Фирменный стиль - история развития



Фирменный стиль, в современном его понимании, появился относительно недавно, однако отдельные его составляющие зародились еще в древние времена. Так прототипом логотипа можно считать клеймо3, играющее роль торгового знака4. Чтобы идентифицировать свое изделие и выделиться среди конкурентов, мастера-ремесленники помечали свои изделия личным клеймом. Как правило, знак наносился на изделие путем вдавливания, однако встречались и выпуклые рельефы. Большинство знаков представляли собой надписи, которые расшифровывались как имя мастера или владельца мастерской.

Так же существенный вклад в формирование фирменного стиля внесло возникновение герба5 в Средневековой Европе в XI веке. Именно рыцарские гербы, их цвета и девизы стали предшественниками фирменного стиля. Каждый герб являлся отличительным знаком своего хозяина, который отражал всю информацию о представителях рода и самом рыцаре; указывал на статус и знатность владельца. На создание гербов тратилось много средств и использовались услуги лучших художников. Гербы ставились практически на все имущество: на щиты, флаги, знамена, оружие и конную сбрую, бытовые предметы и посуду, архитектурные элементы фамильного замка. С течением времени роль герба в средневековом обществе только увеличивалась - личная символика становится обязательным официальным атрибутом и входит в композицию6 печати. В композиции герба большую роль играет цветовое решение, которое также распространяется на одежду, слуг и охрану, флажки и цвета оформления интерьера замка или дворца. Геральдика выполняла функцию обозначения собственности конкретного владельца.

В средние века развивается торговля, появляются целые цеховые корпоративные торговые марки. Появляются первые прототипы рекламных слоганов в виде различных девизов, сопровождающих графические символы. Так же появляется явление плагиата – одна гильдия размещает эмблемы7 другой, более успешной, на своих товарах. С расширением географии рынков и централизации производства значение товарных знаков и других фирменных отличительных символов постоянно росло.

Промышленная революция, начавшаяся в конце XVIII века в США и странах Западной Европы, вывела производственные процессы на новый уровень, что сформировало предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Рост промышленных мощностей значительно увеличил объем производства предприятий. Крупные производители захотели самостоятельно осуществлять контроль над сбытом и не зависеть от посредников. Возросший уровень конкуренции и неизбежное совместное существование в одном информационном поле ставили перед производителями задачу самоидентификации. Это способствовало активному развитию дизайна логотипа и фирменного стиля, востребованность которых становилась более актуальной.

Первый фирменный стиль появился в начале XX века благодаря известному художнику и архитектору Петеру Беренсу. В 1907 году Беренс был приглашен на должность художественного директора в крупнейший электропромышленный концерн Германии «AEG» и впервые в истории проводит его полный «ребрендинг8», охватывающий не только продукцию и рекламу компании, но и производственные помещения, точки розничной продажи, офисную мебель, упаковку и т.д. Перед Беренсом стояла задача задать единый тон, всему, что связано с фирмой и придать привлекательный облик продукции компании. Фирменный стиль Беренса строился в основном на повторах нескольких геометрических элементов и полном отказе от традиционных форм и орнаментации. Истоками формообразования были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Геометризация формы и лаконичность отражали сочетание технической точности производственного процесса с социокультурной обозначенностью вещи, отказе от декоративности в пользу функциональности.

После Второй мировой войны новейшие тенденции в области дизайна диктует Италия, которая переживает крупный экономический подъем. В это время все силы страны были направлены на развитие мирных отраслей промышленности. Чтобы поднять престиж профессии дизайнера, стали издаваться журналы и организовываться выставки. Также в это время появляется термин «итальянский дизайн». Уже к середине 50-х годов вся Европа и Америка носили итальянские костюмы, ездили на итальянских мотороллерах и пили кофе из итальянских кофеварок. Однако, итальянская мебельная промышленность была в упадке, ведь традиционная продукция была уже не востребована и неактуальна на мировом рынке, экспорт уменьшался. Всё изменилось в 60-е годы. В 1961 году на миланской выставке мебели i Saloni Milano был представлен целый сектор мебели прогрессивного направления. Эта выставка произвела фурор, и об итальянском дизайне заговорили. Образцами для нового дизайна мебели стали абстрактные формы. Мебель изготавливалась из необычных материалов и необычными способами. Возникает концепция «Bel Design» («Красивый дизайн»), которая была предметно ориентирована: «Итальянские дизайнеры создают не просто мебель, они смотрят глубже, проникая в самую суть и характер вещей» (Echo du Meuble, Брюссель). Предметы понимались как личности, а также могли символизировать статус. Например, портативная пишущая машинка «Валентина» фирмы «Оливетти», не только представляла собой рабочий офисный инструмент, но так же была элементом офисной культуры, символом женской профессии и инструментом культурного производства.

В это время появляется профессия дизайнера-консультанта, которые советовали и консультировали в различных фирмах. Крупные компании, например, такие как «Фиат» или «Оливетти», сотрудничали с известными дизайнерами.

Также свою известность в истории дизайна получает фирма «Оливетти», названная именем ее основателя – Камилло Оливетти. «Стиль Оливетти» отличало стремление к красоте, изяществу, первосортности во всем – начиная с продукции и заканчивая деловой документацией. Компания уделяла особое внимание «корпоративной идентификации9»: дизайн архитектуры, рекламы, графики, дизайн продукции и экспозиций10 были выполнены в едином фирменном стиле. Компания задавала тон в формировании «итальянского стиля» на международном уровне дизайна. Важнейшим элементов в политике фирмы было активное участие в культурной жизни и сотрудничество с художниками, дизайнерами, писателями и музыкантами.

Всемирную известность фирма «Оливетти» получила с приходом Марчелло Ниццоли в качестве главного дизайнера компании. Ниццоли выпустил знаменитые пишущие машинки «Lettera 22» и «Lexicon 80». Фирма «Оливетти» была ориентирована на социально-ответственный бизнес. Камилло Оливетти заложил основы уважения к работникам, заботы об их семьях, условиях жизни, образовании и личностном развитии. Компания обеспечивала социальное страхование, строила детские сады, базы отдыха и учебные центры.

Стоит отметить другую компанию, внесшую свой вклад в историю дизайна. Это немецкая фирма «Braun», которая была одной из самых успешных в области производства электроприборов. В середине ХХ века в «Braun» начинается эра дизайна. Компания приглашает к себе специалистов из Ульмской школы и создает в 1954 году Департамент Дизайна и Коммуникаций, который возглавил ведущий дизайнер компании Фриц Айхлер. По мнению Айхлера дизайн будет коммерчески успешным не за счет ориентированности на эстетику, а за счет ориентированности на образ потребителя. Компания формирует образ потребителя – как человека, который стремится к уюту, гармоничности и простоте. «Braun» хотели совместить в своей продукции экономичность, надежность и функциональность. «Вещь незаметно появляется, делает свое дело и исчезает».

«Отцом» стиля Braun считают Дитера Рамса, который руководил Департаментом с 1955 года после Айхлера. Рамс сформулировал основной лозунг, выражающий стиль фирмы «Braun»: «меньше дизайна – больше дизайна». Концепция11 требовала от визуальной формы следовать за функцией настолько, что форма практически утрачивала свое значение. На формирование концепции фирмы «Braun» огромное влияние оказала Ульмская школа с их понятием «хорошего дизайна». «Хороший дизайн» означает:

· инновационность

· понятность (простой и узнаваемый)

· честность (не скрывает ничего)

· практичность и долговечность

· экологичность

· минималистичность (меньше дизайна – больше дизайна)

· эстетичность (гармонирует с миром форм)

· удобство

· ненавязчивость (вещь не должна быть шумной и заметной)

Как и Беренс, Рамс придерживался мнения, что дизайн должен быть проработан до последней детали, чтобы функциональность не шла в убыток эстетике продукта.

 «Braun» одни из первых связали дизайн с коммерческой деятельностью: рекламой, маркетингом и пиаром.

Сильная конкуренция на рынке труда, увеличивающийся спрос на промышленную продукцию и развитие массового производства, побуждает производителей искать новые подходы к рекламе и продвижению товаров. Таким образом, фирменный стиль становится новым подходом к продвижению среди возрастающей конкуренции.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!