Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г),



Понятие и классификация прав и свобод человека

Права человека (англ. Human rights) по-разному определяются в правовых теориях (доктринах), системах права и национальном законодательстве разных стран, то есть это многогранное понятие. Наука до настоящего момента не выработала единого понимания прав человека.

Во-первых, говоря о правах человека их следует отличать от прав гражданина.

Права человека можно примерно определить как естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.

В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в Основных законах государств и иных законодательных актах, а также обязательно государством обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Так как же определить, что понимать под правами и свободами человека? Как уже говорилось, существует множество подходов к данной проблеме. На сайте ООН, к примеру, говорится[1], что «права человека – это неотъемлемое достояние всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают в себя право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации».

Управление ООН по правам человека указывает, что права человека[2] – это это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

 Ученый-правовед Лукашева Е.А. определяет[3] права человка как нормативную форму взаимодействия людей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов при сочетании свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. «Права человека являются необходимым условием жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством».

Большой юридический словарь (ред. Я. Сухарев)[4] под правами человека понимает понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Свободное и эффективное осуществление Прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление Прав человека на личные (гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические права и свободы.

Юрисконсульт ЕСПЧ, профессор Микеле де Сальвиа утверждает, что права человека нужно понимать, как права человека, который живет в определенном сообществе (которое и является необходимым гарантом как прав, так и свобод и которое и выступает защитной рамкой этих прав и свобод).

При всем множестве взглядов на природу прав человека следует обратить внимание на основные методологические подходы к пониманию прав человека, среди которых выделяют два главных: естественно-правовой подход и позитивистский подход к пониманию сущности прав человека.

Естественно-правовой подход.

Суть данного подхода состоит в трактовке прав человека как выражении свободы человека. Свобода отдельного человека, свобода, исключающая несправедливое на нее посягательство, есть высшая ценность, определенная самой Природой или Богом. Тем самым такая свобода, такая ценность есть и высшая справедливость, исходящая от них. И только они - Природа или Бог - могут определять границы этой свободы и критерии этой справедливости

Идея естественного права, восходящая к античной (греческой) и римской цивилизации, претерпела несколько этапов своего торжества и падения. В первый - римский - период свобода (права) человека, соотносившаяся, правда, лишь со свободными гражданами, воплощалась в реальной жизни, особенно в эпоху республиканского Рима, весьма наглядно.

В период средневековья свобода человека начинает резко ограничиваться практически во всех сферах жизнедеятельности в силу природы самого феодализма как общества всеобщего закрепощения. Но уже в тот период предпринимались попытки ограничить произвол гос. власти, особенно монархов (английские Великая Хартия вольностей 1215 года, Хабеас Корпус Акт 1678 года, Билль о правах 1689 года и др.).

Эпоха Возрождения дала новый импульс возрождению идей естественного права в доктринах и трудах Жан-Жака Руссо, Джона Локка, Шарля Монтескье, Гуго Гроция, Т. Джефферсона, И. Канта и многих других философов, юристов, представителей богословия.

Вторая половина XIX века - первая половина XX века охарактеризовалась очередной стагнацией идей естественного права, что обусловлено становлением и развитием капиталистического строя, сопровождавшегося многочисленными войнами, в том числе двумя мировыми войнами, не способствовавшими развитию этих идей.

Обобщенно говоря, естетсвенно-правовй подход определяет права человека как совокупность прав, принадлежащих человеку от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы, задача государства же состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения, не допускать произвольного посягательства на свободы индивида.

Позитивистский подход состоит в том, что свои права человек получает от самого государства. Суть позитивистского толкования сущности прав человека состоит в том, что права человека, их объем и содержание определяются государством как основным, наиболее значимым и приносящим наибольшее благо обществу, социальным институтом. Государство не просто определяет те или иные права человека, оно выступает по отношению к индивиду в роли патера - отца.

Позитивистская концепция прав человека как одно из направлений юридического позитивизма, возникшего во второй половине XIX века, нашло свое выражение во взглядах многих зарубежных и отечественных мыслителей и ученых (А. Меркель, Г. Кельзен и др.). Этих воззрений придерживался известный русский философ права Б.Н.Чичерин.

Рассмотренные основные методологические подходы к трактовке сущности прав человека дают достаточные представления об интересующем предмете.

Однако, сегодня недопустимо с точки зрения объективной истины резко противопоставлять естественно-правовой и позитивистский подходы к толкованию природы и сущности прав человека. Современная трактовка исходит из необходимости оптимального сочетания обоих подходов, но при известном, критически оцениваемом доминировании естественно-правового толкования. Если элементами прав человека с позиций естественного права выступают свобода, справедливость, человеческое достоинство, человеческое счастье, то позитивистское толкование предполагает наличие в правах человека элементов соотношения индивида и государства в плане их взаимной ответственности (со стороны государства - эффективных гарантий соблюдения и защиты прав человека).

Итак, выше изложенное дает возможность вычленить следующие основные черты (признаки) прав человека как феномена человеческой цивилизации и культуры, что позволит затем и сформулировать дефиницию понятия «права человека».

По своей природе права человека есть законное и обоснованное притязание индивида к государству и обществу на определенный объем (размер) материальных и духовных благ, соответствующие им условия жизни, не противоречащие общечеловеческим и мировым стандартам (образцам, эталонам) таких благ и условий.

Права человека на сегодняшний день всегда нормативно выражены (закреплены) в нормах международного и/или внутригосударственного (национального) права. Возникновение прав человека связано с первичными представлениями людей о свободе, справедливости, человеческом достоинстве и счастье.

В правах человека отражается идея недопустимости произвольного отчуждения или ограничения государственной властью свободы воли индивида и одновременно идея признания индивидом (лицом) социальной значимости государства как основного социального института и права как социального регулятора.

Итак, Права человека - это закрепленные в нормах международного и внутригосударственного права признанные обществом и государством исторически сложившиеся общечеловеческие стандарты (эталоны) свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья, выраженные в виде материально-духовных благ определенного размера (объема) и содержания, соответствующих им условий жизни человека, законное и обоснованное притязание на которые человеком признается обществом и государством, ими произвольно не отчуждаются, не ограничиваются и гарантируются.

Государство не может полностью наделять (или даровать) человека такими правами и свободами, но его обязанность состоит в том, чтобы закрепить права и свободы человека в законе, признавать их и соблюдать, обеспечить реализацию и защиту, а также обеспечить возможность защиты этих прав и свобод в межгосударственных органах по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46 Конституции РФ 1993 г.).

При этом нужно помнить, что представления о правах человека никогда не оставались статичны. В зависимости от конкретно-исторических условий представление о них менялось, таким образом они претерпевали некую эволюцию.

Наиболее фундаментальная идея в понимании прав человека - это идея свободы и равенства всех людей. При таком подходе, заметно, что «права человека» как понятие восходит к VI-IV вв. до н.э. Впервые эта идея была высказана софистами (Протогор, Антифонт, итд). Древнегреческие философы утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу человека.

В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Средневековое право было, в принципе, больше ориентировано на юридическое оформление и закрепление феодальной собственности на землю, в закреплении сложившейся системы социальных отношений и поддержании порядка в интересах господствующего класса, в охране феодальной собственности и власти. Основные права и свободы были только у привилегированного класса (духовенство и дворяне), существенно ограничивались в правах горожане, крестьяне и вовсе были лишены самых элементарных прав. Все это регулировалось феодальным государством и правом. То есть, о правах человека в этот период, в сегодняшнем их понимании, говорить не приходится. Хотя, безусловно, в некоторых регионах появлялись документы, концептуализировавшие права и свободы – например: Великая Хартия вольностей (1215 г), в которой, в частности, закрепилось право на неприкосновенность личности: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо способом обездолен... иначе как по законному приговору ... и по закону страны»[5].

Важнейшим шагом в развитии прав человека явилась буржуазно-демократические революции ХVII — ХVIII вв., которые были следствием бурно развивающихся капиталистических отношений, которые входили в противоречие с, так скажем, феодальной надстройкой в виде феодального государства и права. Их следствием стало провозглашение широкого круга прав и свобод человека, принципа формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Появление термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. Это был первый государственный акт, в котором от имени восставшей колонии было заявлено о правах человека.

Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности.

Права, завоеванные в ходе буржуазных революций 18- первой половины 19 века, сегодня принято считать первым поколением прав. Первое поколениевключает в себя личные и политические права (негативные права – против вмешательства государства): право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), совести и религии (ст. 28), право на жизнь (ч. 1 ст. 20), свободу и лич­ную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)) и иные права.; Права дан­ного поколения корреспондируют обязанности государства воз­держиваться от вмешательства в сферу личной свободы человека и гражданина;

В связи с дальнейшим изменением экономической конъюнктуры в конце XIX — начале XX в. и переходом капитализма в свою империалистическую стадию, и вытекающей из этого борьбы рабочего элемента (то есть – не собственников капитала и средств производства) за свои права – оформилось второе поколение прав. В реализации этих прав, напротив, государство уже принимает активное участие. Содержание этого поколения прав составляют социально-экономические права (право на труд, на свободный выбор работы (ч. 1 ст. 37), право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), право на защиту материнства и дет­ства (ч. 1 ст. 38) и др.) и социально-культурные права (право на образование (ч. 1 ст. 43), право на участие в культурной жизни общества, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др.);

Позже, ближе к XXI веку оформилось третье поколение прав, которое было порождено глобальными проблемами че­ловечества и эпохой информатизации (Это поколение вобрало в себя такие права, как например, право на бла­гоприятную окружающую среду, на достоверную информа­цию об ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право свободно искать, получать, передавать, произ­водить, распространять информацию любым законным спосо­бом (ч. 4 ст. 29)).

Специфика прав третьего поколения состо­ит в их коллективном характере, что способствует их совмес­тной реализации.

Однако обратим внимание на середину прошлого века, когда проблема прав человека стала превращаться из внутренней проблемы государств в международную проблему. Произошло это после Второй мировой войны, результаты которой продемонстрировали народам, что права человека, его достоинство и свобода носят всеобщий и универсальный характер, нуждаются и подлежат международной защите.

Следствием этого стало создание в 1945 году ООН, которая впоследствии выработала универсальный свод законов в области прав человека. Она также определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого «свода законов» являются:

Устав ООН и Международный Билль о правах человека, который представляет собой совокупность международных документов:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г),

Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г),

Первый и Второй факультативный протокол к нему в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека (1948 г).

Всеобщая декларация, включающая в себя 30 статей, стала самым первым международным документом, в котором государства попытались описать (очертить) правовой статус личности, зафиксировать перечень прав, принадлежащих каждому человеку, которые государства должны уважать и обеспечивать.

В документе провозглашаются такие базовые права человека, как: свобода и равенство человека в достоинстве и правах от рождения, свобода от дискриминации, Право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свобода от рабства, право на гражданство, Право вступать в брак и основывать семью, Право владеть имуществом, Право на свободу мысли, совести и религии, Право на свободу убеждений и информации, Право на свободу мирных собраний и ассоциаций, Право на социальное обеспечение, Право на отдых и досуг, право на образование и другие права.

Экономические, социальные и культурные права были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, который вступил в силу в 1976 году.

Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

· право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;

· право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

· право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права были закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Первом факультативном протоколе к нему, которые также вступили в силу в 1976 году.

Пакт «О гражданских и политических правах» признает, в частности, право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие или унижающие достоинство виды обращения или наказания и закрепляет иные права человека.

Появление вышеназванных документов, и в особенности Всеобщей декларации прав человека 1948 г., задало новый международный стандарт в области прав человека. Однако, отличительной особенностью, в особенности, Декларации 1948 г. как документа оказался ее декларативный, рекомендательный характер для стран – участников ООН. Кроме этого, международное сотрудничество в области прав человека стало дополняться и иными конвенциями, регулировавшими права человека уже на региональном уровне. Таковыми являются: Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной хартией 1961 г., Американской конвенцией о правах человека 1961 г. и Африканской хартией прав человека и народов 1981 г.

Особую роль среди региональных документов играет именно Европейская конвенция 1950 года, которая представляет собой международный региональный стандарт в области прав и свобод человека, который принят и ратифицирован всеми 47 государствами – членами Совета Европы. Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты, который обязывает государства – членов СЕ действовать определенным образом. Этим механизмом является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Разработав Конвенцию, государства – члены Совета Европы, как указано в преамбуле документа, «предприняли первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления НЕКОТОРЫХ из прав, изложенных во Всеобщей декларации прав и свобод человека».

Микеле де Сальве в своей работе «Европейская конвенция по правам человка» подчеркивает, что выражение «НЕКОТОРЫЕ из прав» означает, «что права и свободы, гарантируемые ЕКПЧ составляют ОСНОВНЫЕ права и свободы человека, защита которых НЕОБХОДИМА, но существует и перечень иных прав, которые пока не подлежат коллективной гарантии»[6].

Остановимся же на перечне прав и свобод, которые гарантируются Конвенцией и протоколами к ней и подлежат защите в рамках ЕСПЧ и попытаемся их классифицировать.

Раздел первый ЕКПЧ посвящен таким основным правам и свободам, которые в самой Конвенции никак не классифицируются и не группируются, а просто перечисляются. Ученые, юристы, анализируя текст данного документа, предлагают различные классификации прав и свобод:

1 - абсолютные права, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, и права, которые могут быть ограничены при определенных условиях.

2- наиболее общепринятая и распространенная классификация, в соответствии с которой права подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные.

С учетом подходов отечественной юриспруденции к классификации прав и свобод Конвенции, содержания самой Конвенции и протоколов к ней, а также возможности дерогационных полномочий государств-членов можно предложить следующую классификацию прав и свобод:


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!