песня. Опера – элитарное искусство. Сегодня массовое – это песня. То, что звучит по радио. Элитарное по радио не звучит. Но в мире музыки можно найти кантату и симфонию. Их ассимиляция могла бы привести к повышению интеллекта людей.

Содержание. Содержание в элитарной музыке как бы показывает её элитарность, подчёркивает, потому как с массовыми текстами всё понятно. Оно есть! Мы понимаем смысл музыкального сочинения, мы заинтересованы в просмотре развития сюжета, мы заинтригованы и охвачены событиями. Готовы смотреть, слушать, восхищаться, наслаждаться. Сейчас содержания в массовой песне недостаточно. Песня группы «7 Б» «Всё потом» (feat. Влад Демьян):

«Когда удача близка - и на руке, как блесна,
Сияет твой телефон. Ты можешь есть микрофон,
Тебя услышат. Угу. Тебя узнают. Ага...
Лови зубами патрон.

Когда удача близка - и на руке, как блесна,
Сияет твой телефон. Ты можешь есть микрофон,
Тебя услышат. Угу. Тебя узнают. Ага...
Лови зубами патрон.
Назад, как будто вперед. Достали пробки в обход.
Стоит космический флот. Какой-то друг-идиот
Тебе мешает. Угу. Тебя кидает. Ага!
Лови зубами патрон.

Припев:
Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.
Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.

В петле забытых дорог мы держим путь на восток.
Наш навигатор завис. Мы исполняем на бис.
Мы все напишем. У-гу! Мы все сыграем. Ага!
Лови зубами патрон.

Земля уходит из-под ног, вода несет этот ток;
По небу бродит пророк, спасая красный цветок.
Ты знаешь скоро война. Ты веришь, надо туда! -
Лови зубами патрон.

Припев:
Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.
Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.

Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.
Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.

[Bridge GL5.RU]

Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.
Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.

Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.
Сильные да смелые; лунные, мобильные -
Да-да! Все потом.

Да-да! Все потом. Да-да-да-да! Все потом.
Да-да! Все потом. Да-да-да-да! Все потом.
Да-да! Все потом. Да-да-да-да! Все потом.
Да-да! Все потом. Да-да-да-да-да-да!
Да-да! Все потом.
Да-да!
Да-да! Все потом. Все потом.
Да-да! Все потом. Все потом.

Когда удача близка - и на руке, как блесна,
Сияет твой телефон. Ты можешь есть микрофон» [26].

Пример элитарного содержания: бал у куртизанки Виолетты Валери. Юношу Альфреда Жермона привела на этот бал любовь. Его просят произнести тост, он приветствует хозяйку. Вскоре Виолетта уединяется, Альфред следует за ней и признаётся в любви. Виолетта дарит цветок камелии и назначает свидание. Вечер подходит к концу. Ей понравилось признание Альфреда, она его вспоминает и его голос вторгается в арию, который доносится с улицы. Виолетта не сопротивляется любви. Далее они живут счастливо в пригороде Парижа. Пока Альфред улаживает денежные дела, невестку навещает отец Альфреда и требует прекратить отношения с сыном – их связь порочит фамилию Жермон. Решает порвать с возлюбленным и исчезает. Она устремляется на бал. Туда же попадает и Альфред. Мужчины играют в карты, праздник превращается в скандал – не везёт в любви Альфреду, он бросает в лицо Виолетте деньги, её честь защищает барон. В последующем, Виолетта тяжело больна. Чахотка. Надежды на спасение нет. Её светлые мысли, воспоминания продолжает скорбное предчуствие смерти. Появляется Альфред (давно не видел свою возлюбленную), но Виолетта прощает его, дарит ему портрет, улыбку и умирает.

Разница массовой и элитарной музыки очень явна, я так думаю. Массовая музыка, стадионы, «7б» и Дж. Верди «Травиата». Вот и вся разница массовой и элитарной музыки. В Большом театре Беларуси можно приобщиться к элитарному искусству и почувствовать себя интеллектуальным человеком. Не столь популярны походы в зал Большого, стадионы собирают гораздо большую численность населения, однако побывав в театре оперы и балета, например, приобщаешься к Высокому. Поэтому элитарное называют уникальным, особенным, а массовое массовым.

Книги тоже не многие читают. Сейчас книги не очень популярны. Но это приближает рабочих людей к элите и вселяет надежду на интеллектуальное, развитое общество – посещение оперного театра.

В общем, теория песни – одна, теория симфонии немного другая. Песню мы будем петь по одному шаблону и готовить её, как песню. У этой подготовки своя теория. Теория подготовки песни к выступлению. Симфония – другой жанр. И форма другая. Поэтому теория симфонии будет не такая, как теория песни.

Почему свою теорию назвала звуковедением?Приём, способ звуковедение, теория звуковедения.

В традиционном понимании звуковедение – соединение звуков. Слитность произношения. Соединение звуков – legato. Слитность произношения можно обозначить лигой. Разность звуковедения и слитного произношения в том, что у первого есть направленность. Она заложена в слове «ведение». Всё, что мы (люди) ведём, мы куда-то обязательно приводим. Мы не можем привести вникуда, в любом случае, даже обратно приводим, например, собачку на поводке. Legato – звуки связываются непосредственно друг с другом. Ведение имеет окончательный пункт, финальный звук. Например, беговая дорожка. От первого звука до последнего – дистанция. И мы стремимся к финишной линии. Можно сравнить ведение с вождением. Пример: из одного пункта в другой выедет машина. У неё есть направление. Водитель знает, куда едет, конечный пункт. Так и ведение звука имеет стоянку. Они не сами по себе звучат, неорганизованно, а стремятся к объекту. Staccato, non legato – мне не нравится, что это виды звуковедения, что произношение связали со звуковедением. Они, конечно, не мыслятся отдельно – звуковедение и произношение. Но звуковедение независимо. Legato, staccato, non legato –– отдельно (произношение), ведение – отдельно. Хотя, конечно, всё взаимосвязанно друг с другом. Об этом см. далее «Критика общепринятого термина. Понятие звуковедение».

Стремление и есть ведение. Направленность – «куда вести», направление пути, движения направляет нас на слово «ведение». Направление – «линия движения; путь развития. Идти в северном направлении. Взять направление на юг. Правильное направление в работе. Дать направление делу» [7]. В «связно» и «раздельно» нет направления – «куда?». Я отделила произношение от ведения. И обозначила направленность стрелкой.

Исходила из слова, когда называла свою теорию теорией звуковедения. Производное слову «ведение» в русском языке – «вести». Вести звук. И мы ведём (с учеником в классе) звучащую массу, исполняя на музыкальном инструменте, ведём. Набор звуков (например, четырёхголосие) или звук… один голос[3]. «Звуковедение – способ связи звуков в процессе фонации» [3]. Мало сказать «связи» звуков. Вот бы передать «ведение» в термине.

Меня интересовал хороший звук, музыкальное движение, увлечённость слушателя. Бывает, исполнитель ведёт слушателя и невозможно отвлечься. Гипноз. Вот этот феномен. Чтобы его добиться необходимо звук вести и не отпускать его внимание (слушателя) ни на йоту. И я набрела на слово «звук вести» – «звуковедение». Динамические дела. Хотя, оно в словаре обозначало совсем другое, чем я представляла. Я попыталась объяснить своё видение. Приходится «выпускать» слово «звуковедение» из артикуляции и «освобождать», делать его независимым, чтобы показать, чего я хочу от ведения, внимания слушателя и зрительного зала. Коммуникация – это уже совсем другая книга… Хотя и здесь можно поговорить. Звуковедение «приковывает» внимание слушателя. Это направленность захватывает.

Исполнитель, который занимается звуковедением, увлекает слушателя. В его руках инструмент и, управляя инструментом, исполнитель управляет публикой. Так, инструмент выступает средством управления залом. Всё, что ты имеешь в своих руках – средство манипуляции. И когда мы говорим: «ты ведёшь звук» – ты «ведёшь» зал. Ведение звука на инструменте передаётся залу. Это подобно тому, что ты занимаешься гипнозом. Ты творишь музыку, и через этот инструмент они плачут, смеются. Через инструмент ты способен управлять публикой. Вовлекаются все средства музыкальной выразительности. Динамика, агогика, темп – и люди вместе с тобой уходят в «piano», их завораживает замедление темпа и они с нетерпением ждут «subito forte». Живо наблюдают смену темпа и переживают вместе с автором новый характер в музыкальном сочинении. Она для того и создана музыка, чтобы её слушать, может быть поэтому люди и уходят в это «piano» вместе с тобой.

Звуковедение – это своеобразный гипноз для зрительного зала. Теория звуковедения способна дать следующий эффект: на протяжении всего произведения удерживать внимание публики. И управлять публикой возможно держа её в постоянном ведении звука. Теория-машинка… От ведения звука к ведению, от стрелочки к стрелочке.

Теория звуковедения представляет собой объединение всех средств музыкальной выразительности в уме и их вождение на протяжении всего музыкального произведения. Из одной точки в другую, из пункта «А» в пункт «В». Я обозначила «куда едем» стрелкой. Всё музыкальное произведение насыщено пунктами и мы (исполнители) ездим по ним. В уме организовываем все знаки, зафиксированные в тексте, выстраиваем единую горизонталь и осуществляем вождение (ведение). Напоминает детские упражнения по математике: «Из пункта «А» в пункт «В» выехал мотоциклист и одновременно из «В» в «А» выехал велосипедист. Мотоциклист прибыл в «В» через 2 часа после встречи, а велосипедист в «А» через 4, 5 часа после встречи. Сколько часов был в пути мотоциклист?» [25]. Дуэт, наверное.

Теория звуковедения – это теория музыкального произведения. «Как играть на музыкальном инструменте?». Приём, способ «от стрелочки к стрелочке». В принципе, по этой теории можно играть на баяне очень хорошо, надо практиковать с исполнителями. Она позволяет музыканту сосредоточиться, отвлечься от повседневных дел. Хочешь занять ученика – предложи ему теорию звуковедения. Во время исполнения музыкального произведения (наизусть) двигаться по стрелочкам, интересно? Звуковедение, как теория появляется тогда, когда произведение выучено. Мы его разобрали, выучили наизусть и можно вводить стрелочку. Теория музыки. Двигаться во время исполнения музыкального сочинения по стрелочке живо, необычно, интересно.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 736; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!