ОБЪЕМ КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ. ПРОСТЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ФОРМЫ И СПЕЦИФИКА ИХ ВОСПРИЯТИЯ.



 

Форма в архитектуре, организуя движение, является пространственным объектом и не исчерпывается объемом.  

 Объем в архитектуре - количество пространства, занимаемое объектом или частью объекта, а объемная форма, ограниченная поверхностями, является конфигурацией объема. Объемность - субъективное восприятие объема. Объем, объемная форма - это неотторжимое качество объектов реального пространства, причем объемом обладают не только предметы, но и само пространство, например, внутреннее пространство здания, или открытое пространство, организованное средствами архитектуры (рис.5).

Сфера: Объемная форма, образованная вращением полукруга вокруг его диаметра, на котором все точки равноудалены от центра. Сфера — централизованная, в высшей степени концентрированная форма, стабильная в окружающей среде и равномерно воспринимаемая со всех сторон.

Куб: Призматическое тело, образованное шестью квадратными плоскостями. Куб статичен и лишен видимого направления движения, приобретает динамику, встав на грань или ребро. Наиболее остро воспринимается в угловом положении. Куб-предельное состояние перехода от плоскости к объему.

Цилиндр: Тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из сторон. Цилиндр относительно статичен, стоя на одной из круглых сторон и неустойчив, когда центральная ось отклоняется от вертикали.

Конус: Форма, образованная вращением прямоугольного треугольника относительно одной из сторон. Конус относительно статичен, стоя на одной из круглых сторон и неустойчив, когда центральная ось отклоняется от вертикали. Стоя на острие, находится в состоянии крайне неустойчивого равновесия.

Пирамида: Многогранник с многоугольным основанием и треугольными гранями, сходящимися к вершине. Пирамида статична, если она опирается на одну из плоских граней. Стоя на острие, находится в состоянии крайне неустойчивого равновесия.

 
Рис.5. Применение различных форм в объемной композиции


Правильная форма — это форма, части которой соотносятся друг с другом согласно определенной последовательности, порядку. Они уравновешены или симметричны по одной или нескольким осям.

Формы могут оставаться правильными при изменении размеров, добавлении или «вычитании» частей общей формы.

Неправильная форма — это форма, которая имеет разные по характеру части, не имеющие видимой последовательности в связи друг с другом. Она ассиметрична или диссиметрична, а так же более динамична, чем правильная.

СВОЙСТВА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ

 

Архитектурно-пространственные формы обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики.

1. Геометрический вид - соотношение размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Для объемной формы все три измерения относительно равны.Вид формы композиционного элемента определяется:

· стереометрическим характером очертания поверхности фигуры;

· соотношением размеров формы по трем координатам.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно подразделяются на несколько групп.

К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, - куб и параллелепипед.

Ко второй группе относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, - пирамиды, призмы, многогранники.

Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, - шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т.д.

К четвертой группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности .

В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур - кубы и параллелепипеды, так как прямоугольные элементы:

· наиболее удобны для организации жизненных процессов и ориентации человека в пространстве;

· прямоугольные элементы легко соединяются в группы;

· внутреннее пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньшего размера;

· вертикальные и горизонтальные плоскости этих элементов

соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечно-балочной системе

2. Размеры - свойство протяженности объемной формы по высоте, ширине, глубине, а так же по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение формы в пространстве — определяетсяпо отношению к  осям координат, зрителю, другим формам. Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Н), горизонтальной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные. По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное, профильное или горизонтальное. Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях.По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту - выше-ниже. По расположению между собой формы могут находиться:

· на некотором расстоянии;

· примыкать друг к другу;

· врезаться друг в друга.

Наиболее активное взаиморасположение в композиции — хорошо воспринимаемое расстояние между элементами, врезка одного элемента в другой. Наиболее пассивное — примыкание (рис.6).         

4. Масса здания в зрительном восприятии - зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

6. Цвет - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы. Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45°к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна. Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!