Я применяю способ звуковедение, но не дохожу до фанатизма, т.е. не применяю его на протяжении всего произведения. Это не основа моего исполнительства.



«Способ, способа, муж.

1. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. Работа производится следующим способом. Существуют разные способы. Никакими способами его не удалось убедить. «…История развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства…»  История ВКП(б).

2. Материальное средство, орудие для чего-нибудь (устар.). Не осталось никаких способов к жизни [11].

Способ звуковедение – это порядок действий. Звуковедение будет способом, когда реализовывается технология: осуществляется ведение от первого звука до последнего, присутствует направленность ведения, стремление к последнему звуку. Вот если это соблюдается, звуковедение – это способ. Перечисленная технология – это метод в достижении яркого звукового результата. Чтобы добиться хорошего звука всегда применяем этот метод.

Можно использовать стрелочку как приём однократно (несколько явлений в тексте) см. с. 56 – 57. Приём – «отдельное действие, движение» [8].

В произведениях И. С. Баха я не применяю способ звуковедение, потому что восьмая длительность звукоизобразительно передаёт шаг и чтобы передать этот шаг, каждая восьмая «глушится», поэтому от одного звука к другому звуковедение не переходит (с. 58). Но можно звуковедение представить теорией и тогда во всех произведениях применять звуковедение (с. 94 – 97). Поменять штрихи, например, в И. С. Бахе и тоже «жить» звуковедением. Экспериментируйте! (с. 66 – 70). Мне симпатичнее непрерывное ведение музыкальной мысли от начала до конца произведения. Как бы единая стрелочка от начала до конца (с. 114 – 116).

Можно использовать звуковедение как теорию, «читать» его: на протяжении всего произведения пользоваться стрелочкой и по ней играть (с. 97 – 100).

Звуковедение может быть теорией музыки. Что такое музыка? Это музыкальные картины. Готовые музыкальные картины в готовом исполнении. (Мои музыкальные картины можно посмотреть YouTube, Екатерина Тарас). Я играю, я делаю музыку. Теорию этой музыки предлагаю. Будь то композитор создаёт готовую картину, фиксирует её, будь то исполнитель воплощает готовую картину, итог – концертное выступление, видеозапись, аудиозапись. Всё это музыка. Может ли звуковедение называться теорией музыки? Если исходить из того, что музыка – это то, что я исполняю, да, может. То, что я предлагаю, может называться теорией музыки. Исполнительская теория музыки.

Звуковедение – теория. Звуковедением занимаемся от начала до конца произведения (по желанию). Исполнитель звук ведёт от начала до конца произведения. Произведение – это работа, труд, мастерство. Область эта имеет свою теорию, свою методику. Теория этой области может быть звуковедение. Итогом становится готовая музыкальная картина.

Критика общепринятого термина. Понятие звуковедение.

Во вступительном слове я приводила цитаты из толковых словарей В. И. Даля и Д. Н. Ушакова, что такое ведение и звук. Хотелось бы поговорить об этом немного подробнее. Связать то, что я там прочитала с критикой общепринятого термина.

В. И. Даль собирал фразы, выражения, в котором употребляется многие слова, в том числе слово «вести», «водить» и, как мы видим, собрал достаточно удачно (с. 5 – 8). Значит, употребляя выражение «вести звук», в моём представлении, можно провести ассоциацию с выражением «водить умом, в уме» или «водить волость, быть головою», или «он предводил войском» [6]. Если слово «водить» в толковом словаре его: «вести или весть, важавать кого, провожать на ходу, либо таща за собою силою, понуждая, или же помогая, поддерживая или указывая путь, или предводительствуя, будучи начальником или приставом, либо вожаком, водырём, управлять; держать, плодить; длить», можно найти связь: «ведение», «звуковедение» со следующими фразами: «смело веди: куда-нибудь да доведёшь», «человек ходит, Бог водит» и др. То есть, звуковедение – это уже не способ связи тонов в процессе фонации, после такого прочитанного, а ведение звука.

Понимая термин звуковедение, надо понимать, что такое ведение. И звук, соответственно, тоже. И его понимание должно быть наиболее прозрачно. Тогда ты будешь знать, что такое звуковедение. Многие источники пишут, «звуковедение – способ связи звуков в процессе фонации. Включает в себя технику использования различных штрихов в процессе вокального интонирования. Звуковедение обусловлено принципом работы дыхания, фонетической структурой вербального текста. Основные виды звуковедения: связное (legato) и дискретное (staccato, non legato). Для правильного звуковедения важны дикционные навыки – развитие подвижности артикуляционного аппарата, знание приёмов произношения гласных и согласных звуков, развитие чёткой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста» [3]. Нет. Слово «ведение» и «звуковедение» филологически имеет другое понятие нежели «способ связи звуков». Ведение имеет направленность. Способ связи – нет. Этим слово ведение в моём представлении отличается от способа связи звуков. Напишите мне, пожалуйста, что такое ведение. И я пойму, что такое ведение, звуковедение. Способ связи звуков – это способ связи звуков. Штрих в музыке. И представление от произношения слова «звуковедение» совсем другое. «Ведение» – слово – глубже в моём представлении, чем способ связи звуков. Это нечто такое безразмерное, безграничное. Филологически. У меня есть желание «выпустить» это слово из «способа связи звуков». Изучая слово, я нашла другие смыслы этого термина. У меня родился другой термин, определение «звуковедения», потому что филологически я имею совсем другое понимание этого слова.

Словарь Владимира Ивановича Даля – «один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов» [16]. Поэтому привожу в доказательства безразмерного и безграничного понятия этого слова собрание пословиц, поговорок, загадок и присловий В. И. Даля (полное собрание, всю цитату). Так понятно моё понимание слова «ведение». Что-то необъятное.

Звуковедение – это музыка, это жизнь. Это произведение, это теория, это законченная мысль. Почему звуковедение – это музыка? Потому что ведение протекает (происходит) на протяжении всего произведения, и если проследить его данность на протяжении всего произведения, его можно назвать музыкой. Ведение – это и есть сама музыка. Жизнь – потому что произведение – это жизнь. Звуковедение происходит на протяжении всего произведения, звуковедение – это жизнь. Произведение – звуковедение происходит на протяжении всего произведения. Звуковедение – это произведение. Ну и законченная мысль – теория, теория – законченная мысль, звуковедение – это теория, всё, что длится на протяжении всего произведения можно назвать теорией.

Разберём подробнее. «Звуковедение – способ связи звуков в процессе фонации» [3]. «Звуковедение – … в процессе фонации» [3], «способ связи звуков в процессе фонации» [3]. Я мыслю как перебор (очерёдность) звуков в процессе ведения звука. И это не их соединение, а ведение. Не хочется ограничивать звуковедение артикуляцией (произношением). Звуковедение – ведение звука. А не произношение тонов. Фонация – изложение звуков. Издательство звуков изо рта. Если представить это рисунком – фонация – нечто пульсирующее в одной точке, звуковедение – течёт (река, например). А если звуковедение течёт, то оно не «в процессе фонации». А фонация в процессе звуковедения (!). Фонация – вертикаль, звуковедение – горизонталь. Вертикаль не идёт вперёд, если представлять слова картинками. Она «смотрит» вверх и вниз. «Едет» горизонталь. Происходит «звуковедение».

«Включает в себя технику использования различных штрихов в процессе вокального интонирования» [3]. «Включает в себя технику» [3]… Оно вообще в себя ничего не включает. Или включает, тогда всё: и артикуляцию, и произношение, и динамику, и агогику и интонацию. Оно (явление) настолько независимо и самостоятельно, что и есть сама музыка. Ведение осуществляется на протяжении всего произведения. И это теория. Оно безразмерное. Ведение. Звука-ведение. Ведение звука на протяжении фраз, мотивов, предложений, минуя паузы и смену тональностей, минуя ключи и знаки альтерации, штрихи, акценты и ритенуто. Т.е. звуковедение я ставлю выше интонирования, выше фразировки, выше динамики, агогики и всех средств музыкальной выразительности. Мир (музыкальный) – это не интонирование. Мир – это звуковедение. В пирамиде музыкальных пониманий оно на вершине драгоценных слов-данных.

«В процессе вокального интонирования». Не «в» процессе вокального интонирования, а интонирование «в» звуковедении. Звуковедение по рангу выше интонирования. И мыслю я это звуковедение очень высоко и широко.Ведение как управление музыкой.

Почему оно ничего в себя не включает? Потому что управление (как проявление господства) обозначает главенство и не подчинение, и ему всё-равно, что ещё существует, кроме него. Например, царь и всё.

«Включает в себя технику»… Техника (подвижность)[4] ещё не единственное, что есть в музыке. И не надо так писать. Мало писать включает технику... Включает интонацию. Почему бы и нет? Оно всё в себя включает. «Веди, куда-нибудь да доведёшь»[5] [6].

То есть, оно не в процессе вокального интонирования, а в звуковедении интонирование, артикуляция, фразировка, в то же время оно независимо и мыслится как ведение, а не включает в себя технику исполнения различных штрихов. Всё происходит в процессе звуковедения. Музыка… В ней много акцентов, связных звуков, звукоизобразительных приёмов. Теория звуковедения предполагает, что всё происходит в звуковедении.

«Звуковедение обусловлено принципом работы дыхания, фонетической структурой вербального текста» [3]. Не хочу слышать, что оно чем-то обусловлено. «Обусловлено – обусловленный» – синонимы: «предопределенный, определенный, зависимый, ограниченный, вызванный, продиктованный, каузальный, взаимообусловленный, детерминированный» [24]. Не от чего оно не зависимо и ничем не ограничено. Оно – ядро, главное в музыке, основа основ в моём представлении, самостоятельная теория. Оно «над» музыкальной тканью, россыпью звуков нотного стана.

«Над» и «надо» (предлог) в толковом словаре Д. Н. Ушакова:

«1. Употр. при обозначении расположения, пребывания, появления кого-чего-н. поверх, выше кого-чего-н. Над городом пролетал аэроплан. Лампа висит над столом. Над самой головой раздался удар грома. Крепость возвышается над гаванью. Снова тучи надо мною собралися в тишине. Пушкин. «Птицы кружились над нами.» А. Тургенев. «Словно как мать над сыновней могилой, стонет кулик над равниной унылой.» Некрасов.

2. употр.при обозначении господствующего, руководящего положения кого-чего-нибудь по отношению к кому-чему нибудь. «Диктатура пролетариата есть власть революционная, опирающая на насилие над буржуазией.» Сталин. Начальник над всеми лечебными заведениями. «Над тобой здесь набольшего нет.» А. Тургенев.

3. С твор. мн. упротр. при повторении одного и того же слова для выражения высшей степени качества обозначаемого этим словом (разг.). «Мошенников над мошенниками обманывал.» Гоголь.

4. Обозначает отношение действия к каким-нибудь объектам, направленность его на что-нибудь, сосредоточенность на чём-нибудь. Сидеть над трудной задачей. Работать над каким-нибудь вопросом. «Ты бы пошёл позанимался со Стёпой, а то он сидит над книгой и плачет.» Чехов.

5. употр. при обозначении проявления какого-нибудь чувства по отношению к кому-чему-нибудь, выражаемого словами: смеяться, насмехаться, сжалиться, издеваться (издевательство), глумиться (глумление) и т.п. «- Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» Гоголь» [10].

 Ещё раз, «…обусловлено принципом работы дыхания, фонетической структурой вербального текста» [3]... Термин «ведение» в словаре В. И. Даля шире, чем то, что здесь написано. «Водить кого на верёвочке, держать строго; водить за нос, или просто водить, дурачить, обманывать, помыкать им. Вести себя чинно, дурно, держать себя, поступать так. Водить в чём детей, прислугу, одевать, держать в такой-то одежде» [6]. Оно не «обусловлено принципом работы дыхания». Работа дыхания – это вертикальная работа, ведение – это горизонталь, протекаемое явление. Может быть оно с дыханием вообще не связано это «звуковедение»? Наверное, не связано. Это ведение. Проще я мыслю понятие. Ведение как ведение – ведёт и всё звук, не более того, исполнитель. «Веди его, укажи ему дорогу… Смело веди: куда-нибудь да доведёшь» [6]. И свободным я мыслю это понятие от legato, staccato, non legato, не зависимым от принципа работы дыхания. У меня впечатление: его как бы загнали в артикуляцию, хотя оно ведение – просторное, пронизывающее эту артикуляцию.

«Обусловлено»… Зависимо… Нет. Его вообще нет. В нотах оно никак не обозначалось до сих пор. Оно ни от чего независимо. Мы уже обсуждали выше. Я его обозначила стрелкой. Звуковедение и есть музыка, проходит через паузы. Ведение от первого звука к двадцать девятому. Если оно проходит через паузы (там вообще звука нет) – его нет. Пауза – знак молчания в музыке. Оно «в воздухе» (это если смотреть (искать) звуковедение глазами и на слух, а если разбираться в исполнителе (исполнительстве), до обозначения его стрелкой, оно было в уме). Поэтому оно проходит через паузы. Его не было в нотах. «Водить умом, в уме» написано в словаре у В. И. Даля [6].

Не нравятся мне и виды звуковедения: «Основные виды звуковедения: связное (legato) и дискретное (staccato, non legato)»[3], что у звуковедения вообще есть виды, ограничение его штрихами (связное (legato) и дискретное (staccato, non legato)). Я расширила этот термин до невероятного объёма, рассмотрев саму музыку как звуковедение, что оно у меня продолжается и в момент пауз и длиться на протяжении всего произведения. Я нашла, звуковедение может продолжаться и в момент пауз (!) (см. выше). Паузы, вообще, звучащее вещество (явление)[6]. Существует не одна теория в музыке, что «паузы звучат», хотя, конечно, к реальности это имеет малое отношение.

 «Для правильного звуковедения важны дикционные навыки – развитие подвижности артикуляционного аппарата, знание приёмов произношения гласных и согласных звуков, развитие чёткой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста» [3]. Ещё раз говорю, не нужно звуковедение сдерживать в речевом аппарате, ограничивать его произносимым. Оно безграничное. Оно как небо. Объясняю. Звуковедение идёт по тексту «пронизывая» текст, «пронизывая» нотную строку, оно идёт «между», «вглубь» по строке, как люди читают между строк, «насквозь». Поэтому это понятие шире, чем уместить его в ротовую полость. Не нужно его сдерживать. Это если представить его «по нотному стану». А если представить его свободным… Музыка идёт сама собой. Она льётся, так и звуковедение, оно льётся. Оно и есть сама музыка. 

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!