КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
На экране современного компьютера можно получить не только последовательности букв, цифр и других символов, но и разнообразные рисунки, схемы и т.д. Для этого в языке Программирования включаются специальные средства - графические процедуры. Количество пикселей (светящихся точек ) на экране зависит от типа графического адаптера и для распространённого адаптера VGA составляет 1024x768.
Так как же осуществляется построение графиков функций?
Допустим требуется построить график функции у= х2-3 на отрезке [-3,3]. Кроме кривой, изображающей график этой функции, на экране должны быть высвечены координатные оси Ох и Оу. Договоримся располагать начало системы координат Оху в середине экрана (т.е. в точке, определённой парой чисел 160, 100). Необходимо условиться ещё и о количестве точек экрана, соответствующих единице измерения в системе координат Оху, т.е. о масштабном множителе. Пусть его значение равно 10. В этом случае положение точки графика с координатами (х,у) на экране определяется парой значений 160+10*х, 100-10*у. Напишем программу построения графика:
program parabola;
uses graphabc;
var i:integer;
x,y:real;
Begin
line(0,240,620,240);
line(300,0,300,900);
for i:=-150 to 150 do
Begin
x:=0.03*i;
y:=x*x-3;
setpixel(round(300+20*x),round(240-20*y),clRed );
textout(10,10,'y=x*x-3');
end;
End.
При выполнении этой программы на экране вначале высвечивается горизонтальный и вертикальный отрезки, проходящие через середину экрана. На каждом из них отмечается точка, соответствующая единице в системе координат Оху. Затем в цикле с параметром I выполняется построение графика функции у= х2-3.
|
|
Таким образом, за счёт выбора в качестве приращения аргумента величины, обратной масштабному множителю, а именно числа 0,03, можно увеличить приращение аргумента. График может строиться быстрее, но тогда, между точками графика будут заметны просветы.
ЗАДАНИЕ.
Постройте графики функций с помощью подпрограммы функция.
Вариант 1.
1. y= x - cosx
2. y= tg2x - sin(x-x2)
*******************************************************
Вариант 2.
1. y= x2 - x-tgx
2. y= cos2x - cos(x-x2)
*******************************************************
Вариант 3.
1. y= ctgx - cosx
2. y= 2x - sin(√x-2)
*******************************************************
Вариант 4.
1. y= x3- x +ex
2. y= (sinx - cos x)2
*******************************************************
Вариант 5.
1. y= 2x - cos2x
2. y= tg2 2x - sin(3x-x2)
*******************************************************
Вариант 6.
1. y= x3 - sin(x-3)
2. y= cos3x - sin2 (x-x2)
*******************************************************
Вариант 7.
1. y= x - cosx
2. y= tg2x - sin(x-x2)
*******************************************************
Вариант 8.
1. y= sinx2 - cos2 x
2. y= 2sin(x-x2-4)
*******************************************************
Вариант 9.
1. y= x2 +4 - cos(x-5)
2. y= tg(3x-2) - sin3 (x-x2)
**************************************************
Вариант 10.
1. y= sin3x+ cosx
2. y= ctg2x - 2sin(1-x2)
*************************************************
|
|
Вариант 11.
1. y= tg5x - cos(-2x)
2. y= -tgx +sin(-x2)
**************************************************
Вариант 12.
1. y= sinx* cosx
2. y= ctg(2x+4) - sin(x+x2)
***************************************************
Вариант 13.
1. y= 6 - cosx-tg3x
2. y= ctgx - x-x2
****************************************************
Вариант 14.
1. y= tg(x-2)*x -+cosx
2. y=cosx*(x-2) - sin(x-x2)
****************************************************
Вариант 15.
1. y= ctgx - cosx+sin x
2. y= ctg2 2x - cos(x-x2)
Контрольные вопросы:
1. С помощью какой функции строится график функции?
2. Зачем уменьшать приращение аргумента?
3. Как записать формулу тангенса и котангенса в формулу?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17.
Тема: Черчение.
Цель занятия: Научиться изображать пространственные фигуры. Уметь пользоваться заливкой, типом линий и текстом.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
Графические примитивы:
Line(x1,y1,x2,y2); - рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2).
Circle(x,y,r); - рисует окружность с центром в точке (x, y) и радиусом r.
Ellipse(x1,y1,x2,y2); - рисует эллипс, заданный своим описанным прямоугольником с координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).
Rectangle(x1,y1,x2,y2);- рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).
Arc(x,y,r,a1,a2); - рисует дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r и заключенной между двумя лучами образующими угол a1 и a2 с осью Ох.
|
|
Цвет и стиль.
Clearwindow(color); - Устанавливает цвет фона, задаваемый параметром color.
SetPenColor(color); - Устанавливает цвет пера, задаваемый параметром color.
SetBrushColor(color); - Устанавливает цвет кисти, задаваемый параметром color(данная функция закрашивает только замкнутые фигуры: окружность, эллипс, квадрат, но не треугольник к примеру составленный из линий).
FloodFill(x,y, color); - Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y)(данная функция закрашивает любые фигуры, но точка (x,y) должна находится внутри фигуры которую вы собираетесь закрасить, если закрасится вне фигуры значит вы не попали внутрь закраски).
Действия с пером.
SetPenColor(color: integer); -устанавливает цвет пера, задаваемый параметром color.
SetPenWidth(w: integer); -устанавливает ширину пера, равную w пикселам.
SetPenStyle(ps: integer); - устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.
Таблица цветов:
Действия со шрифтом
Textout(x,y,' строка'); - выводит строку текста в позицию (x,y).
SetFontColor(color: integer);- устанавливает цвет шрифта.
SetFontSize(sz: integer); - устанавливает размер шрифта в пунктах.
SetFontName(name: string);- устанавливает наименование шрифта.
По умолчанию установлен шрифт, имеющий наименование MS Sans Serif.
Наиболее распространенные шрифты – это Times, Arial и Courier New.
Наименование шрифта можно набирать без учета регистра.
|
|
SetFontStyle(fs: integer);- устанавливает стиль шрифта.
Стили шрифта задаются следующими именованными константами:
fsNormal – обычный;
fsBold – жирный;
fsItalic – наклонный;
fsBoldItalic – жирный наклонный;
fsUnderline – подчеркнутый;
fsBoldUnderline – жирный подчеркнутый;
fsItalicUnderline – наклонный подчеркнутый;
fsBoldItalicUnderline – жирный наклонный подчеркнутый.
TextWidth(s: string); - возвращает ширину строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
TextHeight(s: string); - возвращает высоту строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
ЗАДАНИЕ.
Вариант 1.
1. В треугольной пирамиде построить сечение параллельное основанию.
2. В прямоугольной четырехугольной призме провести сечение, проходящее через сторону нижнего основания под углом 300 к нему.
Вариант 2.
1. В прямом цилиндре построить осевое сечение.
2. В треугольной призме построить сечение проходящее через середину одного из оснований и вершину.
Вариант 3.
1. В правильной шестиугольной призме провести сечение проходящее через сторону нижнего основания под углом 300 к нему.
2. В прямом цилиндре построить сечение проходящее через середину основания и 2/3 часть высоты.
Вариант 4.
1. В треугольной пирамиде построить сечение, проходящее через среднюю линию боковой грани и противоположную вершину основания.
2. В правильной шестиугольной призме построить сечение, проходящее через большую диагональ ее нижнего основания и одну из сторон верхнего основания.
Вариант 5.
1. В правильной шестиугольной призме провести сечение проходящее через одну из сторон нижнего основания и одну из вершин верхнего основания.
2. В правильной четырехугольной пирамиде провести сечение, походящее через диагональ основания и середину бокового ребра.
Вариант 6.
1. В правильной шестиугольной призме провести сечение проходящее через ее вершину и большую диагональ основания .
2. В треугольной пирамиде построить сечение, походящее через среднюю линию боковой грани и противоположную вершину основания.
Вариант 7.
1. В прямоугольном параллелепипеде построить сечение, проходящее через одно из его ребер и точку пересечения диагоналей противолежащей этому ребру грани .
2. В треугольной пирамиде построить сечение, параллельное основанию.
Вариант 8.
1. В прямоугольном параллелепипеде построить диагональное сечение.
2. В треугольной пирамиде построить сечение, проходящее через диагональ основания и вершину пирамиды.
Вариант 9.
1. Основание четырехугольной пирамиды - ромб. Вершина пирамиды проектируется в центр симметрии ромба. Провести сечение через высоту основания, опущенную из тупого угла ромба и боковое ребро, проходящее.
2. В четырехугольно пирамиде построить сечение, проходящее через диагональ основания и вершину пирамиды.
Вариант 10.
1. Основание четырехугольной пирамиды - ромб. Вершина пирамиды проектируется в вершину острого угла ромба. Провести сечение через вершину пирамиды и высоту ромба, опущенную из тупого угла.
2. В треугольной пирамиде построить сечение, проходящее через боковое ребро и медиану основания.
Вариант 11.
1. В прямой четырехугольной призме провести сечение, проходящее через сторону нижнего основания под углом 300 к нему.
2. В треугольной пирамиде построить сечение, проходящее через одну из сторон и 1/5 сторону противоположного ребра.
Вариант 12.
1. В треугольной пирамиде построить сечение, проходящее через 1/3 боковой грани и противоположную вершину основания.
2. В прямом цилиндре построить сечение проходящее через проходящий через 2/3 одной стороны и 1/4 другой стороны.
Вариант 13.
1. В прямоугольном параллелепипеде построить сечение, проходящее через 1/4 одного из его ребер и точку пересечения диагоналей противолежащей этому ребру грани .
2. В четырехугольной пирамиде построить сечение, проходящее через 1/5 одной из диагонали основания параллельную другой и вершину пирамиды.
Вариант 14.
1. В правильной шестиугольной призме провести сечение проходящее через сторону нижнего основания под углом 450 к нему.
2. В треугольной пирамиде построить сечение, проходящее через одну из сторон и 1/3 сторону противоположного ребра.
Вариант 15.
1. Основание четырехугольной пирамиды - ромб. Вершина пирамиды проектируется в вершину тупого угла ромба. Провести сечение через вершину пирамиды и высоту ромба, опущенную из острого угла.
2. В треугольной пирамиде построить сечение, проходящее через середину бокового ребра и медиану основания.
Контрольные вопросы:
1. Какой функцией можно сделать невидимые линии в чертежах?
2. Как можно закрасить сечение?
3. Как делаются подписи буквами фигур?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №18.
Тема: Создание простых анимированных изображений.
Цель занятия: Научиться создавать простейшие анимации.. Уметь анимировать электрические схемы.
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!