ПРОБЛЕМЫ ПРЕДМЕТА И СТРАТЕГИИ РАБОТЫ В РАСШИРЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ.



    

Каждый практикующий психолог знает, что люди, приходящие на занятия в групповой форме или индивидуальный прием, уже обладают

осознаваемыми или неосознаваемыми личностными проблемами: 

1) Повышенной тревожностью, депрессивными тенденциями, неудовлетворенностью собой, чувством одиночества, фобиями, проблемами коммуникации, низкой или завышенной самооценкой и др.

2) Психосоматические расстройства, имеющие психогенную этиологию: органические психосоматические заболевания, психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы и громадное поле психосоматических расстройств, связанных с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (склонность к травмам, алкоголизм, токсикомания, табакокурение и др.).

3) Направленность на "личностный рост", "осознание своего места в жизни", "познание самого себя" и др., т.е. проявленная потребность в изменении своей жизни, переструктурирования личностных смыслов.

Аналитическая работа всеми тремя "кустами" мотивов показывает, что причины всегда имеют глубинный психодинамический смысл .

При этом клиентом свое актуальное состояние расценивается как нечто отрицательное, проблемное, плохое - "НЕ ТАК".

Основная цель психотерапевта, практического психолога или социального работника - приведение клиента в состояние "ТАК", снять проблему, устранить психический стрессовый фактор, проработать травму...

 В самом общем смысле мы можем обозначить кризисное состояние личности как определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. Кризисное состояние также обуславливает дисбаланс нервно-психического и соматического состояния клиента.

Каждый раз психолог сталкивается с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека:

- соматическом, 

- нервно-психическом,

- дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур личности,

- социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде. 

Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.

Бывает довольно часто, что кризисное состояние фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья) и в психологическом отношении это оправдано, т.к. в состоянии дисбаланса может быть нарушено адекватное, взвешенное поведение и правильная самооценка. В этом случае у практического психолога стоит дополнительная задача по осознанию кризисного состояния личностью.

Кризисное состояние личности возникает в том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением соматических, психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта.

Последствиями длительных кризисных состояний, помимо общеизвестных - усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции, депрессивных тенденций, мы можем отнести психосоматические заболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз) и др.

Новая система общественных отношений складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществления обусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, токсикомании, проституции, преступности, в том числе и детской, привела к возникновению безработицы, профессионального нищенства, вынужденной миграции населения, распаду института семьи и брака, падению роста рождаемости, снижению продолжительности жизни, росту детской смертности и инфекционным заболеваниям. Только в настоящее время численность больных наркоманией и токсикоманией составляет около двух миллионов человек, а по мнению независимых экспертов в 10-14 раз больше.

Стресс является реакцией напряжения, которая не всегда приводит к повреждениям в организме (Л. Гаркави, М. Уколова, Л. Квакина). Повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, приводит к привыканию (реакция адаптации), повышению стрессоустойчивости (реакция тренировки).

Стресс, как показали работы физиолога Г.И.Косицкого, развивается по определенным закономерностям, проходит через ряд этапов.

1. Вначале - стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.

2. Если проблему решить не удается - развивается вторая стадия, или фаза "стенической отрицательной эмоции". Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все

ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма.

3. Следующая фаза - "астенической отрицательной эмоции". Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упаднический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

4. Последняя стадия - невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме - депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических.

В нашей классификации последние три стадии входят в зону "НЕ ТАК". Не нужно думать, что все люди живут в зоне "ТАК" и по этой причине психотерапевтические кабинеты пустуют. Зону "ТАК" и "НЕ ТАК" на стыке перекрывает зона "И ТАК ТОЖЕ" (См. Рис. 8).

 

 


ТАК

 

 


И ТАК ТОЖЕ

 

 

НЕ ТАК

 

                                  

                              Рис. 8. Три зоны в личности.

 

         

 

 

Это мудрое "И ТАК ТОЖЕ" является в некотором смысле Ангелом Хранителем личности. Нормально - "болею - хоть отдохну от трудов праведных", "жена ушла - опять я свободен", "друзья отвернулись - я исключителен"... Жизнь и смерть, уход и приход, встречи и расставания, болезнь и здоровье, глупость и мудрость, счастье и несчастье... Именно в этой зоне у каждого человека живет внутренний Гениальный Психотерапевт, уже хорошо осознавший и принявший мир во всем его разнообразии и выработавший драгоценное и благородное качество Равностности. Внутренний философ живет в зоне “И ТАК ТОЖЕ". Многие школы психотерапии тем и занимаются, что меняют местами эмоционально насыщенные личностные смыслы клиентов в этих трех зонах.

Для того чтобы более детально описать зону “НЕ ТАК” мы воспользуемся великолепной метафорой Роберт де Ропп о человеческих играх. В своей книге "Великая Игра" он пишет, что жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития.

Де Ропп разделяет жизненные игры на "материальные" игры и "мета"-игры. Материальные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить. У меня есть друг, который хорошо играет в эти игры и он сейчас живет в Париже.

Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: духовный рост, знания, ментальность. У меня есть друг в Московском университете, который занимается буддизмом и у него есть тайная надежда, что через несколько рождений он станет просветленным.

Другими словами, цель материальных игр - конкретные вещи мира, особенно "физическая четверка": деньги, власть, секс, общественное положение.

Как правило, люди, поглощенные этими играми, не приходят на наши тренинги и скептически (в лучшем варианте) относятся к игрокам в более высоких энергиях. Во все времена материальные игры были основным занятием людей. Есть три случая, когда люди на время покидают эти игры и приходят к нам на тренинги:

- очень успешные в этих играх, но пресыщенные этой игрой,

- девальвировавшие ценности этих игр,

- кризисные личности, "раненные" в этих играх.

Третий случай является наиболее частым, насколько я могу судить, исходя из опыта работы более чем с 4000 клиентами. Психотерапевтические кабинеты не пустуют. И эта ситуация диктует необходимость предельно честно, аккуратно проанализировать зону "НЕ ТАК".*

Дисбаланс, обнаруженный клиентом или лицами из социальной среды является следствием причин из личной истории клиента, сокрытых и не осознаваемых как клиентом, так и социальным окружением.

Причина и следствие образовывают некоторую целостность, которая в различных школах психологии и психотерапии обозначается по разному: подавленный материал, блок, напряжение, комплекс, незавершенный гештальт. У Рона Хаббарда это обозначено понятием "энграмм". Ст. Гроф ввел понятие СКО (систем конденсированного опыта) для обозначения этих целостностей.

Проблем в обозначении этих целостностей нет. Есть задача удивительной сложности описать эти целостности на доступных языках сознания. Это, на самом деле, предельная задача. При этом я осознаю, что для этого наш внешний язык чрезвычайно беден. Словесное объяснение часто настолько не подходит к изложению глубинных переживаний, что возникает чувство бессилия, стыда, грусти.

Сейчас мы вплотную подошли к большой и сложной проблеме - организации хаоса переживаний в языки сознания.

 

Языки сознания.

В начале обратимся к самой примитивной, на первый взгляд, языкам сознания. Тем более, в терминологическом плане именно эта классификация нам ближе и понятнее: ощущения, эмоции и чувства, образы, символы, знаки. Все это разные языки, обладающие внутренними законами и своей логикой.

В филогенетическом плане все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни как способа отражения реальности и в онтогенезе усваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощущения, затем эмоции и чувства, затем образы, и наконец символы и знаки.

Рассмотрим эти стадии формирования языков сознания одновременно в аспектах филогенеза и онтогенеза.

  Пять языков сознания.

Наиболее древний язык - язык ощущений. Я вспоминаю слова Владимира Ленина: “Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество..."

Первичными формами ощущений являются таксисы (греч. taxis- расположение по порядку), ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды. По модальности воздействия выделяют фото-, хемо-, термотаксисы и др. Таксисы одноклеточных и многих низших многоклеточных животных представлены ортотаксисами (изменение скорости передвижения) и клинотаксисами (изменение направления передвижения на определенный угол). У животных с развитой центральной системой и симметрично расположенными органами возможен активный выбор направления передвижения и сохранение этого направления (топотаксисы). Таксисы, имеющие в основе примитивную раздражимость, уже являются условием выживания живых систем. Что касается онтогенеза, то является доказанным, что новорожденный ребенок "не имеет" органов чувств.

Мир наполнен для него шумами и пятнами, но его органы чувств еще не служат ему: он не воспринимает еще отдельные впечатления, не узнает предметы, не выделяет ничего из этого общего хаоса. Первое, что ребенок начинает воспринимать и выделять из остального, - это положение своего тела, те раздражения инстинктивного порядка, которые до него доходят (например, голод), и то, что успокаивает их. В генетическом аспекте это очень похоже, по классификации Х. Хэда, на древнюю, протопатическую чувствительность, когда ощущения еще не дифференцированы, диффузны, не локализованы ни во внешнем, ни во внутреннем пространстве и отражают больше состояние.

Говоря языком поэтическим - ребенок растворен в бытии, еще нет отношений, нет субъекта и объекта, ни сна, ни бодрствования, только ощущение полной погруженности в жизнь.

Следующий язык, язык эмоций, в процессе эволюции возник как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Самая примитивная форма этого языка - эмоциональный тон ощущений - существует уже в первые месяцы жизни ребенка (по некоторым новым исследованиям - уже во внутриутробном состоянии). Эмоциональный тон ощущений сопровождает непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и способствует их сохранению или устранению.

Чем дальше развивается ребенок, тем более дифференцированными становятся качества эмоций, усложняются объекты, вызывающие эмоциональное отношение. Ребенок постепенно научается контролировать эмоции, регулировать их внешнее выражение.

Эволюция языка эмоций как в филогенезе, так и в онтогенезе происходит от менее простых к более сложным, от целостных состояний к все большей и большей диференцированности.

Знание и тонкая рефлексия языка эмоций во внутреннем пространстве чрезвычайно значимо, т.к. эмоции имеют важную регуляторную функцию. Согласно информационной теории эмоций роль этого языка в организации целенаправленного поведения заключается в следующем:

- стремление усилить, продлить ситуации, в которых возрастает вероятность удовлетворения потребности (витальной, социальной, идеальной, потребности в компетентности или в преодолении препятствий),

- тенденция к ослаблению, предотвращению в ситуациях падения вероятности удовлетворения потребности.

Язык образов является основным языком, в котором отражается картина как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех возможных модальностях опыта. Язык образов является способом структурирования реальности не только в модальностях опыта при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности, что связывает их с языком ощущений, но и психологическими феноменами такой сложности, как "Я -образ", образ другого в социальной перцепции. Самым сложным в содержательном аспекте является образ мира (А.Н.Леонтьев), как целостная система представлений человека о окружающей реальности (физическая и социальная среда), так и к себе, своей деятельности, спонтанной активности.

Говоря о языке символов, трудно не вспомнить слова Э.Кассирера, который называл человека "animal sуmbolicum" - "символическое животное". Язык символов, как утверждал выдающиеся русский психолог Л.С.Выготский, возникает уже на первом году жизни человека. Человека характеризирует новый способ адаптации к среде - символический, который является для него новым измерением реальности. Человек погружен не только в материальный, непосредственно воспринимаемый мир, но и запредельный, символический мир. Фольклор, мифы, искусство, религия - элементы этого мира. Человек погружен в пространство символических форм, мистических, эзотерических, ортодоксальных, мифологических, художественных, религиозных...Символ касается глубинных структур психики, он многозначен и многомерен, язык архетипов, общечеловеческих первообразов, построен на языке символов.

Язык знаков является самым молодым среди языков сознания в филогенетическом аспекте. В онтогенетическом аспекте ребенок только к годовалому возрасту начинает овладевать этим языком. В то же время - этосамый развитый и культивируемый язык современности.

Современный человек более всего знаком с языком знаков, остальные он или забыл, или помнит фрагментарно, как слова из песни, уже давно не петой. В то же время жизнь разговаривает с нами на всех языках сознания, она все время целостна и уникальна независимо от слушателя...

На уровне графическом мы можем отобразить эволюцию и соотношение языков в виде некоторых кругов, похожих на годовые кольца дерева

 (Рис. 9).

 

 

 

 


                                                    Рис. 9. Языки сознания.

 

При этом мы должны осознавать, что объем и соотношения этих "годовых колец" отличаются не только у разных типов личностей, но и различных современных культур и этносов. Вне сомнения, эта идея соотношения языков сознания имеет немалую перспективу, но в силу того, что это не является специальным предметом нашего научного исследования, мы хотим остановиться на уровне постановки проблемы.

 Тем более, что в различных культурах существовали достаточно четкие, ясные способы ретранслирования психического состояния, целостных ситуаций опыта.

Язык дхарм.

В буддийской традиции в этом контексте употреблялось слово "дхарма", обозначая целостные ситуации опыта. Существовал нормативный, поддающийся транслированию, некий "алфавит" из 50-120 дхарм, в котором были зафиксированы канонические состояния, модальности опыта.

Дхарма (корень dhr, "держать", "поддерживать") в буддийской традиции имеет несколько значений:

- учение Будды Шакьямуни,

- текст (совокупность текстов) , в котором это учение изложено,

- состояние сознания.

Именно в третьем значении мы используем понятие дхармы. При этом мы четко понимаем, что все три значения этого понятия взаимосвязаны.

Дхарма в буддизме это целостное состояние сознания, тела и эмоций. Мы можем сказать, что язык дхарм это алфавит базисных переживаний в пространстве психической реальности.

В индийской традиции любая проявленная и непроявленная природная субстанция (пракрити) имеет три гуны (качества, свойства):

- сатва - уравновешенное, гармоничное, благое начало,

- раджас - подвижное, страстное, деятельное,

- тамас - косное, инертное, темное.

Вот буква А . Пусть это будет состояние радости (пити). Любая дхарма бывает чистая, нейтральная и нечистая. Дхарма - это состояние сознания. Скажем, состояние "радость" это дхарма номер один, "чистая радость" дхарма номер два. “Радость в заниженном аспекте Кали" - дхарма

номер три.

Вот буква Б. Пусть это будет Любовь. Духовная любовь, чистая и благостная - дхарма номер один. Страстная и бурлящая - дхарма номер два. Апатичная, заниженная, пожирающая - дхарма номер 3.

Этот язык дхарм или язык состояний целостных переживаний являлся базой буддийской психологии.

Обучение в буддийской психологии происходило от алфавита к грамматике - от переживания состояния ( это буква А языка переживаний, потом другая буква языка переживаний, третья буква языка переживаний) к осознанным переходам из одной дхармы в другую. Каждый, от простого бхигшу (монаха) до архата (достигшего высшей степени реализации, того, кто вырвал с корнем причины страданий и вышел за пределы смертей и рождений) предельно ясно осознавал, что это за переживание. Так был построен язык переживаний в древнебуддийской психологии. И дальше разрабатывалась грамматика языка, как от одного состояния переходить к другому состоянию.

В конце концов бхигшу, изучивший алфавит и грамматику , научался самостоятельно достигать и находиться в брахма-вихаре - в пространстве ничем ограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания:

- Любящей доброте (приносящая чистую радость),

- Сострадании (удаляющей страдание),

- Радость (счастье в счастье других),

- Равностность (состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цеплянья за веру как за истину, вне отношений, без гнева и горестей).

Традиционная европейская психология и основанная на ее принципах психотерапия, не изобрела такого языка и не пользуется им. То, что мы имеем в гештальттерапии, в НЛП, в психосинтезе, в телесноориентированной терапии это фрагменты и осколки этого языка, никем не систематизированные. В то же время осознание того, что в психотерапевтической и трансформационной работе мы имеем предметом интеграции целостные ситуации опыта клиента, является все более и более популярным (Голономный подход в трансперсональной психологии, голографическая модель функционирования психики К.Прибрама, синергетика А.Колесникова, голодинамика В.Вольфа, матричный принцип организации психики С.Всехсвятского, кластерная теория М.Щербакова и др.).

Язык гексаграмм.

Эта традиция нашла наиболее изысканное изложение в даосизме и "Книге перемен", одной из древнейших китайских эзотерических книг. В ней есть представление о 64 гексаграммах, которые в точности соответствуют полному набору генетического кода. Мы можем предположить на более глубоком уровне, что с помощью генофонда есть возможность универсальной кодировки всего живого на планете. Китайская "Книга перемен" является, в каком-то смысле, универсальным кодом потока переживаний и потока энергии-пространства-времени, некоторой универсальной периодической системой переживаний.

Древние китайские даосы, уединяясь в пещерах от искажений, привносимых повседневной жизнью, настолько углублялись в тишину себя, настолько смогли освободиться от жизни биологического организма, что сумели настроиться и выделить те тонкие вибрации, которые пронизывают все - сознание, материю, поток, и назвали эти пульсации пульсациями Дао. И выделили их канонический алфавит в виде 64 гексаграмм. 64 гексаграммы это есть ничто иное, как описание пульсаций Дао во времени.

Следующий язык сознания, живо и многогранно ретранслирующий ткань переживаний, целостных ситуаций опыта, это язык архетипов. Он присутствует во всех сказках, в мифах всех народов. Язык архетипов ближе к языку переживаний, нежели то, с чем мы имеем дело в теоретических конструкциях современной психологии и психотерапии.

     

Язык архетипов коллективного бессознательного.

Под архетипами К.Г.Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой и взаимопонимания людей .

Юнг писал: Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, "задевает" нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь" (Юнг К.Г., 1987).

Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущем в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистый духом. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарии человеческого сознания.

Рассмотрим пару архетипов - Анима и Анимус, которые оказывают на сознание человека особенно сильное воздействие.

Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юнговской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Анимус) начало в коллективном бессознательном.

Антропологически женское начало соответствует пассивному принципу природы.

В "Символах трансформации" К.Г.Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и добродетели). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представлений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в "Божественной комедии" Данте. Все аллегории, построенные на персонификации Анимы, неизменно сохраняют в себе все три вышеупомянутые импликации.

Анима представляет собой архетипический образ высокой степени

сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты - например, высшие аспекты женщины в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонификации знания или высшей добродетели; а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, поскольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств. В своих низших формах, как Ева или Елена - инстинктивный и эмоциональный аспекты, - женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина.  Она выступает в своей наиболее характерной роли - как соблазнительницы, "вечной женственности", влекущей все вниз за собой, непоследовательной, ветреной, неверной, лицемерной, в то же время влекущей, таинственной, очаровывающей. Именно здесь проявляются аспект сирены, очаровывающей, отвлекающей, уводящей мужчин в сторону от пути прогресса , эволюции и аспект воды, аспект непроявленности, тайны, бездны, бессознательного.

Картина будет не полной если мы не опишем Анимус, вторую часть дуальности - архетип мужского начала. Анимус, означающий архетипическую символику мужского начала, связывается с сознанием, с организующими, эгентропическими силами в коллективном бессознательном, соответствует отцовскому Логосу. Анимус описывается такими эпитетами, как свет, дух, духовность, разум, огонь, космос, власть, сила, персонифицируется постоянно меняющимся Гермесом.

Рассмотрим основные аспекты Анимуса: Король, Воин, Маг, Возлюбленный. Четыре основных архетипа Анимуса, четыре ипостаси, которые актуализируются в реальности.

Король в его полноте это чистый вид архетипа: мудрый, правильно осознающий свое место, живущий во благо своей страны и подданных.

Функции в искаженном варианте могут различными. Это может быть тиран, неправильно использующий королевскую силу. Это может быть слабый правитель, недоумок, не обладающий связностью: несчастная страна, нищие, потерявшие смысл жизни подданные.

Архетип Воина в его полной силе: благородный витязь, воплотивший в себе все возможные мужские качества - честность, чистоту помыслов, красоту и эстетичность действия, доблесть, справедливость, осознанность.

Искаженный аспект:

- трус, потерявший доблесть,

- разбойник, сильный, но потерявший честность,

- мародер, бесчестный, потерявший чистоту помыслов,

- солдафон, сильный, но глупый и ограниченный.

Часто мифологический сюжет нам дает героя, в котором сплетены все искаженные аспекты архетипа Воина.

Архетип Мага, в расцвете всей силы воплощает в себе лучшие качества мужской энергии и мистической, демиурговой в том числе.

В искаженном аспекте Маг это мошенник, недоумок, вообразивший в себе экстрасенсорные, черно и беломагические свойства и объявляющий себя чудотворцем или колдуном всея Руси ...

Архетип Любовника в его расцвете, силе, это романтическая любовь, культ Прекрасной Дамы, чистота и мужское достоинство.

В сильном аспекте заниженности это Дон Жуан, влюбчивый, быстро вспыхивающий, быстро остывающий, неспособный к крепким связям, человек, для которого все просто череда событий, влюбленностей. В слабом аспекте это бессильный возлюбленный, мужчина - тряпка который сам вешается на женщин.

Когда Анимус встречается с Анимой, то он извлекает меч своей силы, а Анима брызжет ядом обольщения и искушения. Взаимоотношения Анимы и Анимуса могут быть как позитивными, так и негативными, но всегда "нуминозными" (сакральными, божественными, ужасающими, всемогущими и одновременно величественными, придающими чувство полноты существования), эмоционально насыщенными, коллективными по природе. Анима становится Эросом сознания, а Анимус - ее Логосом.

У мужчины образ женщины вообще, женские свойства, качества, черты, изначально присутствующие в его сознании, по мере формирования личности вытесняются в бессознательное, т.е. Анима в мужчине подавлен и отвержен. Тот же самый процесс происходит у женщины - Анимус вытеснен из сознания в бессознательное.

В древности почти во всех культурах существовал миф о гермафродите. Гермафродит - результат приложения символики числа два к человеческому существу, создания целостной, несмотря на ее дуальность, личности. В греческой мифологии Гермафродит сын Гермеса и Афродиты, юноша необычной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Однажды в Карии, когда Гермафродит купался в водах источника, нимфа этого ключа Салмакида страстно влюбилась в него, но ее мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо.

В Индии такое двуполое существо - объединение двух полов в одном индивидууме - было главной силой, светом, излучающим жизнь.

Платон в "Пире" утверждает, что Бог сначала создал человека в виде сферы, заключающей в себе два тела и оба пола.

Идея изначальной целостности присутствует почти во всех космологических картинах мира. В мистической традиции иудаизма это Адам Кадмон, первообраз для духовного и материального мира, также для человека, в котором Эрос и Логос, Хаос и Космос, мужское и женское воплощены в едином. Эта идея нашла свое воплощение в мифологеме гностиков о антропосе, в образах Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции, в божественном Кецалькоатле доколумбовой Мексике.

В "Упанишадах" читаем: "Он был, поистине, таким большим, как обнимающиеся мужчина и женщина. Он разделил свой атман на две части, из них возникли муж и жена".

В Исламе идея выражена еще более четче: "Мы создали человека как единство двух полов, так чтобы можно было подвергнуть его испытанию. Мы наделили его видением и слышанием, так что, - будет ли он благодарен или забудет о нашей милости , - мы показали ему правильный путь" (Коран, 76 - 1).

В терминологии К.Г.Юнга есть понятие "Самости", центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути сперва человек снимает свои Маски - результат социального отчуждения человека. Юнг писал : "Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека" В конечном счете достижение "Самости" происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии - священном браке - интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом.

"Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла, умышленно или неумышленно, следует из человеческой установки".

Мы рассмотрели несколько возможных форм ретранслирования переживаний, целостных ситуаций опыта. Мы говорили о пяти языках сознания, о теории дхарм, даосской системе гексаграмм, юнгианских архетипах. Мы, наверное, сможем вспомнить и другие, не менее изощренные языки описания психодуховной реальности. Но мне сейчас хочется поставить точку на историческом экскурсе.

Стало ли легче нам от того, что в традиции существовали возможности передачи глубинного опыта?

Можем ли мы войти в плоть этих традиций?

И нужно ли это ?

Говоря о языках сознания, дхармах, гексаграммах, архетипах мы должны предельно четко осознавать, что это тоже определенные семантические пространства. Иногда очень экзотичные, иногда не очень, но всегда они являются смыслами, к которым мы строим определенное отношение и наполняем соками переживаний.

    

 4.2.Семикомпонентная модель ЦПР.

Человеческой психике, его сознанию присуще продуцировать реальность, психическую реальность, наполнять ее отношением, значимостью и переживанием.

Отмечая эту чрезвычайно важную для человеческого сознания законо-мерность мы должны понимать, что для реальной работы в практической психологии или психотерапии нам нужны определенные карты сознания, обладающие тремя качествами:

- относительной адекватностью по отношению к психической реальностью;

- доступностью для понимания;

- удобством для применения.

Понимания и принимая всю сложность описания целостностей психической реальности мы все таки вначале сделаем несколько замечаний по топологической соотнесенности этих целостностей, а также их динамическим, генетическим и энергетическим характеристикам.

Топологически те целостные системы, интеграция или частичная трансформация которых осуществляется в психотерапевтическом процессе, локализируются в структуре бессознательного, но имеют представленность и проявленность в сознательной деятельности человека со всей ее сложной многоуровневой архитектоникой, в его поведении, способе мышления и наполнения смыслами внешней и внутренней реальности, в творчестве и спонтанности.

Каждый психотерапевт и психолог четко осознает, что в своей практической работе он работает с тем объектом, который называется психическая реальность индивида или группы, и, в основном, процесс приведения клиента в зону "ТАК" - это процесс осознания бессознательного, вытесненного и подавленного материала из разных слоев картографии бессознательного.

Относя подавленные целостности (ПЦ) топологически в структуру бессознательного мы четко осознаем, что это не более чем метафора. Тем более, как мы указывали выше, эти системы имеют достоверную проявленность в обыденной сознательной жизни и деятельности человека. Более того, для тех смыслонасыщенных переживаний, которые являются объектом как клинически ориентированной, так и личностно ориентированной психотерапии более подходит название целостностей психической реальности (ЦПР).

В динамическом аспекте мы хотим указать на то, что ЦПР находятся между собой в таком же взаимодействии, какое существуют среди живых систем: они подавляют или поддерживают друг друга, могут бороться друг с другом или создавать сообщества.

Проявление генетического принципа в характеристике ЦПР находит свое выражение в том, что они имеют свое время и обстоятельства рождения (которые мы можем описать структурно на языке семикомпонентной модели) на определенной онтогенетической стадии, последующую эволюцию, развитие, рост, естественную инволюцию, старость, смерть. При этом мы вполне допускаем, что происхождение некоторых ЦПР может быть связано с периодом внутриутробного развития, рождения, а также трансперсональными слоями психического.

Энергетический аспект хочется рассмотреть особо подробно. Именно этот аспект, на наш взгляд, не столь глубоко рассмотрен в психологии, психотерапии и в интенсивных психотехнологиях, использующих ИСС при работе с клиентами.

Рассматривая психику человека как особое живое пространство, наполняющее реальность смыслами, мы также можем обозначить ее как мощную энергетическую систему, продуцирующую различные семантические пространства, состоящие из ощущений и восприятий, эмоций и чувств, образов, символов, мыслей. Эти семантические пространства в силу нейтральности и единства продуцирующей энергетической системы соотносимы по сложности. Говоря языком метафоры - образ полевой ромашки вполне соотносим с философской системой Рене Декарта, картиной "Сикстинская мадонна “или русской народной сказкой "Василиса Прекрасная" . Именно в силу единости энергического поля, невозможно четко дифференцировать, а методологически просто неверно, ущербно ставить какие-то пограничные столбы между телом и сознанием, сознанием и духом, духом и телом. Так же неверно отделять индивидуальность от социальной и физиологической среды, в которую она погружена, и через взаимодействие с которой он познает, осознает себя человеком и , в конце концов, содержанием которой он наполнен и обусловлен.

В тоже время мы достоверно знаем, что электрический ток течет по проводам, соки жизни - в дерево через корни и мир, в котором мы живем, структурирован.

Структурированы и потоки энергии, и у них есть свое направление, сила, плотность. Все живое обеспечивает свою жизненность этой энергией.

Выше, когда мы рассматривали топологический аспект того материала, с которым работает клиент в расширенном состоянии сознания, мы определили это место в бессознательном.

Мы не хотим придумывать новые названия целостностям, которые под воздействием защитных механизмов сознания оказались в этом месте.

Но хочется еще раз подчеркнуть основные качества этих целостностей:

1. Они являются открытыми живыми системами со своей внутренней иерархически построенной структурой, сложными внутренними взаимосвязями.

2. Как всякая живая система они обладают рядом свойств: 

    1) Энергообменом, т.е. они потребляют энергию, трансформируют, накапливают ее.

    2) Им присуща своя внутренняя эволюция - рождение, развитие, приобретение навыков выживания, старость, смерть.

    3) Способность к регенерации, восстановлению определенных внутренних структур при их деформации или утрате.

3. Способность влиять на другие целостности и на всю систему духовно-телесного существа, обозначенного понятием "человек", а также его проявления в поведении и деятельности.

Стратегия взаимодействия с клиентом в психотерапевтическом процессе обусловлена двумя факторами:

1. Внутренней структурой интегрируемого материала, интегрируемых целостностей.

2. Свойствами целостности, как живых открытых систем.

Эти два фактора являются предельным упрощением. На самом деле все обстоит намного сложнее. Главное заключается в понимании того, что каждый раз мы имеем дело не с элементарными фактами, а целостными ситуациями опыта.

При этом мы "препарируем", расчленяем целостности психической реальности (ЦПР) на компоненты не из праздного желания все усложнить и сделать язык психологии более эзотеричным. Причина проста - в европейском способе мышления не существует языка, способного ретранслировать целостные ситуации опыта, целостные переживания. Более того, многие клиенты не обладают даже языком тех модальностей, в которых мы можем описать эти целостности -  ощущений, эмоций, образов, символов, слов. Мало сказать клиенту: "Прояви это чувство". Часто необходимо и этому научить, сформировать навык честной жизни в эмоциях и чувствах, т.к. почти в каждом существуют десятки "нельзя" и "не так" в их осознавании и выражении. Мало сказать: “Отпусти это движение". Нужно еще научить человека жить и чувствовать свое тело, отслеживать свои ощущения.

Американский физиолог У. Кэннон в своей теории эмоций назвал их "реакциями борьбы или бегства". Такие эмоции, как например, гнев или страх, биологически оправданны, эволюционно полезны. Они подготавливают организм, чтобы "выжать" все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. В кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышая артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток - все для того, чтобы больше обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие (сильнее ударить или скорее убежать). Этот механизм, генетически передаваемый из поколения в поколение, функционирует одинаково как у животных, так и у человека. На определенных стадиях эволюционного развития человека этот механизм способствовал видовому и индивидуальному выживанию.

В современных условиях социального существования человека этот механизм очень часто не адекватен и переживание, проявление которого социально табуировано, подавляется.

То представление, которое я хочу предложить Вашему вниманию, является удобной рабочей схемой, которая, с одной стороны, позволяет осознанно программировать, технологизировать работу с клиентом и заложить условия эффективности, с другой стороны является аналитической программой процесса взаимодействия с клиентом и результатов этого взаимодействия.

Семикомпонентная модель ЦПР, которую мы предлагаем Вашему вниманию вбирает в себя три аспекта стратегии взаимодействия:

- является картографией целостностей психической реальности;

- план, операциональная схема взаимодействия;

- аналитическая программа процесса и результатов взаимодействия с клиентом. В реальной работе нужно одновременно рассматривать все этим три аспекта, более того, в каждом аспекте находить свои особенности по форме и содержанию.

  

 

Качественная внутренняя неоднородность целостностей психической реальности заключается в том, что эти системы состоят из семи элементов:

                   1. Психофизиологический компонент.

Он отражает актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменение в функционировании внутренних органов. Каждый, кто знаком с психологией эмоций или теорией Г. Селье о стрессе и другими теориями, так или иначе объясняющими подавление ощущений высокой интенсивности или табуированных способов отреагирования, знает, что при этом происходят определенные функциональные сдвиги в организме человека на уровне психофизического состояния, нейро-гуморальных процессов, в работе внутренних органов.

 Согласно теории эмоций по Джеймсу-Ланге, сердцебиение учащается не от того, что мы чувствуем волнение, лицо краснеет не от того, что мы чувствуем стыд. По Джемсу и Ланге, эмоция начинается с того, что вначале происходят управляемые нервной системой изменения состояния мышц и внутренних органов, которые воспринимаются мозгом, и лишь потом возникает собственно человеческое чувство, та часть эмоции, которую мы осознаем, когда радуемся или страдаем, ненавидим или испытываем жалость.

Из традиционной теории высшей нервной деятельности человека известно, что возбуждение, возникающее в коре головного мозга в ответ на стрессовый раздражитель, передается в особую структуру мозга - гипоталамус. Гипоталамус путем выделения релизинг-факторов воздействует на гипофиз, синтезирующий тропные гормоны, в частности аденокортикотропный гормон, повышающий функциональную активность коры надпочечников. Выброс в кровь большого количества гормонов коры надпочечников вызывает повышение артериального давления, учащение пульса. Повышается функциональная активность желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, дыхания, возникает потребность в двигательной активности. Если двигательная активность подавляется (т. е. человек не может избить обидчика, убежать в страхе и т. д. ) эндокринный удар принимает на себя сердечно-сосудистая , пищеварительная, мочевыделительная и др. системы. Таким образом, подавление любого материала сопровождает такой базовый компонент, как актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменения в функционировании внутренних органов. И с этим компонентом абсолютно жесткую связь имеют следующие два компонента - рисунок мышечного напряжения и паттерн дыхания.

   

2. Мышечный компонент.

Мышечное напряжение связано с ситуациями и травмами, переживаемыми людьми в процессе их жизни. Рисунок мышечного напряжения как компонент подавленных целостностей достаточно хорошо изучен в разных направлениях телесноориентированной терапии. В связи с этим мы можем вспомнить концептуальные модели В. Райха и А. Лоуэна. Любое эмоциональное состояние, будь то страх или гнев, раздражение или волнение, содержат в себе мышечный, мускульный компонент. Представьте маленького мальчика, который старается сознательно удержаться от плача. Он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы горла и живота. То есть, подавление эмоции при этом сопровождается именно таким, а не иным рисунком мышечного напряжения.

В мышцах, когда эмоциональное состояние не отреагировано, образуются участки "застывшего" напряжения - болезненные уплотнения. Они в свою очередь, в зависимости от их расположения, могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства - нарушения ритма сердца, загрудинные боли, изжогу ... В тесной связи с подобными феноменами находятся и т.н. "мышечные зажимы", описанные еще великим режиссером, великим знатоком эмоций К.С.Станиславским. И эти мышечные уплотнения, "мышечные зажимы", еще ведь и влияют на наше настроение, вызывая казалось бы беспричинную тоску, или тревогу, или раздражительность... Ведь еще в прошлом веке И.М.Сеченов, рассуждая об эмоциях, писал о т.н. "темном мышечном чувстве". Как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации, или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, "измотанным", уставшим "как выжатый лимон". Не случайно складывались народные выражения для описания эмоциональных состояний: "как тяжесть с плеч", "взвалить ношу", "одеть хомут на шею" - это тяжесть не только в переносном смысле, это и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.

В СНГ и за рубежом популярно большое число методов, сочетающих физическое лечение с психологической разгрузкой и основанных именно на работе с мышцами, снятии мышечных "спутников" эмоций и заболеваний внутренних органов. Это и кинезиология, и рольфинг, и терапия по Райху, по Фельденкрайзу, по Александеру, БЭСТ по Зуеву, "Инсайт" М.Белокуровой и т.д.

 Собственно, этот компонент подавления, в конце концов, приводит к возникновению так называемых мышечных блоков или, как это обозначил Вильгельм Райх, мышечной брони. А. Лоуэн, развив эту идею, сформировал особую классификацию типов характера в зависимости от рисунка хронических мышечных напряжений.

 

3. Дыхательный компонент.

В тех компонентах, которые мы разбирали выше, дыхание уже присутствовало как органично вплетенное в их структуру.

Я решил выделить дыхание в отдельный компонент в силу того, что именно оно является связующим звеном между телом и душой.

Дыхание - это мост между базовыми элементами физического и духовного начал человека.

Любое состояние человека имеет определенный рисунок дыхания: направление, глубину, быстроту, плавность, соотношение между выдохом и вдохом, вдохом и выдохом, характеристики перехода от вдоха к выдоху, от выдоха к вдоху, темп, ритм, объем, разрывы, перехваты и т. д. П.П.Блонский считал, что дыхание лучше характеризирует человека, чем любые другие системы : "Мы чувствуем себя так, как мы дышим" (Блонский, 1964). Он писал о "мимике легких" - сопении, вздохах, стонах, кашле, зевании, смехе, плаче - словом, того богатого арсенала мимики легких, который вместе с речью делает легкие безусловно выразительнейшим органом эмоциональной жизни" (Блонский, 1964).

Опыт показывает, что каждое состояние сознания, всякое эмоциональное переживание, любая внутренняя реальность связана с особым паттерном или качеством дыхания. Те или иные паттерны дыхания настраивают нас на ощущение и восприятие определенных вещей. Изменяя способ, которым мы дышим, мы можем изменить содержание и результаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когда человек испуган или расстроен, человек может бессознательно впасть в паттерн с высоким грудным поверхностным и неритмичным дыханием через нос. Переключившись на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток дыхания в полость живота или в область сердца, человек может вернуть себе уравновешенность и испытать приятное ощущение, связанное с релаксацией. Человек также, возможно, обнаружит, что определенные физические недомогания связаны с привычками направлять свое дыхание к тем или иным соматическим центрам или в сторону от них.

Таким образом при связном дыхании мы не только прорабатываем определенные негативные идеи, состояния, вытесненные в бессознательное, но и воспроизводим паттерны дыхания тех или иных жизненных обстоятельств. Более того, применяя те или иные приемы связного дыхания, мы можем управлять и координировать наши состояния в жизни и деятельности вне зависимости от обстоятельств.

Мы дышим так, как мы себя чувствуем. Рисунок дыхания как лакмусовая бумага проявляет наше состояние психики.

Каждое состояние психики это также и состояние дыхания. Каждое состояние дыхания это определенное состояние психики.

   

    4. Мотивационный компонент

Он отражает структуру мотивационно-потребностных процессов. Понятия мотивации и потребностей наиболее разработаны в советской психологии, особенно в теории деятельности. Процесс подавления происходит во вполне реальных условиях существования человека, когда у индивида существуют вполне реальные, осознанные цели, внутреннее побуждение к удовлетворению потребности, определенные планы по достижению цели, подцели, операционный уровень и т. д. С одной стороны, часто сами потребности и являются объектом подавления, особенно те, на проявление которых имеются разные социальные табу. Не менее часто подавляются способы удовлетворения потребностей, хотя и индивид чувствует настоятельную нужду удовлетворять потребность именно этим , а не другим , социально санкцированным способом.

С другой стороны, многие эмоциональные, поведенческие реакции подавляются в силу того, что проявление их находится в противоречии с мотивационной структурой личности, с ее ценностной ориентацией, сознательными целями и задачами.

Тем более, многие личностные проблемы, в том числе и психосоматические заболевания, являются проявлением внутренних конфликтов между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида.

Существуют предположения, что некоторые типы мотивационных конфликтов специфичны для отдельных психосоматических заболеваний. Так, гипертоническую болезнь связывают с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью человека во власти. Нереализованная потребность вызывает агрессивность, проявить которую индивид не может из-за социальных запретов.  Язвенную болезнь 12-перстной кишки связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве.

Неразрешимый конфликт мотивов, как и неустранимый стрессор, порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поисковой деятельности, что может проявиться в виде явной или замаскированной депрессии.

По этой причинам структуру мотивационно-потребностных процессов мы просто не вправе не включать в целостность психической реальности.

 

5. Эмоциональный компонент.

Отражает содержание эмоционального состояния. Еще четыре года назад мы отмечали тот факт, что среди всех видов памяти, которые в классической психологии считаются основными, в процессе связного осознанного дыхания превалирует моторная, эмоциональная, образная. Во всех направлениях психологии, психотерапии и психиатрии конца двадцатого столетия идея эмоциональной насыщенности бессознательного материала является общепризнанной.

Содержание эмоционального состояния является полноценным компонентом подавляемой ценности. Подавляются эмоции высокой интенсивности, при этом интенсивность является субъективной и определяется воспитанием, социокультурными особенностями той среды, в которой происходит формирование эмоционального отреагирования. Так же подавляются способы проявления эмоций, которые жестко связаны с мотивационной потребностной структурой личности и социальными табу на тот или иной способ проявления эмоций. Так же подавляется содержание той или иной эмоции, раскрытие которой в той или иной степени оценивается субъектом, как опасный или неприемлемый.

 

    6. Образный компонент.

Используя понятие "образ" в этом компоненте мы придерживаемся его узкого толкования, преимущественно как перцептивной формы знания. В когнитивной психологии проведено много исследований соотношения образа, возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий. Анализ пространственных преобразований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов (С. Косслин, Р.Шепард). Существует предположение о существовании нейрофизиологической структуры “зрительного буфера", активация которого сенсорной информацией (сенсорный код формируется базовыми компонентами ЦПР - психофизиологическим, рисунком мышечного напряжения, динамический паттерн дыхания), или сведениями из долговременной памяти приводит к возникновению наглядного образа.

Существование этого компонента в структуре подавляемого материала обязательно. В основном подавление происходит в тех или иных жизненных обстоятельствах. Подавлению сопутствует образный компонент. Это может быть кабинет начальника, когда у подчиненного все дрожит от непроявленного гнева, или больничная койка, когда пациент не может проявить страдание в силу того, что это не укладывается в его личностный конструкт, в образ "Я".

Образное пространство, как правило, является социальной репрезентацией сил, включающих систему защитных механизмов личности. Когда подключаются защитные механизмы личности? Если содержание, интенсивность или форма проявления переживания социально табуированы. В образном пространстве эти социальные табу опредмечиваются реальными референтными лицами, реальной ситуацией личностного опыта.

Образный компонент отсутствует или мало выражен в том случае, когда подавление связано с внутренними запретами и внутренними переживаниями, хотя на самом деле они тоже имеют корни, которые сопровождаются образным пространством.

7. Ментальный компонент.

Этот компонент сводится к мыслям, идеям, вербальным конструкциям, сопровождающим ситуацию подавления или включение других защитных механизмов личности. Это идеи типа "Я плохой и мне это запрещено делать", "Так не принято", "Мужчине это не к лицу", "Мне этого никогда не простят", "Никто не может меня полюбить", "Нельзя быть настолько счастливым" и т. д.

Ментальный компонент подспудно присутствует в любом процессе подавления и вытеснения. Во многих школах психотерапии, психиатрии, особенно в школах психоаналитического направления, осознание, то есть проявление ментального компонента подавленного материала, считается основным элементом катарсиса, освобождения от травмирующего материала.

Все эти семь компонентов составляют определенную целостную систему и эта система имеет все качества, присущие живым системам внутренняя взаимосвязь и взаимодействие, инвариантность, открытость, активность по отношению к другим целостностям и к более широким системам и др.

Тот материал, который является предметом и содержанием психотерапевтического процесса и взаимодействия практического психолога и клиента, нам представляется как чрезвычайно сложная многоуровневая система взаимосвязанных пространственно-временных целостностей, между которыми существует информационно-энергетическое взаимодействие как на уровне находящихся в функциональных отношениях компонентов, так и целостностей, самой системой и ее окружением. В силу этого достаточно серьезная работа в направлении терапии, трансформации и интеграции человека или личностному росту предполагает целенаправленную работу с этими целостностями и системами этих целостностей ( См рис. 10 ).

 

 

 


                                         Рис. 10. Семикомпонентная модель ЦПР.

 

Многие психотехнологии обращаются только ментальному или образному компоненту подавленного материала. Это редко приводит к телесному и, что особенно важно, к эмоциональному отреагированию ситуации, не говоря об остальных, часто менее осознаваемых компонентов. Этим, наверное, объясняется их невысокая эффективность с одной стороны и большая растянутость во времени, с другой /например, психоаналитическая терапия требует постоянного взаимодействия с пациентом в течение нескольких месяцев, иногда нескольких лет, в некоторых случаях десятилетий/.

В современной психотерапии и психиатрии широко практикуются химические или химикобиологические способы воздействия на человека. Эти способы весьма эффективны для активации некоторых базовых компонентов подавленного материала, особенно психофизиологического и рисунка мышечного напряжения, но при этом часто совершенно не отреагируются образный и ментальный компонент. В то же время осознание является центральным моментом любой психотерапии и интеграции личности.

Уплотнение событийной канвы жизни, информационно-энергетических процессов, то, что мы можем обозначить как "сжатие времени", требует психотехник, которые соответствуют "духу времени", обладают высокой эффективностью и быстротой, скоростью воздействия. Для нас также чрезвычайно важно, что интегративные психотехнологии обладают потенциальной возможностью работать со всеми семью компонентами ЦПР.

 

                                                            *    *

                                                                  *

* Мы рассматриваем зону "НЕ ТАК" как самую плодотворную для личностного роста. Гениальный русский психолог ХХ-го века Лев Семенович Выготский писал: “Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни".

Если человек все время существует в зоне "ТАК", то можно предположить, что с ним что-то не в порядке. Или он потерял чувствительность к жизни, или он стал внутренне жестким и черствым, или он умер.

Зона "НЕ ТАК" имеет негативный смысл в том случае, когда человек "застревает" в нем, не может самостоятельно и успешно интегрировать это состояние в свою психическую реальность как некий позитивный опыт. В этой ситуации помощь практического психолога, психотерапевта или психиатра просто необходима.

 

                                    ГЛАВА Y.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!