ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕМНОЙ КОМПОЗИЦИИ



 

Объемная композиция представляет собой форму, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют:

· вид ее поверхности;

· положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные   

нормальным углом зрения и расстоянием, удобным для обзора.

На примере куба видно, что его объемная трехмерная форма не ясна, когда одна из сторон расположена фронтально к зрителю (рис. 1,а). Объемность куба воспринимается яснее при его повороте по отношению к зрителю, когда становятся видимы две стороны (рис.1,б). В этом случае верхние и нижние границы этих сторон из-за перспективного сокращения образуют углы, выявляющие объемную форму куба. Вертикальное ребро слабо видимо при одинаковом их освещении и выявляется при освещении одной стороны и затенении другой. (рис. 1, в).

 

 

 
Рис.1. Восприятие объемной формы

 


· характер членения ее поверхности и массы;

· доминантное и бездоминантное соподчинение.

Относительно равновеликие элементы по всем координатам композиции облегчают ее восприятие. При этом композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Распространенным вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный объем, вокруг которого группируются подчиненные объемы (рис.2 а,б, рис 3 ). Такая композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада. Здание как композиция может ощущаться по-разному из-за влияния окружающего пространства, которое активно влияет на восприятие. Оно выражается в субъективной и часто временной оценке. Сменяемость цветового колорита и фактуры, связанная со сменой времен года, создает большое различие в восприятии достоинств объемной композиции. Поэтому, решая определенные композиционные задачи, необходимо учитывать взаимодействие объема со средой, ее пластикой, колоритом, фактурой, освещением и т. д. Это проблема вписывания объема в окружающее пространство.

 

 

 
Рис.2. Пантеон

 


Объем более реален и ощутим, нежели фронтальная композиция. Его можно поставить, подвесить или положить. Поэтому взаимодействие объема и плоскости должно быть четко продумано автором для того, чтобы найти оптимальное решение, которое помогает вычленить самостоятельную объемную композицию, скомпонованную по своим принципам, из окружающего пространства.

 

 

 
Рис.3. Капелла в Роншаме

 


Если здание расположено среди зелени, на склонах холма с паутиной дорожек, сбегающих к входу, то в этом случае композиция должна формироваться соответственно рельефу местности, с учетом основных направлений движения людей и обзора, стремиться к созданию живописной связи между зданием и окружающей природой.                                            Архитектура здания в этом случае воспринимается в условиях трехмерного пространства, рассчитана на круговой обзор  и требует взаимосвязи трех основных параметров и соответствующего решения фасадов как элементов объемной формы (рис.3). Напротив, римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом композиция храма приобрела фронтальный характер. Примером такой композиции может также служить здание городской Думы в Москве (рис.4).

 

Рис.4. Фронтальный характер объемной композиции
.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!