ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПОСТРОЕНИЯ ОБЪЕМНОЙ КОМПОЗИЦИИ



 

При создании уравновешенной объемной композиции обязательным условием является композиционное единство. Оно выражается единством пластической темы, формы, цвета, фактуры, цельности художественного образа. Другие необходимые условия – соподчинение частей и целого (художественный образ диктует пластическую тему, та в свою очередь – форму, а форма– цвет и фактуру), соответствие приемов и средств главной задаче – созданию художественного образа произведения. Для решения этой задачи автором выбираются соответствующие средства: контраст или нюанс, ритмический строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура. При создании уравновешенной объемной композиции обязательным условием является композиционное единство. Оно выражается единством пластической темы, формы, цвета, фактуры, цельности художественного образа. Другие необходимые условия – соподчинение частей и целого (художественный образ диктует пластическую тему, та в свою очередь – форму, а форма – цвет и фактуру), соответствие приемов и средств главной задаче – созданию образа архитектурного произведения. Для решения этой задачи автором выбираются соответствующие средства: симметрия, контраст или нюанс, ритмический строй для организации мощного движения или же просто форма и фактура. На протяжении веков существования объемной композиции менялись художественные и пластические принципы, отдавалось предпочтение тем или иным стилям, велись поиски новых материалов и способов их изготовления, но законы гармонии и красоты оставались неизменными.

СТРУКТУРА ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ.

Композиционный характер объемной формы во многом проявляется в ее внутреннем строении – структуре (рис.9).Она выражается в количестве и относительном расположении составляющих элементов. Ее характерные состояния:

· моноструктура — форма, состоящая из одного или нескольких однородных, монолитных элементов;

· полиструктура — форма, состоящая из линейных и плоскостных элементов.

 

 

 

   

Рис.9. Моноструктура и полиструктура

 


Четкость и ясность внутреннего строения объемной формы предопределяет ее композиционную выразительность. В монообъеме, или сплошном массиве, многое зависит от конфигурации и фактурно-рельефной обработки внешних поверхностей. Композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. Однако плавность переходов внешних плоскостей может придать изящество объемной форме. Большое значение в выявлении пластического характера имеет ее разнообразная пластическая моделировка, подчиняющаяся решению разных композиционных  задач, например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема. Например, она может быть направлена на решение такой композиционной задачи, как подчеркивание верха или низа объема, выделение граней и др. Композиционный характер объемной полиструктуры определяет выразительное расположение в форме пластических элементов. Их случайное нагромождение, особенно в большом количестве, ведет к нивелировке этого характера, образованию бесформенного объема. И наоборот, четкое выявление структурных частей, составляющих полиструктурную композицию, обеспечивает необходимую художественную выразительность. Такое решение особенно значимо при включении в объем разных по пластическим свойствам элементов − линейных, плоскостных и, собственно, объемных.

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОСНОВА

 

Построение композиционно-геометрической основы - первый и важнейший этап при работе над объемной композицией.

 

В композиции обязательно присутствует главная ось. На ней располагаются главные элементы композиции, отличающиеся размером, формой, положением в композиции. Как правило, в композиции присутствуют 1,2,3 (и более) дополнительные оси, на которых расположены второстепенные и сопутствующие элементы.

  В объемной композиции визуально выделяется главный элемент (доминанта) - основной центр -, вокруг которого объединяются остальные элементы. Он может располагаться на пересечении главной и дополнительных осей, то есть в композиционном центре. В сложной композиции в каждой группе элементов может быть подчинение менее значительному (локальному) центру, но по силе выразительности они должны уступать главному общему центру. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Соподчинение элементов композиции – подчинение второстепенных элементов формы главному композиционному центру.

Композиционный центр может формироваться не только объектом или его смысловыми частями, но и формальными элементами: пятнами, цветом, фактурами, указателями, линиями и т. д. Он способствует формированию композиции как единого целого, удерживает внимание зрителя. Совершая визуальное путешествие по композиционной плоскости, зритель часто начинает маршруты с композиционного центра и в него же возвращается.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 1802; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!