Отдел первый. Законы о семейных отношениях 1 страница
Законодательство Моисея. С приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым
Лопухин А.П. Законодательство Моисея. С приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова) - "Зерцало", 2005 г. – 212 с.
Очередной том серии "Русское юридическое наследие" включает в себя историко-правовые работы профессора А.П. Лопухина (1852-1904 гг.). Эти интересные по своему содержанию и до сих пор сохраняющие свое научное значение труды были опубликованы в 1882 и 1904 гг. и с тех пор никогда не переиздавались.
Будучи богословом, специалистом по библейской истории, А.П. Лопухин смотрел на Моисеево законодательство и законы вавилонского царя Хаммурапи прежде всего с точки зрения истории Библии. Что же касается трактата "Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения", то, как показывает само его название, А.П. Лопухин стремился решить в нем, главным образом, именно юридические проблемы. Объясняя свое обращение к данной теме, он писал: "С судебной точки зрения судопроизводство над Иисусом Христом является необыкновенным, может быть, даже единственным в своем роде фактом. История сохранила много судебных трагедий. Уголовные процессы, вроде процессов Сократа, Карла, короля английского и Марии Стюарт, всегда с чарующею силой привлекали к себе внимание людей. Но суд над Христом произвел большее впечатление на мир, чем все они вместе. Помимо своего всемирно-исторического значения он имеет еще чисто юридический интерес, которым не обладает ни один из упомянутых процессов... Исследование такого дела ... становится самою интересною задачей, какую только может представить история юриспруденции".
|
|
К теме суда над Иисусом Христом постоянно обращались и продолжают до сих пор обращаться богословы, историки, писатели, юристы и просто любознательные люди. При этом высказываются самые различные точки зрения, даются самые различные объяснения данному историческому событию. А.П. Лопухин предпринял попытку взглянуть на суд над Иисусом Христом с точки зрения норм действовавшего в ту эпоху римского и еврейского права.
Содержание
Александр Павлович Лопухин (1852-1904) Биографический очерк................................. 4
* * *....................................................................................................................................................... 6
|
|
Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея.............................................................................................. 8
Введение........................................................................................................................................... 8
Отдел первый. Законы о семейных отношениях................................................................. 21
I.......................................................................................................................................................... 22
II......................................................................................................................................................... 28
III........................................................................................................................................................ 32
IV....................................................................................................................................................... 38
V........................................................................................................................................................ 41
VI....................................................................................................................................................... 44
VII...................................................................................................................................................... 48
VIII..................................................................................................................................................... 50
IX....................................................................................................................................................... 55
Отдел второй. Законы социально-экономические............................................................... 56
|
|
Земля и собственность............................................................................................................... 56
I.......................................................................................................................................................... 56
II......................................................................................................................................................... 60
III........................................................................................................................................................ 65
IV....................................................................................................................................................... 69
Законы о наследстве................................................................................................................... 74
V........................................................................................................................................................ 74
Законы о долгах............................................................................................................................ 77
VI....................................................................................................................................................... 77
Законы о рабстве.......................................................................................................................... 86
VII...................................................................................................................................................... 86
VIII..................................................................................................................................................... 94
IX....................................................................................................................................................... 99
X...................................................................................................................................................... 105
|
|
Отдел третий. Законы государственные.............................................................................. 107
Государство и общество........................................................................................................... 107
I........................................................................................................................................................ 108
II....................................................................................................................................................... 110
III...................................................................................................................................................... 114
IV..................................................................................................................................................... 116
Государственное управление................................................................................................. 118
V...................................................................................................................................................... 118
VI..................................................................................................................................................... 121
VII.................................................................................................................................................... 124
VIII................................................................................................................................................... 126
Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения........... 129
Вступление................................................................................................................................... 129
I. Еврейское судопроизводство.............................................................................................. 130
II. Римское судопроизводство................................................................................................. 141
Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым.......................................................................................... 157
Кодекс вавилонского "царя правды" Аммураби................................................................. 162
Александр Павлович Лопухин
(1852-1904)
Биографический очерк
Александр Павлович Лопухин родился 1 октября 1852 года в семье священника села Митякино Саратовской губернии. Первоначальное образование он получил в духовном училище, затем окончил духовную семинарию. В 1874 году Александр Лопухин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В первые три года обучения в академии он изучал полный курс общеобязательных и специальных наук по церковно-историческому отделению, а в четвертый, последний год учебы слушал особые "практическо-специальные лекции" по основному богословию и латинскому языку.
Из среды воспитанников духовной академии Александр Лопухин выделялся своей работоспособностью и талантом. Все свободное время он проводил в изучении древних и современных иностранных языков, в чтении научных книг и писании статей. За годы обучения в Санкт-Петербургской духовной академии им было написано и опубликовано в академическом журнале "Церковный вестник" более ста научно-публицистических и литературно-критических статей*(1). Наибольший интерес вызывали у воспитанника академии Лопухина темы, связанные с Пятикнижием Моисея и Пророческими книгами Ветхого Завета. Первая его научная статья, опубликованная в "Церковном вестнике", называлась "О Ветхозаветных пророках". Свое кандидатское сочинение, написанное в 1876 году, он назвал "О гражданском законодательстве Моисея". Руководство церковно-исторического отделения Санкт-Петербургской академии высоко оценило эту работу молодого историка, представив ее к денежной награде. Позднее Лопухин напишет на основе своей кандидатской диссертации книгу "Законодательство Моисея", которая будет напечатана в 1882 году*(2).
По окончании в 1878 году четырехлетнего курса обучения в Санкт-Петербургской духовной академии А.П. Лопухин был оставлен при церковно-историческом отделении для подготовки к магистерской степени.
7 июня 1879 года его как человека, превосходно владевшего английским языком, назначили на место псаломщика при православной русской посольской церкви в Нью-Йорке на трехлетний срок*(3). Свое пребывание в США А.П. Лопухин посвятил изучению светской и религиозной жизни североамериканского общества. Он регулярно публиковал материалы на эту тему в российских журналах "Церковный вестник", "Православное обозрение", "Странник", "Берег" и др. Целый ряд статей был им опубликован и в периодическом издании Русской православной церкви в Нью-Йорке "TIF Oriental Church Magazine (Журнал восточной церкви)".
Свою магистерскую диссертацию А.П. Лопухин посвятил состоянию римско-католической церковной организации в США. В 1881 году эта работа была успешно защищена им в Санкт-Петербургской духовной академии. 5 октября того же года Санкт-Петербургский митрополит Исидор утвердил А.П. Лопухина в степени магистра богословия. В 1881 году текст магистерской диссертации Лопухина вышел в свет в виде отдельной книги*(4). Тогда же были опубликованы и две другие его книги, написанные во время пребывания в США и посвященные религиозной жизни американского общества: "Религии в Америке" и "Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в Соединенных штатах Америки"*(5). Кроме того, в 1882 году А.П. Лопухин напечатал книгу "Библия и научные открытия на памятниках древнего Египта".
После того, как в июне 1882 года истек трехлетний срок службы А.П. Лопухина при Русской православной церкви в Нью-Йорке, руководство Санкт-Петербургской духовной академии постаралось закрепить его в штате данного учебного заведения. Свободной кафедры здесь в то время не оказалось, и Александру Павловичу было предложено занять должность секретаря Совета и Правления академии. 30 октября 1882 года он был утвержден митрополитом Сидором в указанной должности. Спустя год в связи с уходом в отставку профессора И.Т. Осинина в Санкт-Петербургской духовной академии освободилась кафедра сравнительного богословия. 31 октября 1883 года А.П. Лопухин был избран Советом академии на должность доцента по названной кафедре, 2 ноября митрополит Исидор утвердил его в этой должности.
20 апреля 1884 года император Александр III ввел в действие новый академический устав, по которому в духовных академиях не предусматривалось кафедры сравнительного богословия. В связи с этим 15 августа того же года А.П. Лопухин был выведен за штат. При этом Совет Санкт-Петербургской духовной академии постановил, что будет иметь его в виду "на занятие кафедры гражданской истории".
В статусе внештатного преподавателя Александр Павлович пребывал ровно год. Решением Совета академии, принятым 20 августа 1885 года и утвержденным митрополитом Санкт-Петербургским 22 августа, он был избран на должность доцента академии по кафедре древней гражданской истории с 15 августа 1885 года*(6).
Одновременно с курсом древней гражданской истории А.П. Лопухин читал студентам академии лекции по философии истории*(7).
Преподавательскую деятельность в духовной академии А.П. Лопухин совмещал с работой в качестве редактора православных периодических изданий. С 1892 года он редактировал журнал "Христианское чтение", с 1893 года стал редактировать еще и "Церковный вестник". В конце 1902 года Лопухину было предложено взять на себя редактирование журнала "Странник". Приняв его, Александр Павлович отказался от редактирования "Христианского чтения" и "Церковного вестника".
А.П. Лопухин внимательно следил за развитием богословской науки на Западе и старался познакомить русское образованное общество с наиболее интересными новыми произведениями западных теологов. Целый ряд таких произведений, отвечавших потребностям русской церковной жизни, Александр Павлович сам перевел на русский язык для издания в России. При этом он изъял из их содержания то, что казалось ему сомнительным как с точки зрения исторической науки, так и с позиций православной идеологии.
В 1885 году в Санкт-Петербурге была издана книга английского богослова, капеллана королевы Виктории Ф.У. Фаррара (1831-1903) "Жизнь Иисуса Христа", в 1887 году вышло в свет его произведение "Жизнь и труды апостола Павла", в 1897 году - книга "Власть тьмы в царстве света". Все названные книги Ф.У. Фаррара были переведены на русский язык А.П. Лопухиным.
В 1890 году Александр Павлович опубликовал свой перевод книги "Христианская этика" датского теолога Ганса Лассена Мартенсена (Hans Lassen Martensen, 1808-1884)*(8). В 1892 году вышел в свет его перевод книги ординарного профессора Лейпцигского университета X.Э. Лютардта "Апология христианства".
20 ноября 1889 года А.П. Лопухин был избран Советом Санкт-Петербургской академии на должность экстраординарного профессора кафедры древней гражданской истории*(9). В 1903/1904 учебном году ему было вменено в обязанность чтение лекций и по новой гражданской истории вместо вышедшего в отставку профессора Н.А. Скабалановича.
К сожалению, этот год был последним в жизни А.П. Лопухина. 22 августа 1904 года Александр Павлович скончался. Похоронен он был на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
* * *
Двадцать лет преподавательской деятельности А.П. Лопухина в духовной академии были для него одновременно временем интенсивного научного и литературного творчества. По словам П. Потехина, он проявил на этом поприще "редкую не только в русской, а даже и в иностранной литературе производительность. О нем, как об Оригене*(10), по справедливости можно повторить слова блаженного Иеронима, что за свою жизнь он мог столько написать, сколько иной за свою жизнь не может прочитать"*(11).
Своим трудолюбием и работоспособностью Александр Павлович удивлял всех, кто его знал. В последний год своей жизни он тяжело болел, но не прекращал своих трудов. Общавшийся с Лопухиным в это время профессор-богослов А.А. Бронзов (1858-1919) вспоминал о нем в своей статье-некрологе, написанной 24 августа 1904 года: "Человек явно умирал, но думал не о смерти, не о покое, а о новых и новых трудах! Трудился почти в гробу, трудился "тяжко болящий и немощной" (так он подписался под последним своим ко мне письмом). Много ли таких людей?! Да, он был пример, достойный подражания для всех и каждого"*(12).
Собранные вместе сочинения А.П. Лопухина составили бы десятки объемистых томов. Большая часть их посвящена двум темам: религиозной жизни западного общества и библейской истории.
А.П. Лопухин с огромным любопытством наблюдал и изучал религиозные верования населения США. Он полагал, что по отношению к религии американский народ весьма резко отличается от народов Западной Европы. По его словам, "это совершенно молодой народ, который кипит полнотой своей юной духовной жизни. У него еще нет того разлада между разными силами духа, которым страдает одряхлевшая Европа - нет противоречия между разумом и верой... Америка по своему культурному характеру есть страна положительного знания. Несмотря на это, наука там живет в гармоническом единении с религиозной верой... Вся жизнь американского народа проникнута религиозным духом, и на всех проявлениях государственной и общественной жизни лежит сильный отпечаток религиозного влияния"*(13).
Положительной стороной религиозной жизни североамериканского общества А.П. Лопухин считал отделение церкви от государства. Это отделение, отмечал он, "означает только то, что государство, встретившись с разнообразием вероисповедных форм, не отождествилось ни с одной из них в отдельности, чем нарушено было бы естественное чувство справедливости и равенства в отношении всех остальных, но этим самым отнюдь не отделилось от религии как общего религиозно-нравственного начала"*(14).
Главные проблемы церковной и религиозной жизни США Лопухин усматривал в слишком большой распространенности протестантизма, который, как он был убежден, "не дает достаточного обеспечения религиозной совести"*(15).
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!