СРЕДСТВА ПОСТРОЕНИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ



 

Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Она часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения, от высоты горизонта. Для всех видов художественного творчества гармонизация объемно-пространственных структур различных тектонических организаций формы осуществляется с учетом средств гармонизации (модуль, пропорции, ритм, масштаб и т.д.). Форма, обладающая согласованностью частей целого, художественным единством, называется гармоничной. Гармония выявляет общую логику развития, единства формы и содержания. В широком смысле гармония– это обобщение законов композиции, в узком – правила построения, координация элементов. Это такая организация элементов формы или среды, которая помогает достичь совершенства эстетических форм. 

 

 

Функциональность объемно-пространственной структуры определяет характер форм, из которых создается гармоническая целостность(рис.10). 

 

 

Рис.10. Пропорции памятника архитектуры

 


Под характерными особенностями объемно-пространственной структуры понимают такие структурные свойства, как направления, углы, расстояния между элементами, особенности пластического решения и ритмической организации элементов.

К композиционным средствам гармонизации композиции относятся пропорции и ритм. Начиная с древности, велись поиски наиболее гармоничных пропорций, которые можно было использовать в архитектуре, строительстве, инженерных сооружениях (рис.10).

Пропорции – размерные соотношения элементов форм.

Пропорциональные соотношения – это соразмерность элементов, единство частей и целого, соразмерность элементов композиции между собой и с фигурой человека. В создании композиции пропорции являются самым главным фактором и делятся на две группы:

·  простые (основанные на рациональных числах);

·  сложные (основанные на иррациональных числах, производных геометрических построений). Наиболее гармоничные пропорциональные отношения основаны на неравенстве частей. Однако встречаются примеры и уравновешенных статичных форм, построенных на тождестве первичных элементов. Приемы формообразования, установления оптимальных соотношений частей постройки вырабатывались в течение вековой строительной практики в результате повседневных измерительных и разбивочных операций. Эти приемы построения архитектурной формы основывались на знаниях прикладной геометрии и проверялись опытом многих поколений строителей.

 Для характеристики соразмерности целого и отдельных частей объемно-пространственной структуры используются понятия масштаб и масштабность. Масштабность – соразмерность формы; с масштабностью связаны ее устойчивость и равновесие формы.

Масштаб – относительная величина формы. Проблема масштаба –одна из центральных в создании объемной композиции, но на восприятие формы объема большое влияние оказывает и соотношение размеров формы, деталей и целого объема, то есть пропорции. Кроме того, очень важно соотношение объема и того пространства, в котором он находится, иначе говоря, система пропорций.

В архитектурном проектировании масштабность можно определить как соразмерность сооружений или их частей человеку, а также к друг другу по их обычно представляемым, должным размерам. Правильное решение вопросов масштабности в большей степени зависит от понимания свойства материалов, конструкции и способов строительства. Представления о масштабности постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы и новые конструктивные решения, меняется облик окружающих предметов. Масштабность – это важный фактор, влияющий на восприятие объемной композиции. Очень важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения. Этого можно добиться путем расчленения большого объема, введением мелких деталей, снижающих противостояние человека и объема, сохраняя при этом цельность восприятия формы. И наоборот, обобщением, укрупнением пластической темы очень мелкого объема можно приблизить его восприятие к наиболее удобным для современного человека размерам. Отношение к размерам, создающим наибольший комфорт для человека, по меняется. Если огромные объемные композиции, относящиеся к определенным стилям, эпохам или идеям, подавляли человека своей массой, низводя его до уровня муравья, то в настоящий момент приоритет завоевывает человек. Появляется демократизм в размерах архитектурных сооружений, мебели, одежды, домашней утвари и т. д.

Равновесие – это состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Распределение нагрузок, точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие присуще и растительному, и животному миру. Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости.

Статика – устойчивое положение формы в пространстве, характеризующееся равновесием ее частей формы. У статичных предметов и сооружений есть явный центр (ось, плоскость симметрии), вокруг которого организуется форма. Статичность требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений по вертикалям и горизонталям. Статика характеризуется относительным отсутствием зрительного движения, состоянием покоя.

 Когда в форме начинает преобладать одно из изменений, возникает зрительное движение в направлении этого изменения - зрительная динамика (рис.11). Динамика может возникнуть не только в направлении преобладающего измерения, но и в направлении, по которому в зрительном движении человек воспринимает развитие формы.  Динамика   может            характеризоваться:

Рис.11. Пример динамики в композиции архитектурного сооружения

 


· неустойчивым положением формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей статичности;

 

· вне формы– в результате ее выхода в пространство ;

· сочетанием внутренней и внешней динамики с движением.

 К числу важных композиционных средств относится напряженность - активность воздействия композиции на человека.

Закон равновесия, необходимое условие существования любой композиции, в объемной имеет особое значение. Это связано с тем, что в объемной композиции нагляднее, весомее, ощутимее выражается неуравновешенность всего объема или отдельных его частей. В связи с необходимостью кругового обзора объемной формы нужно добиваться ее равновесия со всех сторон. Для этого существуют различные приемы. Например, чтобы утяжелить какую-то часть объема, можно укрупнить ее по форме, изменить степень проработки, активно развить движение в утяжеляемую часть, применить более грубую фактуру (матовую, шершавую) и степень ее обработки, задействовать более тяжелый по ощущению материал, более темный цвет. Также можно использовать направленное освещение, чтобы в этой части образовались глубокие тени, или облегчить противоположную часть объема.

Одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения является ритм. Признак ритма – повторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Закономерное чередование объемов, членений, поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных деталей и сооружений, так и для их комплексов. Различается два вида ритмических закономерностей: метрическая (простая и сложная) и ритмическая.

Метрический (статичный) порядок характеризуется повторением одинаковых форм, элементов, частей через одинаковые интервалы. Ритмический (динамичный) порядок характеризуется последовательным или более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других. Увеличение сложности метрического ряда не означает обязательного усложнения его восприятия. Ясность восприятия может достигаться четким контрастным противопоставлением одной группы элементов другой, объединением групп и сведением их к небольшому числу. В основе величинных изменений в формах и интервалах ритмических рядов , как правило,  лежат прогрессии. Ритмический ряд, в котором члены увеличиваются по геометрической прогрессии, называется равномерно-возрастающим (убывающим); ритмический ряд, в котором члены увеличиваются по арифметической прогрессии, — замедленно-возрастающим(убывающим); ритмический ряд, в котором члены увеличиваются по гармонической прогрессии, — ускоренно-возрастающим(убывающим).При восприятии объемной формы всякий метрический ряд в перспективе воспринимается как замедленно-убывающий ритмический ряд.

На основе анализа свойств объемно-пространственных форм и их возможных ритмических изменений, используя их различные характеры, а также сочетания и совмещения рядов, возможно построение бесконечного количества ритмических рядов различной сложности. При построении композиций требуется инициативное, творческое использование ритмических закономерностей. В целях повышения выразительности и достижения единства и напряженности композиции в целом возможны изменения элементарной последовательности повторений и изменений, перестановки форм и интервалов, введение контрастов .

Чередование равных по величине элементов выражает равномерное движение. В этом движении некоторые элементы усиливаются зрительным «выделением»– акцентом. Элементы, на которые приходятся акценты, называются активными. Элементы, не имеющие акцентов,– пассивными.  Расстояние от одного активного элемента до другого называется динамическим шагом. Скорость нарастания движения элементов называется темпом. Темп может быть медленным, умеренным и быстрым. Для придания композиции большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности.

 При построении объемной композиции ритм часто применяется для формирования силуэта, выражая отчетливую динамику форм в направлении вверх, к центральной оси. Этот прием можно наблюдать на многочисленных примерах многоярусных центрических сооружений. Ритм может организовывать направление движения зрителя при круговом обходе формы, причем характер развития ритмов может быть различным. Наиболее распространенный прием заключается в том, что каждая сторона объема тождественна остальным и являет собой метрический элемент. Последовательное обозрение объемной композиции при круговом осмотре дает представление о единой цепи образов (рис.12).

 

 

 
Рис.12. Мавзолей Саманидов в Бухаре


В композиционном использовании различных свойств решающее значение имеют три основных вида качественных соотношений между ними — контраст, нюанс, тождество (рис.13).

Тождество - принцип полного сходства элементов композиции, при котором  повторяются состояния свойств. На принципе тождества основано построение метрических рядов, тождественны строительные элементы массового производства, он положен в основу модульных систем. В композиции тождественные отношения могут выражать лишь некую массовость, протяженность. Это статичные отношения между отдельными элементами композиции.

Нюанс — отношения близких состояний свойств архитектурных форм с элементами подобия. Нюанс как количественное соотношение величин служит мерой в формировании целостной архитектурной формы и участвует в работе всех средств композиции, формирующих следующие состояния формы: легкость и тяжесть, статичность и динамичность, массивность и пространственность, и т.д. В нюансе сопоставляются близкие состояния какого-либо свойства. Это относительно динамичные отношения между отдельными элементами композиции.

С нюансом можно связать динамический ритм, где соседние элементы могут лишь слегка различаться по размерам, интервалам между осями симметрии и т.д. Восприятие различных степеней нюанса позволяет ощущать плавность переходов между деталями, сходство и различие их характеристик.

Контраст- явное различие в свойствах архитектурных форм. Введение в композицию контрастных отношений — путь к поиску динамичной, выразительной формы. Представление о контрасте связаны с акцентными узлами, доминантами, элементами, играющими в композиции особую роль. В контрасте сопоставляются сильно различающиеся состояния какого-либо свойства (большое с малым, вертикальное с горизонтальным, массивное с пространственным, плоское с объемным, плоскостное с рельефным} и т. п.).Это динамичные отношения между отдельными элементами композиции. В композиции чаще всего присутствует сочетание тождество-нюанс, нюанс-контраст, и т. д. На основе этих соотношений могут возникать различные композиционные связи и гармонические взаимоотношения в объемно - пространственных формах. Эти свойства являются как первоначальными и исходными элементами композиции, так и

формообразующим материалом, из которого строится композиция.          

   При создании динамичной композиции  контраст имеет важное значение, так как он создает наиболее выразительную форму в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей форме. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим. 

 
Рис.13. Контраст, нюанс и динамика форм

 


· При контрасте размера усиливается четко выраженная противоположность: длинный– короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий, крупный – мелкий.

· При контрасте направления горизонтальное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо – наклону справа налево.

· При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от легкого.

· При контрасте формы геометризированные, угловатые формы противопоставляются пластичным скругленным. В архитектуре контраст достигается путем применения разных материалов и за счет обработки поверхности материала – полированная поверхность металла или грубо шероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком.

· При контрасте света светлые поверхности противопоставляются темным.

· При контрасте цвета сопоставляются контрастные цветовые плоскости.

Очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционный строй. и должен использоваться продуманно. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта архитектора. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

Объемную композицию можно подразделить на два вида: симметричную и асимметричную (рис.14). Наиболее распространенная – симметричная объемная композиция, имеющая вертикальную ось. Все четыре или более стороны относительно ее одинаковы. Такой симметричный объем в основном организует вокруг себя и одинаковое пространство, так как он ориентирован на одинаковое восприятие со всех сторон. Характерным примером таких композиций можно назвать дорожные ориентиры, верстовые или знаковые столбы, городские фонари прошлых веков, образцы садово-парковой архитектуры (например, ротонды) и т.д. Симметричность объемной композиции придает ей уравновешенность, а также статичность, посредством которой можно организовать акцент объема в «движущемся» пространстве.

Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач и сложного движения масс. Так, посредством асимметричной объемной композиции можно понять художественный образ, созданный автором, проследить выраженную им пластическую тему, только двигаясь вокруг нее. Асимметрия позволяет более емко выразить образ, передав всю его многогранность и многоликость. Именно асимметричную объемную композицию легче подчинить или развить, вставить в соответствующее пространство или пространство подчинить ей. Симметричность объемной композиции придает ей уравновешенность, а также статичность, посредством которой можно организовать акцент объема в «движущемся» пространстве.

Рис.14. Признаки симметрии в объемной композиции.


В произведениях архитектуры абсолютно строгая симметрия встречается редко, что объясняется сложным функциональным содержанием зданий. В большинстве случаев применяют так называемую частично нарушенную симметрию — дисимметрию (например, при строго симметричном по форме плане несимметричное расположение некоторых помещений или при симметричном фасаде свободное расположение деталей).
При асимметричном построении композиции отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют. При этом неровные по величине и разные по форме части располагаются так, что создают зрительное равновесие, чем сохраняют единство композиции.
В сложных композициях симметрия и асимметрия обычно сопутствуют друг другу. Выбор того или иного приема построения композиции в каждом конкретном случае зависит от функциональных особенностей здания, места его расположения (значение здания в ансамбле площади, улицы и т. д.) и идейно-художественного замысла.Симметричный прием создает статичность композиции, он помогает выразить строгость, торжественность, парадность. В архитектурной практике иногда встречаются формалистические приемы, когда несоответствующее функциональное содержание насильно втиснуто в симметричную композицию ради ее ложной «представительности».
В современной архитектуре асимметричный прием композиции получил широкое распространение. Это объясняется стремлением к наиболее ограниченной связи формы со сложным функциональным содержанием современных зданий и желанием придать композиции динамичность, более свободный живописный характер, максимально сблизить ее с природой.

Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Здесь очень важно учитывать не только физическое и психологическое воздействие цвета на зрителя, но и работу цвета на объеме. Цвета бывают отступающими и выступающими, тяжелыми и легкими – все это необходимо учитывать в работе над объемной композицией. Например, создав выступающую деталь на общей форме и окрасив в черный или холодный цвет по отношению к очень светлому или теплому объему можно зрительно «вдавить» выступающую часть, визуально нарушив композицию. Применяя такое средство выражения художественного образа, как цвет, необходимо учитывать его свойства и сохранять цельность восприятия пластического решения.

Фактура как средство выражения художественного образа оказывает большое влияние на восприятие объемной композиции. Сам способ изготовления объема обусловливает фактуру. Материал, будь то дерево, металл, камень, керамика или что-либо другое, должен наложить свой отпечаток на трактовку формы, соответствуя собственной пластике, выявляя способ изготовления. Такой материал, как дерево, сразу дающий теплый, интимный образ, подбирают по структуре, стараются выявить текстуру древесины, подвергая ее всевозможной обработке. Наиболее значительные произведения искусства, шедевры всегда отличает соответствие фактуры и цветового решения пластике формы. Одновременное применение фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепенной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отдано тому из них, которое полнее выражает художественный образ произведения, а также может наиболее интересно выявить пластическое решение. При сочетании нескольких фактур нужно поступить также, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной. Но обилие применения различных материалов, тем более в равных количествах

 

и одинаковых качествах, несет за собою потерю выразительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в любом произведении искусства.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 1228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!