VII.7. К АРМА Й ОГА ЛУЧШЕ , ЧЕМ ОТРЕЧЕНИЕ



Арджуна сказал Богу Кришне: .О Кришна, Ты восхваляешь отречение от действия, а также Йогу (действия,

или Нишкамья Карма Йогу). Из этих двух что является лучшим? Ответь мне убедительно..

Бог сказал: .Отречение и Йога действия . оба эти способа ведут к высшему блаженству; из этих двух Йога

действия поистине лучше, чем отречение от действия. Нитья Санньясин, или пожизненный аскет, . это тот, кто

не ненавидит, не обладает желаниями, тот, кто свободен от пар противоположностей. Лишь дети, а не мудрецы,

говорят о Санкхйе (Джнана Йоге) и Йоге (Карма Йоге) как о разных вещах; тот, кто должным образом устано-

вился в одной из них, обретает плоды обеих. То местопребывание, которое достигается людьми, практикующи-

ми Санкхью, достигается также Йогами..

.Тот видит, кто видит, что Санкхья и Йога являются одним и тем же. Но без Йоги, о могущественный, отре-

чения трудно достичь; Муни, сгармонизированный Йогой, быстро следует к Вечному. Тот, кто сгармонизирован

с помощью Йоги, очистил себя, управляет собой, с покорёнными чувствами, чьё я является я всех существ, хотя

и действуя, он не подвержен действиям. Тот, кто действует, поместив все действия в Вечном, отбрасывая все

виды привязанности, не подвержен греху, подобно тому, как вода не прилипает к листу лотоса. Йоги, отбросив

все привязанности, совершают действия телом, умом, рассудком и даже чувствами только для очищения я..

.Гармоничный человек, отбросивший плоды действия, достигает вечного мира; негармоничный, побуждае-

мый желанием, привязанный к плодам, является связанным. Мысленно устранив все действия, наивысший оби-

татель тела безмятежно покоится в городе с девятью вратами, не действуя, не побуждаясь к действию. Бог мира

не создаёт идеи причастности или действий или союза с действием и с его плодами; однако, природа проявляет

себя. Господь не принимает ни злодеяния, ни добрые действия от кого бы то ни было. Мудрость окутана неве-

жеством; из-за этого смертные обмануты.. (гл.5, Шлоки 1-16).

Арджуна сказал Богу Кришне: .Я желал бы знать особо о сущности отречения, о Хришикеща, и об оставле-

нии, о Кещинищудана..

Благословенный Господь сказал: .Мудрецам известно отречение как отречение от работы с желанием; муд-

рецы называют оставлением оставление плодов всех действий. ’Действие должно быть оставлено как зло’, - за-

ключают некоторые думающие люди. ’Действия в виде жертвоприношения, даров и аскетизма не должны быть

оставлены’, - говорят другие. Послушай Мои заключения об оставлении, о лучший из Бхарат, поскольку остав-

ление, о тигр среди людей, было объяснено как состоящее из трёх частей. Действие жертвоприношения, дарение

и аскетизм не должны быть покинуты, а должны совершаться; жертвоприношение, дарение и аскетизм являются

очистителями умного человека. Но даже эти действия должны совершаться, отбросив привязанность и плоды, о

Партха; это Моё определённое и лучшее мнение. Поистине, отречение от действий, которое предписано, не со-

ответствует отбрасыванию в результате заблуждения, которое является темнотой. Тот, кто отказывается от дей-

ствия из-за страха физического страдания, говоря, что это болезненно, таким образом, совершает страстное ос-

тавление, а не обретает плод оставления. Тот, кто совершает предписанные действия, говорит: ’Это следует вы-

полнять’, о Арджуна, отбрасывая привязанность, а также её плоды, такое отбрасывание считается чистым. Бро-

сающий человек пропитывается чистотой, сознательностью, с отброшенными сомнениями, не ненавидящий ни

неприятные действия, не привязанный к приятным. Действительно, не могут быть воплощёнными существа,

полностью отбросившие действие; поистине, тот, кто отбросил плоды действия, является человеком оставив-

шим. Добро, зло и их смешение тройственны и являются плодом действия для не отбросившего их человека; но

не существует ничего для того, кто отбросил.. (гл.18, Шлоки 1-12).

 

Шри Свами Шивананда. ПРАКТИКА КАРМА ЙОГИ

 

 

Г ЛАВА VIII.

В ДОХНОВЛЯЮЩИЕ ИСТОРИИ

VIII. 1 . Т ИРУВАЛЛУВАР

В Милапуре, в Мадрасе около двух тысяч лет назад жил врождённый Сиддха и врождённый поэт по имени

Валлувар или, как он более широко известен, Тируваллувар. Его считали Аватарой Брахмы. Он женился на Ва-

суки и вёл жизнь домохозяина, чтобы показать людям способ ведения божественной жизни, жизни чистоты и

святости, обитая в миру. Все его мудрые высказывания и учения теперь собраны в книге и известны как Тиру-

куррал. Эти высказывания и учения состоят из двустиший. Вот некоторые из них:

Подобно тому, как в алфавите буква ’А’ стоит в начале всех букв, точно так же Бог является началом для этой

вселенной.

Полностью выучите Шастры, а затем действуйте согласно их предписаниям.

Цветок Аничха повянет, если его понюхать, но гости ещё более чувствительны, если хозяин воротит свой нос

или делает гримасу хотя бы немного.

Смерть подобна сну в могиле, рождение подобно пробуждению утром.

Этих куплетов 1330. Они содержат сущность Вед, Упанишад и шести Даршан. Тирукуррал считается универ-

сальной Библией. Он подобен Гите, Корану и Зенд Авесте.

Некоторые ученики приходили к Тируваллувару и интересовались: .О мудрец! Который из Ашрамов жизни

лучше . Грахастха или Санньяса?. Мудрец не давал им какого-либо ответа. Он просто сохранял молчание. Он

хотел их научить славе Грахастха Ащрама на собственном примере. Его жена была идеальной, целомудренной и

преданной женщиной, которая никогда не смела ослушаться его приказов и безоговорочно выполняла их. Одна-

жды Тируваллувар утром ел холодный рис. Он сказал своей жене: .О Васуки, рис очень горячий, принеси опа-

хало, чтобы охладить его.. В это время, когда он позвал её, она вытаскивала воду из колодца. Она сразу отпус-

тила верёвку и бросилась к нему с опахалом, чтобы охладить рис. Она не спросила своего мужа: .Как холодный

рис может быть горячим? И почему тогда ты хочешь овеять его опахалом?. Она просто повиновалась его ко-

мандам. Сосуд, который был заполнен водой, повис в колодце на полпути. Это было честное выполнение её Па-

тиврата Дхарма Шакти (обета). Ученики отметили этот странный феномен и благородное поведение Васуки и

были в изумлении.

В другом случае Валлувар позвал свою жену в час дня и сказал: .Немедленно принеси мне лампу, о Васуки.

Я шью. Я не могу видеть иголки. Я не могу продеть нитку в иголку.. Она не сказала: .На дворе светлый день.

Зачем тебе нужна лампа? Ты можешь хорошо видеть иголку.. Но она безоговорочно повиновалась его словам.

Ученики были вдохновлены идеальной жизнью Тируваллувара и восторженным поведением его жены. Они не

сказали мудрецу ни слова и тихо оставили это место с чувством глубокого удовлетворения. Они были под боль-

шим впечатлением от очень практичной и образцовой жизни, которую вели мудрец и его жена. Они получили

урок, каковой должна быть жизнь идеального домохозяина, и что эта жизнь нисколько не ниже жизни идеально-

го Санньясина, вступившего на путь Нивритти и аскетизма в пещерах Гималаев, и что каждый из этих путей

является великим на своём месте.

Дорогой читатель! В наши дни современной цивилизации и научного прогресса можете ли вы найти хотя бы

одну преданную жену, подобную Васуки? Если в наше время мужья ведут себя подобно Тируваллувару, жёны

говорят: .Мой муж стал бесчувственным. У него притупились чувства. Он хочет, чтобы ему обмахивали рис,

когда рис холодный! Он просит свет, когда кругом яркий свет.. Жёны будут упрекать своих мужей и бороться с

ними. Они будут искать развода.

Дом, где жена служит мужу с искренней преданностью и соблюдает Пативрата Дхарму (обет), является раем

на земле. Дом, где жена борется с мужем и не слушается его приказов, является настоящим адом на земле. Жен-

щинам, которые практикуют Пативрата Дхарму, нет необходимости посещать храмы. Им нет необходимости

практиковать какую-то Врату (обет) или приносить покаяния. Служение мужу становится поклонением. Они

могут реализовать Бога через служение своим мужьям. Мужья также должны быть идеальными персонами с

благородными качествами. Мужья являются Гуру для своих жён. Жёнам не требуется получение инициации от

какого-либо Ачарьи. Слава таким подобным восторженным женщинам, которые практикуют Пативрата Дхарму!

 

VIII.2. И СТОРИЯ Б АНИИ

Однажды Бания обратился к Садху за инициацией. Садху сказал: .Я инициирую тебя, когда мы встретимся в

следующий раз.. Бания на протяжении нескольких дней вновь и вновь приставал к Садху с просьбой о быстрой

инициации. Садху наотрез отказался. Он пришёл к Банийи через пару лет. Он положил в свой Бхикша-кувшин

немного грязи, волос, мочи и экскрементов и обратился к Банийи за милостыней. Бания принёс для Садху пре-

красные сладости, Кхир, Халву и так далее. Он приготовил изысканные блюда, поскольку он думал, что сейчас

будет инициирован Садху. Садху сказал Банийи: .Положи всё это в мой кувшин..

Бания сказал: .Как я могу положить всё это, Свамиджи, в этот грязный кувшин? Будьте добры, очистите, по-

жалуйста, кувшин и принесите его мне, и я положу в него всё, что приготовил..

Садху ответил: .Подобно тому, как в этом случае с кувшином, как я могу поместить чистого Господа в твоё

сердце, когда оно заполнено различной грязью, подобной похоти, гневу, гордости, жадности и так далее? Как я

могу сейчас инициировать тебя, когда твой ум очень грязный, подобно этому кувшину?.

Бания был раздосадован и со стыдом ушёл прочь. Через некоторое время, очистив себя с помощью милосер-

дия и самоотверженного служения, он был инициирован тем же самым Садху. Основание (ум) вначале должно

быть подготовлено. Почему вы беспокоитесь об Упадеше? Очищайте себя, обретите необходимые моральные

качества, Брахмачарью и так далее. Инициация придёт сама по себе.

VIII.3. Р АДЖА Г ОПИЧАНД

Минавати, мать Раджи Гопичанда, дала своему сыну четыре совета:

1. Ешь нектароподобную пищу.

2. Спи на постели, устланной цветами (Пушпа Шаяна).

3. Живи за железной крепостью.

4. Наслаждайся самой прекрасной женщиной (Парам Сундари).

Адхьятмическое значение или эзотерическое значение этих советов следующее:

1. Ешь свою пищу, когда ты действительно голоден. Она будет хорошо перевариваться. Она будет вкусной, по-

добной нектару. Голод является лучшей приправой.

2. Ложись спать, когда тебя действительно клонит ко сну. У тебя будет крепкий сон, даже если ты будешь спать

на кровати из камней.

3. Живи в обществе бесстрастных Йогов, Санньясинов и Махатм. Это железная крепость. Никакие соблазны не

привлекут тебя.

4. Медитируй и развивай Брахмакара-Вритти и наслаждайся с Брахмой. Это наслаждение самой прекрасной

женщиной.

 

VIII.4. И СТОРИЯ П АНДИТА

Однажды учёный Кхат-Шастри, Брахмин Пандит, и Чандала переплывали через реку Рави на лодке в Лахоре.

Из-за сильного проыва ветра лодка перевернулась. Оба . и Пандит, и низкорождённый . стали тонуть. Они за-

хлёбывались, вновь и вновь глотая воду. Высокомерный и дерзкий Пандит обратился к Чандале: .Не пей ту же

самую воду с верхней части поверхности реки, которую я пью. Ты загрязняешь меня, о Чандала! Пей лишь воду

из более глубоких слоёв реки.. Посмотрите только на ограниченность учёного Пандита! Чандала находится поч-

ти при смерти. Его жизнь трепещет в шатком равновесии, и тем не менее Пандит видит так много различий и

придерживается идеи превосходства Брахмина! Вы думаете, Брахмин Пандит почувствует своё единство со все-

ми даже после миллионов рождений? Какая действительная польза от его Кхат-Шастры, учения и знания? Какой

стыд в этих несчастных, скверных Брахминах Пандитах, которые обладают ограниченным умом и душой! Слава

великодушным Пандитам!

VIII.5. В ЕСЁЛЫЙ МУРАВЕЙ

Однажды муравей, который жил на горе из сахара, встретил другого муравья, жившего на горе из соли, и

спросил: .Привет, мой дорогой друг! Как дела?. Тот ответил: .Не такие весёлые, как у тебя. У меня во рту все-

гда солёный вкус. Я живу на горе из соли.. Весёлый муравей сказал: .Пойдём в моё жилище. Я сделаю тебя ве-

сёлым. Я живу на огромной горе из сахара. Я сделаю так, что у тебя всегда будет сладость на языке.. Несчаст-

ный муравей последовал за весёлым муравьём на гору сахара и жил здесь в течение недели. Весёлый муравей

спросил своего друга: .Ну как дела теперь, мой любезный товарищ?. Тот ответил: .Всё как прежде, мой добрый

друг.. - .Прополощи хорошо свой рот этим сахарным раствором. Хорошо потри язык этим сахарным мылом.

Твой язык нужно хорошо почистить. Ты жил несколько лет на горе из соли.. Тот последовал инструкциям весё-

лого муравья. На девятый день он почувствовал сладость во рту. И он также стал очень весёлым.

Некоторые ученики содержат в себе определённые скрытые тонкие желания, жадность, Моху и гордость. Эти

Доши (загрязнения) прилипли к их умам, как старая соль прилипла к языку несчастного муравья. Они жалуются,

подобно муравью с солёной горы: .У нас нет духовного прогресса. У нас нет Самореализации. У нас нет реали-

зации Я. Мы не наслаждаемся духовным блаженством..

Потрите свой ум и сердце мылом Джапы и самоотверженного служения. Уничтожьте все желания и загряз-

нённости ума. Вы будете наслаждаться высшим блаженством Параматмы.

Шри Свами Шивананда. ПРАКТИКА КАРМА ЙОГИ

VIII.6. Р АДЖА Д ЖАНАК

Однажды Брахмин совершил серьёзное преступление. Раджа Джанак сразу приказал Брахмину покинуть

свои владения. Брахмин сказал: .О Раджан, будь любезен, скажи мне о протяжённости своего владения. Тогда я

покину его и поселюсь во владения другого Раджана.. Джанак ничего не сказал в ответ. Он горько заплакал. Он

серьёзно задумался. Затем внезапно он потерял сознание. Через 15 минут он пришёл в себя. Затем он сказал: .Я

унаследовал поместье от своего отца. Оно находится под моим контролем, но исключительно мне ничто не при-

надлежит. Я не могу найти где бы то ни было исключительно своего владения, даже в Митхиле и в моём собст-

венном потомстве. Сейчас подлинная мудрость взошла во мне. Я теперь нахожусь под впечатлением того, что

или у меня нет владения вообще, или всё является моим владением. Или это тело не моё, или весь мир мой, а

также то, что чужое . тоже. О лучший из дваждырождённых! Это моё твёрдое убеждение. Оставайся в моём

владении столько, сколько пожелаешь, и наслаждайся..

Брахмин спросил: .О король! Что заставило тебя считать это королевство как не твоё или всё как твоё? Как

ты отрёкся от чувства ’моего’ в этом королевстве своих предков, которым ты правишь?. Джанак ответил: .Всё

бренно на физическом плане. Жизнь мимолётна. Всё проходит. Я ни на что не могу положить палец, что бы я

мог назвать своим. Я вспомнил Ведический текст: ’Это была чья-то собственность.’ Я рассуждал подобным обра-

зом и отказался от идеи ’собственности’. Теперь внимательно послушай, как я понимаю то, что всё является мо-

им владением. У меня нет желания объектов, которые издают приятный запах: поэтому я победил землю. У меня

нет желания вкусных вещей, прекрасных форм, мягких подушек или кроватей, или музыки: следовательно, я

победил воду, огонь, воздух и эфир. Я не желаю чего-либо для ума, следовательно, он находится под моим со-

вершенным контролем. Я совершаю действия для Девов, предков, для всех существ и для тех, кто пришёл к мо-

ей двери..

Тогда Брахмин улыбнулся и сказал: .О король! Я являюсь замаскированным Дхармой. Я пришёл научиться

чему-то у тебя. Ты . единственная личность, которая вращает это колесо. Имя этой личности . Брахман, речи

которого разумны, который никогда не повернёт назад и который придерживается своего курса к качествам доб-

роты как своим окружениям.. (Анугита, гл.17).

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!