VII.4. Д ЕЙСТВИЕ И БЕЗДЕЙСТВИЕ



Бог Кришна говорит: .Что является действием и что является бездействием? Даже мудрый сбит здесь с тол-

ку. Я буду утверждать тебе действие, зная которое, ты станешь свободным от зла. Это необходимо для различе-

ния незаконного действия и для различения бездействия . путь действия таинственен. Тот, кто видит бездейст-

вие в действии и действие в бездействии, является мудрецом среди людей, он гармоничен, даже когда совершает

всякое действие.. (Гита, гл.3, Шлоки 16, 17).

Люди обычно думают, что действие означает движение тела, а бездействие означает отсутствие такового или

спокойное сидение. Шри Шанкара пишет: .Тот, кто видит бездействие в действии, то есть тот, кто обладает пра-

вильным знанием о том, что действие, которое обычно понимается всеми, что оно относится к Я, в действитель-

ности оно не принадлежит Я, подобно тому, как движение в действительности не принадлежит деревьям (распо-

ложенным на берегу реки), которые кажутся (человеку, находящемуся на борту парохода) движущимися в про-

тивоположном направлении, и который видит действие в бездействии, то есть тот, кто знает, что даже бездейст-

вие является действием, поскольку бездействие . это лишь прекращение телесной и умственной деятельности и,

подобно действию, оно ложно приписывается Я и вызывает чувство эгоизма, как выражено в словах ’спокойный

и ничего не делающий, я сижу счастливо’ . тот, кто может реализовать природу действия и бездействия, как это

было сейчас объяснено, является мудрецом среди людей. Он является благоговейным Йогом, он . вершитель

действий, он свободен от вреда и достиг всего..

Бог Кришна говорит: .Отбросив привязанность к плодам действия, всегда довольный, нигде не ищущий убе-

жища, он ничего не делает, хотя совершает действия. Ни на что не надеющийся, его ум и я контролируются, от-

бросив всякую жадность, совершая действия одним лишь телом, он не совершает греха. Удовлетворённый тем,

что получает без усилия, свободный от пар противоположностей, без зависти, уравновешенный в успехе и

неудаче, хотя и совершающий действия, он не связан. У того, у кого привязанность умерла, у гармоничного, ко-

торого мысли контролируются в мудрости, его деятельностью являются все жертвоприношения, у него все дей-

ствия тают. Вечное жертвоприношение, Вечное очищенное масло предлагается Вечному огню Вечным; к Веч-

ному, поистине, он должен следовать, кто в своём действии всецело медитирует на Вечном. Тот, кто отказался

от действия с помощью Йоги, кто разорвал на куски сомнение с помощью мудрости, кто управляем с помощью

Я, того не связывает действие, о Арджуна!. (Гита, гл.4, Шлоки 20-24, 41).

Когда человек рассматривает действие, словно оно было совершено для него, он обладает .менталитетом

действия., а когда он обращается с ним как с предопределённым Богом, Богом предписанным и ради Бога, он

просто является наблюдателем, и он обладает .менталитетом бездействия..

Если действие выполняется с Нишкамья Бхавой, как Ишварарпана, тогда не существует действия вообще.

Это . .бездействие в действии..

Если вы идентифицируете себя с Брахманом и являетесь как бы свидетелем деятельности Пракрити и её эф-

фектов, ума, Индрий и тела, вы реализуете .бездействие в действии.. Брахман является Нишкрийей, Акартой,

Нираваявой. Но Он является и примум мобиле, главной движущей силой. Он даёт толчок, и Пракрити движется

и действует. Он пристально наблюдает, и Пракрити движется и действует. Без Его присутствия Пракрити ничего

не может сделать. Следовательно, лишь Брахман в действительности совершает все действия. Это . .действие в

бездействии., чему учит Гита.

 

VII.5. Д ЕЙСТВИЕ И ДЕЯТЕЛЬ

.Действие, совершённое как обязанность, без привязанности, без любви или ненависти, без желания плодов,

называется чистым (Саттвическим). Но действие, которое совершено человеком, жаждущим удовольствий, или с

эгоизмом, или с большим усилием, считается страстным (Раджасическим). Действие, совершённое в результате

заблуждения, несмотря на способность и последствия, потери и причинение вреда другим, считается тёмным

(Тамасическим).. (Гита, гл.18, Шлоки 23,24,25).

.Свободный от привязанности, неэгоистический, наделённый твёрдостью и энтузиазмом, не затрагиваемый в

успехе и неудаче, тот деятель называется чистым (Саттвическим). Страстный и желающий обрести плоды дей-

ствий, жадный, жестокий, нечистый, побуждаемый радостью и печалью, такой деятель считается страстным

(Раджасическим). Изменчивый, обманщик, пошлый, упрямый, злобный, ленивый, подавленный и постоянно от-

кладывающий, такой деятель считается тёмным (Тамасическим).. (Гита, гл.18, Шлоки 26-28).

 

VII.6. С АМОПОДЧИНЕНИЕ

.Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни жертвовал, что бы ты ни давал, какую бы аскезу ты ни

совершал . делай это как подношение Мне.. (гл.9, Шлока 27).

.На Мне фиксируй свой ум, будь предан Мне, будь распростёртым предо Мной. Гармонизировавшись таким

образом в Я, ты придёшь ко Мне, имея Меня как свою высшую цель.. (гл.9, Шлока 34).

Идеи, которые заложены в Шлоке 34 главы 9, повторяются в Шлоке 65 главы 13. Но здесь имеется заверение,

данное Богом Кришной Арджуне: .Я закладываю тебе Свою истину; ты дорог Мне.. Далее Бог говорит: .Отка-

завшись от всех обязанностей, приходи ко Мне одному для обретения убежища. Не печалься, Я освобожу тебя

от всех грехов. Беги к Нему для убежища, о Бхарата; с помощью Его милости ты обретёшь высший покой, веч-

ное место пребывания.. (гл.18, Шлоки 66,62).

.Для мудреца, который ищет Йогу, действие называется средством; для того же мудреца, который возведён

на трон Йоги, спокойствие называется средством. Когда человек не чувствует привязанности ни к объектам

чувств, ни к действиям, отвергнув всеобразующую волю, тогда, говорят, он возводится на трон Йоги.. (гл.6,

Шлоки 3,4).

.Следовательно, во все времена думай лишь обо Мне, и сражайся. С умом и рассудком, установленным на

Мне, без сомнения, ты придёшь ко Мне.. (гл.8, Шлока 7).

.Тот, кто совершает действия для Меня, чьим высшим добром Я являюсь, Мой преданный, свободный от

привязанности, без ненависти к какому-либо существу, он придёт ко Мне, о Пандава.. (гл.11, Шлока 55).

.Сдерживающие и покоряющие чувства, одинаково всё воспринимающие, радующиеся благополучию всех,

они также придут ко Мне. Если также ты не в состоянии совершать постоянную практику, будь погружённым в

Моё служение; совершающий все действия ради Меня, ты достигнешь совершенства.. (гл.12, Шлоки 4, 10).

.Тот, кто свободен от эгоистического представления, чей рассудок не поражён, хотя он убивает этих людей,

он не убийца, и он не связан. Хотя вечно совершая все действия, обрети убежище во Мне; с помощью Моей ми-

лости ты обретёшь вечное нерушимое жилище. Мысленно отрёкшись от всякой работы во Мне, погрузись в Ме-

ня, обратись к Йоге различения, установи мысли на Мне. Бог обитает в сердцах всех существ, о Арджуна, и с

помощью Его иллюзорной силы все существа вынуждены вращаться, словно помещённые на гончарный круг..

(гл.18, Шлоки 17,56,57,61).

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!