Отдел первый. Законы о семейных отношениях 4 страница



Таковы характеристические черты Моисеева законодательства в его содержании и форме.

Как видно из изложенного, Моисеево законодательство в своей основе и по своему назначению носит в себе глубокий богословско-философский смысл, или лучше, имеет глубокий теократический характер. Оно является представителем мировой идеи истинного развития человечества, которая вверена была народу Израильскому для хранения и распространения на все человечество с целью привести его к забытому им своему назначению. Это общая, принципиальная сторона. С этой стороны Моисеево законодательство вечно и универсально, оно до сих пор живет в наших понятиях, действует в нашей жизни и, как указано выше, до сих пор служит тем, чем оно служило в древнее дохристианское время, - нормой истинного развития, хотя в ее просветленной и очищенной христианством форме. С другой стороны, рассматриваемое в его приложении к жизни одного народа, как частное, местное законодательство, - оно было связано с временем и местом и для нас теперь представляется археологическим мертвым явлением. Этими двумя сторонами законодательства, а равным образом и формой его изложения в Пятикнижии определяется характер исследования его. Исследователь должен систематизировать находящиеся в разных местах законы известного отдела, подвести их под общий теократический принцип законодательства и указать соответствие или несоответствие каждого частного постановления с общим принципом. Такой порядок исследования вызывается интересом стройности изложения и возможно ясного понимания каждого отдельного закона.

Основным источником для исследования Моисеева законодательства, конечно, прежде всего служат те книги Пятикнижия, которые по преимуществу заключают в себе изложение законов, именно книга Исход с XX главы и три остальные книги Моисея. Но одних этих книг было бы недостаточно для полного изложения и ясного понимания законов. Мы выше сказали, что Моисеево законодательство во многих случаях ссылается на древнее обычное право, часто предполагает его известным и свои постановления дает только в качестве разъяснения или дополнения постановлений древнего обычного права. Поэтому для ясного понимания таких законов необходимо знать смысл того обычного права, которое лежит в их основе. Отсюда источником для исследования Моисеевых законов может и должна по необходимости служить и предшествовавшая законодательству история, сохранившая факты, выражающие дух древнего обычного права, - следовательно, вся книга Бытия и первая половина книги Исход. Обычное право в тех отношениях, когда Моисеево законодательство не давало для них своих определений, естественно, сохраняло свое значение и после издания законодательства и заявляло себя в последующей исторической жизни народа. Поэтому для определения юридического состояния таких отношений (а они, как увидим ниже, иногда очень важны и определение их часто необходимо для точного понимания того или другого писаного закона) можно пользоваться книгами и последующего времени, т.е. всеми остальными книгами библейской литературы. Между ними особенное значение для этой цели имеют книги поэтические и пророческие. За неимением положительного закона относительно известных отношений, в них можно найти изображение идеального состояния этих отношений, вполне соответствующего духу законодательства. И в других случаях для определения известного юридического отношения важны не все факты, представляемые историей, а только те, которые носят на себе печать идеальности, потому что жизнь всегда ниже закона, и только те факты этой жизни ближе к закону, которые выражают идеальное состояние. В этом отношении юридическое исследование отличается от археологического: в то время как для последнего имеют значение все факты, представляемые историей, для первого только те, которые выражают собою закон, идеал. Археологическое исследование изображает факты и состояния так, как они представляются историей и жизнью, юридическое, напротив, изображает их так, как они должны быть. Такое различение имеет важное значение в нашем предмете, так как может удерживать исследование в должных, свойственных предмету границах.

Важным пособием при изучении законов Моисея могут быть талмудические определения по разным юридическим вопросам. Правда, их определениям не всегда можно доверять безусловно и не всегда можно считать их твердо стоящими на почве древнего Моисеева закона, так как, несомненно, на них отражается влияние тех различных условий различных времен, мест и народов, при которых они составились в кодекс; тем не менее нельзя назвать основательным пренебрежительное, вполне недоверчивое отношение к ним, например, Михаэлиса*(43). Еврейская нация так привязана к древнему преданию, так упорно сохраняет до сих пор свою национальную особенность, что нет оснований думать, чтобы она когда-либо значительно уклонялась от древнего законодательства. Евреи до сих пор считают Талмуд верхом законодательной мудрости и предпочитают его всем новейшим, более усовершенствованным и развитым законодательствам, поэтому нет оснований предполагать, чтобы составители Талмуда в сравнительно древнее время иначе отнеслись к Моисееву законодательству. Они могли иначе толковать закон, могли не понимать его возвышенной цели и низводить на степень бездушного формализма (как это было с фарисеями), зато тем крепче могли сохранять отдельные частные постановления, носящие на себе печать древнего предания. А в этом-то отношении талмудическое право и может служить пособием к уяснению Моисеева права на почве предания. Не имея у себя под руками раввинских юридических сборников (Галахот, Мишна, Гемара и Талмуд), мы будем пользоваться их постановлениями из вторых рук, преимущественно из сочинений Пасторета (Moyse considere comme legislateur et moraliste, 1788) и Зальшюца (Mosaisches Recht, 1846).

Научная обработка Моисеева права началась главным образом с прошлого столетия. В 1788 году Моисей Мендельсон издал перевод Талмуда на немецком языке и тем пробудил интерес к изучению вообще еврейского права. В это же время появились один за другим два опыта ученой обработки еврейского права, принадлежащие Михаэлису и Пасторету. Труд Михаэлиса, явившийся в 1777 году под заглавием "Mosaisches Recht", представляет собой первый по времени опыт ученой, систематической обработки Моисеева права. Автор в своем труде свел в одно целое все свои прежние частные работы по различным отделам Моисеева права (написанные преимущественно на латинском языке) и дополнил их многими новыми исследованиями, составившими вместе два больших тома, разделенных на 6 частей и 307 параграфов. Труд отличается живым, бойким изложением, всесторонностью содержания и вообще, можно сказать, философским характером, носящим на себе следы влияния философско-юридической школы Монтескье. Что касается собственно ученой стороны труда, то, конечно, для настоящего времени он уже не имеет большого значения, тем более что автор редко или почти вовсе не указывает тех источников и пособий, которыми он руководился при своих работах, и повсюду на свои исследования кладет яркую печать личных соображений, которые, при тогдашнем слабом развитии восточной филологии и вообще недостаточной разработке археологических и исторических данных для предмета исследования, естественно, могли часто не совпадать с действительными данными исследуемого права. Пользуясь, часто с излишним доверием, для уяснения многих сторон Моисеева права данными сравнительного законоведения, автор с неосновательным пренебрежением относится к одному из важнейших пособий при изучении этого права, именно к раввинским юридическим сборникам, между тем как они часто могли бы удерживать порывы резонерствующей мысли автора в должных пределах. Иным характером отличается академический труд Пасторета, под заглавием: "Moyse, considere comme legislates et comme moraliste". Paris, 1788. P. 599. Этот труд составлен на основании исключительно древних источников и пособий, между которыми первое место занимают раввинские юридические сборники и исследования. В этом отношении он составляет противоположность труду Михаэлиса. Как тот, часто с неосновательным пренебрежением, относился к последним пособиям, так, напротив, Пасторет относится к ним часто с неосновательным доверием. Отсюда и самый труд его получает своеобразный характер. Моисеево право у него часто подавляется и затеняется раввинским правом, первое он, по-видимому, не отличает от последнего, постоянно смешивает одно с другим и тем не дает ясного представления собственно о Моисеевом праве. Зато он имеет большое значение для исследователя своей богатой цитологией, учеными примечаниями и часто приводимыми документами раввинского права. В нынешнем столетии появилось несколько трудов по предмету Моисеева права. Из них наиболее замечателен труд Зальшюца "Mosaisches Recht et Bemcksichtigung des spatern Judischen". Berlin, 1846. Отличаясь глубоко ученым характером, труд Зальшюца чужд недостатков и крайностей обоих указанных выше трудов. Постоянно держась на почве данных собственно Моисеева права, автор разъясняет их данными истории, сравнительного законоведения и главным образом данными талмудического права, которое у него, однако же, не смешивается с Моисеевым правом, как у Пасторета, а занимает подчиненное положение, служа средством к его уяснению, почему и место для этих данных отведено в богатых содержанием ученых примечаниях. Труд отличается полнотою, строгою систематичностью и глубиною мысли и взгляда. Правда, автор иногда, не удовлетворяясь принятыми объяснениями известных законов или выражений Моисеева права, в интересах истины и науки вдается в утонченные, часто остроумные, а часто и натянутые свои собственные объяснения, но этот недостаток не имеет важного значения и, во всяком случае, искупается многими важными достоинствами труда. Из других трудов по предмету Моисеева и вообще еврейского права мы назовем труды: Fassel'n. Das Mosaisch-rabbinische Civilrecht. Wien, 1852; Mayer'a. Die Rechte der Israeliten, Athener und Romer. 2 Bande. Leipzig, 1862-1864, где автор представил параллельно юридические институты гражданские и государственные у евреев, греков и римлян. Из исследований по частным отделам Моисеева права укажем на исследования Hullmann'a - Staatsverfassung der Israeliten, Мильцинера - Die Verhaltnisse der Sclaven bei den alten Hebraern. Kopenhagen, 1859 и др. Важным пособием при исследовании Моисеева права могут служить также различные библейско-археологические исследования, как-то: археологии Иосифа Флавия, de-Wette, Ewald, Keil, Horne и др. многие статьи в словарях Winer'a (Biblisches Realworberbuch, 1833), Herzog'a (Realencyclopadie), Smith'a (A Dictionary of the Bible, 1863) и др., и различные комментарии на библейские книги, как, например: Knobel - Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zum Alten Testament. Leipzig, 1857, и Keil и Delitzsch - Biblischer Commentar iiber die Bucher Mose's. Leipzig, 1866. Для уяснения общего библейского воззрения на тот или другой предмет права важное значение имеет сочинение Oehler'a - Theologie des Alten Testaments. Tubingen, 1873, а для сравнения текста - Waltonus - Biblia Polyglotta, - MDCLVII an. Частные цитаты будут сделаны в подстрочных примечаниях в соответственных местах. Теперь нам следовало бы указать еще отечественные труды по исследуемому предмету, но они весьма немногочисленны, и то частью переводны, частью компилятивны и, за весьма немногими исключениями, вовсе не имеют ученого достоинства. Собственно по предмету Моисеева права отечественная литература вовсе не имеет трудов, за исключением незначительных брошюр, вроде сочинения Лебедева "О нравственном достоинстве гражданских законов Моисея". Москва, 1858. Поэтому мы и не будем останавливаться на ней, а перейдем к рассмотрению отдельных законов, которые по своему предметному содержанию распадаются на несколько групп. Группы эти представляются в следующем порядке:

1) Законы о семейных отношениях.

2) Законы о социально-экономических отношениях и

3) Законы государственные.

Весьма важное значение в Моисеевом законодательстве имеют законы судебные, но изложение их, к сожалению, не могло войти в это исследование. В качестве же некоторой замены этого изложения и восполнения пробела мы предлагаем особый трактат, под заглавием: Суд над Иисусом Христом.

Трактат этот, рассматривая судебный процесс Иисуса Христа с юридической точки зрения, не только дает ясное представление о характере судопроизводства еврейского и римского и восполняет, таким образом, пробел нашего исследования, но и имеет свой собственный высокий интерес как по существу предмета, так и по методу исследования*(44).

 

Отдел первый. Законы о семейных отношениях

 

Семья представляет собою ту естественно сплоченную единицу, которая лежит в основе государства, составляет первичный зародыш общественно-государственной жизни и поэтому имеет определяющее значение для всего ее строя: от того или другого склада семьи зависит тот или другой характер самой государственной жизни, от нормального или ненормального состояния семейных отношений, от крепости или слабости семейных уз зависит нормальное или ненормальное состояние самого государства, крепость или слабость его организма. Ввиду такого важного значения семьи в государстве все законодатели заботились о том, чтобы насколько возможно лучше организовать семью и тем сделать ее источником процветания и крепости государства. Но семья образовывалась и отношения ее устанавливались еще прежде, чем мысль, освободившись от господства несознательно сложившихся отношений, могла критически отнестись к данным установлениям и дать им теоретически выработанное направление. Все законодатели со своими теоретически выработанными законами являлись не к сырому, несформированному материалу, а имели пред собой уже организованное целое, с окрепшими отношениями, управляемыми обычным правом. Задача законодателей сводится в таком случае на простое упорядочение существующих отношений, для сообщения им направления, соответствующего основной идее законодательства. То же самое имело место и по отношению к законодательству Моисея. Синайское законодательство, новое по своим началам и целям, своею, так сказать, предметною стороною, однако же, опиралось на древнее, имевшее за собою многовековую историю, обычное право, освященное жизнью великих родоначальников - патриархов еврейского народа. С этим обычным правом законодатель имел дело и в области семейных отношений, принимая их как готовые данные, нуждавшиеся лишь в более строгом, юридически определенном упорядочении и приведении в соответствие с основными началами нового законодательства. Отсюда при исследовании законов Моисея о семейных отношениях необходимо иметь в виду и господствовавшее до него обычное право, выразившееся в предшествовавшей истории. Но так как и само обычное право имеет в своей основе общее воззрение на сущность семейных отношений, то для уяснения сущности как обычного права, так и собственно Моисеева законодательства в области семейных отношений необходимо иметь в виду основное библейское воззрение на сущность этих отношений.

Семейные отношения предполагают, прежде всего, брак, и потому лучше всего начать бы исследование о них с этого акта. Но для исследователя здесь представляется круг, так как сам брак предполагает личности, жившие до заключения брака, имевшие свои права и обязанности, влиявшие на самое заключение брака. Поэтому одни исследователи, как, напр., Зальшюц, Элер*(45) и др., начинают рассмотрение Моисеевых законов о семейных отношениях с брака, другие, напротив - с рассмотрения юридического положения детей, как, напр., Михаэлис, Пасторет, Эвальд*(46) и др. Мы, со своей стороны, предпочитаем принять метод последних, так как это дает возможность к более цельному изложению юридических прав личностей по семейному праву, - в их добрачном, брачном и после брачном состоянии.

 

I

 

Юридическое положение человека в детском его состоянии определяется большею или меньшею зависимостью его от родителей. Эта зависимость, обусловливается как самым происхождением детей, так и разностью их физического и умственного развития в сравнении с родителями, во всех отношениях заставляющей их прибегать к защите и покровительству последних, у различных народов была различна, то больше, то меньше, смотря по тому или другому воззрению на человека как личность. Где личность человека ценилась лишь как государственная единица, как, напр., у греков и римлян, там зависимость детей от родителей была полная, родители имели право на жизнь и смерть детей. Напротив, где личность человека ценилась сама по себе, по своему нравственному достоинству, там зависимость эта была слабее, ограничивалась лишь необходимыми отношениями воспитания. Зависимость такого рода имела место в семейных отношениях по Моисееву праву.

Законодатель нигде с точностью не определяет юридического положения детей, оставляя в силе древнее обычное право. А это обычное право, образовавшееся под влиянием общего библейского воззрения на жизнь человека и выразившееся в истории патриархов, свидетельствует о том, что юридическое положение детей в доме родителей было положением свободных личностей, зависимость которых от родителей ограничивалась только необходимыми условиями руководства и покровительства. В этих отношениях нет ничего похожего на древнегреческое право родителей на жизнь и смерть детей. Факт в Быт. XVIII, 24, где отец семейства, по-видимому, самовластно и неограниченно распоряжается казнить свою невесту, объясняется особенностями патриархальной жизни, в которой еще не выделились отдельные части общественной жизни, не было еще особенной судебной власти, а она сосредоточивалась в лице главы семейства. Впоследствии Моисеевым законодательством такая власть была отнята от главы семейства и передана специальной судебной власти, так что родители по закону Втор. XXI, 18 непослушного сына не могли сами наказывать смертью, а должны были привести его к старейшинам города. Произвол родительской власти был ограничен даже и в менее важных случаях семейной жизни, как, напр., в случаях определения наследства, так что отец, "при разделе сыновьям своим имения своего, не может по своему произволу сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой", а первенцем должен вопреки своему желанию признать сына нелюбимой (ст. 15-17). По отношению к дочерям родительская власть шире, так что отец мог даже продавать их в рабство, как это видно из закона Исх. XXI, 7-11 ст.: "Если кто продаст дочь свою в рабыни" и т.д., хотя участь проданной таким образом девицы закон облегчал тем, что она в доме своего господина становилась не в положение рабы, а в положение невесты и жены господина или его сына. Этот закон, выдающийся в ряду других законов, нуждается в более подробном рассмотрении, так как он представляет собою последнюю степень, до которой простирается родительская власть. Сущность его заключается в следующем. Отец мог продать свою дочь в рабыни (ст. 7), но единственно ввиду того, что господин или его сын женятся на ней (ст. 8), так как неисполнение этого условия по закону дает право девице на выпуск или освобождение (за пренебрежение после женитьбы). Законодатель, очевидно, уступая укоренившемуся обычному праву, не отнимает у отца права на продажу дочери, но в то же время всеми мерами старается ослабить тяжелые следствия этого закона и ограничить самое право. Так, из положения, что эта продажа-купля имеет в виду замужество купленной и что проданная девица получает свободу в случае пренебрежения или обмана ее*(47), вытекают два естественных следствия: первое, что дочь нельзя было продать два раза; второе, что ее нельзя было продать таким людям, брак с которыми воспрещен законом. Кроме того, толкователи закона - талмудисты, основываясь на идее закона, налагают на эту куплю-продажу все ограничения, какие только могло придумать человеколюбие. Мишна, обе Гемары, Маймонид, Микотци и другие исследователи единогласно утверждают, что только крайняя бедность извиняла такое забвение природного чувства родительской любви. Отец, вынужденный к такому поступку безвыходною бедностью, обязывался своею любовью, справедливостью и честью семейства отдать на выкуп проданной первое достояние, какое ему только удастся приобрести при помощи полученной за продажу дочери суммы*(48). Но самая продажа, право на которую не отнято было у отца, ограничивалась в собственном смысле детством дочери, когда она имела менее двенадцати лет, т.е. в таком возрасте, когда она при неполном развитии самосознания не могла особенно тяжело чувствовать акт продажи и легко могла привыкнуть и сродниться с новым домом*(49). После двенадцати лет дочь считалась юридически совершеннолетнею, освобождалась от родительской власти и поступала под общее ведение закона. Для мальчика юридическое совершеннолетие узаконено было тоже в двенадцать - тринадцать лет. Этот срок совершеннолетия в законе Моисеевом не определен, он назначается талмудистами; однако есть некоторые косвенные указания, могущие служить подтверждением этого определения: так Самуил, по свидетельству Иосифа Флавия*(50), двенадцати лет был призван к пророчеству, Иисус Христос двенадцати лет в храме заявил умственную зрелость. На Востоке совершеннолетие и до сих пор определяется в эти лета.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!